kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме «Индивидуальное развитие организмов и его этапы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня, ребята, мы заканчиваем изучение главы «Размножение и индивидуальное

Развитие организмов». Для выполнения задач урока нам необходимы знания предыдущих тем. Поэтому предлагаю провести небольшую пресс-конференцию.

«Учёные» раскрывают темы:

  1. Характеристика процесса митоза и его этапов. Значение.
  2. Характеристика процесса мейоза. Сходство и отличие мейоза и митоза.

                  «Журналисты» задают вопросы по теме.

Экспертизы ответа.

            С целью проверки качества выполнения домашнего задания выполняется цифровой диктант «Клеточное деление» Особенности образования половых клеток».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Индивидуальное развитие организмов и его этапы» »

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МИКРОРАЙОНА ВЫНГАПУРОВСКИЙ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК







Урок по теме:


«Индивидуальное развитие организмов и его этапы»









Разработал: Парамошкина З.М.

учитель биологии

I категория.







2015 – 2016 учебный год


Сегодня, ребята, мы заканчиваем изучение главы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Для выполнения задач урока нам необходимы знания предыдущих тем. Поэтому предлагаю провести небольшую пресс-конференцию.


«Учёные» раскрывают темы:

  1. Характеристика процесса митоза и его этапов. Значение.

  2. Характеристика процесса мейоза. Сходство и отличие мейоза и митоза.

«Журналисты» задают вопросы по теме.

Экспертизы ответа.

С целью проверки качества выполнения домашнего задания выполняется цифровой диктант «Клеточное деление» Особенности образования половых клеток».


Вариант I.

1. Митоз представляет собой ряд последовательных и непрерывно идущих

событий в ядре клетки.

2. Этап подготовки клетки к делению называется интерфазой.

  1. Клетки с одинарным набором хромосом, т.е. Содержание только половину каждой пары хромосом, называется гаплоидным.

  2. Мейоз I. Начинается анафазой I, во время которой удвоенные хромосомы расходятся к противоположным полюсам клетки.

  3. В результате мейоза образуются 2 половые гаметы с диплоидным набором хромосом.

  4. Процесс развития женских половых клеток называют сперматогенезом.

  5. Явление кроссинговера увеличивает генетическое разнообразие потомства, т.к.

приводит к перекомбинации участков гомологичных хромосом.


Вариант II.

  1. Различают 8 фаз митоза.

  2. В результате митоза образуется 4 дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом.

  3. Интерфаза по времени протекает больший период, чем процесс деления.

  4. В середине интерфазы в клетке перед делением происходит удвоение хромосом

  5. В профазе I происходит процесс кроссинговера.

  6. При слиянии мужской и женской половых клеток образуется зигота.

  7. Зигота даёт начало новому организму.


Ответы (взаимопроверка):


Вариант I: 1 – 1 – 1 – 0 – 0 – 0 – 1.

ВариантII: 0 – 0 – 1 – 1 – 1 – 1 – 1.


Критерии оценок:


«5» - 7 правильных ответов; «4» - 6; «3» - 4 или 5


Работа над ошибками.


Как вы думаете, что происходит с зиготой после оплодотворения? Тема сегодняшнего урока: «Индивидуальное развитие организмов и его этапы». (ЗУН.)

Организм за период своей жизни претерпевает существенные преобразования: растёт и развивается. Преобразования, происходящие в одноклеточном организме, называют клеточным циклом. Совокупность преобразований, происходящих в многоклеточном организме от его зарождения до естественной смерти, называют индивидуальным развитием или онтогенезом.

В индивидуальном развитии одноклеточного организма выделяют этапы созревания (формирование всех органоидов и синтез всех ферментов), зрелой жизни.

(деление и смерть).

В индивидуальном развитии многоклеточного организма выделяют несколько этапов – возрастных периодов: эмбриональный, молодости, зрелости и старости. У животных нередко выделяют только 2 периода: эмбриональный (развитие зародыша до рождения) и постэмбриональный (развитие организма от его рождения или выхода из яйцевых (у рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, иглокожих, моллюсков, червей) или зародышевых оболочек до смерти.


Периода онтогенеза





Эмбриональный Постэмбриональный





стадии: зиготы – дробления – бластулы – периоды: молодости – зрелости –

гаструлы – дифференциации – органогенеза - старости



эктодерма энтодерма мезодерма


? ? ?


Самостоятельная работа: прочитать I абзац на стр. 62 и завершить схему.


Факторы, влияющие на процессе онтогенеза: радиация, токсические вещества (никотин, алкоголь, яды), недостаток кислорода, вирусы, паразиты, неудовлетворительное питание и т.п.


На Север жители приехали в основном молодыми, кто раньше, кто позже. Сейчас основное население примерно одного возраста 30-50 лет. Это тот возраст, когда проявляются накопленные с годами факторы риска. А приезжали на Север люди из мест, где не всё благополучно с экологией, или «жизнь не сложилась» и приходилось всё бросать и ехать в неизвестность, а это большой стресс и достаточно длительный.

НРК

«Группы факторов опасных для здоровья северян»


  1. Химические факторы:

а) соединения, производимые и используемые промышленностью – природные канцерогены, афлфтоксины, бензидин, бензол, иприт, асбест, винил хлорид, мышьяк и его соединения и т.д.;

б) производственные процессы и профессиональные воздействия – газификация угля, подземная добыча гематита (в сочетании с воздействием радона), производство кокса, резиновая промышленность, профессиональное воздействие на маляров.

2. Физические факторы:

а) ультрафиолетовое излучение – часть солнечного спектра;

б) ионизирующее излучение (природное и техногенное);

в) радон и продукты его распада.

3. Бытовые факторы:

а) алкоголь и алкогольные напитки (при условии злоупотребления);

б) табачный дым, загрязнённость атмосферного воздуха;

в) продукты деструкции полимерных материалов в предметах домашнего обихода, в полах;

г) вещества, возникающие в процессе приготовления пищи;

д) продукты питания;

е) вещества, образующиеся при пользовании средствами личной гигиены (моющие средства, дезодоранты);

ж) антропотоксины, выделяющиеся в результате жизнедеятельности организма;

з) летучие вещества, содержащиеся в водопроводной воде.

3. Канцерагенные физические факторы:

а) природное и техногенное ионизирующее излучение;

б) рентгеновское излучение;

в) естественные источники радиации (внешнее и внутреннее облучение).

г) химизация сельского хозяйства (потребление нитратов – нитритов с овощами и фруктами).

4. Стресс как фактор, способствующий возникновению хронических заболеваний.

Некоторые рекомендации по профилактике влияния данных факторов на организм человека:

  1. отказ от вредных привычек;

  2. употреблять в пищу больше рыбы, овощей и фруктов. Японские учёные рекомендуют выпивать на ночь стакан кефира, как средство помогающее иммунной системе;

  3. ежедневная 30-минутная зарядка, езда на велосипеде или пешая прогулка снижают риск развития онкологических заболеваний.


Вывод: Онтогенез – развитие индивидуума, обусловленное наследственностью и влиянием условий среды обитания.


Закрепление нового материала. Работа с терминами.


  1. Онтогенез. А) Дать определение понятий.

  2. Зигота. Б) Разделить на группы по признакам.

  3. Дробление. В) Отработка понятий в парах по схеме: «я – сосед».

  4. Бластула.

  5. Гаструла.

  6. Органогенез.

  7. Эктодерма.

  8. Энтодерма.

  9. Мезодерма.


Первичный контроль. Биологический диктант: из перечня терминов выбрать цифру подходящего и выписать через ( - ).


Вариант I (Вариант II)


  1. Преобразования, происходящие в организме от его рождения до естественной смерти. (Оплодотворённая яйцеклетка).

  2. Внешний слой гаструлы. Промежуточный (третий) зачаточный листок).

  3. Внутренний слой гаструлы. (Двухслойная стадия в развитии эмбриона).

  4. Процесс деления диплоидной зиготы на клетки. (Из данного зачаточного листка образуются и нервная система, и покровы тела, и хрусталик глаза).

  5. Из данного зачаточного листка развиваются мышцы, почки, скелет, кровь. (Индивидуальное развитие организма).

  6. Стадия образования различных тканей и органов из зародышевых листков. (Из данного зачаточного листка формируются многие внутренние органы и их части – пищеварительная, выделительная, дыхательная система).

  7. При слиянии двух половых гамет образуется … . (Многоклеточная однослойная шарообразная структура в развитии эмбриона).


Ответы (самопроверка):


Вариант I: 1 – 7 – 8 – 3 – 9 – 6 – 2.

Вариант II: 2 – 9 – 5 – 7 – 1 – 8 – 4.


Критерии оценок:

«5» - 7 правильных ответов; «4» - 5 или 6; «3» - 4.

У кого «5»? «4»? «3»?


Работа над ошибками.


Мы закончили изучение главы «Размножение и индивидуальное развитие организмов», следующий урок – контрольная работа. Основные темы для повторения:

  • типы размножения (бесполое и половое);

  • клеточное деление, митоз;

  • особенности образования половых клеток, мейоз;

  • онтогенез и его этапы.


Домашнее задание: изучить параграф 16, повторить параграфы 13, 14, 15.


Итоги урока:

  1. Оценочный – в журнал ставится оценка за цифровой диктант по домашнему заданию.

  2. Словесный - отработка ЗУН.


Счастье – это круг. И человек

медленно, как часовая стрелка,

движется к концу, то есть к началу,

движется по кругу, то есть в детство

в розовую лысину младенца,

в резвую дошкольную проворность,

в доброту, весёлость, даже глупость.


Борис Слуцкий


Спасибо за сотрудничество. До свидания.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок по теме «Индивидуальное развитие организмов и его этапы»

Автор: Парамошкина Зульфия Михайловна

Дата: 29.10.2015

Номер свидетельства: 245326

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок биологии "Индивидуальное развитие организмов""
    ["seo_title"] => string(52) "urok-biologhii-individual-noie-razvitiie-orghanizmov"
    ["file_id"] => string(6) "269232"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450789273"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "разработка урока для 9 класса на тему: "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез" "
    ["seo_title"] => string(90) "razrabotka-uroka-dlia-9-klassa-na-tiemu-individual-noie-razvitiie-orghanizmov-ontoghieniez"
    ["file_id"] => string(6) "115313"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411922194"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока по биологии в 9 классе на тему: "Индивидуальное развитие организмов" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-9-klassie-na-tiemu-individual-noie-razvitiie-orghanizmov"
    ["file_id"] => string(6) "144194"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418665165"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(19) "Онтогенез "
    ["seo_title"] => string(12) "ontoghieniez"
    ["file_id"] => string(6) "126488"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415188504"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Интегрированный урок по биологии 6-10 класс «Рост и развитие растений и животных» "
    ["seo_title"] => string(86) "intieghrirovannyi-urok-po-biologhii-6-10-klass-rost-i-razvitiie-rastienii-i-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "113461"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410265814"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства