kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по биологии "Голосеменные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: ознакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений, -отличием их от споровых, рассмотреть строение хвои и шишек голосеменных, показать роль голосеменных в природе, в жизни человека, научить различать виды хвойных растений.

развитие памяти, внимания, мышления учащихся.

воспитание любви к живой природе, экологической культуры

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«госемMicrosoft Word (2)»



Тема урока: Голосеменные 

Цели:


-ознакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений, -отличием их от споровых, рассмотреть строение хвои и шишек голосеменных, показать роль голосеменных в природе, в жизни человека, научить различать виды хвойных растений.

развитие памяти, внимания, мышления учащихся.

воспитание любви к живой природе, экологической культуры

Оборудование:


- таблицы, побеги и шишки сосны, ели, карточки для индивидуальных заданий, оборудование для демонстрации видеоматериалов.


Ход урока:


I. Организационный момент.


II. Актуализация знаний учащихся.


Слова учителя.


Ребята, на прошлом уроке мы изучали высшие споровые растения: папоротники, хвощи, плауны. Давайте повторим изученное.


Нескольким учащимся предлагается выполнить индивидуальные задания по карточкам.


Биологическая задача №1


Взрослые растения мха- сфагнума не имеют ризоидов. Каким же образом они удерживаются в вертикальном положении и при помощи чего они всасывают воду?


Биологическая задача №2


В трудные военные годы при отсутствии ваты при перевязке ран врачи использовали сухой сфагновый мох. Какие свойства этого растения учитывались при этом?


Биологическая задача №3


Сфагнум и кукушкин лен относятся к лиственным мхам. Однако их листья имеют существенные отличия от листьев цветковых растений. В чем они проявляются?


Биологическая задача №4


Мох- кукушкин лен – двудомное растение. На многих особях этого мха на длинных ножках развиваются коробочки со спорами. На каких особях- мужских или женских- развиваются эти коробочки? Почему так считаете?


Биологическая задача №5


Папоротники растут во влажных тенистых местах, чаще под пологом леса и по сырым оврагам. Как можно объяснить такое явление?


Биологическая задача №6


Старое поверье утверждало, что в ночь накануне религиозного праздника Ивана Купалы происходит цветение папоротника и что небольшой ярко красный цветок этого растения обладает волшебной силой. Почему никому из людей еще не удавалось увидеть цветок какого-либо папоротника?


Два ученика на доске разгадывают предложенный им кроссворд. 


Слова расположены по вертикали


Тело лишайника, водоросли (слоевище).

Красная водоросль (филлофора).

Студенистое вещество, получаемое из водорослей, применяется при изготовлении зефира, мармелада (агар-агар).

Половые клетки (гаметы).

Многоклеточная зеленая водороль, выращиваемая в аквариуме (нителла).

Зеленая морская водоросль, называется «морской салат» (ульва).

Группа растений, обитающих во влажных местах (мхи).

Ключевое слово: болотный мох (расположено по горизонтали).


С классом проводится фронтальная беседа:


1. Где растут плауны, хвощи, папоротники?

2. Какие органы можно выделить у растений этой группы?

3. Что служит папоротникам для размножения?

4. Где у папоротников появляются споры? Как они рассеиваются?

5. В какой геологический период на Земле господствовали папоротники?

6. Какое наследие оставили нам древние папоротникообразные?

7. Поясните, какие звенья пропущены в данной логической цепочке: 

Клетки …? …? растение? Что называют органом, тканью?

8. Почему плауны, хвощи, папоротники относят к высшим споровым растениям?


По окончании беседы проверяется правильность заполнения кроссворда, собираются карточки с индивидуальными заданиями.


III. Изучение нового материала.


Слова учителя. Ребята, отгадайте загадки.



Высока, стройна, душиста,

В небо тянется она.

Вся одежда золотиста,

Только шапка зелена

(Сосна)


Что летом и зимой в рубашке одной?

(Сосна, ель).


Этой бабке сто лет,

горба у нее нет,

высоконько торчит,

далеконько глядит,

придет смерть за старушкой –

станет бабка избушкой.

(Сосна).

Весной цвету,

летом плод приношу,

осенью увядаю,

зимой не умираю.

(Сосна, ель).


Как Вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о хвойных деревьях)

Правильно!

Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений. Их называют голосеменные. Мы должны ознакомиться с характерными особенностями голосеменных, рассмотреть типичных представителей этой группы растений, видовое разнообразие, значение голосеменных.


Учащимся предлагается ознакомиться с планом урока. Он записан на доске.


План урока:


Общая характеристика голосеменных.

Сосна и ель- представители хвойных голосеменных.

Лабораторная работа . Строение хвои и шишек хвойных.

Многообразие голосеменных.

Значение голосеменных.

Объяснение учителя.


1. Голосеменные- это наземные растения, большинство из них вечнозеленые, но бывают и листопадные. Встречаются огромные, свыше 100м деревья, кустарники, но травянистых растений среди голосеменных нет. У голосеменных хорошо выражены органы: корень, лист, стебель. Для размножения им служат не споры, а семена. Семя содержит запас питательных веществ для зародыша, поэтому голосеменные имеют преимущества перед споровыми растениями. Расцвет голосеменных наблюдался 150 млн. лет назад. Из современных голосеменных наиболее известны хвойные: сосна, ель, лиственница, пихта, можжевельник.


2. Сосна занимает 25% от общей площади растительности. Сосны- могучие исполины с отливающими медью стволами, кудрявой кроной.


Вот сосны. Прямоствольны и упруги,

Колючие- ветрам не разорвать.

Стоят в своей чешуйчатой кольчуге, 

Спокойные, как Игорева рать.


30- 40 м бывает их высота. Сосна- светолюбивое дерево. Ветви у старых сосен начинаются на высоте 10м от земли. На открытом месте сосна толще и ниже, дерево ветвистое, коренастое. По отношению к почве сосны неприхотливы, растут на песках, скалах, болотах, корневая система глубоко проникает в почву. Игловидные листья сосны- хвоинки, 3-4 см длиной, расположены по 2, держатся на растении 2-3 года, покрыты толстой кожицей, чтобы уменьшить испарение влаги. Весной образуются шишки 2 типов. Мужские собраны у основания побегов, а женские- на вершинах веток. Женские растут, древеснеют, через 2 года их них высыпаются семена. 400 лет может жить сосна.


В ходе объяснения демонстрируются изображения: , .


Елью заняты меньшие площади. Это теневыносливое дерево, нижние ветви сохраняются. Корневая система поверхностная, растет на богатых глинистых почвах, там, где близко залегают грунтовые воды. Хвоинки сидят поодиночке, 5-7 лет держатся на ветвях. Так же на побегах расположены мужские и женские шишки.


В ходе объяснения демонстрируются изображения: , .


3. А теперь вам предстоит выполнить лабораторную работу.


Строение хвои и шишек хвойных.


Вы получили побеги, шишки сосны и ели.


Выполняем лабораторную работу в соответствии с инструктивной карточкой.


Лабораторная работа.

Строение хвои и шишек хвойных.


Оборудование: побеги и шишки сосны, ели.


Ход лабораторной работы


Рассмотри хвою сосны, ели, укажи ее длину, окраску, расположение на стебле. Данные занеси в таблицу.

Рассмотри форму, размеры, окраску шишек сосны, ели. Данные занеси в таблицу.

  Хвоя

Шишка

Растения

Длина

Окраска

Расположение на ветке

Размер

Форма чешуй

Сосна         

Ель


         

Сделай вывод, закончив предложение.

Сосну и ель относят к голосеменным потому, что…


По окончании работы учащимся предлагается ответить на вопросы:


Чем отличается хвоя сосны от хвои ели? Как располагаются хвоинки на побегах?

Как вы думаете, мы рассматривали мужские или женские шишки?

Какой вывод вы сделали?

Далее рассматривается вопрос многообразия голосеменных. Учащиеся делают заранее подготовленные сообщения, сопровождающиеся демонстрацией видеоматериалов: … .

Сообщение первое.


Лиственницы сбрасывают свою хвою на зиму. Кора у молодых лиственниц гладкая, но с возрастом покрывается трещинами. Хвоинки однолетние, мягкие, узкие, расположены спирально на удлиненных побегах и пучками на укороченных. Леса из лиственницы- светлохвойная тайга- занимают более 40% лесной территории России. Лиственница считается национальным деревом России.


В России давно знали о высоком качестве древесины лиственницы. Петр I, закладывавший основы русского флота, прочил лиственнице роль главного строительного материала для больших и малых судов. История лесного дела засвидетельствовала это появлением на Карельском перешейке в 50 км от Ленинграда знаменитой Линдуловской лиственничной рощи, заложенной в 1738 году на площади 1,76 гектара как одно из начинаний по выращиванию корабельного леса вблизи места его потребления. Руководил посадками немецкий лесничий Фокель, специально приглашенный для этого Петром I из Германии. Теперь прославленная роща считается жемчужиной северного лесоводства, сюда организуются многочисленные экскурсии.


Сообщение второе.


Можжевельник- это хвойное вечнозеленое древесное растение. Латинское название переводится как «колючий». Однако справедливости ради нужно сказать, что не все можжевельники колючие. У некоторых из них гладкие чешуевидные листья. Часто эти виды объединяют под названием «арча». Особенно много их в горах Средней Азии.


Самый северный представитель этого рода, можжевельник сибирский, - низкий, часто прижимающийся к земле кустарник с игловидной хвоей и сочными, синеватыми взрелом состоянии шишками (можжевеловыми ягодами). Он распространен в таежной зоне, но кое-где проникает и в тундру. Растет преимущественно на склонах, сухих летом и достаточно защищенных глубоким снегом от морозов зимой. Практически у всех можжевельников замечательно прочная, красивая и душистая древесина. Настой и отвары из ягод можжевельника пьют, чтобы улучшить аппетит и пищеварение. Хвоя и шишки можжевельника обладают дезинфицирующим действием. Они выделяют особые летучие вещества, способные убивать микробы. Эти вещества называют фитонцидами. Не случайно любителям попариться в бане добавляют к березовым и дубовым веникам его колючие веточки, а настоем плещут на раскаленные камни в печи: не только для аромата, но и чтобы очистить помещение и самих себя от микробов.


Сообщение третье.


Особое место среди хвойных занимают мощные и высокие растения - секвойи. Знаменитая калифорнийская секвойя вечнозеленая, названная, по преданию, в честь мудрого индейского вождя Секвойи, достигает 112 м в высоту. В толщину ее ствол вырастает до 11м.


По подсчетам годовых колец на пнях, оставшихся от спиленных деревьев, установили: возраст самых старых секвой 2200 лет.


Сообщение четвертое.


Саговниковые, или цикадовые, появились еще в каменноугольном периоде, расцвет их приходится на эпоху динозавров. Их ошибочно называют саговыми пальмами. Растут они везде, кроме Европы и Антарктиды, в тропических джунглях, реже в сухих степях и саваннах. Они- живые свидетели того времени, когда Африка, Южная Америка и Австралия были единым материком. Внешне это пальмовидные деревья от 1 до 7 (редко до 20 м) в высоту. Иногда наземные стебли не формируются, и перистые, до 5-6 м длиной листья отходят прямо от корневища. На верхушках стеблей или листьев развиваются огромные, иногда метровые, разнополые шишки (стробилы). Семена обычно крупные, сочные, съедобные, нередко желтые, красные и оранжевые. У нас один вид выращивается в парках Черноморского побережья. В стволах многих саговников накапливается крахмал, из которого делают ценный продукт- саго (у нас саго изготовляли из картофельного крахмала).


Сообщение пятое.


В юго-западной Африке, в пустыне Намиб, где дождей не бывает по году, встречается вельвичия удивительная. Это настоящее чудо природы. Ее широкий ствол (до 1,2 м в поперечнике) возвышается над землей всего на 50 см и напоминает пень. За всю жизнь у нее развивается всего два лентовидных листа, достигающих до 6 м в длину и 1,8 м в ширину, которые со временем разрываются на многочисленные ленты. Возраст может достигать до 2000 лет и более. На поверхности «пня» появляются веточки с мелкими шишками.


Сообщение шестое.


Класс гинкговых, процветавший 150 млн. лет назад, ныне представлен единственным видом- гинкго двулопастным. Это одно из самых примитивных современных голосеменных растений. В естественных условиях оно растет лишь в небольшом районе Восточного Китая, в горах Дянь Му-Шань. Это мощное дерево, достигающее 30 м в высоту и 3 м в диаметре, относится к числу немногих листопадных голосеменных. С давних пор деревья гинкго, многие из которых живут более 1000 лет, почитались на Востоке как священные и выращивались в Японии, Китае и Корее около храмов. Само слово «гинкго» в переводе с японского означает «серебряный абрикос»; так называют съедобные семена этого дерева. А видовое название «двухлопастный» растение получило из-за формы своих листьев. Эти деревья на редкость живописны с ранней весны до поздней осени, поэтому их часто выращивают в садах и парках теплых стран.


5. Значение голосеменных.


Создают органические вещества при фотосинтезе, выделяют кислород.

Древесину используют в строительстве и как поделочный материал.

Из древесины ели изготавливают бумагу, из древесины сосны- искусственные волокна.

Семена кедровой сосны используют в пищу.

Используют смолу хвойных- живицу, получая скипидар, канифоль.

IV. Закрепление знаний.


1.Проводится фронтальная беседа с классом.


Какие растения относят к голосеменным?

Что характерно для хвойных голосеменных растений?

В чем основное отличие семенных растений от споровых?

Почему в лесу нижние ветви у сосны отмирают, а у ели покрыты хвоей?

Далее учащимся предлагаются биологические задачи.


Ель очень чувствительна даже к беглым низовым пожарам, когда горят на земле мох, хвоя, трава. Почему?

Как-то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

- Это хвойный лес?

- Хвойный.

- А где хвоя?

- Опала.

- По чьей вине?

- Природы.

- Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы.


Придется ли лесничему отвечать за гибель леса?


Далее учащимся предлагается выполнить задание для самопроверки. Закончи предложение.


Для размножения голосеменным растениям служат…

У хвойных растений листья представлены…

Национальным деревом России является…

У лиственницы хвоя живет на побегах…

Фитонциды- это летучие вещества…

Живица- это…

Итог урока.


Мы познакомились с представителями голосеменных растений, особенностями их строения, местами обитания, видовым разнообразием.

2.Составьте цепочки соответствия:

КОРА; ДРЕВЕСИНА; КАМБИЙ; СЕРДЦЕВИНА.

ПРОВЕДЕНИЕ; РОСТ В ТОЛЩИНУ; ЗАЩИТА; ЗАПАСАНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ; ПРОВОДЯЩАЯ; ЗАПАСАЮЩАЯ; ПОКРОВНАЯ.

3.Выберите номера правильных суждений и сверьте их с ответами в конце вопросника.

  1. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.

  2. Наибольшее число видов среди современных голосеменных имеет
    класс Хвойные растения.

  3. Все хвойные деревья и кустарники вечнозеленые,

  4. У всех хвойных растений узкие игольчатые листья, получившие
    название хвои.

  5. Семена голосеменных растений развиваются из семязачатков.

  6. У большинства хвойных растении развиваются женские и мужские
    шишки.

  7. Семязачатки в женских шишках находятся на верхней поверхности кроющих чешуи.

  8. Зрелый зародыш семени сосны состоит из зачаточного корешка, стебелька, семядолей и почечки.

  9. У зародыша семени две семядоли.

  10. Семена сосны обыкновенной созревают через полтора года после опыления.

11.У сибирской сосны образуются плоды кедровые орешки.

12.На ветвях ели иглы живут 5-7 лет.

13. У лиственницы хвоинки живут 2-3 года.

14. Хвоинки сосны растут по две на очень коротких побегах.

15. Можжевельник – листопадный кустарник.

16. Хвоинки ели растут на побегах по три.

17. Иглы ели короткие и остроконечные.

18. Ель и сосна – ветроопыляемые растения.

19. Можжевельник образует плоды, называемые ягодами.

20. Женские шишки у сосны растут тесными группами.

21. Молодые женские шишки у сосны находятся на концах молодых побегов.

22. Сосновые боры светлые, а в еловых лесах темно.

23. На болотистых почвах главный корень у сосен развивается лучше, чем на песчаных.

24. Главный корень ели глубоко уходит в землю.

25.Семена ели высыпаются из шишек поздней осенью.


Номера вопросов 5-11; 20, 21, 25 для самых любознательных (Ответы:1,2,5,6,7,8,10,12,14,17,18,21,22.)


VI. Домашнее задание: пар.86-87




Просмотр содержимого презентации
«голосеменныеMicrosoft PowerPoint (4)»

Какой бы лютый холод не был  И как бы вьюги не гудели, -  Стоят и смотрят гордо в небо  Зеленые, как летом, ели.

Какой бы лютый холод не был И как бы вьюги не гудели, - Стоят и смотрят гордо в небо Зеленые, как летом, ели.

* Многие виды хвойных используют в  народной медицине для лечения  туберкулеза, нервных расстройств,  болезней почек, мочевого пузыря,  геморроя, глухоты и как антилепрозное  средство. *Хвоя и молодые побеги некоторых  хвойных - незаменимый зимний корм  лосей, хвоей питаются глухари, а  семенами сибирского кедра - многие  животные и птицы (как и семенами  других хвойных). Шишкоягоды  можжевельника - корм тетеревов.  *Древесина тисовых используется для  изготовления дорогих поделок и в  мебельной промышленности, она почти  не подвержена действию насекомых.

* Многие виды хвойных используют в народной медицине для лечения туберкулеза, нервных расстройств, болезней почек, мочевого пузыря, геморроя, глухоты и как антилепрозное средство.

*Хвоя и молодые побеги некоторых хвойных - незаменимый зимний корм лосей, хвоей питаются глухари, а семенами сибирского кедра - многие животные и птицы (как и семенами других хвойных). Шишкоягоды можжевельника - корм тетеревов. *Древесина тисовых используется для изготовления дорогих поделок и в мебельной промышленности, она почти не подвержена действию насекомых.

У меня длинней иголки, чем у ёлки.  Очень прямо я расту в высоту.  Если я не на опушке,  Ветви – только на макушке.

У меня длинней иголки, чем у ёлки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветви – только на макушке.

Определите вид шишек

Определите вид шишек

Вывод: Только деревья, кустарники и лианы. Хвойные растения. Семена имеют запас веществ, зародыш защищен. Семена лежат, открыто на поверхности чешуек. Имеются мужские и женские шишки. Хвоя имеет плотную кожицу и покрыта воском, поэтому испаряет мало воды и приспособлена к неблагоприятным условиям.

Вывод:

Только деревья, кустарники и лианы. Хвойные растения. Семена имеют запас веществ, зародыш защищен. Семена лежат, открыто на поверхности чешуек. Имеются мужские и женские шишки. Хвоя имеет плотную кожицу и покрыта воском, поэтому испаряет мало воды и приспособлена к неблагоприятным условиям.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
урок по биологии "Голосеменные"

Автор: Степанова Надежда Яковлевна

Дата: 16.04.2015

Номер свидетельства: 202085

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Презентация к уроку биологии в 7 классе "Отдел голосеменные растения" "
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia-k-uroku-biologhii-v-7-klassie-otdiel-gholosiemiennyie-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "116472"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412499240"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Урок биологии в 7 классе на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений " "
    ["seo_title"] => string(106) "urok-biologhii-v-7-klassie-na-tiemu-obshchaia-kharaktieristika-mnoghoobraziie-pokrytosiemiennykh-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "118599"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413199504"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Урок-игра «Звездный час» (урок биологии в 6  классе по теме  «Развитие органического мира») "
    ["seo_title"] => string(95) "urok-ighra-zviezdnyi-chas-urok-biologhii-v-6-klassie-po-tiemie-razvitiie-orghanichieskogho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "187457"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426518334"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока биологии "Голосеменные" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-biologhii-golosiemiennyie"
    ["file_id"] => string(6) "183027"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425687823"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Маршрутный лист к уроку биологии 6 класс по теме: " Класс Голосеменные растения""
    ["seo_title"] => string(78) "marshrutnyi_list_k_uroku_biologii_6_klass_po_teme_klass_golosemennye_rasteniia"
    ["file_id"] => string(6) "544405"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1585222770"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства