Образовательные: продолжит знакомство с процессом питания как одним из основных признаков живого; сформировать представление о двух способах питания растений (почвенном и воздушном). Рассмотреть суть процесса фотосинтеза.
Развивающие: продолжить формирование умений формулировать вопросы, работать со схемами, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности учащихся.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, умение общаться друг с другом в процессе парной работы, способствовать воспитанию интереса к учебе, к результатам своего труда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«УРОК БИОЛОГИИ "ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ" »
Урок в 6 классе «Питание растений»
Задачи урока:
Образовательные: продолжит знакомство с процессом питания как одним из основных признаков живого; сформировать представление о двух способах питания растений (почвенном и воздушном). Рассмотреть суть процесса фотосинтеза.
Развивающие: продолжить формирование умений формулировать вопросы, работать со схемами, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности учащихся.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, умение общаться друг с другом в процессе парной работы, способствовать воспитанию интереса к учебе, к результатам своего труда.
Тип урока: изучение нового.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Ход урока:
Эпиграфом к уроку являются слова Л.Н.Толстого: «Старайся дать уму как можно больше пищи». Этот эпиграф нацеливает учащихся на серьезную интеллектуальную деятельность на уроке.
Актуализация знаний, мотивация и целеполагание проводятся в форме фронтальной беседы (что изучает биология; чем живое отличается от неживого; перечислите основные признаки живого; все эти признаки мы и будем изучать в теме «Жизнедеятельность организмов»).
Чтобы выяснить, какой из признаков мы начнем изучать сегодня, проанализируйте следующие поговорки: волка ноги кормят; сытый голодному не товарищ; голод не тетка.
Итак, сегодня мы начинаем изучать процесс питания. Давайте сформулируем вопросы, на которые мы хотим получить ответ в первую очередь: что такое питание? Зачем питаются все живые организмы?
Ответ на вопрос, что такое питание. Находим на с. 58 учебника (учащиеся читают текст, находят ответ на вопрос, запоминают его и проговаривают друг другу).
Ответ на вопрос, зачем питаются все живые организмы, учащиеся тоже находят в тексте учебника и озвучивают его.
Учитель уточняет и обобщает ответы учащихся.
Мы уже знаем, что по способу питения все живые организмы делятся на две группы. Вспомните, какие это группы. И охарактеризуйте их.
Автотрофы способны сами для себя создавать органические вещества (это зеленые растения).
Сегодня мы изучаем питание автотрофов. Т.е. зеленых растений. Запишите в тетрадях тему урока: «Питание растений».
Внимательно послушайте стихотворение Ильи Сельвинского и попытайтесь сформулировать вопросы к этому стихотворению.
Какое сложное явленье – дерево.
Вглядитесь! В каждом – облик утомленный.
Ему на долю пало древнее:
Оно глотает солнце, как лимоны.
Потом зеленой хвоей и листвой
Раздаривает это солнце.
Заснет. Но исполинский подвиг свой
Опять свершает тут же, как проснется.
В нем жизни вековое волшебство,
В нем бьются воды, что волны покрепче.
Оно шумит, шуршит и что-то шепчет,
И хочет, чтобы поняли его…
Учащиеся формулируют свои вопросы или пытаются ответить на вопросы учителя (Зачем дерево «глотает» Солнце? Что такое раздаривает? Как вы это понимаете? Какой подвиг дерева имеет в виду поэт? Как называется волшебство, которое происходит в дереве?)
Эти вопросы обычно вызывают затруднение, и у учащихся возникает желание получить ответы на них. Учитель объясняет, что данная тема (питание растений) предоставит им такую возможность.
Первичное усвоение материала.
Учитель открывает на доске схему
Питание растений
Корень (корневые волоски) Лист (устьица)
Вода + минеральные соли Углекислый газ
Солнечная энергия
Хлоропласты
Органические вещества
Проанализируйте схему и допишите названия для двух способов питания растений. (Почвенное; воздушное).
Давайте разберемся с почвенным питанием растений.
По рисунку на с. 59 ответьте на следующие вопросы:
Какой орган цветкового растения обеспечивает почвенное питание?
Какие вещества корень получает из почвы?
Какие особенности строения корня обеспечивают функцию всасывания?
Куда дальше поступают вода и минеральные соли? (По сосудам к другим органам растения)
Зачем нужны вода и минеральные соли растению? (Вода нужна для образования органических веществ (обращаемся к схеме на доске), а минеральные соли нужны для нормальной жизнедеятельности растения.)
Если учащиеся затрудняются с ответом на последний вопрос. Предлагаем послушать сказку.
«Жило-было маленькое Растение. У него была подруга Вода. Приходит однажды Вода в гости к Растению и видит, что оно заболело от недостатка питательных веществ в почве.
- Не отчаивайся, - сказала Вода, – я найду для тебя лекарство.
И отправилась Вода в дорогу – в почву. Шла она, шла и встретилась с Азотом.
- Здравствуй Азот. Мой друг Растение голодает. Не сможешь ли ты ему помочь?
- Конечно могу. Я способствую усилению роста надземных побегов у растения. Но одного меня мало, нужно позвать моих друзей.
И Вода с Азотом отправились к Калию.
- Здравствую Калий. Мы с Азотом идем к заболевшему Растению. Ты можешь чем-нибудь помочь?
- Конечно! Я необходим для поглощения и транспорта воды по растению, а также я способствую росту корней.
- Пойдем скорее к моему другу.
По дороге Вода, Азот и Калий встретили Фосфор, который тоже согласился помочь больному Растению. Когда Вода, Азот, Калий и Фосфор пришли к больному Растению. Оно очень обрадовалось.
Вода сказала:
- Ты должно нас выпить, и тогда станешь сытым и здоровым.
3. После знакомства со сказкой учащиеся формулируют вывод о том, что основными химическими элементами, необходимыми для почвенного питания растений являются:
1) азот (усиливает рост надземных побегов);
2) калий (способствует росту подземных побегов);
3) фосфор (ускоряет созревание плодов).
При недостатке минеральных веществ в почве растения голодают и плохо растут. Чтобы этого не случилось, растения подкармливают, т.е. вносят в почву минеральные удобрения (учитель демонстрирует некоторые из них).
Перенесите в тетрадь часть схемы, относящуюся к почвенному питанию растений. (Учащиеся делают записи в тетради).
4 Теперь давайте поближе познакомимся с воздушным питанием растений.
Можно ли питаться воздухом?
Запомните! Все живые организмы питаются органическими веществами. Значит, все клетки растения питаются органическими веществами, которые образуются благодаря воздушному питанию, т. е. процессу фотосинтеза.
Вспомните, какой орган цветкового растения обеспечивает процесс фотосинтеза.
Вспомним клеточное строение листа. Далее следует рассказ ученика, который заранее подготовился к ответу по этому вопросу.
Давайте еще раз вспомним главную функцию листа (фотосинтез). А теперь выясним. Что такое фотосинтез. Начнем с анализа слова: «фото» означает «свет», а под словом «синтез» понимают образование сложных веществ из более простых. На основании анализа слова попробуйте дать определение понятия «фотосинтез».
Учащиеся формулируют вопросы, на которые у них пока нет ответа. (Зачем нужен свет? Какие простые вещества участвуют в этом процессе? Какие сложные вещества образуются?)
Кстати. Процесс этот возник примерно 3,5 миллиарда лет назад, а термин «фотосинтез» появился лишь в XIX в.
Учитель дает определение понятия. Учащиеся записывают его в тетрадь.
Фотосинтез – это процесс образования сложных органических веществ из неорганических веществ в зеленых листьях на свету.
После этого анализируем каждое слово определения, отвечая на вопросы:
А) Что такое процесс? (Необходимы пояснения учителя о том, что о протекании процесса обычно судят по конечным результатам)
Б) Какие сложные процессы образуются? (Органические)
В) какие простые вещества являются исходными? (Неорганические)
Г) Чем органические вещества отличаются от неорганических? (В органических веществах есть запасенная энергия)
Д) Что является источником энергии, которая накопилась в органических веществах растений? (Солнце)
Е) Какие неорганические вещества нужны для фотосинтеза? (Углекислый газ и вода)
Ж) Какие органические вещества образуются при фотосинтезе? (Сахар, крахмал)
4) Давайте попробуем получить сахар. Нальем в стакан воду (в воздухе содержится углекислый газ, можно даже взять газированную воду), поставим эту воду на свет и будем ждать, когда появится в стакане сахар. Появится ли? Нет? Почему?
А почему в листьях появляется сахар из углекислого газа и воды? (Они зеленые. В них содержится хлорофилл.)
Почему хлорофилл называют самым удивительным веществом на Земле? (Только хлорофилл может превращать энергию солнечного света в химическую энергию, заключенную в органических веществах)
5 Подведем итог сказанному.
В ходе фронтальной беседы на доске и в тетради оформляется итоговая опорная схема:
Ф Условия Продукты
О 1) свет
Т 2) хлорофилл
К!
К?
О 3) УГ = вода +
С
И
Н
Т Крахмал -
Е Процесс орг. вещество,
З главный продукт
Что нам неизвестно в этой схеме? (Второй продукт фотосинтеза, скрытый под буквой К со знаком вопроса).
Все знают, что особенно хорошо дышится там. Где много зелени. Воздух в лесу свежий, в нем много кислорода. Взрослый человек вдыхает за сутки 700-800 литров кислорода. Легковой автомобиль за 1000 км пробега потребляет столько кислорода. Сколько хватило бы одному человеку на целый год. Откуда берется кислород? (Учащиеся отвечают на этот вопрос – его производят зеленые растения. Учитель уточняет ответ: значит, в процессе фотосинтеза кроме органических веществ образуется еще и кислород; предлагает внести эту информацию в схему).
Учитель предлагает вернуться к схеме «Питание растений» и по памяти заполнить часть схемы, посвященную воздушному питанию растений. Далее учащиеся сравнивают свои записи с образцом и при необходимости корректируют их.
Осознание и осмысление изученного материала.
Чтобы узнать то. Что вы узнали сегодня на уроке. Ученым потребовались века.
В 1630 г. ученый Ван-Гельмонт посадил в горшок ветку ивы. Через 5 лет ива выросла и стала весить 65 кг, а вес почвы уменьшился на 50 г. за счет чего выросла ива? Объясните результаты опыта.
Ответьте на вопрос: какое значение имеет фотосинтез для жизни на Земле? (Работаем с текстом учебника на с. 58, последний обзац).
Прокомментируйте следующие фразы:
Кто кормится разом рассолом и газом?
Из тучки из небесной водица льется пресной. Почему же в лист зеленый попадает она соленой?
Пришла еда. Ушла вода.
С целью систематизации знаний по теме «Питание растений» учащиеся комментируют рисунки учебника на с. 58-59.
При наличии времени можно вновь обратиться к стихотворению И. Сельвинского и ответить на те вопросы, которые в начале урока вызывали затруднения.
Рефлексия.
Что мы узнали на сегодня уроке? В чем разобрались? Что надо запомнить?
Домашнее задание: прочитать текст учебника на с. 58-59; уметь составлять и комментировать схемы; по желанию составить кроссворд, используя буквы слова «фотосинтез».