kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Воздушное питание растений. Фотосинтез"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 6 классе по теме "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (программа Пономарёвой И.Н.) Урок построен с использованием технологии проблемно-диалогового и  здоровьесберегающего  обучения.  Сопровождается презентацией и приложениями.  Цель урока - создать условия для открытия  учащимися знаний о процессе фотосинтеза как способе  воздушного питания растений, обеспечить понимание учащимися  особенности строения и функции листа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме Фотосинтез»

МБОУ «Мегетская средняя общеобразовательная школа»



Урок по теме

«Воздушное питание растений. Фотосинтез»














Разработка урока учителя биологии

I квалификационной категории

Литвиненко Татьяны Павловны


Цель урока: создать условия для открытия учащимися знаний о процессе фотосинтеза как способе воздушного питания растений, обеспечить понимание учащимися особенности строения и функции листа.

Задачи урока:

1. Способствовать развитию умений:

А) применять знания и опыт в различных ситуациях, в том числе и проблемных;

Б) навыков работы с разнообразными источниками информации, таблицами, дополнительной литературой;

В) выполнять опыты, исследования, вести наблюдения, делать выводы.


2. Способствовать воспитанию любознательности, познавательного интереса к изучаемой теме, формирование межличностных отношений при работе в паре.



Тип урока: изучение нового материала


Педагогические технологии: проблемное обучение, с элементами здоровьесберегающих технологий, ИКТ


Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная.


Планируемые результаты обучения:

Ученик должен знать что:

- фотосинтез – воздушное питание;

- способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений;

- условия необходимые для протекания фотосинтеза;

- в результате фотосинтеза в растениях образуются органические вещества;

- атмосферный кислород – побочный продукт фотосинтеза.


Оборудование: мультимедийная презентация по теме урока, раздаточный материал для работы в группах (см. ход урока и приложения)


УМК: авторская линия И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой.- М.,: Вентана - Граф, 2010.




Ход урока.

 


I Организационный момент.

II. Актуализация знаний. 


- Что такое корень, каково его значение?

- А какова роль листьев? Почему они тянуться к солнцу? (Ответы детей)

III. Изучение нового материала.

  1. Вступительное слово

- Человек давно пытался понять, почему листья тянутся к солнцу, их обрывали, и растение погибало. Но значение листа так и не удавалось выявить.

Ещё в 6 веке встал вопрос о том, как питается растение. Казалось бы просто: растение корнями из земли берёт всё, что ему необходимо. Голландский учёный Ван-Гельмонт решил проверить это на практике.

(Ребята получили опережающее задание – подготовить сообщение об опыте учёного).

  1. Сообщение учащегося (Слайд 1)

Более четырехсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт поставил опыт – поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течении пяти лет не давали ни какого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 гр питательных веществ для Ван – Гельмонта осталось загадкой.

- попытайтесь ответить на вопрос, на который в свое время не смог ответить известный ученый. (выслушиваются варианты ответов учеников)

В ходе обсуждения определяем, что листья растений – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Этот процесс является едва ли не самым замечательным биологическим явлением, происходящем на нашей планете. Благодаря ему существует все живое на Земле. Сегодня на уроке нам предстоит изучить этот биологический процесс.

- О каком процессе идет речь?

- Как вы догадались, речь пойдет о фотосинтезе.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. (Слайд 2)

  1. Работа с учебником

Расшифровку термина, определение записываем в тетрадях, используя учебник стр. 100.

Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света ( от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование).


- Очень образно описал это явление русский ученый, физиолог растений – К.А. Тимирязев: “Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил Вам сахар, крахмал, жиры и зерно, – он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений”.


- Сегодня на уроке нам предстоит выяснить (проблемный вопрос) из каких веществ и при каких условиях происходит образования органических веществ? (Слайд 3)

Oval 5 4. Работа в парах. Ребята, я вам предлагаю смоделировать процесс фотосинтеза. У вас на партах есть рисунок и карточки со словами, прочтите вопросы задания и распределите карточки со словами по рисунку возле соответствующих стрелочек.

На карточках слова: углекислый газ, вода, крахмал, солнечный свет, хлорофилл, карточка со словом кислород отсутствует).

