kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока с мультимедийным приложением "Отдел Папоротникообразные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке содержится план- конспект и презентация к уроку по биологии в 6 классе. УМК «Биология» Пономаревой И. Н и др.

Учебник: И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко  «Биология 6 класс» Москва Издательский центр «Вентана-Граф» )

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План конспект»

Целикова Нелли Вениаминовна

учитель биологии МБОУ лицей №1 городского округа городМантурово Костромской области


План- конспект урока по биологии в 6 классе

«Отдел Папоротникообразные»

(УМК «Биология» Пономаревой И. Н и др.

ПрограммаАвт. И. Н. Пономарева, В. С. Кучменко и др.Москва Издательский центр «Вентана-Граф»

Учебник: И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко «Биология 6 класс» Москва Издательский центр «Вентана-Граф» )


Цель: сформировать знания о папоротникообразных, как высших споровых растениях.

Задачи:

1.Изучить особенности строения, размножения папоротникообразных.

2. Выяснить черты сходства и различия с мохообразными, отметить более высокую организацию по сравнению с мхами.

3.Сформировать знания о многообразии папоротникообразных, их роли в природе и практическом значении.

Оборудование:

1. электронная презентация;

2. таблица «отдел папоротникообразные», «размножение папоротников»;

3. растениянефролеписа с сорусами или гербарии;

4. каменный уголь с отпечатками листа древнего папоротника;

5. электронное пособие: образовательный комплекс1С: Образование 4. Биология 6 класс;

6. учебные электронные издания по биологии, Биология 6-11 класс Лабораторный практикум. СD1:1 Лаборатория.

7. проектор

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Все ли готовы к уроку?

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть хорошее настроение не покидает вас в течении всего урока. Будьте внимательны при выполнении заданий, помогайте друг другу, тогда и урок наш пройдет результативно и познавательно.

2. Повторение пройденного материала.

Ребята, напомните, пожалуйста, что мы изучали на прошлом уроке?

- в связи с этим я предлагаю вам вспомнить такие понятия как:

гаметофит,

спорофит,

зигота,

гамета,

спора. (слайд2)

- выполнение самостоятельной работы: распределите признаки по отделам. (слайд 3)

Признаки

Отделы растений

1. Все тело погружено в воду

1. Водоросли

2. Мхи

2. Имеются листья и стебли

3. Обитают на суше во влажных местах

4. Характерно чередование бесполого и полового размножения

5. Тело состоит из таллома и ризоидов

6. Бывают зеленые, красные, бурые


- вопросы: Почему мхи, растущие в воде, нельзя отнести к водорослям?

О чем свидетельствует образование протонемы при прорастании споры?

3. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы будем знакомиться с еще одним отделом высших споровых растений. Каким? Вы должны определить с помощью моих подсказок. (слайд4)

Подсказка №1

Это многолетние, чаще травянистые растения влажных тропических мест обитания. Имеют листья, стебли, корни. ископаемые предки, очень крупные древовидные растения, под наслоением горных пород превратились в залежи каменного угля Многие современные виды человек использует для внутреннего озеленения.

Подсказка №2





Т/У Отдел Папоротникообразные

- Ребята, а какие задачи мы поставим сегодня на уроке? Что мы хотим узнать о папоротниках?

(дети предлагают, учитель фиксирует на доске: их строение, размножение, развитие, места обитания, значение и т д.)

Самая красивая легенда о папоротниках гласит, что это растение  цветет только в ночь на Ивана Купалу. Между листьями, похожими на крылья орла, поднимается цветочная почка. В полночь она с треском раскрывается, и появляется огненный цветок, озаряющий все вокруг, при этом раздается гром и сотрясается земля. Согласно легенде, человеку, одолевшему страх перед нечистой силой и овладевшему цветком папоротника, подвластны все тайны и чары. Он приобретет множество полезных свойств: станет понимать язык цветов и птиц, деревьев и зверей, может стать невидимкой, а главное, начнет видеть сквозь землю и, конечно, найдет все клады, спрятанные в земле.

Такова легенда. Легенда вдохновила Н. В. Гоголя на создание повести «Вечер накануне Ивана Купала», в которой главный герой Петро увидел цветение папоротника.

-Дети, а кто из вас видел цветок папоротника? А хотите увидеть?

Дело в том, что цветок папоротника находится в черном ящике, и мы откроем её только после того, как решим все задачи сегодняшнего урока.

Чтобы найти цветок папоротника надо знать где растет это растение.

1. Распространение папоротников

Работа на рабочих листах: (слайд 8)

Распространение папоротников

1, Папоротники широко распространены по всему земному шару от тундры до пустыни.

2. Древовидные папоротники- вымершие растения.

3. Представители папоротникообразных самые древние растения на Земле.

4. В тропических лесах встречаются древовидные папоротники.

5. Отмирая, древние папоротники образовали каменный уголь.

+ уверен в своих знаниях

- не уверен, могу ошибиться

? не знаю, но хочу узнать

Проверим или восполним свои знания, работая с учебником, страница 117.

Закрепление: Где растут папоротники в нашей местности?

2. Строение папоротников.

Работа в группах с натуральными объектами (или гербариями)

(использование дополнительного материала на рабочем листе)

1. Рассмотрите внешнее строение папоротника. Найдите надземные и подземные органы. Как они называются?

2. Рассмотрите лист папоротника и опишите его строение.

3. На нижней стороне листа папоротника найдите спорангии со спорами. Каково значение спор в жизни папоротникообразных?

4. В тетради зарисуйте строение изученного растения и обозначьте его органы.(слайд 9)

5. Сравните папоротник со мхом. Найдите черты сходства и различия. Сделайте вывод, в котором

поясните, почему папоротники относят

● к высшим растениям;● к споровым растениям.

Закрепление:

1. Рассмотрите спорофит папоротника. Расставьте обозначения.(Учебные электронные издания по биологии, Биология 6-11 класс Лабораторный практикум. СD1:1 Лаборатория (Классификация и систематика, строение и жизненный цикл папоротникообразных)

2. Выполните задание(слайд 10)


3. Физкультминутка (слайд 11)

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу,

Вниз отпустили, кисти встряхнули- ветер сбивает росу,

В стороны руки, плавно помашем- это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.(2 раза)

4. Размножение папоротников

(Электронное пособие: Образовательный комплекс Биология 6 класс. Пономарева И. Н. и др. Размножение папоротников- озвученная анимация.)

После просмотра. Представим себе, что у компьютера пропал звук, необходимо озвучить анимацию-размножение папоротников.

Закрепление:(слайд 13-14)

Вопрос: Действительно ли в ночь на Ивана Купалу можно увидеть цветок папоротника? Что у нас в «черном ящике»? Почему?

5. Значение папоротников.

Просмотр видеофрагмента «Древние папоротники» Образовательный комплекс Биология 6 класс. Пономарева И. Н. и др.

Демонстрация каменного угля с отпечатками древнего папоротника.

Закрепление: Синквейн «Каменный уголь»(слайд 15)

6. Рефлексия.

Вернемся к задачам, которые мы поставили в начале урока.

Что узнали нового? Что еще хотим узнать?

7. Многообразие и значение папоротникообразных.

Сообщение учащихся с презентацией 5-6 слайдов.

Закрепление: Распределите признаки по отделам.

Многообразие папоротникообразных



папоротники

хвощи

плауны



?

?

?



1. Стебли пропитаны кремнеземом

2. Самая древняя группа высших споровых растений

3. Листья узкие, клиновидные

4. Чешуевидные листья расположены мутовчато

5. Сильно рассеченные листья

6. Баранец обыкновенный

7. Нефролепис

8. Хвощ полевой

9. Охраняемые растения

10. Показатель кислой почвы

7. Рефлексия

Я хорошо усвоил, что…………………

Теперь я смогу сам и научу других………………

Меня удивило, что ……………………………………….

Мне пригодится в дальнейшем …………………..

8. Домашнее задание: Параграф № 22, вопрос №4, страница 121 письменно в тетради.



Просмотр содержимого документа
«рабочий лист»



Рабочий лист ученика 6 класса :

Распространение папоротников:

1. Папоротники широко распространены по всему земному шару от тундры до пустыни.

2. Древовидные папоротники – вымершие растения.

3. Представители папоротникообразных самые древние растения на Земле.

4. В тропических лесах встречаются древовидные папоротники.

5. Отмирая, древние папоротникообразные создали каменный уголь.

+ уверен в своих знаниях

- не уверен, могу ошибиться

? не знаю, но хочу узнать


Строение папоротника

Цель: изучить строение папоротника

  1. Рассмотрите внешнее строение растения. Найдите подземные и наземные органы. Как они называются?

  2. Рассмотрите лист папоротника и опишите его строение.

  3. На нижней стороне листа папоротника найдите спорангии со спорами. Каково значение спор в жизни папоротникообразных?

  4. В тетради зарисуйте строение изученного растения и обозначьте его органы.

  5. Сравните папоротник со мхом. Найдите черты сходства и различия. 

Сделайте вывод, в котором объясните, почему папоротники относят

  • к высшим растениям;

  • к споровым растениям.

Дополнительный материал

Спорофит папоротников представлен крупным многолетним травянистым растением до 1 м высоты. Нижняя часть побега долго сохраняется в почве, образуя корневище. От корневища отходят листья и многочисленные придаточные корни. Листья папоротников называются вайями. Они развиваются в почках под землей 2 года. Только на третий год весной они появляются, а к осени отмирают. Молодые листья улиткообразно закручены. На нижней стороне листа расположены сорусы – группы спорангиев. В стебле у папоротника есть проводящая ткань, которая дает папоротнику больше преимуществ в выживании, чем мхам, поскольку всасываемая корнями вода по сосудам стебля передвигается в листья.

Я хорошо усвоил, что…………………

Теперь я смогу сам и научу других………………

Меня удивило, что ……………………………

Мне пригодится в дальнейшем ……………

Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

«Отдел папоротникообразные» Презентация к уроку по биологии в 6 классе Учебник : И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко «Биология 6 класс» Москва Издательский центр «Вентана-Граф» Подготовила : учитель биологии МБОУ лицей №1 города Мантурово Целикова Нелли Вениаминовна

«Отдел папоротникообразные»

Презентация к уроку по биологии в 6 классе

Учебник : И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко «Биология 6 класс» Москва Издательский центр «Вентана-Граф»

Подготовила : учитель биологии МБОУ лицей №1 города Мантурово

Целикова Нелли Вениаминовна

Дайте определение гаметофит  спорофит зигота гамета спора

Дайте определение

гаметофит

спорофит

зигота

гамета

спора

Распределите признаки по отделам

Распределите признаки по отделам

Подсказка№1 Это многолетние, чаще травянистые растения влажных тенистых мест обитания. Имеют листья, стебли, корни. Их ископаемые предки, очень крупные древовидные растения, под наслоением горных пород превратились в залежи каменного угля. Многие современные виды человек использует для внутреннего озеленения

Подсказка№1

Это многолетние, чаще травянистые растения влажных тенистых мест обитания. Имеют листья, стебли, корни. Их ископаемые предки, очень крупные древовидные растения, под наслоением горных пород превратились в залежи каменного угля. Многие современные виды человек использует для внутреннего озеленения

Подсказка №2

Подсказка №2

т/у Отдел Папоротникообразные хвощи папоротники плауны

т/у Отдел Папоротникообразные

хвощи

папоротники

плауны

Легенда о папоротниках гласит, что это растение  цветет только в ночь на Ивана Купалу . Между листьями, похожими на крылья орла, поднимается цветочная почка. В полночь она с треском раскрывается, и появляется огненный цветок, озаряющий все вокруг, при этом раздается гром и сотрясается земля. Человеку, одолевшему страх перед нечистой силой и овладевшему цветком папоротника , подвластны все тайны и чары. Он приобретет множество полезных свойств: станет понимать язык цветов и птиц, деревьев и зверей, а главное, начнет видеть сквозь землю и, конечно, найдет все клады, спрятанные в земле. Предания о папоротнике:  чем славится папоротник?

Легенда о папоротниках гласит, что это растение  цветет только в ночь на Ивана Купалу . Между листьями, похожими на крылья орла, поднимается цветочная почка. В полночь она с треском раскрывается, и появляется огненный цветок, озаряющий все вокруг, при этом раздается гром и сотрясается земля. Человеку, одолевшему страх перед нечистой силой и овладевшему цветком папоротника , подвластны все тайны и чары. Он приобретет множество полезных свойств: станет понимать язык цветов и птиц, деревьев и зверей, а главное, начнет видеть сквозь землю и, конечно, найдет все клады, спрятанные в земле.

Предания о папоротнике:

чем славится папоротник?

Выберите верные утверждения Распространение папоротников 1, Папоротники широко распространены по всему земному шару от тундры до пустыни. 2. Древовидные папоротники- вымершие растения. 3. Представители папоротникообразных самые древние растения на Земле. 4. В тропических лесах встречаются древовидные папоротники. 5. Отмирая, древние папоротники образовали каменный уголь. + уверен в своих знаниях - не уверен, могу ошибиться ? не знаю, но хочу узнать

Выберите верные утверждения

Распространение папоротников

1, Папоротники широко распространены по всему земному шару от тундры до пустыни.

2. Древовидные папоротники- вымершие растения.

3. Представители папоротникообразных самые древние растения на Земле.

4. В тропических лесах встречаются древовидные папоротники.

5. Отмирая, древние папоротники образовали каменный уголь.

+ уверен в своих знаниях

- не уверен, могу ошибиться

? не знаю, но хочу узнать

Строение папоротников

Строение папоротников

Закрепление 1. Тело папоротника состоит из... 2. Вайями называют:  A.    Сильно рассеченные листья папоротника  Б. Вид папоротника  B.    Корень папоротника  Г. Подземные побеги 3. Папоротник имеет подземные побеги - ..., от них растут., на нижней стороне которых находятся маленькие бугорки - .

Закрепление

1. Тело папоротника состоит из...

2. Вайями называют: A.    Сильно рассеченные листья папоротника

Б. Вид папоротника B.    Корень папоротника

Г. Подземные побеги

3. Папоротник имеет подземные побеги - ..., от них растут., на нижней стороне которых находятся маленькие бугорки - .

Физкультминутка Руки подняли и покачали – это деревья в лесу, Вниз отпустили, кисти встряхнули- ветер сбивает росу, В стороны руки, плавно помашем- это к нам птицы летят. Как они сядут тоже покажем – крылья сложили назад. (2 раза)

Физкультминутка

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу,

Вниз отпустили, кисти встряхнули- ветер сбивает росу,

В стороны руки, плавно помашем- это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем – крылья сложили назад. (2 раза)

Размножение папоротников

Размножение папоротников

Закрепление Размножение  папоротников

Закрепление

Размножение папоротников

  • Что обозначено цифрами?
  • Для чего в размножении папоротников обязательно присутствие воды?
  • Какой цифрой обозначен гаметофит, спорофит?
Закрепление Установите последовательность в цикле развития папоротника А. Попадание спор во внешнюю среду Б. Формирование заростка В. Формирование архегониев и антеридиев Г. Формирование спорофита Д. Образование зиготы Е. Образование сорусов и созревание спор

Закрепление

Установите последовательность в цикле развития папоротника

А. Попадание спор во внешнюю среду

Б. Формирование заростка

В. Формирование архегониев и антеридиев

Г. Формирование спорофита

Д. Образование зиготы

Е. Образование сорусов и созревание спор

Синквейн «Каменный уголь» 1 строка-   одно слово - тема , обычно существительное; 2 строка - два прилагательных , раскрывающих тему синквейна; 3 строка - три глагола , описывающих действия по теме синквейна; 4 строка - фраза, предложение, цитата , выражающее свое  отношение к теме; 5 строка - слово-резюме , дающее новую интерпретацию темы.

Синквейн «Каменный уголь»

1 строка-   одно слово - тема , обычно существительное;

2 строка - два прилагательных , раскрывающих тему синквейна;

3 строка - три глагола , описывающих действия по теме синквейна;

4 строка - фраза, предложение, цитата , выражающее свое  отношение к теме;

5 строка - слово-резюме , дающее новую интерпретацию темы.

Многообразие папоротникообразных папоротники хвощи плауны ? ? ? 1. Стебли пропитаны кремнеземом 2. Самая древняя группа высших споровых растений 3. Листья узкие, клиновидные 4. Чешуевидные листья расположены мутовчато 5. Сильно рассеченные листья 6. Баранец обыкновенный 7. Нефролепис 8. Хвощ полевой 9. Охраняемые растения 10. Показатель кислой почвы Распределите признаки по отделам

Многообразие папоротникообразных

папоротники

хвощи

плауны

?

?

?

1. Стебли пропитаны кремнеземом

2. Самая древняя группа высших споровых растений

3. Листья узкие, клиновидные

4. Чешуевидные листья расположены мутовчато

5. Сильно рассеченные листья

6. Баранец обыкновенный

7. Нефролепис

8. Хвощ полевой

9. Охраняемые растения

10. Показатель кислой почвы

Распределите признаки

по отделам

Я хорошо усвоил, что…………………  Теперь я смогу сам и научу других………………  Меня удивило, что ………………………………………  Мне пригодится в дальнейшем …………………..

Я хорошо усвоил, что…………………

Теперь я смогу сам и научу других………………

Меня удивило, что ………………………………………

Мне пригодится в дальнейшем …………………..

Интернет ресурсы http://myphs.jimdo.com/2014/05/09/ папоротник/ http://dsad25.ru/index.php/2012-10-02-03-07-08/2-uncategorised/33-fizminutk https :// infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-uroka-  biologii-v-klasse-skosh-na-temu-paporotniki-954808.html http:// www.nature-photo.ru/article?id=27 http:// biolicey2vrn.ru/index/paporotniki/0-79 6. Шаблон презентации: источник Фокина Лидия Петровна  учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино»  Искитимского района Новосибирской области

Интернет ресурсы

  • http://myphs.jimdo.com/2014/05/09/ папоротник/
  • http://dsad25.ru/index.php/2012-10-02-03-07-08/2-uncategorised/33-fizminutk
  • https :// infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-uroka- biologii-v-klasse-skosh-na-temu-paporotniki-954808.html
  • http:// www.nature-photo.ru/article?id=27
  • http:// biolicey2vrn.ru/index/paporotniki/0-79

6. Шаблон презентации: источник Фокина Лидия Петровна

учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино»

Искитимского района Новосибирской области

Просмотр содержимого презентации
«презентация учащихся»

Многообразие папоротникообразных Выполнила ученица  6б класса МБОУ лицей№1 Громова Ангелина

Многообразие папоротникообразных

Выполнила ученица

6б класса МБОУ лицей№1

Громова Ангелина

Некоторые виды папоротников используются человеком как лекарственные растения. С корневищ щитника мужского получают глистогонные препараты.  Многие виды папоротников имеют красивые листья, поэтому их выращивают как декоративные растения (адиантум венерин волос, нефролепис)  Среди папоротников есть растения, которые можно использовать в пищу (например, листья и корневища орляка потребляют в вареном, жареном или засоленном виде).  Водяной папоротник азолов благодаря сожительству с цианобактериями, которые способны фиксировать азот из воздуха, размножают на полях, где выращивают рис. Эти растения используются как зеленое удобрение.

Некоторые виды папоротников используются человеком как лекарственные растения. С корневищ щитника мужского получают глистогонные препараты.

Многие виды папоротников имеют красивые листья, поэтому их выращивают как декоративные растения (адиантум венерин волос, нефролепис)

Среди папоротников есть растения, которые можно использовать в пищу (например, листья и корневища орляка потребляют в вареном, жареном или засоленном виде).

Водяной папоротник азолов благодаря сожительству с цианобактериями, которые способны фиксировать азот из воздуха, размножают на полях, где выращивают рис. Эти растения используются как зеленое удобрение.

Хвощи — многолетние травы, растущие на лугах, в лесах, на полях. Летние зелёные растения  хвоща полевого напоминают маленькие ёлочки. Стебель у них полый, имеет членистое строение с перегородками в узлах. От узлов отходят мутовчато расположенные боковые побеги с мелкими чешуйчатыми листьями. Весной появляются бурые побеги, на верхушках которых расположены спороносные колоски.

Хвощи — многолетние травы, растущие на лугах, в лесах, на полях. Летние зелёные растения  хвоща полевого напоминают маленькие ёлочки. Стебель у них полый, имеет членистое строение с перегородками в узлах. От узлов отходят мутовчато расположенные боковые побеги с мелкими чешуйчатыми листьями. Весной появляются бурые побеги, на верхушках которых расположены спороносные колоски.

Значение хвощей  Хвощи широко применяются в народной медицине, в частности, препараты хвоща полевого. Эти лекарственные средства эффективны при гипертонии, подагре, как ранозаживляющие средства.  Хвощевую подкормку используют для дополнения питания коров и коз, чтобы повысить надои молока. Многие дикие животные употребляют в пищу хвощи. Некоторые виды этих растений, такие как хвощ болотный, ядовиты для сельско-хозяйственных животных.  Появление на огороде или поле хвоща свидетельствует о закисания почвы Хвощ полевой

Значение хвощей

Хвощи широко применяются в народной медицине, в частности, препараты хвоща полевого. Эти лекарственные средства эффективны при гипертонии, подагре, как ранозаживляющие средства.

Хвощевую подкормку используют для дополнения питания коров и коз, чтобы повысить надои молока. Многие дикие животные употребляют в пищу хвощи.

Некоторые виды этих растений, такие как хвощ болотный, ядовиты для сельско-хозяйственных животных.

Появление на огороде или поле хвоща свидетельствует о закисания почвы

Хвощ полевой

Плауны- травы сосновых лесов. У них длинный, ветвящийся, ползучий побег, покрытый мелкими листьями. От побега отходят придаточные корни. Летом у плаунов развиваются спороносные колоски со спорами. Плауны — редкие растения, нуждающиеся в охране.

Плауны- травы сосновых лесов. У них длинный, ветвящийся, ползучий побег, покрытый мелкими листьями. От побега отходят придаточные корни. Летом у плаунов развиваются спороносные колоски со спорами. Плауны — редкие растения, нуждающиеся в охране.

Значение плаунов  Споры плауна булавовидного применяют как натуральную детскую присыпку и для обсыпки таблеток, в ветеринарии - для борьбы с насекомыми-паразитами домашних животных.  Побеги плаунов, в частности плауна булавовидного, используют в быту для окрашивания шерсти в различные оттенки коричневого цвета, для украшения помещений, для создания цветочных композиций, гирлянд и т.д..  Некоторые плаунообразные - настоящие водные растения, хорошо известены аквариумистам.  Многие тропические виды плаунонодобных культивируют в оранжереях или в комнатных условиях как декоративные растения.  В пиротехнике споры иногда добавляют в составы бенгальских огней. Плаун булавовидный

Значение плаунов

Споры плауна булавовидного применяют как натуральную детскую присыпку и для обсыпки таблеток, в ветеринарии - для борьбы с насекомыми-паразитами домашних животных.

Побеги плаунов, в частности плауна булавовидного, используют в быту для окрашивания шерсти в различные оттенки коричневого цвета, для украшения помещений, для создания цветочных композиций, гирлянд и т.д..

Некоторые плаунообразные - настоящие водные растения, хорошо известены аквариумистам.

Многие тропические виды плаунонодобных культивируют в оранжереях или в комнатных условиях как декоративные растения.

В пиротехнике споры иногда добавляют в составы бенгальских огней.

Плаун булавовидный

Список литературы

Список литературы

  • http :// biootvet.ru/7class/7class2287
  • http:// studopedia.su/15_127416_znachenie-plaunov.html
  • http:// koffkindom.ru/vidy-i-razmnozhenie-plaunov.htm
  • http ://wikiwhat.ru/ Папоротникообразные
  • http://foxford.ru/wiki/biologiya/vysshie-sporovye-rasteniya-paporotnikoobraznye # !
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока с мультимедийным приложением "Отдел Папоротникообразные"

Автор: Целикова Нелли Вениаминовна

Дата: 23.09.2016

Номер свидетельства: 345467


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства