- стебель, различные типы стеблей по положению в пространстве, травянистый и одревесневший стебель, удлиненный и укороченный стебель, поперечное сечение стебля; округлые, трехгранные, четырехгранные, плоские стебли;
- функции стебля: опорная, транспортная, фотосинтезирующая, запасающая, осевая;
- стебель, различные типы стеблей по положению в пространстве, травянистый и одревесневший стебель, удлиненный и укороченный стебель, поперечное сечение стебля; округлые, трехгранные, четырехгранные, плоские стебли;
- функции стебля: опорная, транспортная, фотосинтезирующая, запасающая, осевая;
Учитель говорит учащимся о том, что на уроке продолжается изучение вегетативных органов растения и предлагает выполнить задание шифровки.
Шифровка «Вегетативные органы растения»
Задание: названия каких вегетативных органов растения здесь зашифрованы?
О
К
О
Р
А
О
В
Ы
Л
И
С
Т
Р
А
К
Л
У
Б
Ф
С
Т
Е
Б
Е
Л
Ь
У
Л
Д
Р
Е
В
Е
С
И
Н
А
П
О
Б
Е
Г
П
О
Ч
К
А
М
Л
К
А
М
Б
И
Й
В
Ответ: ЛИСТ, СТЕБЕЛЬ, ПОБЕГ, ПОЧКА.
Учитель предлагает составить предложение из этих слов.
Ответ: ПОБЕГ – СТЕБЕЛЬ С ЛИСТЬЯМИ И ПОЧКАМИ.
Учитель предлагает определить тему урока и обосновать свое решение.
Ответ: СТЕБЕЛЬ (НЕ ИЗУЧАЛСЯ РАНЕЕ).
Учитель просит учащихся составить план урока.
Ответ: РАЗНООБРАЗИЕ, ФУНКЦИИ, ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ (ЗУН).
Учитель предлагает учащимся сформулировать тему урока.
Ответ: СТЕБЕЛЬ, ЕГО СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ (запись в тетради)
II. Изучение нового материала
1. Функции стебля.
2
Учитель просит обосновать чередование слов в определении побега. Почему СТЕБЕЛЬ стоит на первом месте?
Ответ: СВЯЗАНО С ВЫПОЛНЯЕМЫМИ ФУНКЦИЯМИ.
1. Опорная – служит опорой растению, держит на себе тяжесть находящихся на нем листьев, цветков, плодов.
2. Проводящая – проводит воду с растворами минеральных солей от корня к листьям и отводит образующие в них органические вещества.
3. Запасающая – в основной ткани могут откладываться запасные питательные вещества.
4. Осевая – с помощью стебля побег выносит свои листья и почки к свету в ходе роста растения.
5. Фотосинтезирующая – стебли недревесных растений имеют зеленый цвет, так как содержат хлорофилл.
Все эти функции стебель выполняет посредством основных, проводящих, механических и образовательных тканей.
Одним из важнейших функций стебля является запасание воды.
Выступление учащихся с дополнительной информацией о растениях – суккулентах.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕМЫ «СУККУЛЕНТЫ»
2. Первичный контроль знаний: выполнение задания на соотношение функций стебля и их характеристик.
Вариант I
Функции
Характеристики
А. Проводящая
1. Вынос листьев к свету в ходе роста растения
Б. Опорная
2. Передвижение органических веществ
В. Запасающая
3. Содержит хлорофилл
Г. Осевая
4. Удержание листьев, цветов, плодов
Д. Фотосинтезирующая
5. Накопление органических веществ
А
Б
В
Г
Д
2
4
5
1
3
Вариант II
Функции
Характеристики
А. Проводящая
1. Накопление воды.
Б. Опорная
2. Образование органических веществ
В. Запасающая
3. Вынос почек к свету в ходе роста растения
Г. Осевая
4. Функция выполняется посредством механической ткани
Д. Фотосинтезирующая
5. Передвижение минеральных веществ
А
Б
В
Г
Д
5
4
1
3
2
Самопроверка по ключу. Выставление баллов. Работа над ошибками.
