III. Проблемное объяснение нового знания Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав. Презентация (электронное приложение) – слайд 3 Клетки живых организмов состоят из тех же химических элементов, что входят и в состав объектов неживой природы. Презентация (электронное приложение) – слайд 4 Но распределение их неравномерно. Около 98 % от массы любой клетки приходится на 4 элемента: углерод, водород, кислород и азот. Около 2 % - калий, натрий, кальций, хлор, магний, железо, фосфор и сера. Презентация (электронное приложение) – слайд 5 И в очень малых количествах – остальные элементы. Презентация (электронное приложение) – слайд 5 Химические элементы, соединяясь между собой, образуют неорганические и органические вещества. Презентация (электронное приложение) – слайд 6 Какие вещества вы знаете? Что вы видите? Какое это вещество? Чем они отличаются? Какой вывод можно сделать? НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА – это вода и минеральные соли. Презентация (электронное приложение) – слайд 7 Итак, вы уже знаете, что все живые организмы имеют сходный химический состав. Они состоят из воды, минеральных и органических веществ (белков, жиров, углеводов). При проведении лабораторной работы, легко убедиться, какие именно вещества входят в состав растений. Ваша задача внимательно следить за демонстрацией опытов и по ходу заполнять таблицу: – слайд 8 № п/п | Что брали | Что делали | Что получили | 1. | Пшеница в пробирке | Нагревали на огне | На стенках пробирки появилась вода. | 2. | Семена в тигле | Нагревали на огне | Семена обуглились, осталась зола. | 3. | Тесто в марле | Промывали в стакане с водой. | Вода в стакане помутнела. На марле липкая масса. | 4. | Стакан с мутной водой Срез клубня | Капнули йод Капнули йод | Вода посинела Клубень на срезе посинел | 5. | Семянка подсолнечника | Раздавили на белом листе бумаги | Жирное пятно | Вспомните правила техники безопасности при проведении опытов, технику безопасности в кабинете биологии. Демонстрация опыта № 1 Семена пшеницы помещаем в пробирку и нагреваем их на слабом огне. Вопрос: Что вы наблюдаете? Вопрос: А как вы думаете, откуда она взялась? Вопрос: Какой мы можем сделать вывод? Вы наверняка слышали, что человек на 80 % состоит из воды. В клетках растений также есть вода от 40 до 95 %. -слайды 9-11 Демонстрация опыта № 2 Нагревание семян на металлической пластинке (или тигле). При прокаливании выделяется дым, семена обугливаются. Это сгорают органические вещества. После их сгорания остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ. – слайды 12-13 Вопрос: Какой вывод мы можем сделать? Также в состав клеток входят и органические вещества: белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты. Проведем несколько опытов. – слайд 14 Демонстрация опыта № 3 Для проведения этого опыта я приготовила муку. Вопрос: Из чего делают муку? Муку помещаем в марлю и хорошо промываем тесто в стакане с водой. Затем смотрим, что осталось в марле. (Белое, тягучее (растянуть) и клейкое (потрогать) вещество (масса)). Эта тягучая клейкая масса – клейковина. Она сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком. – слайды 15-16 Делаем вывод: в состав растений входит белок. Демонстрация опыта № 4 Кроме белка в состав растений входит ещё одно вещество. (приглашаю ученика для проведения опыта). Добавляем в стакан с мутной водой, в котором промывали тесто, 2-3 капли йода. Вопрос: что мы наблюдаем? Йод является индикатором крахмала. – слайды 17-20 Вывод: следовательно, в состав растений входит крахмал и белок – это органические вещества. Ещё одно доказательство присутствия крахмала в растениях: на разрез клубня картофеля капнем несколько капель йода. Что происходит? Картофель тоже синеет. Проведение учащимися опыта № 5 У вас имеются семена подсолнечника и белая бумага. Положите на бумагу семена подсолнечника и раздавите их. Вопрос: Что вы обнаружили? Ответ: Масляное пятно (если кто скажет, что вода, можно проверить подсушиванием). Из семян этих растений, а также из семян льна, конопли добывают масло. – слайды 21-22 Вывод: в семенах обнаружили ещё одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество. Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода. Проверим, как вы заполнили таблицу. – слайд 23 - Как вы думаете, во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды, органических и минеральных веществ? В органах растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. В листьях капусты – 90 % воды, в плодах огурцов – 96 % воды, в созревших семенах всего 5-15 % воды. Молодые растения содержат до 95-98 % воды, а одревесневевшие всего около 50 % воды. Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды. Содержание минеральных веществ: - в семенах – 3 % - в корнях и стеблях – 5 % - в листьях – 10-15 % Остальное приходится на органические вещества. Вопрос: Как вы думаете, одинаковые части растений содержат одинаковое количество веществ? Вопрос: Каких веществ больше всего в семенах растений? В семенах всех растений органических веществ значительно больше, чем воды и минеральных веществ. Соотношение веществ в органах растений тоже может быть различно: Семена | Углеводы | Жиры | Белки | Пшеница | 69 % | 2 % | 13 % | Подсолнечник | 16 % | 44 % | 26 % | Зная химический состав растений, человек использует растения по назначению: для получения муки и крупы, содержащие углеводы и белки выращивают одни растения, для получения растительных жиров другие. Выпишите в тетрадь, какие растения содержат: Белки – горох, фасоль, бобы, соя, чечевица Жиры – подсолнечник, хлопчатник, лён, конопля, арахис, соя Углеводы – пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, овёс, гречиха. Вопрос: Какова роль неорганических и органических веществ в клетке? Предлагает прочитать на с. 26 -27 §6 (при этом класс делится на 2 группы) Так же в клетках содержатся нуклеиновые кислоты. Презентация (электронное приложение) – слайд 24 |