Урок по теме "Химический состав клетки" 5 класс ФГОС
Урок по теме "Химический состав клетки" 5 класс ФГОС
Данная разработка урока посвящена теме "Химический состав клетки" для 5 класса. Урок соответствует требованиям ФГОС. В разработке дана технологическая карта урока, инструктивная карта для учащихся. Урок проводится с использованием ИКТ. Также представлена широко практическая часть. При планировании урока учтены правила личностно-ориентированного подхода.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Химический состав клетки" 5 класс ФГОС »
Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»
Учитель: Тесленко Елена Михайловна
Данная разработка урока по теме «Химический состав клетки» составлена для УМК Пасечника В.В.
Тема урока: Химический состав клетки.
Класс: 5
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Формы работы: индивидуальная,фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Цели урока:
Содержательные - формирование представлений о химическом составе клетки; развитие информационной компетентности учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.
Деятельностные - создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников; развитие навыков самоконтроля, развитие навыков адекватной самооценки.
Задачи:
Содержательные - дать представление об неорганических и органических веществах; экспериментально доказать, что в состав клеток входят: вода, минеральные соли, жиры, белки, углеводы; систематизировать знания учащихся о химическом составе клетки.
Деятельностные - приобретение учащимися исследовательских знаний и умений; развитие логического мышления; создание условий для развития речевой деятельности школьников.
Личностные - воспитание самодисциплины, культуры коммуникативных качеств (умения общаться в процессе парного взаимодействия), рефлексивных качеств личности.
Результаты:
Личностные
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий, с учётом устойчивых познавательных интересов;
•знание здоровьесберегающих технологий;
•формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы);
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.
Метапредметные результаты:
•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•овладение составляющими исследовательской деятельности, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
•умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе), анализировать и оценивать информацию;
•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в паре, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
•формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
•формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
•приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов; наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
•объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе;
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность.
Приветствует, проверяет готовность к уроку, создание благоприятной атмосферы урока.
Ученики настраиваются на активную работу.
Мотивация к деятельности.
2.Проблемно-мотивационный этап
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
Итак, сейчас я хочу показать вам опыт. Внимание! Опыт! (Учитель демонстрирует опыт по изменению окраски раствора)
Итак, что же вы увидели? Что произошло у нас на уроке? (превращение)
Действительно, произошло превращение одного цвета в другой. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Какие вы молодцы! Все знаете! С названием этой науки связана наша сегодняшняя тема урока. Что мы изучали на предыдущем уроке? (клетку)
Так какова же тема урока? (версии детей)
Тема урока «Химический состав клетки».
Учитель записывает тему на доске, а дети в инструктивных картах.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы
(Слайд электронного приложения -«Химический состав клетки».
Учитель формирует проблему: «Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?» Подводит учащихся к пониманию темы и цели урока.
Сегодня мы будем самостоятельно находить ответы на важные вопросы, работая с учебником и выполняя лабораторную работу.
Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.
Регулятивные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, определять цели и задачи урока.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
3.Информационный этап. Актуализация знаний.
Цель этапа: исследовательским путем доказать наличие в клетках растений воды, минеральных веществ, белков, углеводов и жиров.
Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр. 26 -27 и попробуйте самостоятельно составить схему «Вещества клетки».
вещества клетки
неорганические вещества органические
вода минеральные соли белки
Проверка результатов заполнения схемы.
А теперь в ходе лабораторной работы мы определим и изучим данные вещества клетки.
Неорганические вещества – это вода и минеральные соли.
Учитель напоминает о технике безопасности при проведении лабораторных работ.
Учитель демонстрирует опыты при участии учеников.
Демонстрационный опыт, доказывающий наличие воды в клетках
Нагревание листьев, стеблей и корней растений.
Положим в пробирку листья, корни и стебли растений и прокалим их на огне. На стенках пробирки мы увидим капельки воды, которая выделилась при нагревании из клеток.
Демонстрационный опыт по определению минеральных веществ в клетках растений
Сжигание листьев, стеблей и корней растений.
Положим на сетку листья, корни и стебли растений и прокалим их на огне. В результате опыта органические вещества сгорели и остались минеральные.
Доказали мы наличие неорганических веществ в клетках?
вещества
нуклеиновые кислоты
углеводы жиры
Заполняют схему в инструктивной карте.
Вспоминают правила поведения в лаборатории.
Наблюдают за опытами, анализируют, делают выводы.
Ответы учащихся.
Коммуникативные УУД:
участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения.
Познавательные УУД: научиться воспринимать и анализировать текст.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
Предметные результаты:
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах
Органические вещества
Учитель задает учащимся наводящие вопросы:
1.Какие органические вещества вы узнали?
2.Как доказать что в состав живых организмов входят органические вещества?
Учитель предлагает учащимся проверить на практике входят ли органические вещества в живые организмы, и по возможности изучить их.
Ответы учащихся.
Исследовательская работа.
1.Опыт, доказывающий наличие углеводов в клетке.
2.Опыт, доказывающий наличие жира в клетке
3.Опыт, доказывающий наличие белка в клетке.
Учитель подводит итоги работы. Ребята, доказали мы наличие различных химических веществ в клетках?
Работают по алгоритму (инструктивная карточка). Проводят самостоятельно опыт.
Делают выводы.
Предлагают свои ответы.
Личностные результаты: соблюдение правил обращения с лабораторным оборудованием.
Коммуникативные УУД: организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
Предметные результаты: приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов.
Учитель акцентирует внимание на нуклеиновых кислотах. Сохранение наследственной информации и её передача потомкам.
Невооруженным глазом увидеть невозможно.
Просмотр слайдов электронного приложения о значении и роли углеводов, белков и жиров в природе.
Обсуждение.
4.Физминутка.
А у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Выполняют упражнения.
Личностные результаты: знание основ здорового образа жизни.
5.Аналитический этап. Закрепление материала.
Цель этапа: определить уровень усвоения учащимися знаний о химическом составе клетки.
Биологический диктант:
1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. ( йод)
2.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал)
3.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.(жиры)
4.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (неорганические)
5.К какой группе веществ относятся нуклеиновые кислоты (органические вещества)
Учитель подводит итог урока и задает вопрос: Каково практическое применение знаний, которые вы получили сегодня на уроке?
Выполняют в инструктивных картах, взаимопроверка.
Ученики предлагают свои ответы.
Предметные результаты: формирование первичных систематизированных представлений о строении, химическом составе клетки.
Коммуникативные УУД: умение работать индивидуально и в группе.
Предметные УУД: объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе.
6.Этап рефлексии.
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся.
Учитель предлагает «Лист успеха»:
1.Оцените свою работу на уроке…
2. Мне на уроке понравилось…
3. Мне показалось трудным…
4. Я бы еще хотел …
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Отвечают на вопросы, включенные в «Лист успеха».
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.