Урок биологии в 6 классе "Отдел Папоротникообразные"
Урок биологии в 6 классе "Отдел Папоротникообразные"
Урок биологии в 6 классе по программе И.Н.Пономаревой с использованием технологии РКМЧП. Технология критического мышления отвечает целям образования на современном этапе, формирует интеллектуальные качества личности, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута. Технология РКМЧП надпредметная, она применима в любых программе и предмете.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 6 классе "Отдел Папоротникообразные"»
Урок биологии в 6-м классе с использованием технологии РКМЧП по теме "Папоротники. Хвощи. Плауны"
Задачи:
ознакомить учащихся с усложнением в строении папоротников, хвощей и плаунов, их общими признаками и приспособленностью к условиям жизни; углубить представления о высших споровых растениях;
продолжить формирование информационных компетенций: анализировать, сравнивать, делать выводы при работе с текстом учебника;
воспитать интерес к предмету и процессу обучения через различные приемы технологии и анимации.
Оборудование:
гербарий папоротников,
хвощей (весенних и летних побегов) и плаунов,
живые комнатные растения,
компьютер,
CD диск 1с: школа БИОЛОГИЯ растения бактерии грибы лишайники 6 класс.
ХОД УРОКА
Вызов: (установление связи между изученным материалом и темой сегодняшнего урока; выход на тему урока, мотивационный момент).
О каких организмах идет речь?
1. Их тело может иметь форму нитей или плоских листовидных образований. Они могут быть одноклеточными и многоклеточными, наземными и водными. Это самые древние растения на Земле. Ответ: водоросли.
2. Эти организмы относятся к высшим растениям, имеют стебель и листья, обитают в увлажненных местах. Ответ: мхи.
Кто заметил определенную закономерность в моих вопросах, тот сможет ответить на последний вопрос: что это за растения?
3. Это многоклеточные, чаще травянистые растения влажных тенистых мест, имеющие стебли, листья, корни. Их ископаемые предки, очень крупные древовидные растения, под наслоением горных пород превратились в залежи каменного угля; многие современные виды человек использует для внутреннего озеленения помещений.
Ответ: папоротники.
Тема урока: Папоротники. Хвощи. Плауны.
Ключевые слова (на доске):
Корневище
Стела
Спорангии
Каменный уголь
Архегоний
Антеридий
Попробуйте рассказать что-нибудь об этих понятиях. Какие предложения можно составить с этими словами? Какое отношение к теме сегодняшнего урока могут иметь данные понятия? С какими терминами встретились впервые? (подчеркиваются слова, к которым необходимо вернуться в конце урока).
Итог (конкретизация целей): таким образом, по окончании урока необходимо
знать термины: корневище, спорангии;
понимать, что папоротникообразные имеют более сложное строение, чем все ранее изученные растения;
применять полученные сегодня знания при решении творческих заданий, при составлении кластеров и синквейнов, в повседневной жизни.
Следующее задание: в рабочих тетрадях ставим в ряд цифры 1,2,3,4,5. Я читаю предложения, если вы согласны с высказыванием, ставите напротив соответствующего предложения +, если не согласны, ставим –
В тропических странах встречаются древовидные папоротники.+
У этих растений хорошо развиты проводящие и механические ткани.+
Папоротники широко распространены по всему земному шару от тундры до пустыни.-
Половое размножение папоротников зависит от воды.+
Древовидные папоротники – вымершие растения.-
Осмысление: (соприкосновение учащихся с новой информацией – работа с текстом учебника; ученик под руководством учителя и с помощью своих одноклассников отвечает на вопросы, которые возникли на этапе вызова).
Открыли учебники стр.146, работаем с текстом: читая параграф 41, находим ответы на вопросы, касающиеся неизвестных вам терминов и тех 5-ти суждений, что вы прослушали, верно ли вы поставили знаки +, -
По ходу работы карандашом делаем следующие пометки:
Известно V
Интересно и неожиданно +
Хочу узнать подробнее ?
В процессе чтения текста, работая в парах, составляем кластер на отдельном листе, чтобы у доски объяснить свои выводы, размышления,и пробуем составить синквейн на тему сегодняшнего урока (три “сильных” ученика дополнительно получают карточки с заданиями творческого характера:
В ночь на Ивана Купалу отправлялись люди в дремучие леса искать цветущий папоротник. Верили, что он цветет 1 раз в жизни, и тот, кто увидит этот цветок, найдет клад, будет богатым и счастливым. Что вы можете возразить?
Сравните папоротники с мхами. Найдите признаки сходства и различия. Почему папоротники относят к высшим споровым?
Почему моховидные растения – маленькие, а папоротниковидные могут вырасти высокими как деревья?
По окончании работы с текстом учебника смотрим на диске дополнительный материал. Мультимедиа: “плауны” (10 сек.), “хвощи” (18 сек.), “папоротники каменноугольного периода” (1мин.22сек.).
Размышление (осмысление и закрепление полученной информации).
Что узнали нового? Что показалось интересным? Почему?
Могут ли полученные сегодня знания пригодиться в жизни?
О чем хотели бы узнать?
Возврат к ключевым словам: что такое стела, спорангии, архегонии, антеридий? Для чего проводят известкование почвы?
Возврат к верным – неверным суждениям: какие предложения были правильными, в каких была неточность?
Теперь есть возможность поделиться своими мыслями с одноклассниками.
Защита кластеров у доски (приложение 1).
Зачитываются синквейны (приложение 2).
Оценивание: отметки получают практически все обучающиеся (“4” – “5”).
Домашнее задание: параграф 41, написать эссе на тему урока (по желанию).