Урок по теме " Плоды" разработан в технологии критического мышления. На уроке представлены ранообразные формы работы учащихся, такие как: составление кластеров, синквейнов, немой диктант и т.д. Также ребята работают с интреактивной доской, В конце урока показ презентации " Удивительные плоды".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
продолжить формирование умений выделять главные признаки в характеристике органов растений.
расширить кругозор обучающихся.
Развивающая:
Развивать умение работать самостоятельно и делать выводы.
Развитие критического мышления через чтение и письмо.
Воспитывающая:
продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений, умений работать в коллективе, взаимодействовать как с учителем, так и со сверстниками.
Задачи урока:
Познакомить учащихся со строением плодов, их многообразием и классификацией.
Научить распознавать различные типы плодов.
Ход урока:
До начала урока ( на перемене) детям раздаются бейджики, на которых нарисованы плоды и записано имя ребёнка, каждый плод означает группу( команду) за столом. На столах также поставлены картинки с плодами, которые изображены на бейджиках. Всего 4 команды ( команда « Яблоко», « Груша», « Виноград», Помидор») ( приложение 1)
Стадия вызова.
Учитель: - Всем добрый день! У нас сегодня очередной урок биологии. Давайте постараемся настроиться и пожелаем друг другу удачи!
- На наш урок я пришла не с пустыми руками, а с корзинкой, а в корзинке у меня……
- Сейчас я буду доставать всё то, что лежит у меня в корзинке, ваша задача открыть свои тетради и записать, всё то что я буду вам показывать. ( приём « Немой диктант»)
( дети записывают в свои тетради все те плоды, которые показывает учитель, доставая из корзины)
Учитель: - Записали?
- Пожалуйста, перечислите всё то, что я вам показала.
( дети начинают перечислять: картофель, яблоко, киви, груша, грецкий орех, виноград, огурец, банан, арахис, и т.д)
Учитель: - ребята, а как можно назвать всё это одним словом?
( звучат ответы детей от каждой команды – плоды )
Учитель: -Вы абсолютно правы. Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной и значимой как для организмов , так и для нас темой – Плоды. А почему? .. мы попытаемся ответить на этот вопрос в течении урока.
- Запишите в тетрадях число и тему урока « Плоды».
- Ребята, а сейчас каждый из вас подчеркнёт тот плод, который вам нравится и составит из него синквейн.
( составление синквейна детьми.
Например:
Яблоко.
Круглое, сладкое.
Растет, краснеет, зреет.
Растёт на дереве.
Плод.
Учитель: -Готовы?, а теперь каждая команда выберет один понравившийся синквейн и прочтёт нам.
( чтение синквейнов представителями команд)
Учитель: - Молодцы! Вы справились с поставленной задачей. Скажите, а что же по вашему мнению плод, дайте своё определение.
( учащиеся дают свои определения, работа может быть как индивидуальной, так и групповой).
Учитель: - Давайте сравним ваши определением с определением на доске. ( открывается слайд на интерактивной доске с определением, сравнение ответов детей с записью на доске и обсуждение, чей ответ больше подходит под определение)
- Ребята, а что ещё вы знаете о плодах и зачем из надо изучать?
( ответы детей)
-А чтобы вы хотели узнать ещё о плодах на нашем уроке?
( ответы детей)
Этап «Осмысление».
Учитель:
- Чтобы узнать ещё больше о плодах я для каждой команды приготовила распечатанный текст ( приложение 2), который лежит у вас на столах, у всех команд он разный.
1 команда будет работать с текстом о строении плода
2 команда с функциями плода
3 команда с классификацией плодов
4 команда с видами плодов.
- Кроме текста, у вас на столах лежат схемы незаполненного кластера, у всех команд они разные ( приложение 3). Если вы обратили внимание, то на доске вы увидели кластер на тему « Плоды» 9 приложение 3). Как раз ваши кластеры это элементы большого кластера на доске, которые вы должны заполнить, прочитав текст на распечатанных листах. А потом, когда вы заполните свой элемент кластера, его текст надо будет перенести на доску, и сделает один человек из команды.
- Всем понятно что вы должны сделать?
- Приступайте, если у вас будут вопросы, поднимите руку и я вам помогу.
( чтение текста, обсуждение текста командой, заполнение кластера « Плоды» на распечатанных листах а затем на интерактивной доске. Если команда написала на доске не верный ответ, помогите им, посадите и пусть ещё заново прочтут внимательно текст, может как- нибудь подтолкнуть их к правильному ответу)
Учитель:
- Очень хорошо, команды все справились. А теперь каждая команда выберет одного человека, который расскажет о своём тексте и о том, что у команды написано на доске. После его ответа, каждая команда задаст один вопрос по теме текста, а отвечающий должен на него ответить ( элемент « Зигзаг» - « вопрос – ответ» учащимися групп друг другу.)
Этап « Рефлексия»
Учитель:
- Браво отвечающим и тем, кто задавал вопросы. Сейчас перед вами на доске заполненный кластер на тему « Плоды», благодаря вам команды, мы его с вами заполнили. А теперь я хочу вызвать к доске того, кто нам расскажет какие бывают еще плоды. (презентация « Удивительные плоды». )
Учитель:
-Молодец, можешь садиться на место. Скажите ребята, понравился вам урок? Что нового для себя вы узнали?
Оценивание учащихся.
Домашнее задание: сделать рисунки понравившихся плодов.
Приложение 1.
ЯБЛОКО
ГРУША
ПОМИДОР
ВИНОГРАД
Приложение 2.
1 команда.
Функции плодов. Важнейшие функции плода – защита и распространение семян. Защищает плод от механических повреждений, от высыпания семян, от проникновения насекомых внутрь плода. Внутри каждого плода своё количество семян.
2 команда.
Строение плода. Плод состоит из околоплодника и семян.Околоплодник – разросшиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка, основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.
3 команда.
Классификация плодов. Разнообразие плодов очень велико. Если в цветке только один пестик, то плод, развившийся из него, называют простым( пшеница, горох, вишня). Из цветка, имеющего несколько пестиков, формируется сложный плод ( малина, ежевика)
По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные.
В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть.
4 команда.
Виды плодов.
Ягодовидные – так называют плоды с сочным околоплодником, чаще всего многосемянные. К нам относятся подвиды: ягода, яблоко, тыква.
Костянковидные плоды. К ним относят плоды с сочной мякотью и твёрдой косточкой. Имеют два подвида: костянка, многокостянка.
Ореховидные плоды. Это односемянные, нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником. К ним относятся подвиды: орех, жёлудь, семянка, зерновка.
Коробочковидные плоды. Это многосемянные, обычно раскрывающиеся плоды с сухим околоплодником. К ним относятся подвиды: боб, стручок, коробочка.