Цель: изучить строение и функции отделов головного мозга: продолговатого, моста, среднего и мозжечка.
Задачи:
1. Образовательные
? Сформировать и систематизировать знания о строении и функциях отделов головного мозга.
2. Развивающие
? Развивать знания о строении нервной системы.
? Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.
? Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
3. Воспитательные
? Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету, бережное отношение к человеку.
Элементы осваиваемых компетенций
Формирование навыков работы с различными источниками информации, самостоятельно отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, преобразовывать ее;
владеть способами совместной деятельности в группе, паре, выступать с устным сообщением;
обозначать свое понимание и непонимание по отношению к изучаемой проблеме, выступать устно о результатах своего исследования, организовывать самооценку своей учебной деятельности, рефлексию.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Строение головного мозга" »
Тема: «Строение головного мозга»
Тип урока : изучение нового материала
Цель: изучить строение и функции отделов головного мозга: продолговатого, моста, среднего и мозжечка.
Задачи:
1. Образовательные
Сформировать и систематизировать знания о строении и функциях отделов головного мозга.
2. Развивающие
Развивать знания о строении нервной системы.
Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.
Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
3. Воспитательные
Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету, бережное отношение к человеку.
Элементы осваиваемых компетенций
Формирование навыков работы с различными источниками информации, самостоятельно отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, преобразовывать ее;
владеть способами совместной деятельности в группе, паре, выступать с устным сообщением;
обозначать свое понимание и непонимание по отношению к изучаемой проблеме, выступать устно о результатах своего исследования, организовывать самооценку своей учебной деятельности, рефлексию.
Приветствует обучающихся, проверка готовности к уроку.
Приветствуют учителя
1-2
Проверка д/з
У вас на столе лежат два типа задания. Возьмите каждый по одному
1. Дополните текст
2. Выполните тест
Один человек у доски заполняет схему
(фронтальная проверка д/з, условные обозначения ответов)
Выполняют задания
5
Вызов, самоопределение деятельности
Ребята, посмотрите на схему:
5
Можем ли мы сразу заполнить схему? Почему?
Нет. Не достаточно знаний
Каких знаний не хватает?
О строении головного мозга
Что мы сегодня изучим? Запишите тему.
Формулируют и записывают тему «Строение головного мозга»
Из каких отделов состоит головной мозг?
Затрудняются ответить
Чтобы ответить на этот вопрос прочитайте текст «Отделы головного мозга» на стр. 227. Дополните схему
Работают с текстом заполняют схему в тетради
Сегодня мы с вами изучим не все отделы головного мозга, а только четыре (продолговатый, мост, мозжечок, средний).
Что именно нам предстоит узнать?
Строение и функции этих отделов
Какая цель урока?
Формулируют цель
Для достижения цели что необходимо сделать?
Определяют задачи урока
Изучение нового материала
Головной мозг имеет массу от 1100 до 2000 г (средняя 1500г) Вес мозга составляет 2% от массы тела, а потребляют клетки мозга до 25% энергии
Обсуждение новой информации
15
Какую функцию выполняет головной мозг?
Варианты ответов
Все ли отделы выполняют одинаковые функции?
Нет
У вас на столах лежит листок с описанием ситуации. С помощью текста учебника на стр. 228 – 230 дайте пояснения к тексту.
Работают в парах
1. ряд: 1. Альпинисты упали со скалы. У одного человека был поврежден позвоночник в поясничном отделе. В результате повреждения мужчина перестал ходить. У другого альпиниста произошел перелом основания черепа, он умер мгновенно. Почему не выжил второй альпинист?
Поясняют ответы, выявляют функции продолговатого мозга
- регуляция работы жизненно важных центров (дыхат., пишеварит., серд. сосуд. сист.)
- проводниковая (передает импульсы от с.м. до др. отделов г.м.)
Записывают в тетрадь
2 ряд: 2. На прием к окулисту пришел больной и жалуется на резкую потерю зрения. При тщательном осмотре выяснилось, что орган зрения не имеет никаких отклонений от нормы. Предположите причину потери зрения. Ответ обоснуйте
Поясняют ответы, выявляют функции среднего мозга
2. Функции среднего мозга:
- четкость зрения и слуха
- мышечный тонус (опыт с толканием)
- ориентировочный рефлекс (опыт с хлопком)
Записывают в тетрадь
3 ряд: 3. У пациента опухоль мозга. В результате заболевания наблюдались симптомы: затруднено жевание, нарушена мимика, артикуляция, нарушения движения глазных яблок. Какой отдел мозга был затронут?
Поясняют ответы, выявляют функции моста
3. Функции моста:
- регуляторная (движение глазных яблок, мимики)
- проводниковая (соединяет мозжечок со спинным мозгом и другими отделами г.м.)
Записывают в тетрадь
Функции мозжечка мы узнаем если проведем лабораторную работу. Объясняет ход работы.
Выполняют лабораторную работу, формулируют выводы
4. Функции мозжечка:
- координация движения
- сохранение равновесия тела
- влияние на тонус мышц
Записывают в тетрадь
Закрепление нового материала
Найдите на рисунке изученные отделы головного мозга (работа с интерактивными плакатами)
Работают с интерактивным плакатом, называют отделы головного мозга
7
Установите соответствие между функцией и отделом головного мозга.
1 вариант выбирает буквы с функциями продолговатого мозга.
2 вариант выбирает буквы с функциями среднего мозга.
Буквы записать через запятую.
А- осуществляет координацию движений;
Б - в этом отделе находятся центры рефлексов кашля, чихания
В - в этом отделе находятся центры ориентировочного рефлекса
Г - регулирует мышечный тонус
Д - в этом отделе находятся центры движения глазных яблок, мимики
Е - в этом отделе находятся жизненно важные центры
Ж - поддерживает устойчивость тела при стоянии, ходьбе, беге
1 вариант б, е
2 вариант в, г, ж
Выполняют задание.
Проверяют тест по эталону
Подведение итогов
Оцените свою работу
Подсчет наибольшего количества условных знаков
3
Оцените работу своих товарищей.
Кто, по вашему мнению, был самым активным на уроке.
Называют фамилии одноклассников
Рефлексия
Подсчитайте каждый положительный ответ
Анкета:
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен
Подсчитывают результаты
5
Поднимите руку у кого больше ответов слева, справа
Домашнее задание
1. Прочитать § 45, ответить на вопросы
2. По желанию - найти источники с материалом об истории изучения функций г.м., напиши название источников, подготовь рассказ об истории изучения функций одного отдела г.м.