kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии "Индивидуальное развитие организмов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Вид урока: Комбинированный, с применением ИКТ.

Цели и задачи урока:

  • познавательная: углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов; охарактеризовать содержание этапов онтогенеза: эмбрионального периода и его стадий; показать роль внутренних факторов в изменении нормального хода онтогенеза; раскрыть зависимость онтогенеза от условий окружающей среды. Учащиеся должны усвоить понятия: онтогенез, эмбриональный период, бластула, гаструла, дробление, бластомеры, гаструляция, инвагинация, энтодерма, эктодерма, мезодерма, нейрула, органогенез, характеризовать особенности этапов эмбрионального развития;
  • развивающая: формировать ключевые компетенции ученика, развивать специальные и общеучебные умения и навыки, использовать их в новых ситуациях. Учащиеся должны уметь аргументировать свои выводы, используя базовые знания предыдущих курсов биологии, самостоятельно прорабатывать учебный материал, вести самостоятельный поиск дополнительной информации, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать биологические процессы, продолжить формирование навыков работы с книгой, с дополнительной научной литературой, немыми таблицами;
  • воспитывающая: содействовать формированию потребности ведения здорового образа жизни, формирование половой грамотности, ценности здоровья, показать значимость для каждого человека данных знаний, поскольку касаются здоровья его самого и его потомков.

Методы и приемы: словесные (рассказ, беседа, диалог, полилог, проблемные ситуации, высказывания философов, чтение стихов), наглядные (демонстрация, показ), практические (работа с книгой, доп. литературой, иллюстрациями, выполнение заданий в группах, по вариантам) презентация результатов работы, методы рефлексии и самоанализа.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал для 4 групп учащихся (инструкционные карты), таблицы « Индивидуальное развитие хордовых», «Взаимодействие частей зародыша».

Эпиграф: «Мы живем среди природы, мы друзья ее. Она беспрестанно с нами беседует, но тайны своей нам не выдает. Мы постоянно оказываем на нее действие, однако не имеем над ней никакой власти». ( И. В. Гёте)      /слайд №1/

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации из темы «Индивидуальное развитие организмов», используя идеи технологии личностно - ориентированного обучения.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая и индивидуальная

Методы урока: репродуктивный и частично-поисковый

.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии "Индивидуальное развитие организмов"»

Урок биологии в 10 классе

Тема: Индивидуальное развитие организмов.

Эмбриональное развитие.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Вид урока: Комбинированный, с применением ИКТ

Цели и задачи урока:

  • познавательная: углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов; охарактеризовать содержание этапов онтогенеза: эмбрионального периода и его стадий; показать роль внутренних факторов в изменении нормального хода онтогенеза; раскрыть зависимость онтогенеза от условий окружающей среды. Учащиеся должны усвоить понятия: онтогенез, эмбриональный период, бластула, гаструла, дробление, бластомеры, гаструляция, инвагинация, энтодерма, эктодерма, мезодерма, нейрула, органогенез, характеризовать особенности этапов эмбрионального развития;

  • развивающая: формировать ключевые компетенции ученика, развивать специальные и общеучебные умения и навыки, использовать их в новых ситуациях. Учащиеся должны уметь аргументировать свои выводы, используя базовые знания предыдущих курсов биологии, самостоятельно прорабатывать учебный материал, вести самостоятельный поиск дополнительной информации, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать биологические процессы, продолжить формирование навыков работы с книгой, с дополнительной научной литературой, немыми таблицами;

  • воспитывающая: содействовать формированию потребности ведения здорового образа жизни, формирование половой грамотности, ценности здоровья, показать значимость для каждого человека данных знаний, поскольку касаются здоровья его самого и его потомков.

Методы и приемы: словесные (рассказ, беседа, диалог, полилог, проблемные ситуации, высказывания философов, чтение стихов), наглядные (демонстрация, показ), практические (работа с книгой, доп. литературой, иллюстрациями, выполнение заданий в группах, по вариантам) презентация результатов работы, методы рефлексии и самоанализа.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал для 4 групп учащихся (инструкционные карты), таблицы « Индивидуальное развитие хордовых», «Взаимодействие частей зародыша».


Эпиграф: «Мы живем среди природы, мы друзья ее. Она беспрестанно с нами беседует, но тайны своей нам не выдает. Мы постоянно оказываем на нее действие, однако не имеем над ней никакой власти». ( И. В. Гёте) /слайд №1/

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации из темы «Индивидуальное развитие организмов», используя идеи технологии личностно - ориентированного обучения.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая и индивидуальная

Методы урока: репродуктивный и частично-поисковый

.




Ход урока

I. Организационный момент: приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.



Учитель: сегодня урок хочется начать со слов Ч.Дарвина:

«Думаю, что все сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путем самообразования» Ч.Дарвин

Следуя высказыванию Ч. Дарвина, сегодня вы будете самообразовываться в силу своих возможностей. На сегодняшнем уроке мы с вами должны ликвидировать пробелы в знаниях, облегчить и систематизировать учебный материал, который был изучен ещё в 9 классе.

II Проверка знаний


Индивидуальная работа по карточкам №1 или №2


Карточка № 1

Завершите предложения, вписав вместо точек необходимые термины и понятия.

1. При половом размножении дочерние особи развиваются из:…(слившихся специализированных клеток)

2 В результате мейоза дочерние клетки диплоидных организмов имеют хромосомный набор:( п)

3.В какой зоне при гаметогенезе происходит мейотическое деление кле­ток?....(в зоне созревания)

4.Что образуется в результате овогенеза?...( яйцеклетка)

5. Партеногенез - разновидность полового размножения, при котором взрослая особь развивается из:…(неоплодотворенных яиц)

6. Тип оплодотворения, при котором половые клетки сливаются вне ор­ганизма самки —....наружное

7.Способность организма воспроизводить себе подобных, это свойство -… размножения.


Карточка № 2

Завершите предложения, вписав вместо точек необходимые термины и понятия.

1.Процесс образования и развития половых клеток - ...гаметогенез.

2.Диплоидная клетка, образовавшаяся в результате слияния мужской и женской гамет ....зигота

3.Подвижная зрелая мужская половая клетка у животных и некоторых растений, содержащая гаплоидный набор хромосом - ....сперматозоид.

4.Развитие зародыша у животных из неоплодотворенной яйцеклетки - …партеногенез.

5.Процесс слияния сперматозоида с яйцеклеткой с последующим слия­нием их ядер— ....оплодотворение.

6.Тип оплодотворения, при котором половые клетки сливаются в половых путях самки —....внутреннее

7.Особый тип оплодотворения, характерный для цветковых растений —….двойное.

Фронтальная беседа с учащимся. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы «Размножение и развитие организмов»

Вспомните:

- Что называется  размножением? (Способность организма  воспроизводить себе подобных).


- Какие Вы знаете способы размножения? (Бесполое и половое).


-В чём различие между бесполым и половым размножением? (При бесполом размножении принимает участие одна особь и дочерние организмы наследуют   идентичную генетическую информацию материнской особи, а при половом –участие принимают два организма, которые производят гаметы и при слиянии гамет образуются особи с  генетической информацией от обоих родителей ).

- Что такое гамета? (Половая клетка ).


- Какие Вы знаете гаметы? (Яйцеклетка  и сперматозоид или спермии).


- Где они образуются? (В половых железах).


- Что называется оплодотворением? (Процесс слияния гамет).


- При каких условиях происходит оплодотворение у животных?

(Одновременное созревание гамет, встреча гамет, определённая концентрация гамет).


- В чём биологическое значение оплодотворения? (Восстановление диплоидного набора хромосом).


- Что образуется в результате  оплодотворения? (Зигота).


- Что такое зигота? (Это клетка с диплоидным набором хромосом, половина из которых получена от материнского организма, а половина – от отцовского).


-Зигота – это одна клетка. Все живые организмы (грибы, растения, животные) начинают своё развитие с зиготы, то есть с одной клетки. О чём это свидетельствует? (О родстве и единстве происхождения).


- Каким же образом из зиготы развивается целый организм? Из яйца курицы - цыплёнок, из икринки рыбы - малёк, из икринки лягушки – головастик, у млекопитающих – детёныш? Ведь зигота у большинства животных имеет микроскопические размеры, например, у млекопитающих 0,1 мм? (Благодаря делению и росту клеток).


Правильно. Зигота претерпевает ряд изменений и благодаря  вначале делению клеток, затем росту и дифференцировке клеток формируется организм. Деление клеток – рост клеток – дифференцировка клеток – это основа онтогенеза.


3. Изучение нового материала: (слайд 1, 2,3,4)





Переход к новой теме





















Формулирование темы урока



Изучение нового













































































Закрепление











Осмысление













Учитель: (Доп.)

Д.З. параграф 24 стр.87-89(желающим кроссворд), Итог урока









Проблемный вопрос, беседа

















Рефлексивные задания, задачи на урок

Показ Беседа

Рассказ демонстрация

Беседа проблемные вопросы диалог по слайду

Работа в группах с книгой, доп. литературой по инструкционным картам

Выступление членов группы

Дополнительный рассказ, уточнение















Рассказ- дополнение











беседа показ, демонстрация по слайду











Беседа показ, рассказ демонстрация по слайду

Рефлексивные методы самоанализ

беседа

Эпиграф к уроку “Древние мудрецы считали, что в мире есть три великие тайны: тайна любви, тайна смерти и тайна рождения. И, пожалуй, тайна рождения – есть самая великая на Земле, так как позволяет человеку прикоснуться к вечности. Рождение ребенка – вот самое удивительное чудо!

Что изображено на слайде?(сл.5,6) Что было до оплодотворения? Какие процессы происходили? А что будет после оплодотворения? Зигота (от греческого слова “зиготес ”-соединенный вместе) – первая клетка человеческого организма. В ней, различимой только под микроскопом, заключено все будущее: – ясные голубые (серые, карие, зеленые) глаза, густые, вьющиеся (редкие, прямые) волосы, различные таланты (бездарность)… Все будет зависеть от того, какую генетическую информацию несли в своих ядрах половые клетки. По современным данным в зиготе заложена определенная программа развития она и реализуется путем взаимодействия клеток друг с другом и со средой, формируется конкретная

Онтогенез - индивидуальное развитие организма.

(слайд 7,8,9,10)

Что такое эмбриональный период? Постэмбриональный? сформулируйте определение.

Эмбриогенез, эмбриология. ( слайд 11,-13)

Основные этапы эмбриогенеза.

Какие изменения происходят с эмбрионом на каждом этапе?

Организация работы в 4 группах

(инструкционные карты)

-1.Стадия дробления (слайд 14-17)

-2. Стадия гаструляция (слайд 18-20)

-3. Стадия органогенеза (слайд 21-22)

общий вывод (слайды 23-26)

-4. Группа: Влияние на зародыш факторов среды

(дополнения)-

1.Дробление из этой стадии4-16 бластомеров каждая клетка имеет одинаковый набор хромосом и генетическую информацию каждая клетка может развиться в самостоятельный организм (близнецы)

2.Гаструляция – начинается дифференцировка-процесс возникновения из однородных клеток большого разнообразия клеточных форм, отличающихся по строению и функции. Хотя ДНК одинакова во всех клетках, но в отдельной клетке используется только часть этой информации.

3.Органогенез – Важно взаимное влияние частей развивающегося зародыша. Уже при возникновении двух первых бластомеров каждый из них «знает» о существовании другого. У лягушки, например, бластомеры после первого  дробления равноценны друг другу, и если их разделить, то из каждого бластомера разовьется нормальный головастик, который затем превратится в лягушку. Но если один из первых двух бластомеров убить, но не изолировать от другого, то из оставшегося живым бластомера начнет развиваться только половина тела зародыша.
Установлено, что некоторые части зародыша на определенной стадии развития выделяют вещества, которые заставляют окружающие их клетки развиваться в определенном направлении. Так, немецким эмбриологом Гансом Шпеманом и его последователями было выяснено, что если у зародыша на стадии гаструлы взять участок эктодермы, который должен развиваться в нервную трубку, и пересадить его в эктодерму брюшной стороны другого зародыша, находящегося примерно на той же стадии развития, то в месте трансплантации начинает развиваться сначала нервная трубка, затем другие компоненты осевых органов. Поэтому этот участок называют осевым комплексом. В результате в зародыше-хозяине возникает вторичный зародыш, который отличается от первичного лишь величиной.
Шпеман назвал это явление эмбриональной индукцией, во время которой трансплантат выступает в роли организатора, направляющего развитие окружающих клеток.
Клеточная специализация усиливается по мере роста и развития зародыша. Зигота представляет собой недифференцированную, или тотипотентную клетку − из нее возникают все типы клеток организма. Уже во время дробления  по мере увеличения числа бластомеров появляется и постепенно нарастает асинхронность деления. По мере развития зародыша многие клетки перестают делиться и специализируются на выполнении тех или иных функций. Чем сильнее специализированны клетки, тем в большей степени они зависят друг от друга. В таком организме невозможно удалить какую-либо часть без ущерба для всего организма.

Тебе легко не дать ему родиться,

Тебя не станут за руки держать –

Ведь он не сможет даже защититься,

Не сможет вскрикнуть, встать и убежать

Какие факторы влияют на развитие зародыша? (слайд27,28)

4. Выступление 4 группы

Л.Н. Толстой “Быть хорошо рожденным – право каждого человека”.



Право быть хорошо рожденным…

Прежде всего, это право родиться здоровым. И обеспечить это право должны в первую очередь родители. Ученики, которые сегодня сидят за партой, – это будущие родители. Готовить к этой важной и значимой в их жизни функции нужно уже сейчас. (слайд 29-31)

Слайд 32-34)

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках,

Самая красивая из женщин –

Женщина с ребенком на руках.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет.

Так она и будет жить в веках,

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.


«Безмолвный крик» - о вреде абортов. ( слайд 35,36)


Спасибо за урок всем! (слайд 37,38)

Активно работали….

Старались…

Жду большей активности, точности от….

Нас много в мире, мы различны.

Онтогенез у всех свой, личный!

Отрывок стих. Абу Али ибн Сина «Поэма о медицине»
О детях, находящихся
Еще в утробе матери:
Как следует, о том веду я речь.
Дитя в утробе матери беречь.

Ничто зловредное его пусть не коснется,
Пусть мать питается не как придется,
А ест еду и влагу с пользой пьет,
Так, чтоб нормально развивался плод.
Пускай отбросов в пище будет мало,
Чтоб кровь она при этом очищала. Как вы понимаете строки этого стихотворения, написанного более тысячи лет назад?

Учитель (Дополнение-осмысление)

Из отношений чисто человеческих,
Дающих вездесущей жизни ход,
Рождающих и радость и кручины,-
Есть отношенья женщины с мужчиной,
А можно говорить наоборот.
Все остальное если вам угодно,
От этих отношений производно.
В. Федоров.