3
3. Внешнее строение стебля.
Стебель – это осевая часть побега, состоящая из узлов и междоузлий. В зависимости от степени вытянутости междоузлий стебель может быть:
а) удлиненным – у подсолнечника, кукурузы, астр, гладиолуса;
б) укороченным – у подорожника, одуванчика, маргаритки, примулы.
На поперечном разрезе видно, что стебель чаще всего имеет округлую форму, но может быть трехгранным (осока), четырехгранным (крапива)
4. Внутреннее строение стебля.
Снаружи стебель защищен покровными тканями. У молодых стеблей поверх покровной ткани сохраняются остатки тонкой кожицы. У многолетних растений к концу первого года жизни кожица замещается многослойной пробкой, состоящей из мертвых клеток, заполненных воздухом. Для дыхания в кожице (у молодых побегов)имеются устьица, а позже образуются чечевички – участки пробки с крупными, рыхло расположенными клетками с большими межклетниками.
Под покровной тканью находится кора. Наружная часть коры – слои покровной, механической, основной тканей. Внутренняя часть с клетками проводящей ткани называется лубом. В состав луба входят ситовидные трубки (живые клетки, соединенные в трубку) по которым идет нисходящий ток: органические вещества передвигаются от листьев к другим органам растения. Ситовидные трубки остаются живыми 2 – 3 года, редко 10 – 15 лет. На смену им образуются новые.. Собраны в пучки. Кроме этих пучков в лубе имеются клетки механической ткани в виде лубяных волокон и клетки основной ткани.
К центру от луба расположена проводящая ткань – древесина. По ней идет восходящий ток: вода с растворенными в ней веществами передвигается от корней к листьям. Древесина образована:
- трахеидами (цепочки из длинных мертвых водопроводящих клеток; растворы
двигаются медленнее, чем в сосудах);
- древесными волокнами (похожи на трахеиды, но имеют более толстые стенки клеток).
В центре стебля лежит толстый слой рыхлых клеток основной ткани, в которых откладываются запасы питательных веществ, - это сердцевина. У некоторых растений сердцевина занята воздушной полостью (георгина, тюльпан, огурец, бамбук).
Между древесиной и лубом у двудольных растений находится тонкий слой клеток образовательной ткани – камбий. В результате деления камбия стебель растет в толщину: ¾ клеток отходят к древесине, ¼ - к лубу.
Деление клеток камбия зависит от сезонного ритма: весной и летом происходит активно, в результате чего образуются крупные клетки, а осенью замедляется, и тогда образуются мелкие клетки. Зимой деление камбия прекращается. В итоге образуется годичный прирост древесины, хорошо заметный у многих деревьев, называемый годичным кольцом. По числу годичных колец можно подсчитать возраст побега и дерева в целом.
Ширина годичных колец у древесных растений зависит от условий окружающей среды. Так, в холодном климате, на болотных почвах величина годичных колец древесины очень мала. В благоприятных климатических условиях, на богатых почвах толщина годичных колец увеличивается. Сопоставляя чередование широких и узких годичных колец у ствола, можно определить, в каких условиях жило растения, а также установить колебания погодных условий за многие годы.
4
5. Групповая работа «Расскажи мне обо мне».
а)задание: по спилу определить возраст, условия существования дерева.
б) у многих деревьев за вегетационный период образуется годичное кольцо, но у известного растения среднеазиатских пустынь- саксаула – в иной год образуется три кольца, а то и больше. Объясните почему? (Образование колец у саксаула связано со сменой влажных и засушливых периодов. Когда выпадают дожди, саксаул усиленно растет).
III. Закрепление знаний и умений.
1. Работа с текстом учебника.
Учитель предлагает вернуться к шифровке и выписать слова, относящиеся к строению стебля
Ответ: КОРА, ЛУБ, ДРЕВЕСИНА, КАМБИЙ.
