kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по предмету " Окружающий мир" на тему " Будь другом природе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Будь природе другом!"

 1. Продолжить знакомство с Красной книгой.

2.Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности.

3.Продолжить формирование ответственного отношения детей к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей растений, животных, людей. Презентация прилагается

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по предмету " Окружающий мир" на тему " Будь другом природе"»

Технологическая карта урока

Тема урока: "Будь природе другом!"


Цели для ученика


1. Продолжить знакомство с Красной книгой.

2.Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности.

3.Продолжить формирование ответственного отношения детей к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей растений, животных, людей.


Цели для учителя


Образовательные : Познакомить с Правилами друзей природы.

Продолжить формирование универсальных учебных действий в выполнении Правил друзей природы.

Развивающие:

Развивать внимание, мышление и воображение, умение работать подгруппами.

Воспитательные: Обратить внимание детей на необходимость воспитания в себе чувства ответственности за свое поведение в природе.



Тип урока открытие новых знаний


Форма урока

Урок - путешествие


Опорные понятия, термины



Новые понятия: экология



Формы контроля


Домашнее задание

Дома нарисуйте ещё по 2 «Экологических знака»

По желанию можете составить проект «КРАСНАЯ КНИГА или ВОЗЬМЕМ ПОД ЗАЩИТУ»,




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент. Проверка готовности класса и оборудования







Утро доброе, друзья!
И лениться нам нельзя!
Приглашаю я вас в путь
На красоту вокруг взглянуть
И душою отдохнуть.

Теперь можно начать работу. И начнём её с игры. А правило игры такое: я задаю вопрос – а вы дружно отвечаете – да или нет. 

- Вам нравится принимать участие в интересных делах? (Да)

- У вас есть желание решать проблемы вместе? (Да)

Тогда продолжим наш урок.

Учащиеся сидят по группам. У каждой группы на столах круги разного цвета (Зеленого, синего, фиолетового, красного)

-Мы сегодня на уроке будем работать по группам. Каждая группа за хороший ответ будет получать жетоны.

– А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте улыбнёмся друг другу.









Учащиеся сидят по группам


-Решить сложный вопрос

II. Поверка домашнего задания


– О чем шла речь на прошлом уроке?



– Что такое Красная книга?





– Как выглядела первая Красная книга?





– Почему для ее обложки выбрали красный цвет?


– Для чего в этой книге выбрали разноцветные страницы?





Какие виды растений и животных заносятся в эту книгу?


-О Красной книге



-Красная книга – это книга, которая содержит сведения о редких и исчезающих растениях и животных)


-Обложка была красная, а страницы – разноцветные: красные, желтые, белые, серые и зеленые



-Красный цвет – сигнал опасности


-Для того, чтобы было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение: исчезающие, сохраняющиеся, редкие, неопределенные и восстанавливающиеся

-Редкие и исчезающие


III. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы и целей.

























































Открытие нового знания
























































































































































Физминутка

- А сейчас давайте посмотрим отрывок из фильма

(«На природе»)

Что такое, что случилось?
Отчего так получилось?
Тишина.
Птичья песня не слышна.

-Вы бы хотели отдохнуть в таком месте?

- Природа была и продолжает оставаться источником существования человека. И наша задача – сберечь её. Природа щедра, но она не прощает ошибок.



Что же сделать, чтобы снова 
Птицы пели и летали,
Бабочки в цветах порхали, 
Чтоб природа ожила и умершей не была?
Если можешь, помоги, на вопрос ответ найдите.

-На уроке мы будем находить на это ответы.

- А что такое экология?

-Давайте попросим найти это слово в словарике.



– Пользуясь кодом, расшифруйте название темы сегодняшнего урока.




– Тема нашего урока: Будь природе другом! (слайд).

(вывешивается на доске)

-Какова цель урока?







– В природе все тесно связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: с землей, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят ее, терпеливо наблюдают и бережно, с уважением относятся к ней.

-Давайте попросим Алсу прочитать, что такое экология?

-Сегодня мы с вами познакомимся с экологическими правилами, с экологическими знаками.

-Мы постараемся вспомнить о том, как себя вести себя в природе.

- А что в природе надо вести себя как то по-особенному?

-Почему?

-Мы приходим в лес как кто?

Мы идем в гости в лес. А зачем?








-А приходя в гости, чего мы должны придерживаться?

Для того чтобы усвоить Правила друзей природы, мы с вами отправимся в поход в лес.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи.

Ты же видишь, мы свои!

