Урок - викторина «Что? Где? Когда?»
на тему: «Многообразие растений».
Цель: расширить знание учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности растений.
Показать зависимость строения растений от их среды обитания.
Познакомить учащихся с многообразием растений.
Ход урока:
Класс поделен на команды по 5-6 человек в каждой. Для каждой группы выбирается капитан. Право первой игры команды определяется по жребию. На обдумывание ответа дается 1 минута.
В случае неправильного ответа в игру вступает другая команда.
Оборудование:
Игровой столик, разбитый на секторы; волчок со стрелкой; конверт с вопросами; эмблемы скрипичного ключа; черный ящик; эмблема игры - сова.
Вопросы для игры готовятся заранее. Из числа учащихся выбирается инициативная группа (2-3 человека для подведения итогов).
Вопрос 1.
Назовите самое быстро растущее растение. Какой тип роста для него характерен?
Ответ: Бамбук. Рост вставочный. За сутки побеги бамбука достигают в высоту до 1 метра.
Вопрос 2.
Почему лесоводы называют берёзу «няней» ели?
Ответ: Всходы ели под пологом березняка не гибнут от заморозков и от лучей солнца.
Вопрос 3.
Сосну можно сажать для укрепления песков, а ель – нет. Почему?
Ответ: У сосны корни уходят глубоко в почву, а у ели они стелятся по поверхности почвы
Вопрос 4.
Какую водоросль называют космической?
Ответ: Одноклеточную зелёную водоросль - хлореллу. Она размножается интенсивно и только бесполым путём – вегетативным способом. При этом, в процессе фотосинтеза выделяет большое количество кислорода.
Вопрос 5.
Какой мох во время Великой Отечественной войны партизаны использовали в качестве перевязочного материала? Почему?
Ответ: Мох сфагнум за его способность поглощать большое количество влаги – 2/3 его веса. Кроме того, сфагнум содержит бактерицидные вещества
Вопрос 6.
Судя по названию, это растение ядовито для животных. А вот люди считают его лекарственным и используют для лечения различных болезней. Как называют это растение?
Ответ: Зверобой.
Вопрос 7.
Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в её спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. Почему?
Ответ: Ночью фотосинтез прекращается, и крупные растения при дыхании поглощают кислород. Кроме того, тропические растения, как правило, выделяют эфирные масла, которые небезопасны для здоровья
Вопрос 8.
Вьющиеся растения украшают здания. Сегодня это имеет не только декоративное, но и экологическое значение. Какое?
Ответ: Растения на стенах позволяют смягчить колебания температуры в зданиях. В домах с озеленёнными стенами летом всегда прохладно, зимой дом не так быстро остывает
Вопрос 9.
Любое растение погибнет очень быстро, если летом попадёт в среду с температурой -10…-15 градусов, несмотря на то, что зимой это же растение легко переносит температуру -40. Почему?
Ответ: Это связано с тем, что растение уже с осени начинает приспосабливаться к зиме: накапливать углеводы и глицерин, изменять состояние цитоплазмы клеток, приспосабливаясь к обезвоживанию
Вопрос 10. «Черный ящик»
Какие таблетки находятся в этом ящике, если неотъемлемую травяную основу их составляет мята.
Ответ: Валидол
Вопрос 11.
Согласно легенде именно этой травой Ахилл – герой Троянской войны – лечил раны своим боевым друзьям. На Руси ахиллесова трава также исстари пользуется почётом. Порезник, кровавник, рудомётка – вот так величали эту траву в народе. Именно ею крестьяне унимали кровь-руду при порезах серпом или косой. Назовите это растение.
Ответ: Тысячелистник.
Вопрос 12.
В лечебных целях используется корневище растения, имеющее характерный запах. Очевидно, что некоторые свойства этого растения способствовали возникновению народных названий: кошачья трава, кошачий корень, ладанника, земляной ладан. В средние века его широко применяли как успокаивающее средство. Считалось, что название было дано растению в честь римского императора, правящего в I веке до н.э. В переводе с латинского глагол «валере» означает «быть здоровым».
Ответ: Валерьяна лекарственная.
Вопрос 13.
Блиц — турнир.
Нужно одному человеку ответить на 3 вопроса:
1. У какого комнатного растения пахнут не только цветы, но и листья (герань).
2. Назовите комнатные растения, у которых нет листьев (кактус, аспарагус).
3. Как называется комнатное растение, из которого в древности люди изготавливали бумагу. Как эта бумага называлась? (Ципирус, папирус).
Подсчёт баллов, награждение команд.