(Приложение 1,2)

  1. Первое условие, при котором происходит процесс фотосинтеза, заключается в приспособленности растений располагать листья в виде мозаики или прикорневых розеток. (Свет, который поступает через прозрачную кожицу листа).

  2. Большинство растений имеют листья зеленого цвета. Благодаря какому веществу они имеют такую окраску? (Хлорофилл, находящийся в хлоропластах).

  3. Следующий компонент – это газ, который большинство организмов выделяют в атмосферу при дыхании (СО2, поступающий в листья через устьица).

  4. Это вещества, которые поднимаются по сосудам корня, стебля и попадают в сосуды жилок листа. (Води и растворенные минеральные соли).


- Сделайте вывод, используя полученные ответы ( из ответов детей формулируется вывод ).

Вывод: листу необходимы свет, углекислый газ и вода, с растворенными минеральными солями, а в листе должен быть хлорофилл, придающий ему зеленую окраску.

- Сейчас нам предстоит выяснить, что образуется в листе с участием этих веществ?

Физкультпауза ( 1 мин)


  1. Демонстрация опыта с геранью (Слайд 5). В качестве доказательства существования процесса фотосинтеза  группа учащихся  рассказывают, о том какой опыт они заложили и выдвигают гипотезы, каковы будут результаты эксперимента.

Для опыта используется герань. Одно растение обильно поливают и для оттока крахмала помещают в темное место надвое суток. Другое растение оставляют на свету. Затем первое растение извлекают из шкафа, и на его листья прикрепляют фигурки, вырезанные из плотной черной бумаги. Оба растения выдерживают на свету в течении трех, четырех дней, осуществляя полив. Затем с каждого растения срезают по листу, выдерживают их две, три минуты в кипящей воде и помещают в стакан с горячим спиртом для получения вытяжки хлорофилла. Обесцвеченные листья обрабатывают раствором йода. На листе растения, которое побывало в шкафу, проявится конфигурация фигурки, которая была прикреплена к нему. Лист, который был всегда на свету, равномерно окрасится в синий цвет.

- Какое вещество при обработке раствором йода окрасится в синий цвет?

При обсуждении результатов опыта учащиеся приходят к выводу, что на свету в листьях образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется.

6. Работа в парах. Вставьте карточку со словом «крахмал» в рисунок.

- Получается, что растение питается только крахмалом и минеральными солями почвы?

- Почему же плоды многих растений имеют сладкий вкус? (Предположения детей)

- Крахмал, образовавшись в клетках листа, здесь же превращается в сахар. Раствор сахара по ситовидным трубкам луба передвигается от листьев ко всем частям растения.

Так, например, в семенах подсолнечника накапливаются жиры, в семенах фасоли или чечевицы – белки, а вот в клубнях картофеля сахар вновь превращается в крахмал и откладывается в лейкопластах. (Слайд 6).



Рассмотрите свои рисунки.

- Почему стрелочка направлена из растения? О чем нам это говорит? (Значит, растение что-то выделяет)

- А что? Как вы думаете?


Дети высказывают предположения.

  1. Демонстрация результатов опыта, показывающего выделение кислорода растением (Слайд 7). 

Группа учащихся  рассказывают, о том какой опыт они заложили

Для опыта берут две банки из светлого стекла. В каждую помещают по 2-3 веточки растения, чтобы растения не завяли, в банки налить немного воды. Банки  с растениями закрывают крышками, одну ставят в темное место, а другую – на свет. На следующий день банки открывают и опускают зажженные свечи. В банке, стоящей на свету, свеча горит, а в банке, находившейся в темноте, - гаснет.

Учащиеся делают вывод, что растения на свету выделяют кислород. Учащиеся записывают на чистом листочке слово «кислород» и вставляют в рисунок.

Ребята, вспомните, на какой проблемный вопрос нам надо дать ответ? (Ответы детей), (Слайд 8)

    • Мы теперь можем ответить на этот вопрос? (Ответы детей)


Физкультпауза (гимнастика для глаз)


IV. Закрепление

Работа в парах. На столах листы, в которых необходимо заполнить схему: «Питание растений» (Слайд 9) (Приложение 3)



Питание растений


Почвенное Воздушное

Орган …… ……

Клетки …… …… ……

Вещества …… …… …… …… …… …… ……

Хлоропласты


Органические вещества



Слова для вставки: Корень. Корневые волоски. Устьица. Минеральные соли. Лист. Вода. Углекислый газ. Солнечная энергия.


V. Подведение итогов урока. Оценивание ответов учащихся.

- Давайте вспомним тему нашего урока и цель, которую мы с вами ставили в начале урока. (Ответы учащихся)

- Как вы думаете, достигли мы поставленные цели? Что узнали сегодня на уроке? (Ответы учащихся)


VI. Рефлексия.


- У вас на партах листочки. Закончить предложение…

Сегодня на уроке:

  • Я узнал…

  • Самым трудным для меня было… 

  • Меня больше всего удивило….


VII. Задание на дом. (Слайд 11)












Список литературы, использованной при подготовке урока:


  1. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 (7) класс. - М.: ВАКО, 2005. – 352 с. – (В помощь школьному учителю).

  2. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой.- М.,: Вентана - Граф, 2010.

  3. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы, Г.И. Лернер, Москва, «Эксмо», 2007
























Рецензия н а урок


Данный урок был проведен на тему «Воздушное питание растений. Фотосинтез». Цели и задачи урока были определены учителем достаточно четко.

На уроке были использованы технологии: проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, работа в парах.

Созданию мотивационной среды способствовало необычное начало, которое побуждало к действию, у ребят на протяжении всего урока наблюдалось желание преодолеть трудности.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера.

Главный этап урока – это усвоение нового материала, которое проходило с помощью самостоятельной исследовательской работы детей. Демонстрация опытов, заложенных учащимися к данному уроку, позволяет детям самостоятельно прийти к основным понятиям темы и сформулировать собственные выводы.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования ключевых аспектов темы, соответствовал их жизненному опыту.

На уроке были использованы презентационный и раздаточный материал, которые позволили полноценно рассмотреть тему урока.

Задания носили развивающий, творческий характер, что способствовало чувству успешности у детей, использование ИКТ дополнительно способствовало повышению мотивации учащихся, активизировало познавательную деятельность.

С целью предупреждения утомления и усталости учащихся Татьяна Павловна включает в урок физкультминутки, зарядку для глаз, вовлекает обучающихся в групповую и парную работу, использует эмоциональную передачу содержания учебного материала, переводит обучающихся к новым видам деятельности, дает задания, развивающие воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие. Доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных учащимся понятий - все это помогает реализации здоровьесберегающих технологий.

Домашнее задание, кроме обязательного прочтения параграфа включало и творческое задание. Урок прошёл в дружеской атмосфере, в непринуждённой обстановке. Никто из присутствующих не чувствовал стеснения, ребята высказывались свободно не боясь ошибиться.

В процессе урока учитель продемонстрировала такие личные качества как собранность, доброжелательность в обращении с учащимися, умение прислушиваться к ответам учащихся. Её речь отличалась грамотностью, эмоциональностью и свободой изложения.








10


Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

Приложение 2


вода

крахмал


солнечный свет


углекислый газ


хлорофилл



вода

крахмал


солнечный свет


углекислый газ


хлорофилл



вода

крахмал


солнечный свет


углекислый газ


хлорофилл



вода

крахмал


солнечный свет


углекислый газ


хлорофилл
































Просмотр содержимого документа
«Приложение 3»

Приложение 3


Питание растений


Почвенное Воздушное

Орган …… ……

Клетки …… …… ……

Вещества …… …… …… …… …… …… ……

Хлоропласты


Органические вещества



Слова для вставки: Корень. Корневые волоски. Устьица. Минеральные соли. Лист. Вода. Углекислый газ. Солнечная энергия.




Просмотр содержимого презентации
«Фотосинтез»

Ян ван Гельмонт 1579-1644

Ян ван Гельмонт

1579-1644

Урок биологии в 6 классе

Урок биологии в 6 классе

Проблемный вопрос: где, из каких веществ и при каких условиях происходит образования органических веществ? Фотосинтез  1. Приспособленность растений располагать листья в виде листовой мозаики или прикорневых розеток. 2. Большинство растений имеют листья зеленого цвета. Благодаря какому веществу они имеют такую окраску? 3. Следующий компонент – это газ, который большинство организмов выделяют в атмосферу при дыхании. 4. Это вещества, которые поднимаются по сосудам корня, стебля и попадают в сосуды жилок листа.

Проблемный вопрос: где, из каких веществ и при каких условиях происходит образования органических веществ?

Фотосинтез

1. Приспособленность растений располагать листья в виде листовой мозаики или прикорневых розеток.

2. Большинство растений имеют листья зеленого цвета. Благодаря какому веществу они имеют такую окраску?

3. Следующий компонент – это газ, который большинство организмов выделяют в атмосферу при дыхании.

4. Это вещества, которые поднимаются по сосудам корня, стебля и попадают в сосуды жилок листа.

Листовая мозаика

Листовая мозаика

Демонстрация опыта с геранью Какое вещество при обработке раствором йода окрасится в синий цвет?

Демонстрация опыта с геранью

Какое вещество при обработке раствором йода окрасится в синий цвет?

Превращения веществ в растении Так, например,   в семенах подсолнечника накапливаются жиры,   в семенах фасоли или чечевицы - белки,   а вот в клубнях картофеля сахар вновь превращается в крахмал и откладывается в лейкопластах.

Превращения веществ в растении

Так, например,

 в семенах подсолнечника накапливаются жиры,

 в семенах фасоли или чечевицы - белки,

 а вот в клубнях картофеля сахар вновь превращается в крахмал и откладывается в лейкопластах.

Выделение кислорода растениями

Выделение кислорода растениями

Проблемный вопрос: где, из каких веществ и при каких условиях происходит образования органических веществ? Какой орган растения участвует в процессе? СО 2 Какие вещества участвуют в процессе? Н 2 О хлорофилл Какие условия обеспечивают процесс? Что образуется в процессе фотосинтеза ? О 2 крахмал

Проблемный вопрос: где, из каких веществ и при каких условиях происходит образования органических веществ?

Какой орган растения участвует в процессе?

СО 2

Какие вещества участвуют в процессе?

Н 2 О

хлорофилл

Какие условия обеспечивают процесс?

Что образуется в процессе фотосинтеза ?

О 2

крахмал

Питание растений   Воздушное Почвенное Лист Орган Корень Клетки Устьица Корневые волоски Вода+минеральные соли Вещества Углекислый газ+ солнечная энергия  Хлоропласты  Органические вещества

Питание растений

Воздушное

Почвенное

Лист

Орган

Корень

Клетки

Устьица

Корневые волоски

Вода+минеральные соли

Вещества

Углекислый газ+ солнечная энергия

Хлоропласты

Органические вещества

Что мы узнали Выделение

Что мы узнали

Выделение

Задание на дом:

Задание на дом:

  • Выучить § 27, выполнить рисунок процесса фотосинтеза.
  • Дополнительное: в «Путешествии Гулливера» Дж. Свифта рассказывается о Великой Академии в Лагадо, один из ученых которой искал способ извлекать из огурцов заключенные в них солнечные лучи. Оцени правдоподобность этого проекта. Какое практическое значение он может иметь? ( ответ оформить письменно в тетради)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок по теме "Воздушное питание растений. Фотосинтез"

Автор: Литвиненко Татьяна Павловна

Дата: 17.11.2015

Номер свидетельства: 254252

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Урок по теме "Воздушное питание растений. Фотосинтез""
    ["seo_title"] => string(59) "urok-po-tiemie-vozdushnoie-pitaniie-rastienii-fotosintiez-1"
    ["file_id"] => string(6) "254253"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447733832"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Урок по теме "Воздушное питание растений. Фотосинтез""
    ["seo_title"] => string(59) "urok-po-tiemie-vozdushnoie-pitaniie-rastienii-fotosintiez-2"
    ["file_id"] => string(6) "254254"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447733839"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Технологическая карта урока биологии  по теме" Воздушное питание растений - фотосинтез" "
    ["seo_title"] => string(96) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-biologhii-po-tiemie-vozdushnoie-pitaniie-rastienii-fotosintiez"
    ["file_id"] => string(6) "193158"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427586274"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Презентация для урока биологии по теме "Воздушное питание растений – фотосинтез" "
    ["seo_title"] => string(89) "priezientatsiia-dlia-uroka-biologhii-po-tiemie-vozdushnoie-pitaniie-rastienii-fotosintiez"
    ["file_id"] => string(6) "193159"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427587890"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Воздушное питание растений "
    ["seo_title"] => string(30) "vozdushnoie-pitaniie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "146054"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419068845"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства