kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Стебель, его строение и значение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

- актуализировать и углубить знания учащихся о побеге, дать представление о внутреннем 

  и внешнем строении стебля;

- показать взаимосвязь строения стебля с выполняемыми функциями;

- показать влияние внешней среды на рост и развитие стебля;

- дать представление о тканях стебля.

Оборудование;

- комнатные растения, гербарии, ветки деревьев;

- таблицы «Внешнее строение стебля», «Внутреннее строение стебля»;

- поперечные спилы деревьев.

Ключевые слова и понятия:

- стебель, различные типы стеблей по положению в пространстве, травянистый и одревесневший стебель, удлиненный и укороченный стебель, поперечное сечение стебля; округлые, трехгранные, четырехгранные, плоские стебли;

- функции стебля: опорная, транспортная, фотосинтезирующая, запасающая, осевая;

- кора, кожица, пробка, чечевички, луб, камбий, древесина, сердцевина, годичное кольцо.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Стебель, его строение и значение" »

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МИКРОРАЙОНА ВЫНГАПУРОВСКИЙ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК










Урок по теме:


«Стебель, его строение и значение»



















Разработал: Парамошкина З.М.

учитель биологии

I категория.








2015 – 2016 учебный год




Цели урока:

- актуализировать и углубить знания учащихся о побеге, дать представление о внутреннем

и внешнем строении стебля;

- показать взаимосвязь строения стебля с выполняемыми функциями;

- показать влияние внешней среды на рост и развитие стебля;

- дать представление о тканях стебля.

Оборудование;

- комнатные растения, гербарии, ветки деревьев;

- таблицы «Внешнее строение стебля», «Внутреннее строение стебля»;

- поперечные спилы деревьев.

Ключевые слова и понятия:

- стебель, различные типы стеблей по положению в пространстве, травянистый и одревесневший стебель, удлиненный и укороченный стебель, поперечное сечение стебля; округлые, трехгранные, четырехгранные, плоские стебли;

- функции стебля: опорная, транспортная, фотосинтезирующая, запасающая, осевая;

- кора, кожица, пробка, чечевички, луб, камбий, древесина, сердцевина, годичное кольцо.


Ход урока


I. Актуализация знаний.


Учитель говорит учащимся о том, что на уроке продолжается изучение вегетативных органов растения и предлагает выполнить задание шифровки.


Шифровка «Вегетативные органы растения»

Задание: названия каких вегетативных органов растения здесь зашифрованы?


О

К

О

Р

А

О

В

Ы

Л

И

С

Т

Р

А

К

Л

У

Б

Ф

С

Т

Е

Б

Е

Л

Ь

У

Л

Д

Р

Е

В

Е

С

И

Н

А

П

О

Б

Е

Г

П

О

Ч

К

А

М

Л

К

А

М

Б

И

Й

В


Ответ: ЛИСТ, СТЕБЕЛЬ, ПОБЕГ, ПОЧКА.


Учитель предлагает составить предложение из этих слов.

Ответ: ПОБЕГ – СТЕБЕЛЬ С ЛИСТЬЯМИ И ПОЧКАМИ.


Учитель предлагает определить тему урока и обосновать свое решение.

Ответ: СТЕБЕЛЬ (НЕ ИЗУЧАЛСЯ РАНЕЕ).


Учитель просит учащихся составить план урока.

Ответ: РАЗНООБРАЗИЕ, ФУНКЦИИ, ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ (ЗУН).


Учитель предлагает учащимся сформулировать тему урока.

Ответ: СТЕБЕЛЬ, ЕГО СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ (запись в тетради)


II. Изучение нового материала

1. Функции стебля.

2

Учитель просит обосновать чередование слов в определении побега. Почему СТЕБЕЛЬ стоит на первом месте?

Ответ: СВЯЗАНО С ВЫПОЛНЯЕМЫМИ ФУНКЦИЯМИ.


1. Опорная – служит опорой растению, держит на себе тяжесть находящихся на нем листьев, цветков, плодов.

2. Проводящая – проводит воду с растворами минеральных солей от корня к листьям и отводит образующие в них органические вещества.

3. Запасающая – в основной ткани могут откладываться запасные питательные вещества.

4. Осевая – с помощью стебля побег выносит свои листья и почки к свету в ходе роста растения.

5. Фотосинтезирующая – стебли недревесных растений имеют зеленый цвет, так как содержат хлорофилл.


Все эти функции стебель выполняет посредством основных, проводящих, механических и образовательных тканей.


Одним из важнейших функций стебля является запасание воды.


Выступление учащихся с дополнительной информацией о растениях – суккулентах.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕМЫ «СУККУЛЕНТЫ»


2. Первичный контроль знаний: выполнение задания на соотношение функций стебля и их характеристик.

Вариант I


Функции

Характеристики

А. Проводящая

1. Вынос листьев к свету в ходе роста растения

Б. Опорная

2. Передвижение органических веществ

В. Запасающая

3. Содержит хлорофилл

Г. Осевая

4. Удержание листьев, цветов, плодов

Д. Фотосинтезирующая

5. Накопление органических веществ


А

Б

В

Г

Д

2

4

5

1

3


Вариант II


Функции

Характеристики

А. Проводящая

1. Накопление воды.

Б. Опорная

2. Образование органических веществ

В. Запасающая

3. Вынос почек к свету в ходе роста растения

Г. Осевая

4. Функция выполняется посредством механической ткани

Д. Фотосинтезирующая

5. Передвижение минеральных веществ


А

Б

В

Г

Д

5

4

1

3

2


Самопроверка по ключу. Выставление баллов. Работа над ошибками.

3

3. Внешнее строение стебля.


Стебель – это осевая часть побега, состоящая из узлов и междоузлий. В зависимости от степени вытянутости междоузлий стебель может быть:

а) удлиненным – у подсолнечника, кукурузы, астр, гладиолуса;

б) укороченным – у подорожника, одуванчика, маргаритки, примулы.

На поперечном разрезе видно, что стебель чаще всего имеет округлую форму, но может быть трехгранным (осока), четырехгранным (крапива)


4. Внутреннее строение стебля.


Снаружи стебель защищен покровными тканями. У молодых стеблей поверх покровной ткани сохраняются остатки тонкой кожицы. У многолетних растений к концу первого года жизни кожица замещается многослойной пробкой, состоящей из мертвых клеток, заполненных воздухом. Для дыхания в кожице (у молодых побегов)имеются устьица, а позже образуются чечевички – участки пробки с крупными, рыхло расположенными клетками с большими межклетниками.

Под покровной тканью находится кора. Наружная часть коры – слои покровной, механической, основной тканей. Внутренняя часть с клетками проводящей ткани называется лубом. В состав луба входят ситовидные трубки (живые клетки, соединенные в трубку) по которым идет нисходящий ток: органические вещества передвигаются от листьев к другим органам растения. Ситовидные трубки остаются живыми 2 – 3 года, редко 10 – 15 лет. На смену им образуются новые.. Собраны в пучки. Кроме этих пучков в лубе имеются клетки механической ткани в виде лубяных волокон и клетки основной ткани.

К центру от луба расположена проводящая ткань – древесина. По ней идет восходящий ток: вода с растворенными в ней веществами передвигается от корней к листьям. Древесина образована:

- сосудами (соединения трубчатых клеток, образующих трубочку; растворы двигаются

достаточно быстро);

- трахеидами (цепочки из длинных мертвых водопроводящих клеток; растворы

двигаются медленнее, чем в сосудах);

- древесными волокнами (похожи на трахеиды, но имеют более толстые стенки клеток).

В центре стебля лежит толстый слой рыхлых клеток основной ткани, в которых откладываются запасы питательных веществ, - это сердцевина. У некоторых растений сердцевина занята воздушной полостью (георгина, тюльпан, огурец, бамбук).

Между древесиной и лубом у двудольных растений находится тонкий слой клеток образовательной ткани – камбий. В результате деления камбия стебель растет в толщину: ¾ клеток отходят к древесине, ¼ - к лубу.

Деление клеток камбия зависит от сезонного ритма: весной и летом происходит активно, в результате чего образуются крупные клетки, а осенью замедляется, и тогда образуются мелкие клетки. Зимой деление камбия прекращается. В итоге образуется годичный прирост древесины, хорошо заметный у многих деревьев, называемый годичным кольцом. По числу годичных колец можно подсчитать возраст побега и дерева в целом.

Ширина годичных колец у древесных растений зависит от условий окружающей среды. Так, в холодном климате, на болотных почвах величина годичных колец древесины очень мала. В благоприятных климатических условиях, на богатых почвах толщина годичных колец увеличивается. Сопоставляя чередование широких и узких годичных колец у ствола, можно определить, в каких условиях жило растения, а также установить колебания погодных условий за многие годы.

4

5. Групповая работа «Расскажи мне обо мне».


а) задание: по спилу определить возраст, условия существования дерева.

б) у многих деревьев за вегетационный период образуется годичное кольцо, но у известного растения среднеазиатских пустынь- саксаула – в иной год образуется три кольца, а то и больше. Объясните почему? (Образование колец у саксаула связано со сменой влажных и засушливых периодов. Когда выпадают дожди, саксаул усиленно растет).


III. Закрепление знаний и умений.

1. Работа с текстом учебника.


Учитель предлагает вернуться к шифровке и выписать слова, относящиеся к строению стебля

Ответ: КОРА, ЛУБ, ДРЕВЕСИНА, КАМБИЙ.


Учитель просит составить рассказ о части стебля, используя текст учебника и памятку «Особенности внутреннего строения стебля».

Первый ряд – кора: кожица, пробка (стр. 74, 3-4 абзацы).

Второй ряд – луб, камбий (стр. 75, 1-2 абзацы).

Третий ряд – древесина, сердцевина (стр. 75, 3 абзац; стр.76, 2 абзац).


Особенности внутреннего строения стебля.


Название слоя

Название ткани

Описание строения

Функции

Кора (кожица, пробка)

Покровная

Кожица образована одним слоем клеток с плотными оболочками. Из древесных растений присутствует только у молодых побегов.

Пробка состоит из нескольких слоев мертвых, заполненных воздухом клеток. Имеются чечевички, образованные крупными клетками основной ткани с большими межклетниками.

Защита расположенных глубже клеток от повреждений, излишнего испарения, проникновения болезнетворных микроорганизмов. Через чечевички осуществляется газообмен.

Луб

Проводящая, запасающая, механическая

Внутренняя часть коры. Состоит из ситовидных трубок, клеток – спутниц, запасающих клеток и мертвых клеток механической ткани, придающих лубу прочность.

Проведение органических веществ от листьев к корню, запасание питательных веществ.

Камбий

Образовательная

Образован одним слоем живых узких длинных клеток с тонкими оболочками.

Деление клеток и рост стебля в толщину.

Древесина

Основная, проводящая, механическая

Образована клетками различной величины и формы: сосуды проводящей ткани состоят из мертвых клеток с утолщенными стенками. Древесные волокна состоят из клеток с толстыми стенками.

Проведение воды и минеральных веществ, опорная.

Сердцевина

Основная, запасающая

Состоит из крупных тонкостенных неплотно прилегающих друг к другу клеток.

Запасание питательных веществ.


2. Первичный контроль знаний.


Задание: выполнить тест, выражая согласие или несогласие словами «да» и «нет»


Вариант I


Тест

Ответ

1.

В состав луба входят ситовидные трубки.

Да

2.

По сосудам органические вещества передвигаются от листьев в корень.

Нет

3.

Для дыхания многолетние побеги имеют чечевички.

Да

4.

Ситовидные трубки образованы проводящей тканью.

Да

5.

Сердцевина выполняет в основном защитную функцию.

Нет

6.

В холодном климате величина годичных колец древесины очень мала.

Да


Вариант II


Тест

Ответ

1.

Лубяные волокна – клетки механической ткани.

Да

2.

По ситовидным трубкам вода с минеральными веществами движется от корня к листьям.

Нет

3.

Между древесиной и лубом находится камбий.

Да

4.

Пробка образована покровной тканью.

Да

5.

Сосуды расположены в сердцевине.

Нет

6.

В благоприятных условиях толщина годичных колец увеличивается.

Да


Взаимопроверка по ключу. Выставление баллов. Работа над ошибками.


IV. Итоги урока:


1) словесный (что знаем о стебле?);

2) оценочный (суммировать баллы за два задания и выставить оценки по критериям «5» - 10, 11 баллов; «4» - 8, 9 баллов; «3» - 6, 7 баллов)


V. Домашнее задание:


1) § 20;

2) творческое задание: нарисуйте спилы деревьев одного возраста, растущих в благоприятных и неблагоприятных условиях, растущих в густом лесу и на поле.






6


Листок контроля

Вариант I


Ф.И. учащегося ____________________________________________________


I

Шифровка «Вегетативные органы растения»

Задание: названия каких вегетативных органов растения здесь зашифрованы?


О

К

О

Р

А

О

В

Ы

Л

И

С

Т

Р

А

К

Л

У

Б

Ф

С

Т

Е

Б

Е

Л

Ь

У

Л

Д

Р

Е

В

Е

С

И

Н

А

П

О

Б

Е

Г

П

О

Ч

К

А

М

Л

К

А

М

Б

И

Й

В


СЛОВА: _____________, ________________, ________________, _________________


II

Задание: соотнести функции стебля с характеристиками.


Функции

Характеристики

А. Проводящая

1. Вынос листьев к свету в ходе роста растения

Б. Опорная

2. Передвижение органических веществ

В. Запасающая

3. Содержит хлорофилл

Г. Осевая

4. Удержание листьев, цветов, плодов

Д. Фотосинтезирующая

5. Накопление органических веществ


А

Б

В

Г

Д








Количество баллов: _____________


III

Задание: выполнить тест, выражая согласие или несогласие словами «да» и «нет»


Тест

Ответ

1.

В состав луба входят ситовидные трубки.


2.

По сосудам органические вещества передвигаются от листьев в корень.


3.

Для дыхания многолетние побеги имеют чечевички.


4.

Ситовидные трубки образованы проводящей тканью.


5.

Сердцевина выполняет в основном защитную функцию.


6.

В холодном климате величина годичных колец древесины очень мала.




Количество баллов: _____________



ИТОГО: ____________ баллов. ОЦЕНКА: ___________________


Листок контроля.

Вариант II


Ф.И. учащегося ____________________________________________________


I

Шифровка «Вегетативные органы растения»

Задание: названия каких вегетативных органов растения здесь зашифрованы?


О

К

О

Р

А

О

В

Ы

Л

И

С

Т

Р

А

К

Л

У

Б

Ф

С

Т

Е

Б

Е

Л

Ь

У

Л

Д

Р

Е

В

Е

С

И

Н

А

П

О

Б

Е

Г

П

О

Ч

К

А

М

Л

К

А

М

Б

И

Й

В


СЛОВА: _____________, ________________, ________________, _________________

II

Задание: соотнести функции стебля с характеристиками.


Функции

Характеристики

А. Проводящая

1. Накопление воды.

Б. Опорная

2. Образование органических веществ

В. Запасающая

3. Вынос почек к свету в ходе роста растения

Г. Осевая

4. Функция выполняется посредством механической ткани

Д. Фотосинтезирующая

5. Передвижение минеральных веществ


А

Б

В

Г

Д








Количество баллов: _____________

III

Задание: выполнить тест, выражая согласие или несогласие словами «да» и «нет»


Тест

Ответ

1.

Лубяные волокна – клетки механической ткани.


2.

По ситовидным трубкам вода с минеральными веществами движется от корня к листьям.


3.

Между древесиной и лубом находится камбий.


4.

Пробка образована покровной тканью.


5.

Сосуды расположены в сердцевине.


6.

В благоприятных условиях толщина годичных колец увеличивается.




Количество баллов: _____________



ИТОГО: ____________ баллов. ОЦЕНКА: ___________________



ПАМЯТКА


Особенности внутреннего строения стебля.


Название слоя

Название ткани

Описание строения

Функции

Кора (кожица, пробка)

Покровная

Кожица образована одним слоем клеток с плотными оболочками. Из древесных растений присутствует только у молодых побегов.

Пробка состоит из нескольких слоев мертвых, заполненных воздухом клеток. Имеются чечевички, образованные крупными клетками основной ткани с большими межклетниками.

Защита расположенных глубже клеток от повреждений, излишнего испарения, проникновения болезнетворных микроорганизмов. Через чечевички осуществляется газообмен.

Луб

Проводящая, запасающая, механическая

Внутренняя часть коры. Состоит из ситовидных трубок, клеток – спутниц, запасающих клеток и мертвых клеток механической ткани, придающих лубу прочность.

Проведение органических веществ от листьев к корню, запасание питательных веществ.

Камбий

Образовательная

Образован одним слоем живых узких длинных клеток с тонкими оболочками.

Деление клеток и рост стебля в толщину.

Древесина

Основная, проводящая, механическая

Образована клетками различной величины и формы: сосуды проводящей ткани состоят из мертвых клеток с утолщенными стенками. Древесные волокна состоят из клеток с толстыми стенками.

Проведение воды и минеральных веществ, опорная.

Сердцевина

Основная, запасающая

Состоит из крупных тонкостенных неплотно прилегающих друг к другу клеток.

Запасание питательных веществ.















Самоанализ урока «Стебель, его строение и значение».


Учебные цели урока:

- рассмотрение внешнего и внутреннего строения стебля;

- установление взаимосвязей строения и функций частей стебля;

- формирование понятия стебля как вегетативного органа растения;

- углубление понятия «побег».


Развивающие цели урока:

- формирование умения сопоставлять строение и функции частей стебля и устанавливать

их взаимозависимость;

- формирование творческой активности учащихся при изучении темы;

- формирование умения использовать приобретенные знания в проблемных и

нестандартных ситуациях.


Воспитательные цели урока:

- воспитание бережного отношения к существующим природным ресурсам с целью их

охраны, сохранения и приумножения;

- воспитание интереса к познанию особенностей и назначения растений для человека;

- всестороннее развитие личности школьника на основе реализации полученных знаний об охране природы в социальной жизни.


Научная организация труда основана на:

- обучении учащихся ставить учебные цели при определении темы урока;

- осуществлении самоконтроля и взаимоконтроля;

- умении подводить итоги, логически завершая каждый этап урока;

- умении работать в оптимальном темпе, рационально используя время урока;

- развитии умения планировать свою учебную деятельность на результат.


Урок по данной теме относится к типу объяснения нового материала с использованием межпредметных связей.


Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. Поэтому я осознанно выбрала тему по самообразованию «Развитие творческих способностей и самосовершенствования личности учащихся через организацию исследовательской деятельности на уроках биологии». Общее целостное развитие личности происходит при ее работе с богатым содержанием образования, которое обеспечивается разнообразием исследуемых связей и взаимозависимостей, при движении от общей нерасчлененной картины мира к детальному, глубокому рассмотрению явлений.


При определении содержания урока учитывались следующие положения:

- разнообразие источников содержания;

- соотношение на уроке нового и уже известного материала;

- степень новизны в содержании каждого задания;

- глубина рассматриваемых проблем и связей


Выбор оптимальных форм организации работы с классом, таких как: фронтальная, парная, групповая, позволил реализовать цели развивающего обучения. Обратная связь: ученик – учитель помогала видеть реальную картину качественного уровня обученности на этапе контроля за знаниями. Целенаправленное разнообразие видов работ и отсутствие шаблона в структуре урока учитывало особенности психических процессов детей 12 – 14 лет


Методы, используемые при решении задач комплексного подхода к обучению и воспитанию; направленные на формирование познавательных интересов, положительного отношения к учению, на активизацию мыслительных операций, установление причинно-следственных связей:

- метод самостоятельной работы при работе с учебником;

- поисковый и эвристический методы;

- метод фокального объекта (т.е. концентрация внимания на каком-то объекте, который

нужно изучить) при использовании наглядного иллюстративного материала стеблей

растений;

- методы дедукции(от общего к частному) и индукции при изучении строения стебля;

- приемы анализа, сравнения, обобщения направлены на развитие конкретно-образного и

абстрактного мышления.


Весь арсенал использованные на уроке форм, методов и приемов позволил реализовать развивающие, учебно – воспитательные цели и задачи.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Стебель, его строение и значение"

Автор: Парамошкина Зульфия Михайловна

Дата: 29.10.2015

Номер свидетельства: 245319

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "" Конспект урока по биологии- Цветок, его значение и строение" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-biologhii-tsvietok-iegho-znachieniie-i-stroieniie"
    ["file_id"] => string(6) "231240"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442423077"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "" Презентация к уроку по биологии- Цветок, его значение и строение" "
    ["seo_title"] => string(76) "priezientatsiia-k-uroku-po-biologhii-tsvietok-iegho-znachieniie-i-stroieniie"
    ["file_id"] => string(6) "231244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442424322"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Исследовательский проект   на тему «Значение питательных веществ в развитии проростка» "
    ["seo_title"] => string(96) "issliedovatiel-skii-proiekt-na-tiemu-znachieniie-pitatiel-nykh-vieshchiestv-v-razvitii-prorostka"
    ["file_id"] => string(6) "212123"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431762767"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "254124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697631"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-4"
    ["file_id"] => string(6) "254125"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697640"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства