Целикова Нелли Вениаминовна
учитель биологии МБОУ лицей №1 городского округа городМантурово Костромской области
План- конспект урока по биологии в 6 классе
«Отдел Папоротникообразные»
(УМК «Биология» Пономаревой И. Н и др.
ПрограммаАвт. И. Н. Пономарева, В. С. Кучменко и др.Москва Издательский центр «Вентана-Граф»
Учебник: И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко «Биология 6 класс» Москва Издательский центр «Вентана-Граф» )
Цель: сформировать знания о папоротникообразных, как высших споровых растениях.
Задачи:
1.Изучить особенности строения, размножения папоротникообразных.
2. Выяснить черты сходства и различия с мохообразными, отметить более высокую организацию по сравнению с мхами.
3.Сформировать знания о многообразии папоротникообразных, их роли в природе и практическом значении.
Оборудование:
1. электронная презентация;
2. таблица «отдел папоротникообразные», «размножение папоротников»;
3. растениянефролеписа с сорусами или гербарии;
4. каменный уголь с отпечатками листа древнего папоротника;
5. электронное пособие: образовательный комплекс1С: Образование 4. Биология 6 класс;
6. учебные электронные издания по биологии, Биология 6-11 класс Лабораторный практикум. СD1:1 Лаборатория.
7. проектор
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Все ли готовы к уроку?
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть хорошее настроение не покидает вас в течении всего урока. Будьте внимательны при выполнении заданий, помогайте друг другу, тогда и урок наш пройдет результативно и познавательно.
2. Повторение пройденного материала.
Ребята, напомните, пожалуйста, что мы изучали на прошлом уроке?
- в связи с этим я предлагаю вам вспомнить такие понятия как:
гаметофит,
спорофит,
зигота,
гамета,
спора. (слайд2)
- выполнение самостоятельной работы: распределите признаки по отделам. (слайд 3)
Признаки | Отделы растений |
1. Все тело погружено в воду | 1. Водоросли 2. Мхи |
2. Имеются листья и стебли |
3. Обитают на суше во влажных местах |
4. Характерно чередование бесполого и полового размножения |
5. Тело состоит из таллома и ризоидов |
6. Бывают зеленые, красные, бурые |
- вопросы: Почему мхи, растущие в воде, нельзя отнести к водорослям?
О чем свидетельствует образование протонемы при прорастании споры?
3. Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы будем знакомиться с еще одним отделом высших споровых растений. Каким? Вы должны определить с помощью моих подсказок. (слайд4)
Подсказка №1
Это многолетние, чаще травянистые растения влажных тропических мест обитания. Имеют листья, стебли, корни. ископаемые предки, очень крупные древовидные растения, под наслоением горных пород превратились в залежи каменного угля Многие современные виды человек использует для внутреннего озеленения.
Подсказка №2
Т/У Отдел Папоротникообразные
- Ребята, а какие задачи мы поставим сегодня на уроке? Что мы хотим узнать о папоротниках?
(дети предлагают, учитель фиксирует на доске: их строение, размножение, развитие, места обитания, значение и т д.)
Самая красивая легенда о папоротниках гласит, что это растение цветет только в ночь на Ивана Купалу. Между листьями, похожими на крылья орла, поднимается цветочная почка. В полночь она с треском раскрывается, и появляется огненный цветок, озаряющий все вокруг, при этом раздается гром и сотрясается земля. Согласно легенде, человеку, одолевшему страх перед нечистой силой и овладевшему цветком папоротника, подвластны все тайны и чары. Он приобретет множество полезных свойств: станет понимать язык цветов и птиц, деревьев и зверей, может стать невидимкой, а главное, начнет видеть сквозь землю и, конечно, найдет все клады, спрятанные в земле.
Такова легенда. Легенда вдохновила Н. В. Гоголя на создание повести «Вечер накануне Ивана Купала», в которой главный герой Петро увидел цветение папоротника.
-Дети, а кто из вас видел цветок папоротника? А хотите увидеть?
Дело в том, что цветок папоротника находится в черном ящике, и мы откроем её только после того, как решим все задачи сегодняшнего урока.
Чтобы найти цветок папоротника надо знать где растет это растение.
1. Распространение папоротников
Работа на рабочих листах: (слайд 8)
Распространение папоротников
1, Папоротники широко распространены по всему земному шару от тундры до пустыни.
2. Древовидные папоротники- вымершие растения.
3. Представители папоротникообразных самые древние растения на Земле.
4. В тропических лесах встречаются древовидные папоротники.
5. Отмирая, древние папоротники образовали каменный уголь.
+ уверен в своих знаниях
- не уверен, могу ошибиться
? не знаю, но хочу узнать
Проверим или восполним свои знания, работая с учебником, страница 117.
Закрепление: Где растут папоротники в нашей местности?
2. Строение папоротников.
Работа в группах с натуральными объектами (или гербариями)
(использование дополнительного материала на рабочем листе)
1. Рассмотрите внешнее строение папоротника. Найдите надземные и подземные органы. Как они называются?
2. Рассмотрите лист папоротника и опишите его строение.
3. На нижней стороне листа папоротника найдите спорангии со спорами. Каково значение спор в жизни папоротникообразных?
4. В тетради зарисуйте строение изученного растения и обозначьте его органы.(слайд 9)
5. Сравните папоротник со мхом. Найдите черты сходства и различия. Сделайте вывод, в котором
поясните, почему папоротники относят
● к высшим растениям;● к споровым растениям.
Закрепление:
1. Рассмотрите спорофит папоротника. Расставьте обозначения.(Учебные электронные издания по биологии, Биология 6-11 класс Лабораторный практикум. СD1:1 Лаборатория (Классификация и систематика, строение и жизненный цикл папоротникообразных)
2. Выполните задание(слайд 10)
3. Физкультминутка (слайд 11)
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу,
Вниз отпустили, кисти встряхнули- ветер сбивает росу,
В стороны руки, плавно помашем- это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.(2 раза)
4. Размножение папоротников
(Электронное пособие: Образовательный комплекс Биология 6 класс. Пономарева И. Н. и др. Размножение папоротников- озвученная анимация.)
После просмотра. Представим себе, что у компьютера пропал звук, необходимо озвучить анимацию-размножение папоротников.
Закрепление:(слайд 13-14)
Вопрос: Действительно ли в ночь на Ивана Купалу можно увидеть цветок папоротника? Что у нас в «черном ящике»? Почему?
5. Значение папоротников.
Просмотр видеофрагмента «Древние папоротники» Образовательный комплекс Биология 6 класс. Пономарева И. Н. и др.
Демонстрация каменного угля с отпечатками древнего папоротника.
Закрепление: Синквейн «Каменный уголь»(слайд 15)
6. Рефлексия.
Вернемся к задачам, которые мы поставили в начале урока.
Что узнали нового? Что еще хотим узнать?
7. Многообразие и значение папоротникообразных.
Сообщение учащихся с презентацией 5-6 слайдов.
Закрепление: Распределите признаки по отделам.
Многообразие папоротникообразных
папоротники
хвощи
плауны
?
?
?
1. Стебли пропитаны кремнеземом
2. Самая древняя группа высших споровых растений
3. Листья узкие, клиновидные
4. Чешуевидные листья расположены мутовчато
5. Сильно рассеченные листья
6. Баранец обыкновенный
7. Нефролепис
8. Хвощ полевой
9. Охраняемые растения
10. Показатель кислой почвы
7. Рефлексия
Я хорошо усвоил, что…………………
Теперь я смогу сам и научу других………………
Меня удивило, что ……………………………………….
Мне пригодится в дальнейшем …………………..
8. Домашнее задание: Параграф № 22, вопрос №4, страница 121 письменно в тетради.