Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Индивидуальное развитие организмов и его этапы» »
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МИКРОРАЙОНА ВЫНГАПУРОВСКИЙ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
Урок по теме:
«Индивидуальное развитие организмов и его этапы»
Разработал: Парамошкина З.М.
учитель биологии
I категория.
2015 – 2016 учебный год
Сегодня, ребята, мы заканчиваем изучение главы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Для выполнения задач урока нам необходимы знания предыдущих тем. Поэтому предлагаю провести небольшую пресс-конференцию.
«Учёные» раскрывают темы:
Характеристика процесса митоза и его этапов. Значение.
Характеристика процесса мейоза. Сходство и отличие мейоза и митоза.
«Журналисты» задают вопросы по теме.
Экспертизы ответа.
С целью проверки качества выполнения домашнего задания выполняется цифровой диктант «Клеточное деление» Особенности образования половых клеток».
Вариант I.
1. Митоз представляет собой ряд последовательных и непрерывно идущих
событий в ядре клетки.
2. Этап подготовки клетки к делению называется интерфазой.
Клетки с одинарным набором хромосом, т.е. Содержание только половину каждой пары хромосом, называется гаплоидным.
Мейоз I. Начинается анафазой I, во время которой удвоенные хромосомы расходятся к противоположным полюсам клетки.
В результате мейоза образуются 2 половые гаметы с диплоидным набором хромосом.
Процесс развития женских половых клеток называют сперматогенезом.
Явление кроссинговера увеличивает генетическое разнообразие потомства, т.к.
приводит к перекомбинации участков гомологичных хромосом.
Вариант II.
Различают 8 фаз митоза.
В результате митоза образуется 4 дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом.
Интерфаза по времени протекает больший период, чем процесс деления.
В середине интерфазы в клетке перед делением происходит удвоение хромосом
В профазе I происходит процесс кроссинговера.
При слиянии мужской и женской половых клеток образуется зигота.
Как вы думаете, что происходит с зиготой после оплодотворения? Тема сегодняшнего урока: «Индивидуальное развитие организмов и его этапы». (ЗУН.)
Организм за период своей жизни претерпевает существенные преобразования: растёт и развивается. Преобразования, происходящие в одноклеточном организме, называют клеточным циклом. Совокупность преобразований, происходящих в многоклеточном организме от его зарождения до естественной смерти, называют индивидуальным развитием или онтогенезом.
В индивидуальном развитии одноклеточного организма выделяют этапы созревания (формирование всех органоидов и синтез всех ферментов), зрелой жизни.
(деление и смерть).
В индивидуальном развитии многоклеточного организма выделяют несколько этапов – возрастных периодов: эмбриональный, молодости, зрелости и старости. У животных нередко выделяют только 2 периода: эмбриональный (развитие зародыша до рождения) и постэмбриональный (развитие организма от его рождения или выхода из яйцевых (у рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, иглокожих, моллюсков, червей) или зародышевых оболочек до смерти.
Самостоятельная работа: прочитать I абзац на стр. 62 и завершить схему.
Факторы, влияющие на процессе онтогенеза: радиация, токсические вещества (никотин, алкоголь, яды), недостаток кислорода, вирусы, паразиты, неудовлетворительное питание и т.п.
На Север жители приехали в основном молодыми, кто раньше, кто позже. Сейчас основное население примерно одного возраста 30-50 лет. Это тот возраст, когда проявляются накопленные с годами факторы риска. А приезжали на Север люди из мест, где не всё благополучно с экологией, или «жизнь не сложилась» и приходилось всё бросать и ехать в неизвестность, а это большой стресс и достаточно длительный.
НРК
«Группы факторов опасных для здоровья северян»
Химические факторы:
а) соединения, производимые и используемые промышленностью – природные канцерогены, афлфтоксины, бензидин, бензол, иприт, асбест, винил хлорид, мышьяк и его соединения и т.д.;
б) производственные процессы и профессиональные воздействия – газификация угля, подземная добыча гематита (в сочетании с воздействием радона), производство кокса, резиновая промышленность, профессиональное воздействие на маляров.
2. Физические факторы:
а) ультрафиолетовое излучение – часть солнечного спектра;
б) ионизирующее излучение (природное и техногенное);
в) радон и продукты его распада.
3. Бытовые факторы:
а) алкоголь и алкогольные напитки (при условии злоупотребления);
в) продукты деструкции полимерных материалов в предметах домашнего обихода, в полах;
г) вещества, возникающие в процессе приготовления пищи;
д) продукты питания;
е) вещества, образующиеся при пользовании средствами личной гигиены (моющие средства, дезодоранты);
ж) антропотоксины, выделяющиеся в результате жизнедеятельности организма;
з) летучие вещества, содержащиеся в водопроводной воде.
3. Канцерагенные физические факторы:
а) природное и техногенное ионизирующее излучение;
б) рентгеновское излучение;
в) естественные источники радиации (внешнее и внутреннее облучение).
г) химизация сельского хозяйства (потребление нитратов – нитритов с овощами и фруктами).
4. Стресс как фактор, способствующий возникновению хронических заболеваний.
Некоторые рекомендации по профилактике влияния данных факторов на организм человека:
отказ от вредных привычек;
употреблять в пищу больше рыбы, овощей и фруктов. Японские учёные рекомендуют выпивать на ночь стакан кефира, как средство помогающее иммунной системе;
ежедневная 30-минутная зарядка, езда на велосипеде или пешая прогулка снижают риск развития онкологических заболеваний.
Вывод: Онтогенез – развитие индивидуума, обусловленное наследственностью и влиянием условий среды обитания.
Закрепление нового материала. Работа с терминами.
Онтогенез. А) Дать определение понятий.
Зигота. Б) Разделить на группы по признакам.
Дробление. В) Отработка понятий в парах по схеме: «я – сосед».
Бластула.
Гаструла.
Органогенез.
Эктодерма.
Энтодерма.
Мезодерма.
Первичный контроль. Биологический диктант: из перечня терминов выбрать цифру подходящего и выписать через ( - ).
Вариант I (Вариант II)
Преобразования, происходящие в организме от его рождения до естественной смерти. (Оплодотворённая яйцеклетка).
Внутренний слой гаструлы. (Двухслойная стадия в развитии эмбриона).
Процесс деления диплоидной зиготы на клетки. (Из данного зачаточного листка образуются и нервная система, и покровы тела, и хрусталик глаза).
Из данного зачаточного листка развиваются мышцы, почки, скелет, кровь. (Индивидуальное развитие организма).
Стадия образования различных тканей и органов из зародышевых листков. (Из данного зачаточного листка формируются многие внутренние органы и их части – пищеварительная, выделительная, дыхательная система).
При слиянии двух половых гамет образуется … . (Многоклеточная однослойная шарообразная структура в развитии эмбриона).