Сейчас вы молоды и полны сил. Жизнь перед каждым из вас как чистая тетрадь, и от вас зависит, что вы в ней запишите. Но если за ошибки в тетради вы получаете плохую отметку, которую при желании можно исправить, то за ошибки, совершаемые в жизни, нередко приходится расплачиваться слезами, сожалениями, болезнями, осознанием. К таким непоправимым ошибкам относится аборт.

Каждый год на планете Земля убивают свыше 50 миллионов нерождённых детей. (это сравнимо с потерями за 6 лет 2-ой мировой войны). В России ежегодно более 200 тыс. женщин делают первый аборт, причем каждая 10-я – в подростковом возрасте.

Малыш мой!. Ты хотел жить, милый,
Мой любимый, мой дорогой…
Ты прости… тебя мама убила,
Голосок не услышав твой.

Ты, скорее всего, не поверил,
Жизнь дала и убила вдруг?
Ты сердечко свое мне доверил,
Думал, мама – единственный друг…

Ты не сможешь мне улыбнуться
И ладошкой мой локон схватить,
И в ключицу мне носом уткнуться,
Слово «МАМА» провозгласить…

Не приглажу волосики нежные
Материнскою чуткой рукой.
Может были они белоснежные,
Никогда мы не будем с тобой.


Стандартный набор причин для аборта: плохая экономическая ситуация,

сексуальная безграмотность населения.

У нас был принят закон об искусственном прерывании беременности, разрешающий аборты под покровительством государства, в государственных больницах и на государственные средства. Обратим внимание на выражение “искусственное прерывание беременности”. Терминология соответствует меркам XX века и звучит вполне прогрессивно и культурно. Но что за ней стоит? Попробуем осмыслить с помощью примеров. “Искусственное прерывание сердечной деятельности.” Что кроется за этими словами? Что происходит с человеком после искусственного прерывания деятельности его сердца? Будет ли он жить? А если нет, то какую роль играют слова? “Искусственное прерывание деятельности мозга”.

О чем говорит нам это выражение? Наверное, оно означает не что иное, как превращение человека в растение с помощью некоего искусственного вмешательства.

Аборты известны с древних времен, когда для этой цели применялись так называемые абортивные растения. Но любые действия по прерыванию беременности всегда считались убийством, поскольку сознание людей не делало различия между зрелым человеком и эмбрионом. Поэтому в клятве Гиппократа, которая и сегодня является клятвой всех медиков, врач, слуга жизни, исповедует перед Богом и людьми: “Я никогда не дам женщине абортивного средства”.

Со временем к абортам стали относиться как к явлению нравственно нейтральному, примерно как к курению. Появилось отвратительное движение сторонников абортов, выступающих за полную безнаказанность этого рода убийства, заявляющих, что взгляды на нравственность изменились и стало анахронизмом считать аборт преступлением. Основной их аргумент состоит в том, что каждая женщина имеет право сама распоряжаться своим телом и непозволительно кому бы то ни было вмешиваться и решать столь личный вопрос.

А между тем еще 100 лет назад итальянский юрист Рафаэле Беллестрине сказал: «Самым верным доказательством, что некий народ дошел до крайней точки своего нравственного падения, будут те времена, когда аборт станет считаться делом привычным и абсолютно приемлемым».

Действительно ли эмбрион неодушевлен, не обладает своей собственной, автономной жизнью? Всего лишь часть организма матери, которая тогда, естественно, имеет право распоряжаться ею как хочет? Или же это человеческое существо, которое находится в зависимом отношении от материнского организма так же, как и мы все зависим от окружающей среды? Как отвечает на этот вопрос наука? Бернард Натансон, бывший директор специальной клиники, за годы своей работы сделавший шестьдесят тысяч абортов, задумавшись, насколько безобидны его действия, провел научные изыскания с применением современных технических средств: ультразвука, электронных исследований сердца эмбриона, эмбрионоскопии, радиобиологии и других. После скрупулезных исследований Натансон заявил: “Тот факт, что эмбрион есть отдельное человеческое существо со всеми своими особыми, личными характеристиками, сегодня не ставится под сомнение”. Для подтверждения своих выводов Натансон прибег к ультразвуковой киносъемке аборта трехмесячного эмбриона. Эта лента под названием “Безмолвный крик” доказывает, что зародыш предчувствует угрозу со стороны инструмента, которым производится операция. Он начинает двигаться быстрей и тревожней, его сердцебиение учащается со 140 до 200 ударов в минуту, он широко открывает рот, словно кричит безмолвным криком. Эти кадры потрясают. Увидев их, многие люди, в том числе врачи, из сторонников абортов стали их противниками.

Безмолвный крик (показать фрагмент фильма по усмотрению учителя).

Научные наблюдения, проводимые с помощью современной аппаратуры, свидетельствуют:

а) у зародыша в возрасте 2,5 недели (18 дней) ощутимы удары сердца и начинает действовать обособленная, его собственная система кровообращения;

б) в 7 недель (50 дней) у еще не рожденного ребенка фиксируются мозговые импульсы; маленький человек имеет полностью сформированные внешние и внутренние органы;

в) в 10 недель (70 дней) ребенок обладает всеми теми характеристиками, которые есть у детей после их рождения;

г) в 13 недель (92 дня, 3 месяца) зародыш достигает такого уровня развития, что поворачивает голову, делает различные движения, гримасничает, сжимает кулачок, находит рот и сосет палец!

Иногда задают такой вопрос: «А что делать, если УЗИ выявило патологию плода?» Нужно помнить: во-первых, при УЗИ не исключены ошибки; во-вторых, убийству собственного ребенка нет оправдания. И здесь хочется рассказать вам один случай.

Замечательный французский ученый Жером Лежен, открывший причину болезни Дауна, был яростным противником абортов. Однажды, выступая перед врачами- сторонниками абортов, он предложил им решить, что нужно делать женщине в такой ситуации: она больна туберкулезом, у нее пятая беременность, первый ребенок умер, второй родился слепым, третий глухим, у четвертого туберкулез. Мнение врачей было однозначным: необходимо прервать беременность. «Так вот, пятым родился Бетховен!»- торжественно сообщил им Лежен.

Противоречие, которое нас буквально потрясает, состоит в том, что люди, с одной стороны, активно выступают за права человека, а с другой, - попирают, совершая такое гнусное преступление, как аборт, самое элементарное право невинного и незащищенного человеческого существа! Ужас охватывает, когда видишь, что от имени человечества, во имя права на жизнь отменяется смертная казнь и узаконивается аборт! Ужасно, что мы, с одной стороны, жалеем преступника, а с другой, - нас абсолютно не волнует убиение ребенка, который еще даже не родился. Мы чувствуем омерзение к той матери, которая после рождения своего ребенка бросает его в мусорный ящик, и несем цветы другой, которая выбрасывает свое дитя в благообразной обстановке операционной!
Последствия абортов весьма серьезны.

Для матери: большая вероятность смерти (от прободения матки, сепсиса, инфарктов и т.п.), потеря способности к дальнейшему деторождению (приблизительно 1/3 женщин в Греции после аборта остаются бесплодными).

Для детей: количество мертворожденных детей и преждевременных родов у женщин, сделавших аборты, увеличивается вдвое. Растет число детей больных, с различными физическими недостатками.

Для семьи: психическое здоровье, особенно женщины, надламывается, нравственное сознание супругов притупляется, семейная гармония нарушается.

Для подростков: облегчается безответственное сексуальное поведение, увеличивается число матерей одиночек.

Для народа: встает серьезная демографическая проблема.

Аборт не решил ни одной личной или общественной проблемы. Наоборот, эти проблемы обостряются. Изнасилования, самоубийства, плохое обращение супругов друг с другом, жестокое обращение с детьми, разводы - все это постоянно и стабильно растет. В странах, где наблюдается недостаточная рождаемость, ничто не способно изменить решение новых супружеских пар не рожать детей: ни законодательство, ни экономические льготы. Механизм сохранения человеческого рода постоянно подрывается. Особого внимания заслуживает высказывание врача Филиппа Нея, профессора медицинского факультета университета города Отаго в Новой Зеландии: “Врачи знают, что существуют силы, направленные против жизни. Одна из этих сил, новая и, возможно, самая мощная, - это массовые аборты. Их сумели представить как дело очень легкое, безвредное, безболезненное и полезное. В то время как в действительности это самая трагическая ошибка, которая когда-либо допускалась человечеством”.

У людей есть врожденная надежда на лучшую жизнь. Без этой надежды человечество не имело бы будущего. И важнейший источник надежды - дети. Они представляют собой двигатель прогресса. Без детей мир будет становиться все более и более пессимистичным, все более саморазрушительным.

Оставляйте потомство, люди!
Нет прекрасней его на свете!
И не бойтесь хлопот и усталости,
Жизни трудной и распаленной!
Бойтесь только холодной старости,
Одиночеством оскорбленной.
Чтобы петь, чтоб землей гордиться,
Чтоб познать всю радость на свете,-
Очень, очень хотят родиться
Не рожденные вами дети!


О, Мой Господь! Спаси и Сохрани!
Не дай вершить такой тяжелый грех!
Не понимают, что творят они,
Во всех делах преследуя успех.

Неблагодарные мамаши и мужья!
Опомнитесь! Убийство не отмыть!
Остановитесь! Заклинаю я!
ВЫ ДАЙТЕ ПРОДОЛЖЕНЬЮ БЫТЬ!

Я буду считать, что наш разговор достиг своей цели, если в будущем, ребята, вы вспомните его. Не омрачайте свою жизнь! Пусть она будет прекрасной!


Дополнительный материал: (для 4группы)

Влияние алкоголя на развитие зародыша.

Не следует представлять себе дело так, что алкогольные дефекты всегда настолько очевидны, что по внешнему виду ребёнка можно сразу определить, есть оно или нет. Например, микроцефалия - недоразвитие коры головного мозга - может проявляться в самой различной степени: от весьма умеренного отклонения от нормы до полного отсутствия коры полушарий головного мозга.

Приведу результат одного из многочисленных медицинских исследований влияния алкоголя на развитие человека на разных стадиях.

Американские исследователи проводили наблюдение за протеканием беременности у 130 женщин и последующим развитием рождённых детей. Тринадцать из них, т.е. 10 % от всей группы, были пьющими, остальные не употребляли спиртные изделия. В остальном условия протекания беременности были одинаковыми (правильное питание, режим движения, врачебное наблюдение).

Оказалось, что развитие всех детей, рождённых женщинами, употребляющими спиртные изделия, существенно отклонялись от нормального. Все они имели меньший рост и вес при рождении, более слабое развитие конечностей, они медленнее росли, отставали в двигательной активности, имели более или менее выраженные дефекты развития типа алкогольного синдрома плода.

Пьющие матери и повзрослевшие дочери некогда пьющих матерей значительно чаще рожают недоношенных младенцев, в их потомстве значительно чаще встречаются такие недуги, как детский церебральный паралич и рассеянный склероз, очень плохо поддающиеся лечению средствами нынешней традиционной медицины.

Тщательные сравнительные наблюдения последующих лет не позволили установить ни одного случая рождения вполне нормального ребёнка женщиной, систематически употребляющей алкоголь.

Вывод: если хотите здоровья своим будущим детям - не пейте. Слишком велик риск непредвиденных осложнений.

Однако мужчинам тоже нельзя пить. Вот наблюдения опытного врача - педиатра, В.А. Дульнева, изучавшего 64 ребёнка, родившихся от отцов, в течение 4-5 лет систематически употреблявших спиртные изделия. В результат наблюдений были обнаружены признаки умственной отсталости у всех без исключения детей, даже у тех, которые хорошо развивались физически.

Французские врачи, анализируя развитие детей, отцы которых различное время воздерживались от употребления спиртных изделий, пришли к довольно-таки оптимистичному выводу, что для производства полноценного потомства мужчина должен не пить в течение 1-2 лет (это касается и женщин).

Помните: ВЫПИВАЯ, ВЫ РАЗРУШАЕТЕ ТО, ЧТО ВАМ НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ - здоровье СВОИХ детей

Влияние никотина на развитие плода человека

Курение беременной женщины вызывает: спазм маточных сосудов с замедлением маточно-плацентарного кровотока, продолжающийся 20-30 минут после одной выкуренной сигареты; подавление дыхательных движений плода; появление в крови плода никотина и других токсических веществ, что приводит к задержке роста, массы тела и рождению ребенка с ее дефицитом; отмечается развитие легочной патологии, как у новорожденного, так и у детей более старшего возраста; увеличивается риск перинатальной смертности и синдрома внезапной смерти в неонатальном периоде – довольно загадочного явления, когда ребенок в возрасте до года вдруг, без видимых причин, умирает.

Пороки развития, вызываемые курением.

Уже в конце 60-х — начале 70-х годов медики обратили внимание на то, что некоторые черепно-лицевые аномалии встречаются как будто несколько чаще у детей, родившихся у женщин, куривших во время беременности. Более точные статистические наблюдения подтвердили достоверность этого предположения: действительно, «волчья пасть», то есть расщепление твердого нёба, и «заячья губа», то есть расщепление верхней губы, у новорожденных, матери которых курили в период беременности, встречается чаще.

Каков механизм возникновения уродств под влиянием табачного дыма, пока точно неизвестно, специальных работ по данному вопросу немного: все-таки и частота, и выраженность этой аномалии не так значительны, как, скажем, при алкогольном синдроме. Но тот факт, что курение во время беременности способствует рождению детей с черепно-лицевыми аномалиями, сомнению уже не подлежит.

Статистический анализ продолжительности жизни курящих и некурящих людей позволил выяснить, что каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на пять-шесть минут. Но никто не знает, на сколько сокращается от каждой сигареты, выкуренной беременной женщиной, жизнь будущего ребенка. Таких данных просто еще не может быть — 50—70 лет назад курящих женщин встречалось очень мало. Но сейчас, как ни печально, база для таких подсчетов уже создается.

А вот психических отклонений у потомства долго ждать не приходится — последствия никотинового воздействия на эмбрион и на плод проявляются быстро. И если ребенок плохо засыпает, часто капризничает, излишне возбуждается, то это не обязательно от плохого воспитания. Пусть мать спросит себя, не поддавалась ли она соблазну хоть изредка выкурить сигарету (или выпить бокал вина) в течение девяти месяцев.

Но не будем закрывать глаза и на то, что потребность, вызванная этой привычкой, требует постоянного удовлетворения для того, чтобы испытать удовольствие или избежать дискомфорта, а, главное, тот относительно небольшой стимулирующий или депрессивный эффект на центральную нервную систему (курильщики ведь тянутся к сигарете и когда хотят взбодриться, и когда хотят успокоиться) не идет ни в какое сравнение с тем колоссальным вредом, который наносят три тысячи химических соединений, содержащихся в табачном дыме. Самое же существенное — табак, как и алкоголь, принося сомнительное удовольствие родителям, губят их детей.

Влияние наркотиков на развитие беременности

Длительное употребление наркотиков приводит к негативным изменениям в физическом и психическом здоровье людей. Наркоманы страдают расстройствами пищеварения, происходит поражение и разрушение печени, активно отмирают клетки головного мозга, нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы и т.д. При употреблении наркотиков происходит значительное снижение выработки половых гормонов (уменьшается способность к зачатию). И хотя половое влечение при наркомании прогрессивно снижается, около 25% наркоманов имеют детей. Которые страдают различными тяжелыми недугами и патологиями, вызванными приемом наркотиков их родителями. Некоторые наркотические вещества провоцируют негативные изменения еще в хромосомах половых клеток, приводя к разрывам хромосом. Хромосомные аномалии всегда приводят к неблагоприятным последствиям для потомства. Большинство зародышей с такими нарушениями в развитии погибают, но у живых формируются серьезные пороки развития — уродства. Случаи смертности новорождённых детей у женщин принимающих наркотики достигает 80%.Токсическое действие наркотиков на плод может быть непосредственным (через повреждение его клеточных структур) и косвенным (через нарушение образования гормонов, изменение слизистой оболочки матки). Наркотические вещества обладают малой молекулярной массой и легко проникают через плаценту. Так как печень плода не достаточно развита наркотики медленно обезвреживаются и долго циркулируют в его организме принося непоправимые разрушения в системах и органах развивающегося организма.

Если женщина во время беременности принимает наркотики, то вместе с ней наркотик принимает и ребенок. У матери наркоманки, ребенок тоже становится наркоманом, и после родов у таких детей зачастую наблюдаются симптомы так называемой «ломки», которые возникают при отказе от приема наркотиков и проявляются в виде сильной раздражительности и нервного возбуждения).

Прием наркотиков в период беременности приводит к таким осложнениям, как: резко возрастает риск рождения мертвого плода, выкидыша, происходит понижение веса новорожденного, задержка умственного развития, преждевременные роды, а также, может развиться синдром внезапной смерти ребенка (риск синдрома внезапной смерти при принятии во время беременности опия повышается в двадцать раз.) Некоторые наркотики (опий и кокаин), принося не только непосредственный вред в развитие ребенка, но и косвенный, они приводят к сужению кровеносных сосудов плаценты, тем самым ограничивая снабжение плода кислородом (подобно никотину, вызывают кислородное голодание плода). Воздействуя на мозг ребенка, кокаин приводит к его повышенной раздражительности. Марихуана, употребление которой во время беременности считалось безопасным для ребенка, оказывает такое же влияние на развитие плода, как и другие наркотики. Беременность накладывает на женщину большую ответственность. Теперь ей нужно беспокоиться не только о состоянии своего здоровья, но и о здоровье своего будущего ребёнка. В эмбриональный период, когда ребенок особенно уязвим, употребление наркотиков может оказать непоправимое негативное влияние не только на психику, но и на все последующее развитие организма.

Алкогольный синдром плода (АСП) , его суть и последствия.

Природа запрограммировала жизнь на абсолютно трезвое суще­ствование. И отступление от этого закона чревато серьезными по­следствиями. Природа не включила алкоголь в обменные процессы человека, а значит, и не создала против него естественных противо­ядий.

Алкоголь - одна из самых частых причин бесплодных или без­детных браков. У злоупотребляющих алкоголем все анатомические и функциональные нарушения приобретают хроническое течение, лишая этих людей возможности стать родителями. Так, у пьющих мужчин до 20% сперматозоидов имеют анатомические дефекты и примерно столько же теряют подвижность. Изменяется анатомиче­ская и физиологическая целостность половых желез у женщин. При этом часть яичников постепенно замещаются нефункционирующей соединительной тканью, что приводит к продукции неполноценных яйцеклеток. Нарушенные мужские и женские клетки часто несут яв­но патологическую информацию зародышу, плоду, будущему ребен­ку. А нередко сперматозоиды и яйцеклетки вообще теряют способ­ность к слиянию.

Но если даже и произошло оплодотворение нарушенных алкого­лем яйцеклеток и зародыш довольно благополучно прикрепился к стенке матки, то это еще не означает, что он будет нормально разви­ваться.

Если беременная пусть изредка, пусть в небольших дозах упот­ребляет самые легкие вина, то все равно в организме развивающегося плода обязательно возникнут патологические реакции в ответ на действие алкоголя. В организме и тканях плода постепенно формируется комплекс изменений, называемый алкогольным синдромом плода (АСП) или алкогольной болезнью плода, или алкогольной эмбриопатией. Этот термин означает развитие физической и психиче­ской неполноценности зародыша и плода из-за эмбриотоксического и тератогенного (то есть вызывающего анатомические уродства) действия алкоголя.

Многим приходилось встречаться с последствиями АСП физиче­ского характера — «заячья губа», «волчья пасть», сращение пальцев рук, ног, изменения формы головы, груди и т.д. А вот врожденные пороки внутренних органов определяются только специалистами медиками, хотя, например, врожденные пороки сердца нередко бросаются в глаза и родителям, прежде всего своими грозными симптомами, такими как синюшность лица, потеря веса, отставание в росте, быстрая физическая и психическая утомляемость.

Тератогенное действие алкоголя многократно подтверждалось и экспериментаторами. Так, французские исследователи наблюдали весьма впечатляющий случай.

В одном сарае, под полом которого находилось помещение дли перегонки спирта, было помещено 160 яиц для искусственного вы­ведения цыплят. Так вот, из половины яиц цыплят не получилось вовсе; из оставшейся половины 40 вылупившихся цыплят вскоре по­гибли, а у 25 были физические уродства: кривошея (раздвоение или отсутствие костей)* деформация клюва и др. И все это - только под воздействием паров алкоголя.

Разумеется, организм плода и ребенка нельзя назвать совсем без­защитным от проникающего в него яда. Он активно борется, но меха­низмы защиты не всесильны, особенно слабы они на разных стадиях развития плода. Установлено, что активность антиалкогольных ферментов у плода в десятки раз слабее, чем у взрослых. К тому же у плода вообще отсутствует ряд ферментов, дезактивирующих алкоголь.

Курение и другие факторы риска

Известно, что курение является одной из причин возникновении ряда тяжелых заболеваний сердечно-сосудистой системы, органон дыхания, пищеварения и др. Почему?

Табачный дым содержит не менее 1000 элементов, многие из них вредны. Наиболее опасными для здоровья человека являются нико­тин, угарный газ, аммиак, сероводород, синильная, муравьиная и масляная кислоты и др.

Никотин - один из сильнейших растительных ядов. И он состав­ляет основную часть табачного дыма! Никотин легко растворяется мводе и поэтому легко проникает через слизистые оболочки полости рта, носа, бронхов, желудка. Попав в организм, никотин воздейству­ет прежде всего на сосудодвигательный центр мозга, причем сначала наступает кратковременное расширение, а затем спазм, сжатие кро­веносных сосудов, особенно мельчайших капилляров. Спазм сосу­дов приводит к нарушению питания органов сердца, мозга и др.

Огромный вред приносит курение во время беременности и при вскармливании ребенка грудью. Через плаценту никотин попадает в кровь плода, что приводит к вышеописанным последствиям, в резуль­тате чего нарушается его нормальное развитие. Специально прово­дившиеся наблюдения показали, что у женщин, которые во время бе­ременности курят, вдвое чаще рождаются недоношенные дети. Было обнаружено, что если беременная женщина курит, масса ее новорож­денного на 150-200 г меньше нормы. Ученые установили также, что задержка роста эмбриона, преждевременные роды, выкидыши у ку­рящих женщин встречаются значительно чаще, чем у некурящих.

Никотин проникает и в грудное молоко. Курение в период корм­ления грудью снижает количество молока и уменьшает его количест­во. Новорожденный ребенок, вскормленный грудью курящей мате­ри, плохо развивается, у него очень вероятно возникновение мало­кровия. Такие дети чаще страдают от бронхита, пневмонии и других респираторных заболеваний.



Кроссворд «Онтогенез»

Начало формы

Конец формы



1. Оплодотворенная яйцеклетка.

2. Система в организме, образованная из эктодермы.

3. Основатель современной эмбриологии, доказавший, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными.

4. Стадия зародыша, в результате которой образуется комплекс осевых органов.

5. Новый организм, который развивается из оплодотворенной яйцеклетки.

6. Совокупность процессов, приводящих к образованию гаструлы.

7. Немецкий исследователь, один из основателей экспериментальной эмбриологии.

8. Индивидуальное развитие особи.

9. Первичная полость тела.

10. Совокупность клеточных элементов, расположенных между наружными и внутренними зародышевыми листками в первичной полости.

11. Краткое повторение исторического развития вида, к которому относится данная особь.

12. Процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша.

13. Период, длящийся от образования зиготы до рождения или же выхода из яйцевых оболочек.

14. Один из осевых органов зародыша, образующийся после завершения гаструляции.

15. Период, длящийся от выхода яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.

16. Двухслойный зародышевый мешок, наружный слой клеток которого называется эктодермой.

17. Период накапливания клеточного материала для дальнейшего развития.

18. Набор хромосом в стадии дробления.

19. Однослойный многоклеточный зародыш.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок биологии "Индивидуальное развитие организмов"

Автор: Копий Светлана Александровна

Дата: 22.12.2015

Номер свидетельства: 269232

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока по биологии в 9 классе на тему: "Индивидуальное развитие организмов" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-9-klassie-na-tiemu-individual-noie-razvitiie-orghanizmov"
    ["file_id"] => string(6) "144194"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418665165"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "« Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики». "
    ["seo_title"] => string(82) "nauka-ghienietika-iz-istorii-razvitiia-ghienietiki-osnovnyie-poniatiia-ghienietiki"
    ["file_id"] => string(6) "109986"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405345330"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Сценарий урока биологии «Признаки живых организмов», 5 класс (ФГОС второго поколения) "
    ["seo_title"] => string(89) "stsienarii-uroka-biologhii-priznaki-zhivykh-orghanizmov-5-klass-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "109713"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404934379"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок биологии "Строение и работа сердца""
    ["seo_title"] => string(43) "urok-biologhii-stroieniie-i-rabota-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "269237"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450790253"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока "Индивидуальное развитие организма". Биология, 9 класс."
    ["seo_title"] => string(65) "konspekt_uroka_individualnoe_razvitie_organizma_biologiia_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "501594"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1551253050"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства