kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - викторина «Что? Где? Когда?» на тему: «Многообразие растений».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - викторина «Что? Где? Когда?»

                              на тему: «Многообразие растений».

Цель: расширить знание учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности растений.

Показать зависимость строения растений от их среды обита­ния.

Познакомить учащихся с многообразием растений.

Ход урока:

Класс поделен на команды по 5-6 человек в каждой. Для каждой группы выбирается капитан. Право первой игры команды определяется по жребию. На обдумывание ответа дается 1 минута.

В случае неправильного ответа в игру вступает другая команда.

Оборудование:

Игровой столик, разбитый на секторы; волчок со стрелкой; конверт с во­просами; эмблемы скрипичного ключа; черный ящик; эмблема игры - сова.

Вопросы для игры готовятся заранее. Из числа учащихся выбирается инициативная группа (2-3 человека для подведения итогов).

Вопрос 1.

Назовите самое быстро растущее растение. Какой тип роста для него характерен?

Ответ: Бамбук. Рост вставочный. За сутки побеги бамбука достигают в высоту до 1 метра.

Вопрос 2.

Почему лесоводы называют берёзу «няней» ели?

Ответ: Всходы ели под пологом березняка не гибнут от заморозков и от лучей солнца.

Вопрос 3.

Сосну можно сажать для укрепления песков, а ель – нет. Почему?

Ответ: У сосны корни уходят глубоко в почву, а у ели они стелятся по поверхности почвы

Вопрос 4.

Какую водоросль называют космической?

Ответ: Одноклеточную зелёную водоросль - хлореллу. Она размножается интенсивно и только бесполым путём – вегетативным способом. При этом, в процессе фотосинтеза выделяет большое количество кислорода.

Вопрос 5.

Какой мох во время Великой Отечественной войны партизаны использовали в качестве перевязочного материала? Почему?

Ответ: Мох сфагнум за его способность поглощать большое количество влаги – 2/3 его веса. Кроме того, сфагнум содержит бактерицидные вещества

Вопрос 6.

Судя по названию, это растение ядовито для животных. А вот люди считают его лекарственным и используют для лечения различных болезней. Как называют это растение?

Ответ: Зверобой.

Вопрос 7.

Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в её спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. Почему?

Ответ: Ночью фотосинтез прекращается, и крупные растения при дыхании поглощают кислород. Кроме того, тропические растения, как правило, выделяют эфирные масла, которые небезопасны для здоровья

Вопрос 8.

Вьющиеся растения украшают здания. Сегодня это имеет не только декоративное, но и экологическое значение. Какое?

Ответ: Растения на стенах позволяют смягчить колебания температуры в зданиях. В домах с озеленёнными стенами летом всегда прохладно, зимой дом не так быстро остывает

Вопрос 9.

Любое растение погибнет очень быстро, если летом попадёт в среду с температурой -10…-15 градусов, несмотря на то, что зимой это же растение легко переносит температуру -40. Почему?

Ответ: Это связано с тем, что растение уже с осени начинает приспосабливаться к зиме: накапливать углеводы и глицерин, изменять состояние цитоплазмы клеток, приспосабливаясь к обезвоживанию

Вопрос 10. «Черный ящик»

Какие таблетки находятся в этом ящике, если неотъемлемую травяную основу их составляет мята.

Ответ: Валидол

Вопрос 11.

Согласно легенде именно этой травой Ахилл – герой Троянской войны – лечил раны своим боевым друзьям. На Руси ахиллесова трава также исстари пользуется почётом. Порезник, кровавник, рудомётка – вот так величали эту траву в народе. Именно ею крестьяне унимали кровь-руду при порезах серпом или косой. Назовите это растение.

Ответ: Тысячелистник.

Вопрос 12.

В лечебных целях используется корневище растения, имеющее характерный запах. Очевидно, что некоторые свойства этого растения способствовали возникновению народных названий: кошачья трава, кошачий корень, ладанника, земляной ладан. В средние века его широко применяли как успокаивающее средство. Считалось, что название было дано растению в честь римского императора, правящего в I веке до н.э. В переводе с латинского глагол «валере» означает «быть здоровым».

Ответ: Валерьяна лекарственная.

Вопрос 13.

Блиц — турнир.

Нужно одному человеку ответить на 3 вопроса:

1.      У какого комнатного растения пахнут не только цветы, но и листья (герань).

2.      Назовите комнатные растения, у которых нет листьев (кактус, аспарагус).

3.      Как называется комнатное растение, из которого в древности люди изготавливали бумагу. Как эта бумага называлась? (Ципирус, папирус).

 

Подсчёт баллов, награждение команд.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - викторина «Что? Где? Когда?» на тему: «Многообразие растений». »

Урок - викторина «Что? Где? Когда?»

Закрепление по теме: Класс Млекопитающие.

Цель: расширить знание учащихся об особенностях строения пред­ставителей класса Млекопитающие.

Показать зависимость строения животных от их среды обита­ния.

Познакомить учащихся с многообразием млекопитающих.

Ход урока:

Класс поделен на команды по 5-6 человек в каждой. Для каждой группы выбирается капитан. Право первой игры команды определяется по жребию. На обдумывание ответа дается 1 минута.

В случае неправильного ответа в игру вступает другая команда.

Оборудование:

Игровой столик, разбитый на секторы; волчок со стрелкой; конверт с во­просами; эмблемы скрипичного ключа; черный ящик; эмблема игры - сова.

Вопросы для игры готовятся заранее. Из числа учащихся выбирается инициативная группа (2-3 человека для подведения итогов).

Вопрос 1.

Многие считают, что свиньи валяются в грязи потому, что любят грязь, но они с удовольствием купаются и в чистой воде.

Предположите, зачем свиньи купаются в грязи?

Ответ: свиньи таким образом избавляются от паразитов и регулируют температуру тела в жаркое время года.

Вопрос 2.

В связи с приспособленностью животных к среде обитания, изменяется строение конечностей.

Куда легче бежать зайцу: в гору или с горы и почему?

Ответ: под гору, т.к. передние ноги короткие, а задние - длинные. С го­ры он катиться кувырком.

Вопрос 3.

Зимний период, период холодов, для всех живых существ является тя­желым испытанием.

Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клу­бок.

Ответ: Свернувшись, животное значительно уменьшает наружную по­верхность тела, что ведет к уменьшению отдачи тепла.

Вопрос 4.

Во время жары, зноя многие животные прячутся в тень.

А почему в сильную жару собака высовывает язык?

Ответ: Испарение пота с тела животного способствует теплообмену, но потовые железы у собаки расположены только на подушечках пальцев, по­этому , чтобы увеличить охлаждение-организма в жаркий день, собака широ­ко открывает рот и высовывает язык. Испарение слюны с поверхности языка понижает температуру тела.

Вопрос 5.

Самое маленькое млекопитающее - землеройка съедает за день пищу, превосходящую по массе в 2 - 4 раза его собственную массу. А тигр, имею­щий массу 250 - 300 кг довольствуется 10 - 12 кг мяса в сутки.

Объясните такое несоответствие.

Ответ: Потеря тепла происходит всегда с поверхности тела. У крупных животных при большом объеме тела сравнительно мала общая ею площадь. При уменьшении размеров тела его поверхность убывает медленнее, чем объем, поэтому малые организмы менее экономичны в сохранении тепла, чем крупные.

Вопрос 6.

Многие афоризмы не имеют под собой научной основы.

Правильно ли выражение: топает как слон? Почему?

Ответ: Слон не может топать, так как у него на подошве находятся по­душечки. Он ходит мягко и бесшумно.

Вопрос 7.

Топкие болота, это места, которые для многих крупных животных явля­ются непроходимыми.

Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топким болотам?

Ответ: Лось имеет на каждой ноге два копыта, между копытами натяну ­та перепонка. Когда он бежит, то копыта раздвигаются, перепонка натягива­ется, давление тела животного распределяется на сравнительно большую площадь опоры и лось не вязнет.

Вопрос 8.

Одним из основных признаков млекопитающих является дифференциа­ция зубов. Известно, что бобры перегрызают толстые деревья.

Почему зубы бобра не тупятся?

Ответ: зуб бобра состоит из различных слоев по твердости. Когда бобр грызет дерево, то, прочная эмаль, покрывающая верхний участок зуба, испы­тывает большую нагрузку, а остальная более мягкая ткань - меньшую. В ре­зультате весь зуб стачивается равномерно и угол заострения остается неизменимым.

Вопрос 9.

Все знают, что кошки очень живучие существа.

Почему при падении кошка , чаще всего, приземляется на лапы?

Ответ: падающая кошка прижимает лапы и хвост к туловищу, ускоряя этим вращение. Как только она займет положение лапами вниз, она отводит конечности, вращение прекращается, и кошка падает на лапы.

Вопрос 10. «Черный ящик»

Сибирь издавна славиться своими богатствами. Люди, наблюдая приспо­собления животных к защите от морозов, стали одомашнивать и использо­вать их в своих целях.

Какой результат такого использования лежит в «черном ящике»?

Ответ: меховая шапочка.

Вопрос 11.

Лиса, убегая, от преследующей ее собаки, часто спасается тем, что вне­запно делает резкое движение в сторону, когда собака готова уже схватить ее зубами.

Почему собаки трудно поймать лису?

Ответ: лиса внезапно изменяет направление движения, собака некото­рое время по инерции движется в первоначальном направлении. Поэтому ли­са часто спасается от собаки.

Вопрос 12.

Северные олени довольно легко переносят холода.

Почему северные олени не замерзают даже в сильные морозы, что за­щищает их от холода?

Ответ: у оленя надувная шерсть, пустотелые шерстинки наполненные воздухом. Поскольку воздух проводит тепло, то такая шерсть хорошо защи­щает оленя от холода.

Вопрос 13.

Водолазная собака легко вытаскивает тонущего человека из воды. Одна­ко, дотащив до берега, не может даже сдвинуть с места. Почему?

Ответ: в следствие действия выталкивающей силы, тонущий в воде имеет меньшую массу, чем на суше.

Вопрос 14.

Корова и лошадь оказались в заволоченной местности. У кого больше шанцев ее преодолеть и почему?

Ответ: при вытаскивании ног из вязкой почвы под копытами лошадей создается пониженное давление и наружное атмосферное давление затрудня­ет движение ног. У парнокопытных при нажиме на почву копыта раздвигаются, а при вы­таскивании ног сближаются и вокруг них свободно проходит воздух.

Вопрос 15.

Галилео Галилей писал, что лошадь упав с высоты, ломает себе ноги, а кошка остается невредимой после падения с 4-5 метров, а сверчок, упав с вершины башни, как муравей упавший на землю хотя бы из лунной сферы.

Почему насекомые и мелкие звери, падая на землю с большой высоты, остаются невредимыми, а крупные ж и вот н ы е страдают.

Ответ: с уменьшением размеров тела значительно быстрее убывает его объем. Сопротивление движения в воздухе зависит от поверхности падающе­го тела. Поэтому мелкие животные испытывают большее сопротивление, чем крупные, так как у них на единицу' массы приходиться большая поверх­ность.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок - викторина «Что? Где? Когда?» на тему: «Многообразие растений».

Автор: Ахтырская Нина Владимировна

Дата: 17.03.2015

Номер свидетельства: 188195

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экологическое воспитание на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(50) "ekologhichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414916238"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА         «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ "
    ["seo_title"] => string(91) "programma-fakul-tativnogo-kursa-okruzhaiushchii-mir-dlia-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "128895"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415604031"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Экологическое воспитание на уроках кубановедения"
    ["seo_title"] => string(53) "ekologhichieskoievospitaniienaurokakhkubanoviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "274874"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452452172"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства