kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта по теме "Организм как единое целое". Биология. 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку биологии

Основное назначение технологической карты - систематизация материала, преподаваемого на уроке, определение цели урока, выбор форм и методов организации деятельности обучающихся на уроке с целью активизации познавательного интереса обучающихся и создание оптимальных условий для овладения обучающимися универсальными учебными действиями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по теме "Организм как единое целое". Биология. 5 класс»

Шибаева Н.Ю., учитель биологии

МОУ «Новомичуринская СОШ №2 имени И.В. Мичурина»

Пронского района Рязанской области


Технологическая карта


Тема: "Организм как единое целое". 5 класс


Тип урокаОбобщение знаний

Технология построения урока:

Здоровье сберегающая, дифференцированная, проблемная, информационная технология, системно-деятельностный метод.

Цель:

  • Сформировать представление о растительном и животном организмах как о целостных системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, сиcтем органов; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания.

  • Основные термины, понятия

  • Система, открытая система, органоиды клетки, строение и функции органов растения, организм – единое целое

Предметные умения:

  • знать строение и функции корня, побега, цветка, плодов, семян

  • давать определение понятиям «ткань», «орган»;

  • называть особенности строения и функции многоклеточного организма ;

  • признаки взаимосвязи органов;

  • распознать и описать на таблицах органы и системы органов;

  • Растения и животные – целостный организм

  • Взаимосвязь клеток, тканей и органов как основа целостности многоклеточного организма.

Личностные УУД:

1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

3. Оценивать собственный вклад в работу класса, группы

Регулятивные УУД:

1. Определять цели и задачи урока

2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

3. Определяют критерии изучения цветка

Познавательные УУД:

1. Работать с таблицей

2. Находить отличия

3.Работа с информационными текстами

4.Сравнивать и выделять признаки


Коммуникативные УУД:

1.Групповая работа по обсуждению информации

2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение

3. Выражать свои мысли и идеи


Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная


Ресурсы: ПК, проекционное оборудование, слайдовая презентация, учебник, дополнительный материал, таблицы


Ход урока:


1. Организационный момент

2.Мотивация

Создать эмоционально-психологическую готовность учащихся к общению и предстоящей учебно-познавательной деятельности.

Приветствие

«На уроке будем думать, предлагать и рассуждать,

и с собой возьмем внимание, дружбу, интерес, старание».

Приветствие

В тетради запись числа


2. Новая тема: (вступительное слово учителя)

-Итак, учебный год подошел к концу. Мы хорошо поработали над предыдущими темами, которые познакомили нас с жизнедеятельностью организмов. Давайте вспомним все темы, о которых мы говорили в течение этого учебного года. Сегодня нам нужно выполнить еще одно важное задание. Откройте страницу 141 учебника и подумайте, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? 

- Давайте посмотрим на обложку учебника. Как называется наш учебник? Живой организм. Вот с этого мы и начнем.

- Действительно, мир живых существ нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, достаточно выглянуть в окно, пройтись по парку, лугу, лесу, а возможно даже совершить путешествия в далекие страны. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.

Вопросы:

- Почему же такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми? 

-Давайте вспомним и назовем свойства живой материи. 

Итак, живые организмы имеют сходное клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.

Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут отличаться друг от друга. Чем, например, отличается амеба и слон? Да, они существуют на разных уровнях организации.

- Что такое уровни организации живой материи? 

- Давайте их назовем. А для этого выполним следующее задание:

Задание - Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, и от этого слова образуйте название уровня (работа с учебником и с печатной тетрадью)

- Наименьшая часть любого живого организма – это ...

Итак, 1 уровень – клеточный. (Запись на доске и в рабочих тетрадях)

- Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует ...

2 уровень - тканевый

- Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это ...

3 уровень - органный

- Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют ...

4 уровень – систему органов

- Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться ...

5 уровень - организменный

(Показываю название уровней на слайде)

Итак, все живые организмы существуют на разных уровнях    организации, от клеточного до организменного.

- Посмотрите еще раз на название параграфа на странице 141 учебника и уровни организации живой материи. Какой вывод можно сделать из этого? (живой организм – единое целое)

         - Наша задача сегодня на уроке доказать, что живой организм – единое целое. Итак начнем..

Загадка:

С неё начинается развитие и размножение.

В науке она – основной объект изучения.

Хоть сама и мала, но имеет большое значение.

3.Клетка - самый низкий уровень организации материи. Сейчас мы погостим немного у клетки.

(Слабые ученики, пока идет диалог о клетке, рисуют клетку и подписывают ее главные части).

Работа с классом:

- Что лежит в основе строения всех организмов?

- Что такое клетка? 

- Почему клетку называют структурно-функциональной единицей любого живого организма?

-А есть ли у клетки главные части? 

Вопросы:

- Чем растительная клетка отличается от животной? 

- Какие химические элементы составляют основу клетки?

- Из каких веществ состоят живые организмы?

- Давайте посмотрим, как нарисовали клетку наши ученики. (выходит 1 ученик и рисует, остальные показывают в конце урока). Все ли правильно?

Обобщение учителя о клетке.

4.Давайте посмотрим опять на ваш рисунок.

- Во что объединяются клетки?

- Следующий уровень организации материи тканевый.

- Что такое ткань? На какие 2 группы делятся ткани? 

-Задание классу. Вспомните и назовите, какие ткани относятся к растительным, а какие к животным. Давайте проверим (проверяют по слайду презентации) 

Итак, животные ткани:

Растительные ткани:

Выполните задание: исправь ошибку.

- На столе у вас лежат листы с надписью - Приложение 1. Выполните задание, которое на них написано.

ПРОВЕРКА:

- Проверим животные ткани.

-Но ведь ткань играет для организма какую-то роль?

Давайте выполним задание: соотнесите ткань растения с особенностями строения и выполняемой ею функцией? (Приложение 2)

-Давайте проверим.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5. Что образуется из тканей разных видов? Следующий уровень организации материи - органный.

- Что такое орган?

Загадка:

Один в земле копается,

Другой в свету купается.

И хотя они друзья –

Поменяться им нельзя.

- О каких органах идет речь? К какой группе они относятся? 

- На какие 2 группы делятся органы по их назначению? Какие органы относятся к генеративным или репродуктивным?

Загадка:

Не рыли, не бурили, а воду добыли

- О каком органе идет речь? (корень)

Загадка:

По бетонке литой, 
Многоножка ползет,
С собой листья везет.

(стебель)

Загадка:

Весною распускаются,

Летом шелестят,

Осенью - летят.

( листья) 

Дальше класс работает по группам.

Один ряд характеризует корень, второй - стебель, третий – лист,

- виды

- функции

- особенности строения

Проверка работы. 

-Назовите теперь органы животных. Давайте поработаем с доской.

5.Связанные между собой органы , объединенные общей работой, называются... (Системой органов).

- Это следующий уровень организации материи для растений или животных?

Выполняется задание: "Соотнести систему органов с органами из которых она состоит и функциями которые выполняет (Приложение 3)

ПРОВЕРКА .

- И последний уровень, из тех, что мы пока знаем, это организм 

- Какое определение можно дать организму?

Толковый словарь Дмитриева 

 Организм - это живое тело человека, животного или живое растение как единое

 целое, в котором согласованно функционируют различные органы и работают системы 

поддержания жизни.

-Так почему живой органим – единое целое? Докажите мне.

6. Обобщение и систематизация знаний.

Итак, мы выяснили, что в любом живом организме есть органы, клетки, ткани.

-А какой можно сделать вывод о строении организма используя все данные части?

Давайте еще раз посмотрим на схему: 

кл етка ткань орган организм.

- Приведите собственные примеры, когда из-за повреждения одного органа страдает целый организм.

- А что отрицательно влияет на работу организма?

- Как влияют курение, алкоголь и наркотики на отдельные органы и как это отражается на целом организме?

Вывод:

7. Подведение итогов, домашнее задание.



8. Выставление оценок. Рефлексия:

Что нового я узнал сегодня на уроке?

Что мне осталось непонятным?

О чём я бы хотел узнать больше?

Поставьте оценку (по пятибалльной шкале) за ценность изученного на уроке, а теперь оценку себе за работу на уроке, и ещё оценку учителю за проведение урока.

Спасибо за урок.

10. Д. З. стр. 41-43;





















Приложение 1: Исправь ошибку



ЖИВОТНЫЕ ТКАНИ


РАСТИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ


ПОКРОВНЫЕ


ОСНОВНЫЕ


МЫШЕЧНЫЕ


МЕХАНИЧЕСКИЕ


СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ


НЕРВНАЯ


ПОКРОВНЫЕ


МЫШЕЧНЫЕ


МЕХАНИЧЕСКИЕ


ПРОВОДЯЩИЕ


СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ


ОСНОВНЫЕ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ




Приложение 2

Ткани растительного организма

Тип ткани растений


Особенности строения

Функции

1 Образовательная

1.Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, напоминающими сосуды или трубочки.

1. О 1. Придаёт опору растению.

2

Покровная

2.Клетки ткани имеют утолщённые, одревесневшие оболочки, живое содержимое в них часто отсутствует

2. Обеспечивает передвижение растворов минеральных и органических веществ.

3

Механическая

3.Данной тканью образована мякоть плодов, мягкие части цветка, главная масса коры и сердцевины стеблей. В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты.

3. Обеспечивает рост растения

4

Проводящая

4.Ткань состоит из мелких, не имеющих вакуолей, постоянно делящихся клеток с крупными ядрами.

4. Главная функция - образование и накопление питательных веществ.

5

Основная

5.Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, очень прочно соединёнными друг с другом. Оболочки мёртвых клеток толстые и прочные.

5. Защищает растение

от неблагоприятных воздействий, от повреждений. Обеспечивает связь растения с окружающей средой (дыхание, испарение).


Работа по группам.

Дайте характеристику части растения по плану:

- виды

- функции

- особенности строения


Приложение 3

Системы органов животных

Система органов

Органы

Функции

1.Пищеварительная

1.Почки,мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал

1.Воспроизведение себе подобных

2.Кровеносная

2.Головной мозг, спинной мозг, нервы

2.Регуляция деятельности организма

3.Дыхание

3.Скелет и прикрепленные к нему мышцы

3.Объединение организма в единое целое, связь организма с внешней средой

4.Выделительная

4.Сердце, сосуды

4.Придает телу форму, служит ему опорой, защищает его внутренние органы

5.Опорно-двигательная

5. Железы эндокринной системы

5.Выводит из организма продукты жизнедеятельности

6.Нервная

6. Легкие, жабры, трахеи

6. Переваривание и всасывание питательных веществ

7.Эндокринная

7.Семенники,яичники

7.Снабжает органы питательными веществами и кислородом, выносит продукты обмена и углекислый газ

8.Половая

8. Рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, кишечник, анальное отверстие

8.Обмен газов в организме





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта по теме "Организм как единое целое". Биология. 5 класс

Автор: Шибаева Наталья Юрьевна

Дата: 16.08.2024

Номер свидетельства: 654990

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОС Тема: "Организм как единое целое. " "
    ["seo_title"] => string(119) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-biologhii-v-6-klassie-v-sootvietstvii-s-fgos-tiema-orghanizm-kak-iedinoie-tsieloie"
    ["file_id"] => string(6) "216424"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432982587"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок  "Природный комплекс, географическая оболочка – особая оболочка Земли" 6 класс "
    ["seo_title"] => string(88) "urok-prirodnyi-komplieks-ghieoghrafichieskaia-obolochka-osobaia-obolochka-ziemli-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "120702"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413791431"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "технологическая карта урока "Жизнь организмов на планете Земля" "
    ["seo_title"] => string(72) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-zhizn-orghanizmov-na-planietie-ziemlia"
    ["file_id"] => string(6) "142369"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418286343"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Проектирование уроков биологии с использованием ЦОР. "
    ["seo_title"] => string(56) "proiektirovaniie-urokov-biologhii-s-ispol-zovaniiem-tsor"
    ["file_id"] => string(6) "186776"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426418456"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства