9 класс. Биология.
Тема урока: Средообразующая деятельность организмов.
Цели урока: 1.Добиться усвоения обучающимися понятий фильтрация,
гумус.
2.Развивать умения устанавливать единые, общие приз
наки в средообразующей деятельности организмов.
3.Проводить экологическое воспитание на примере ох
раны живых организмов.
Тип урока: комбинированный
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
Ход урока:
Актуализация знаний.
1.Какие приспособления выработались у водных животных?
2.Назовите особенности жизни организмов в наземно-воздушной
среде.
3.Каковы особенности организмов живущих в почве?
4.Назовите особенности организмов живущих в других организмах.
5.Индивидуальная работа по карточкам .
Карточка №1.
1.Биосфера – оболочка, населённая живыми организмами.
2.Основная причина разнообразия природных условий – деятельность самих организмов.
3.В пределах биосферы выделяют три среды обитания.
4.Фотическая зона – это слой куда попадает лучистая энергия.
5.Важное значение для жизни растений и животных имеет химический состав воздуха.
6.Почва – это верхний слой суши, преобразованной в результате жизнедеятельности живых существ.
Карточка №2.
1.В пределах биосферы можно выделить четыре основные среды обитания.
2.Учение о биосфере создал В.И.Вернадский.
3.Биосфера – сфера жизни.
4.Растения выживают только в верхнем слое воды, куда попадает лучистая энергия.
5.Наземно – воздушная среда освоена в ходе эволюции раньше, чем водная.
6.Животные могут жить на огромных глубинах.
Изучение нового материала.
1.Механическое воздействие.
А –свойства грунта.
Б – укрепление почвы растениями
В - фильтрация
2.Физико – химические свойства.
Ф.п.
А – состав атмосферы – фотосинтез
Б – водный режим – растения
В – смягчает суточные колебания температуры, влажности и порывы ветра
Г – перемещение органического вещества
3.Состав и плодородие почвы.
А – генофонд – совокупность количества генетического материала, который слагается из генотипов отдельных особей.
Б – популяции различны
4.Мутационный процесс.
А – гумус – лёгкое пористое вещество, содержащее основные элементы питания растений
Б –участвуют живые организмы
В –почвенная структура
Закрепление знаний.
1.Какие существуют виды воздействия на среду обитания?
2.Какую роль играют растения в биосфере?
Задание на дом
Глава 6, пар.2, вопр.2.
Итог урока
Выставление оценок, рефлексия.