Просмотр содержимого документа
«урок по биологии "Вирусы - неклеточные формы жизни" »
Алматинская область, Уйгурский район, село Чунджа
КГУ «Чунджинская средняя школа №1»
Таипова Радмила Абдулжановна
учитель биологии
тема: «Вирусы - неклеточные формы жизни»
Цель урока: изучение вирусов - неклеточной формы жизни.
Задачи:
Образовательные: ознакомить учащихся со строением и жизнедеятельностью вирусов, болезнями, вызываемыми вирусами.
Развивающие: развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память.
Воспитательные: формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе.
Психологический настрой. Деление учащихся на группы.
2 Изучение нового материала.
На стадии вызова учащимся предлагается видеоряд с изображением представителей вирусов.
Задаю вопрос: Что это? Фиксируем тему урока
Изучая основы цитологии, вы узнали, что универсальной единицей жизни на Земле является клетка. Однако на рубеже XIX – XX вв. было обнаружено, что существует целый ряд болезней растений, животных и человека, возбудители которых явно имеют неклеточную природу: они очень малы. Так были открыты вирусы. Вирусы представляют собой мельчайшие (20-300 нм) структуры, состоящие из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК), заключённой в белковую оболочку. Вирусы не способны к самостоятельной жизнедеятельности: они могут проявлять свойства живого существа, только проникнув в клетку и используя для своих нужд её структуры и энергию. Таким образом, вирусы являются внутриклеточными паразитами, вызывают тяжёлые заболевания. О них сегодня на уроке и пойдёт разговор.
Распределите роли в группе. На столах у вас лежат оценочные листы. В конце урока оцените друг друга по критериям и прокомментируйте оценки
Работа в группе.1 группа –история открытия вирусов. 2 группа- строение вирусов и их размножение. 3 группа- строение бактериофага. 4 группа- вирусные заболевания. Учащиеся читают текст учебника, каждая группа, работая со своим текстом, составляет кластер. По сигналу группы пересаживаются за соседний стол и слушают выступления спикера. После выступлений будет возможность обсудить проекты, задать интересующие вопросы. В ходе урока делают записи в тетради.
3 Закрепление .
Учащимся предлагается диаграмма Венна, где они должны указать сходства и отличия вирусов от других царств живой природы.
Сходство вирусов с живыми организмами.
1. Обладают наследственностью. 2. Обладают изменчивостью (мутируют). 3. Способны производить себе подобных.
Отличие вируса от клетки.
1Не имеют клеточного строения. 2. Вирусы имеют только один тип нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК). 3 Вирусы никогда не размножаются вне клетки хозяина. 4 Вирусы никогда не размножаются делением. 5. Отсутствует собственный обмен веществ.
Тест на тему «Вирусы». Затем обменяться тетрадями и проверить друг у друга.
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
Итак, наш урок подошел к концу я думаю, что сегодняшняя тема вас не испугала.
В наш современный информационный век вирусы проникают не только в животных растения и человека, но и в компьютеры. Надеюсь, что вы просто будете с ними бороться искать новые пути их ликвидации и поэтому давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Ведь хорошее настроение и положительные эмоции это тоже своего рода защита организма.
Интересные факты о вирусах на закуску.
В человеческом геноме присутствуют вирусные осколки, которые участвуют в развитии у человека раковых заболеваний.
Вирусы несут не только вред. Во время беременности некоторая часть протеинов, закодированная вирусным геном, корректирует иммунную систему матери таким образом, чтобы она не отторгала эмбрион во время его развития.
В позапрошлом веке в Австралии произошло катастрофическое увеличение популяции кроликов, приведшее к уничтожению многих видов растений на огромной территории плодородных земель. С кроликами пытались бороться много десятков лет, но безрезультатно. В середине 20 века с кроликами решили бороться с помощью вируса миксоматоза, что привело к пятикратному сокращению числа животных.
Вирусы существуют во всех экосистемах, и представляют собой самую многочисленную биологическую форму на планете.
Они не способны на синтез белка, что отличает их от всех остальных живых организмов. Для этого процесса они слишком малы.
Американский биохимик Вендель Стэнли выделил вышеуказанный табачный вирус в чистом виде как игольчатые протеиновые кристаллы, за что получил Нобелевскую премию в 1946 году в области химии.
Мы все на Земле являемся дальними родственниками Ученые имеют основания считать, что миллиард лет назад один из вирусов внедрился в клетку бактерии и из этого получилось клеточное ядро, которое впоследствии привело к образованию многообразия флоры и фауны, включая нас с вами.