Учитель просит составить рассказ о части стебля, используя текст учебника и памятку «Особенности внутреннего строения стебля».
Первый ряд – кора: кожица, пробка (стр. 74, 3-4 абзацы).
Второй ряд – луб, камбий (стр. 75, 1-2 абзацы).
Третий ряд – древесина, сердцевина (стр. 75, 3 абзац; стр.76, 2 абзац).
Особенности внутреннего строения стебля.
Название слоя
Название ткани
Описание строения
Функции
Кора (кожица, пробка)
Покровная
Кожица образована одним слоем клеток с плотными оболочками. Из древесных растений присутствует только у молодых побегов.
Пробка состоит из нескольких слоев мертвых, заполненных воздухом клеток. Имеются чечевички, образованные крупными клетками основной ткани с большими межклетниками.
Защита расположенных глубже клеток от повреждений, излишнего испарения, проникновения болезнетворных микроорганизмов. Через чечевички осуществляется газообмен.
Луб
Проводящая, запасающая, механическая
Внутренняя часть коры. Состоит из ситовидных трубок, клеток – спутниц, запасающих клеток и мертвых клеток механической ткани, придающих лубу прочность.
Проведение органических веществ от листьев к корню, запасание питательных веществ.
Камбий
Образовательная
Образован одним слоем живых узких длинных клеток с тонкими оболочками.
Деление клеток и рост стебля в толщину.
Древесина
Основная, проводящая, механическая
Образована клетками различной величины и формы: сосуды проводящей ткани состоят из мертвых клеток с утолщенными стенками. Древесные волокна состоят из клеток с толстыми стенками.
Проведение воды и минеральных веществ, опорная.
Сердцевина
Основная, запасающая
Состоит из крупных тонкостенных неплотно прилегающих друг к другу клеток.
Запасание питательных веществ.
2. Первичный контроль знаний.
Задание: выполнить тест, выражая согласие или несогласие словами «да» и «нет»
Вариант I
№
Тест
Ответ
1.
В состав луба входят ситовидные трубки.
Да
2.
По сосудам органические вещества передвигаются от листьев в корень.
Нет
3.
Для дыхания многолетние побеги имеют чечевички.
Да
4.
Ситовидные трубки образованы проводящей тканью.
Да
5.
Сердцевина выполняет в основном защитную функцию.
Нет
6.
В холодном климате величина годичных колец древесины очень мала.
Да
Вариант II
№
Тест
Ответ
1.
Лубяные волокна – клетки механической ткани.
Да
2.
По ситовидным трубкам вода с минеральными веществами движется от корня к листьям.
Нет
3.
Между древесиной и лубом находится камбий.
Да
4.
Пробка образована покровной тканью.
Да
5.
Сосуды расположены в сердцевине.
Нет
6.
В благоприятных условиях толщина годичных колец увеличивается.
Да
Взаимопроверка по ключу. Выставление баллов. Работа над ошибками.
IV. Итоги урока:
1) словесный (что знаем о стебле?);
2) оценочный (суммировать баллы за два задания и выставить оценки по критериям «5» - 10, 11 баллов; «4» - 8, 9 баллов; «3» - 6, 7 баллов)
V. Домашнее задание:
1) § 20;
2) творческое задание: нарисуйте спилы деревьев одного возраста, растущих в благоприятных и неблагоприятных условиях, растущих в густом лесу и на поле.
Кожица образована одним слоем клеток с плотными оболочками. Из древесных растений присутствует только у молодых побегов.
Пробка состоит из нескольких слоев мертвых, заполненных воздухом клеток. Имеются чечевички, образованные крупными клетками основной ткани с большими межклетниками.
Защита расположенных глубже клеток от повреждений, излишнего испарения, проникновения болезнетворных микроорганизмов. Через чечевички осуществляется газообмен.
Луб
Проводящая, запасающая, механическая
Внутренняя часть коры. Состоит из ситовидных трубок, клеток – спутниц, запасающих клеток и мертвых клеток механической ткани, придающих лубу прочность.
Проведение органических веществ от листьев к корню, запасание питательных веществ.
Камбий
Образовательная
Образован одним слоем живых узких длинных клеток с тонкими оболочками.
Деление клеток и рост стебля в толщину.
Древесина
Основная, проводящая, механическая
Образована клетками различной величины и формы: сосуды проводящей ткани состоят из мертвых клеток с утолщенными стенками. Древесные волокна состоят из клеток с толстыми стенками.
Проведение воды и минеральных веществ, опорная.
Сердцевина
Основная, запасающая
Состоит из крупных тонкостенных неплотно прилегающих друг к другу клеток.
Запасание питательных веществ.
Самоанализ урока «Стебель, его строение и значение».
Учебные цели урока:
- рассмотрение внешнего и внутреннего строения стебля;
- установление взаимосвязей строения и функций частей стебля;
- формирование понятия стебля как вегетативного органа растения;
- углубление понятия «побег».
Развивающие цели урока:
- формирование умения сопоставлять строение и функции частей стебля и устанавливать
их взаимозависимость;
- формирование творческой активности учащихся при изучении темы;
- формирование умения использовать приобретенные знания в проблемных и
нестандартных ситуациях.
Воспитательные цели урока:
- воспитание бережного отношения к существующим природным ресурсам с целью их
охраны, сохранения и приумножения;
- воспитание интереса к познанию особенностей и назначения растений для человека;
- всестороннее развитие личности школьника на основе реализации полученных знаний об охране природы в социальной жизни.
Научная организация труда основана на:
- обучении учащихся ставить учебные цели при определении темы урока;
- осуществлении самоконтроля и взаимоконтроля;
- умении подводить итоги, логически завершая каждый этап урока;
- умении работать в оптимальном темпе, рационально используя время урока;
- развитии умения планировать свою учебную деятельность на результат.
Урок по данной теме относится к типу объяснения нового материала с использованием межпредметных связей.
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. Поэтому я осознанно выбрала тему по самообразованию «Развитие творческих способностей и самосовершенствования личности учащихся через организацию исследовательской деятельности на уроках биологии». Общее целостное развитие личности происходит при ее работе с богатым содержанием образования, которое обеспечивается разнообразием исследуемых связей и взаимозависимостей, при движении от общей нерасчлененной картины мира к детальному, глубокому рассмотрению явлений.
При определении содержания урока учитывались следующие положения:
- разнообразие источников содержания;
- соотношение на уроке нового и уже известного материала;
- степень новизны в содержании каждого задания;
- глубина рассматриваемых проблем и связей
Выбор оптимальных форм организации работы с классом, таких как: фронтальная, парная, групповая, позволил реализовать цели развивающего обучения. Обратная связь: ученик – учитель помогала видеть реальную картину качественного уровня обученности на этапе контроля за знаниями. Целенаправленное разнообразие видов работ и отсутствие шаблона в структуре урока учитывало особенности психических процессов детей 12 – 14 лет
Методы, используемые при решении задач комплексного подхода к обучению и воспитанию; направленные на формирование познавательных интересов, положительного отношения к учению, на активизацию мыслительных операций, установление причинно-следственных связей:
- метод самостоятельной работы при работе с учебником;
- поисковый и эвристический методы;
- метод фокального объекта (т.е. концентрация внимания на каком-то объекте, который
нужно изучить) при использовании наглядного иллюстративного материала стеблей
растений;
- методы дедукции(от общего к частному) и индукции при изучении строения стебля;
- приемы анализа, сравнения, обобщения направлены на развитие конкретно-образного и
абстрактного мышления.
Весь арсенал использованные на уроке форм, методов и приемов позволил реализовать развивающие, учебно – воспитательные цели и задачи.