Технологическая карта по теме "Организм как единое целое". Биология. 5 класс
Технологическая карта по теме "Организм как единое целое". Биология. 5 класс
Технологическая карта к уроку биологии
Основное назначение технологической карты - систематизация материала, преподаваемого на уроке, определение цели урока, выбор форм и методов организации деятельности обучающихся на уроке с целью активизации познавательного интереса обучающихся и создание оптимальных условий для овладения обучающимися универсальными учебными действиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сформировать представление о растительном и животном организмах как о целостных системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, сиcтем органов; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания.
Основные термины, понятия
Система, открытая система, органоиды клетки, строение и функции органов растения, организм – единое целое
Предметные умения:
знать строение и функции корня, побега, цветка, плодов, семян
давать определение понятиям «ткань», «орган»;
называть особенности строения и функции многоклеточного организма ;
признаки взаимосвязи органов;
распознать и описать на таблицах органы и системы органов;
Растения и животные – целостный организм
Взаимосвязь клеток, тканей и органов как основа целостности многоклеточного организма.
Личностные УУД:
1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
3. Оценивать собственный вклад в работу класса, группы
Регулятивные УУД:
1. Определять цели и задачи урока
2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое
3. Определяют критерии изучения цветка
Познавательные УУД:
1. Работать с таблицей
2. Находить отличия
3.Работа с информационными текстами
4.Сравнивать и выделять признаки
Коммуникативные УУД:
1.Групповая работа по обсуждению информации
2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение
3. Выражать свои мысли и идеи
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Создать эмоционально-психологическую готовность учащихся к общению и предстоящей учебно-познавательной деятельности.
Приветствие
«На уроке будем думать, предлагать и рассуждать,
и с собой возьмем внимание, дружбу, интерес, старание».
Приветствие
В тетради запись числа
2. Новая тема: (вступительное слово учителя)
-Итак, учебный год подошел к концу. Мы хорошо поработали над предыдущими темами, которые познакомили нас с жизнедеятельностью организмов. Давайте вспомним все темы, о которых мы говорили в течение этого учебного года. Сегодня нам нужно выполнить еще одно важное задание. Откройте страницу 141 учебника и подумайте, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?
- Давайте посмотрим на обложку учебника. Как называется наш учебник? Живой организм. Вот с этого мы и начнем.
- Действительно, мир живых существ нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, достаточно выглянуть в окно, пройтись по парку, лугу, лесу, а возможно даже совершить путешествия в далекие страны. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.
Вопросы:
- Почему же такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми?
-Давайте вспомним и назовем свойства живой материи.
Итак, живые организмы имеют сходное клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.
Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут отличаться друг от друга. Чем, например, отличается амеба и слон? Да, они существуют на разных уровнях организации.
- Что такое уровни организации живой материи?
- Давайте их назовем. А для этого выполним следующее задание:
Задание - Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, и от этого слова образуйте название уровня (работа с учебником и с печатной тетрадью)
- Наименьшая часть любого живого организма – это ...
Итак, 1 уровень – клеточный. (Запись на доске и в рабочих тетрадях)
- Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует ...
2 уровень - тканевый
- Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это ...
3 уровень - органный
- Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют ...
4 уровень – систему органов
- Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться ...
5 уровень - организменный
(Показываю название уровней на слайде)
Итак, все живые организмы существуют на разных уровнях организации, от клеточного до организменного.
- Посмотрите еще раз на название параграфа на странице 141 учебника и уровни организации живой материи. Какой вывод можно сделать из этого? (живой организм – единое целое)
- Наша задача сегодня на уроке доказать, что живой организм – единое целое. Итак начнем..
Загадка:
С неё начинается развитие и размножение.
В науке она – основной объект изучения.
Хоть сама и мала, но имеет большое значение.
3.Клетка - самый низкий уровень организации материи. Сейчас мы погостим немного у клетки.
(Слабые ученики, пока идет диалог о клетке, рисуют клетку и подписывают ее главные части).
Работа с классом:
- Что лежит в основе строения всех организмов?
- Что такое клетка?
- Почему клетку называют структурно-функциональной единицей любого живого организма?
-А есть ли у клетки главные части?
Вопросы:
- Чем растительная клетка отличается от животной?
- Какие химические элементы составляют основу клетки?
- Из каких веществ состоят живые организмы?
- Давайте посмотрим, как нарисовали клетку наши ученики. (выходит 1 ученик и рисует, остальные показывают в конце урока). Все ли правильно?
Обобщение учителя о клетке.
4.Давайте посмотрим опять на ваш рисунок.
- Во что объединяются клетки?
- Следующий уровень организации материи тканевый.
- Что такое ткань? На какие 2 группы делятся ткани?
-Задание классу. Вспомните и назовите, какие ткани относятся к растительным, а какие к животным. Давайте проверим (проверяют по слайду презентации)
Итак, животные ткани:
Растительные ткани:
Выполните задание: исправь ошибку.
- На столе у вас лежат листы с надписью - Приложение 1. Выполните задание, которое на них написано.
ПРОВЕРКА:
- Проверим животные ткани.
-Но ведь ткань играет для организма какую-то роль?
Давайте выполним задание: соотнесите ткань растения с особенностями строения и выполняемой ею функцией? (Приложение 2)
-Давайте проверим.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5. Что образуется из тканей разных видов? Следующий уровень организации материи - органный.
- Что такое орган?
Загадка:
Один в земле копается,
Другой в свету купается.
И хотя они друзья –
Поменяться им нельзя.
- О каких органах идет речь? К какой группе они относятся?
- На какие 2 группы делятся органы по их назначению? Какие органы относятся к генеративным или репродуктивным?
Загадка:
Не рыли, не бурили, а воду добыли
- О каком органе идет речь? (корень)
Загадка:
По бетонке литой, Многоножка ползет, С собой листья везет.
(стебель)
Загадка:
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью - летят.
( листья)
Дальше класс работает по группам.
Один ряд характеризует корень, второй - стебель, третий – лист,
- виды
- функции
- особенности строения
Проверка работы.
-Назовите теперь органы животных. Давайте поработаем с доской.
5.Связанные между собой органы , объединенные общей работой, называются... (Системой органов).
- Это следующий уровень организации материи для растений или животных?
Выполняется задание: "Соотнести систему органов с органами из которых она состоит и функциями которые выполняет(Приложение 3)
ПРОВЕРКА .
- И последний уровень, из тех, что мы пока знаем, это организм
- Какое определение можно дать организму?
Толковый словарь Дмитриева
Организм - это живое тело человека, животного или живое растение как единое
целое, в котором согласованно функционируют различные органы и работают системы
поддержания жизни.
-Так почему живой органим – единое целое? Докажите мне.
6. Обобщение и систематизация знаний.
Итак, мы выяснили, что в любом живом организме есть органы, клетки, ткани.
-А какой можно сделать вывод о строении организма используя все данные части?
Давайте еще раз посмотрим на схему:
кл етка ткань орган организм.
- Приведите собственные примеры, когда из-за повреждения одного органа страдает целый организм.
- А что отрицательно влияет на работу организма?
- Как влияют курение, алкоголь и наркотики на отдельные органы и как это отражается на целом организме?
Вывод:
7. Подведение итогов, домашнее задание.
8. Выставление оценок. Рефлексия:
Что нового я узнал сегодня на уроке?
Что мне осталось непонятным?
О чём я бы хотел узнать больше?
Поставьте оценку (по пятибалльной шкале) за ценность изученного на уроке, а теперь оценку себе за работу на уроке, и ещё оценку учителю за проведение урока.
Спасибо за урок.
10. Д. З. стр. 41-43;
Приложение 1: Исправь ошибку
ЖИВОТНЫЕ ТКАНИ
РАСТИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ
ПОКРОВНЫЕ
ОСНОВНЫЕ
МЫШЕЧНЫЕ
МЕХАНИЧЕСКИЕ
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
НЕРВНАЯ
ПОКРОВНЫЕ
МЫШЕЧНЫЕ
МЕХАНИЧЕСКИЕ
ПРОВОДЯЩИЕ
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ
ОСНОВНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
Приложение 2
Ткани растительного организма
Тип ткани растений
Особенности строения
Функции
1 Образовательная
1.Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, напоминающими сосуды или трубочки.
1. О 1. Придаёт опору растению.
2
Покровная
2.Клетки ткани имеют утолщённые, одревесневшие оболочки, живое содержимое в них часто отсутствует
2. Обеспечивает передвижение растворов минеральных и органических веществ.
3
Механическая
3.Данной тканью образована мякоть плодов, мягкие части цветка, главная масса коры и сердцевины стеблей. В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты.
3. Обеспечивает рост растения
4
Проводящая
4.Ткань состоит из мелких, не имеющих вакуолей, постоянно делящихся клеток с крупными ядрами.
4. Главная функция - образование и накопление питательных веществ.
5
Основная
5.Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, очень прочно соединёнными друг с другом. Оболочки мёртвых клеток толстые и прочные.
5. Защищает растение
от неблагоприятных воздействий, от повреждений. Обеспечивает связь растения с окружающей средой (дыхание, испарение).
Работа по группам.
Дайте характеристику части растения по плану:
- виды
- функции
- особенности строения
Приложение 3
Системы органов животных
Система органов
Органы
Функции
1.Пищеварительная
1.Почки,мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал
1.Воспроизведение себе подобных
2.Кровеносная
2.Головной мозг, спинной мозг, нервы
2.Регуляция деятельности организма
3.Дыхание
3.Скелет и прикрепленные к нему мышцы
3.Объединение организма в единое целое, связь организма с внешней средой
4.Выделительная
4.Сердце, сосуды
4.Придает телу форму, служит ему опорой, защищает его внутренние органы
5.Опорно-двигательная
5. Железы эндокринной системы
5.Выводит из организма продукты жизнедеятельности
6.Нервная
6. Легкие, жабры, трахеи
6. Переваривание и всасывание питательных веществ
7.Эндокринная
7.Семенники,яичники
7.Снабжает органы питательными веществами и кислородом, выносит продукты обмена и углекислый газ