Мы должны представить себя среди природы и решить некоторые проблемные ситуации.


-Давайте разберёмся, что возьмём с собой в рюкзаке? Что взять в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе. Я буду рассказывать о вещах, а вы «зажгите» нужный сигнал светофора.

      а) Резиновые сапоги, чтобы походить по берегу озера. (Зажигается желтый свет.)

б) Нож, чтобы содрать бересту с березы для разжигания костра. (Красный свет.)

в) Зажигалку, чтобы, когда устанет, посидеть у костра. (Красный свет.)

г) Магнитофон, чтобы послушать новые записи. (Красный свет.)

д) Небольшое пластмассовое ведро, чтобы полить деревца, которые он посадил в прошлый раз по краю оврага. (Зеленый свет.)

ж) Пакет с крошками хлеба, крупой для уток, живущих на озере. (Зеленый свет.)

з) Сачок для ловли бабочек. (Красный свет.)

и) Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей. (Желтый свет.)

Мы вспомнили много правил поведения в лесу.


-И так, в путь!




Ситуация «На распутье»

Человек стоит у кромки леса, оглядывается и выбирает, куда идти. Решение принято, и он (один или с друзьями) начинает свое движение напрямик по лесным травам и невысоким кустарникам. Но стоп! Что-то он сделал неправильно. Так себя в гостях не ведут!

— Заметили ли вы допущенную ошибку? (Учащиеся затрудняются с ответом.)

Тогда послушайте одно изречение: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек — тропу, тысяча — пустыню».

Теперь вам понятно, какую ошибку совершил гость природы? (Ответы детей.)








-Какое важное правило поведения в природе можно сформулировать на основе рассмотренного примера?












Ситуация «Шум в лесу»

Человек любит слушать музыку и взял с собой в лес магнитофон. Он идет по лесу, а музыка гремит. Как хорошо!

(Включается громкая музыка)

— А хорошо ли? Почему?

— Сформулируйте правило.






Ситуация «Лесные зверята и птицы»

Вот письмо одной девочки: «В августе мы нашли ежа и принесли его домой. Мы кормили его травой и цветами, поили молоком. А он взял да умер...»

-Правильно поступили дети?

Запомните: красть у природы животных нельзя! Тащить домой все, что попадется под руку, может только тот, кто не любит, не понимает природу. Изъятие же животных, пусть и малышей, — это самое настоящее хищение природных богатств. Достаточно полюбоваться зверьком в природе и принести с собой массу впечатлений от встречи, которая долго не забудется.



— Сформулируйте правило.




Ситуация «Муравейник»

На летние каникулы Игорь приехал в деревню к деду Василию. Рядом с деревней был лес. Отправились Игорь с дедом в лес по грибы. Игорь бежал впереди.

— Ой, какая высокая куча! — удивился малыш и воткнул в нее палку. По палке забегало множество муравьев. Подошел дедушка, вынул палку.

— Великая беда пришла в лес, — сказал он.

— Где беда? У кого?

— Да вон, у муравьев. Жил и жил себе маленький народец, с утра до вечера трудился, хвоинки собирал, вредных гусениц с дерева снимал. Да вот пришел враг и разрушил сделанное с великим трудом.

— Где враг? — оглядывается Игорь. — Где же враг?

—Да тут он, рядом...

- Кто же он, ребята?


- Отгадайте загадку: на муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего?


Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов — муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой.


- Сформулируйте правило.


-У какого насекомого орган слуха на ноге?

«Кузнечики»



Ситуация «По грибы»

Отправились Игорь и его дед Василий в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блеклые старые грибы да мухоморы, которые Игорь сбивал палкой.

— Зачем ты это делаешь? — спросил дед.

— Они же несъедобные, поганки! — ответил Игорь.

Прав ли он?


-Давайте вспомним правила сбора грибов:







Сформулируйте правило.







Ситуация «Привал в лесу»

Туристы долго ходили по лесу и проголодались. Хорошо бы пообедать. Лес расстелил полянку, словно зеленую скатерть. Посмотрите, что осталось после отдыха гостей на лесной полянке.

На траве валяются бумажки, пустые консервные банки, куски хлеба. Черной прогалиной зияет выгоревшая от костра площадка. Огонь костра сжег корни и ветви соседнего дерева. Вот так отдохнули! Сами-то отдохнули, а сколько вреда принесли лесу и его обитателям! Сколько ошибок допустили! И еще посмотрите, какую «память» о своем походе оставил один из отдыхающих — сделал надпись ножом на белоствольной коре березы: «Здесь был Вова!» А по коре раненой березы потекли, как слезы, капли сока.

А если бы вам пришлось отдохнуть на лесной поляне, как бы вы организовали свой пикник?


Как правильно разжечь костер?






- Каковы причины лесных пожаров?





- Вон, там недалеко видно самое большое озеро нашего Туймазинского района.

-Кто отдыхал в данной местности?

-Как вы отдыхали?

(презентация Кандры-Куль)


Жалоба

«Сама знаю, что не красавица! Окажись я рядом - многие шарахаются от меня в сторону, а то и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! Зато польза от меня людям большая: я ис­требляю насекомых - вредителей садов и огородов».

От кого поступила эта жалоба, как вы думаете? (Ответы детей: от жабы.) Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принесите жабу - они исчезнут.

Не обижайте даже самых маленьких и, на ваш взгляд, некрасивых животных. Они нужны и природе, и людям!

-Какое правило можно сформулировать



Ситуация «Букет цветов»

Всем очень нравятся букетики лесных и луговых цветов, стоящих в банке на подоконниках или в вазе на столе. Но нужны мера и вкус в их сборе.

- Как вы это понимаете: мера и вкус? Конечно, не перечислить всех цветов, которыми одаривает нас лето, и все они просятся в букет. И если собирать все, что попадается на пути, получится огромный пестрый веник, который вскоре завянет, и вы его выбросите. Так что собрать в букет можно совсем немного: по два-три цветка ромашки, василька, душицы, гвоздики...

— Когда же лучше собирать букет лесных и луговых цветов: в начале прогулки или по пути домой? Почему?









 При входе в лес тоже можно было бы вешать специальные знаки. Какие? Давайте познакомимся с некоторыми из них, которые придумали герои нашего учебника Сережа и Надя. (На слайде «экологические знаки» Правил друзей природы).

 Давайте зачитаем их и посмотрим, какими значками они изобразили эти правила.

Дети читают вслух «Правила друзей природы».

 Какой формы эти знаки? 

 Какого цвета у них окантовка? 

 О чем это нам говорит? 

 Правильно. Это запрещающие знаки.


– Почему ребята решили взять под защиту растения и животных, которые не занесены в Красную книгу? (Потому что ребята и взрослые их уничтожают).


– Если бездумно относиться к окружающему нас миру, то в скором времени на страницах

Красной книги появится много новых объектов, требующих заботы и охраны.

-А теперь каждая группа нарисуйте по одному «Экологическому знаку» на запрещающих знаках.

-Задания прочитайте на листочках







– Что произошло в лесу? 

-Люди загрязнили природу, оставили после себя мусор












Один из детей находит в словаре Ожигова определение «что такое экология»


Код урока лежит у каждой группы на столе





































- Обучиться правильному поведению в природе, чтобы стать его другом




Экология это греческое слово. Состоит из двух слов: «oikos» - дом, жилище, и «logos» - учение, наука. То есть это наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.




Алсу зачитывает что такое –ЭКОЛОГИЯ

- да



-гости

- чтобы услышать пение птиц, увидеть, как раскрывается тугой бутон колокольчика, набрать в лукошко ягод,, орехов, грибов, насладиться свежим душистым воздухом, полюбоваться красотой леса.



-правил поведения



Зачитывают хором на слайде












Дети работают с сигнальными карточами





















Включается видео «В лесу»







Да, слой почвы в лесу очень тонкий, и его легко повредить, утрамбовать, а заодно и повредить корни деревьев и кустарников, которые страдают от подобных гостей. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется 2000 лет.



-Не топчи лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам!





















-Шум, громкая музыка, крики в лесу пугают птиц и зверей.


-Не шуми в лесу, старайся передвигаться и отдыхать без шума.




Зачитывает ученик











-Не нашли, а похитили из леса. Ведь как можно найти животное в его собственном доме? Его никто не терял, и само оно тоже не потерянное. Лес, поле, луг — это родной дом животного, к жизни в котором оно приспособилось.






-Не бери животных из леса домой!




Выступление ученицы

«Муравейники гибнут при лесоразработках. Разоряют их и бездельники, которым хочется посмотреть на муравьиную суматоху. Уничтожают муравьев и различные лекари, вылавливая их для приготовления муравь­иного спирта, и люди, заготавливающие «муравьиные яйца» на корм певчим птицам и аквариумным рыбам. Разоряют их и лесные звери: кабаны и медведи...

Муравьи играют важную роль в жизни природы. Их нужно беречь и охранять!»




(Предположения детей.)


-Не разоряй муравейники!










(Ответы детей.)




-не разрывать мох, не нарушать грибницу. Гриб выкручивают, ямку засыпают землей и прикрывают мхом. Нельзя собирать незнакомые и старые грибы; нельзя трогать ядовитые.



-Не топчите грибы!







(Учитель показывает рисунок на ватмане.)










(Ответы детей.)


-Нужно выбрать место подальше от деревьев, снять дерн и положить под куст подальше от огня. Когда костер будет залит водой, убрать головни, уложить дерн обратно на место и хорошо полить.


-Непотушенный костер, брошенный окурок, удары молний, битые стеклянные бутылки, которые фокусируют солнечные лучи как зажигательные линзы.)


- Озеро Кандры –Куль.












(Ответы детей.)






-Не обижайте даже самых маленьких и, на ваш взгляд, некрасивых животных.



(Ответы детей.)


-Помните: все меньше и меньше остается красивых цветов на наших полянах из-за бездумного сбора — сорванные для букетов лесные цветы быстро вянут и погибают. Поэтому старайтесь любоваться ими в природе, а не рвать, а потом выбрасывать охапками по дороге домой. В особой защите нуждаются растения, занесенные в Красную книгу. Сбор их запрещен!




Дети читают вслух «Правила друзей природы».

-Эти знаки круглой формы.

-Окантовка красного цвета


-Это запрещающие знаки.











1 группа- Ситуация «Шум в лесу»

2 группа- Ситуация «Муравейник»

3 группа-ситуация «Шум в лесу»

4 группа- Ситуация «Букет цветов»


Подведение итогов урока.


-Давайте подведём итоги урока.

– Какой вывод мы можем сделать после всего услышанного и увиденного?

– Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Нельзя уничтожать растения и животные, которые нам не нравятся, так как в природе все взаимосвязано.







Послушайте стихотворения о правилах поведения в природе


– Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.


– Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять:

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?


– Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Помоги лесным зверюшкам,

Приготовь для них кормушки.


– И тогда любой зверек –

Будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба –

Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»


Послушайте призыв













-А человеку нужна Родина! И охранять природу, значит охранять Родину.


-В руках человека, а значит в ваших руках - красота и богатство родной земли.


А человеку нужна Родина! И охранять природу, значит охранять Родину.

-Давайте посмотрим слайды об экологических правилах, об охране нашей природы






– Необходимо не только знать животных и растения, которые входят в Красную книгу и охранять их, но и бережно относиться ко всем животным, защищать их.

– Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Нельзя уничтожать растения и животные, которые нам не нравятся, так как в природе все взаимосвязано.



-читают заранее подготовленные дети









































- Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять водоёмы!


В лесах, степях, горах живут редкие животные - будем охранять наши леса, степи, горы!


Рыбе - вода! Птице - воздух! Зверю - лес, степи, горы!


А человеку нужна Родина! И охранять природу, значит охранять Родину.


Рефлексия

- Какое настроение было на уроке?

-Как вы думаете, какая группа работала сегодня хорошо?

-Оцените 1 группу,2-ую,3-юю,4-ую.

Дети поднимают сигнальные карточки

Домашнее задание

Творческое задание по выбору:

а) Написать несколько предложений на тему: «Я – защитник природы».

б) Нарисовать несколько запрещающих знаков поведения в природе.

По желанию можете составить проект «КРАСНАЯ КНИГА или ВОЗЬМЕМ ПОД ЗАЩИТУ»,




        




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по предмету " Окружающий мир" на тему " Будь другом природе"

Автор: Угольникова Софья Евгеньевна

Дата: 17.11.2015

Номер свидетельства: 254306

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока по окружающему миру "Природа в классе", 1 класс. Презентация "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-priroda-v-klassie-1-klass-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "167969"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423154766"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок по окружающему миру "Все профессии важны" "
    ["seo_title"] => string(53) "urok-po-okruzhaiushchiemu-miru-vsie-profiessii-vazhny"
    ["file_id"] => string(6) "177855"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424715955"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Технологическая карта урока по  окружающему миру  Тема: «Погода и климат» "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-tiema-poghoda-i-klimat"
    ["file_id"] => string(6) "173058"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423920640"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны нашей России". "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-prirodnyie-zony-nashiei-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "137964"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417453723"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны нашей России Степи". "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-prirodnyie-zony-nashiei-rossii-stiepi"
    ["file_id"] => string(6) "137977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417454584"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства