Урок по программе Пасечника позволяет получить знания о хромосомном механизме определения пола организма; закрепить знания о хромосомной теории наследственности, раскрыть сущность хромосомного механизма определения пола на основе формирования знаний об особенностях половых хромосом, аутосом.Знакомство с кодоминированием позволяет получить знания о наследовании групп крови.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 10 классе " Генетика пола"»
Урок 10 класс генетика пола.
Цели: Сформировать знания о хромосомном механизме определения пола организма; закрепить знания о хромосомной теории наследственности, раскрыть сущность хромосомного механизма определения пола на основе формирования знаний об особенностях половых хромосом, аутосом; раскрыть причины возникновения болезней, сцепленных с полом.
Оборудование: таблица «Генетика пола»
Ход урока
I.. Оргмомент .
II.Проверка знаний.(опрос)
1.Сформулируйте закон Томаса Моргана.
2.Чем отличается III закон Менделя от закона Моргана?
3.Полное и неполное сцепление.
4. В чем причина перекреста хромосом?
5.Каково практическое значение закона Моргана?
III. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя о цитоплазматической (нехромосомной) наследственности с демонстрацией наглядных примеров (исчезновение пластид у потомков эвглены зелёной в том случае, если у материнской особи они каким-либо образом пропали).
2. Постановка и решение проблемы.
По мнению многих ученых-антропологов, все люди современного типа произошли от так называемой «митохондриальной Евы». Доказательством этой точки зрения является факт идентичного состава ДНК митохондрий у всех ныне живущих людей.
Задание. Как, опираясь на знания о строении клетки и наследовании признаков, можно объяснить этот факт? (§ 44, с. 158, абзац 2).
В качестве обобщения по данному вопросу: беседа с опорой на знания учащихся о распределении наследственного материала в клетке и её органоидах, о цитологических основах нехромосомной наследственности.
3. Определение пола у организмов. Соотношение особей разного пола у человека и животных .
Соотношение 1:1 Такое соотношение наблюдается при скрещивании Аа х аа
4.Аутосомы и половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол (рассказ)
5.Зависимость пола организма от половых хромосом , случайный характер соединения половых хромосом в зиготе.(рассказ с вычерчиванием таблицы в тетради)
Всего у человека 46 хромосом, из них 44 аутосомы и 2 половые хромосомы. У человека полоаве хромосомы, у жен.ХХ (гомогаметный пол) у муж. ХУ (гетерогаметный пол)
Схема формирования пола у человека:
6.Кодоминирование – отсутствие доминантно-рецессивных отношений. У гетерозигот каждый из аллельных генов вызывает формирование в фенотипе контролирование имеющегося признака.
АВО- аллели, J- ген. (запись в тетрадь группы крови).
IV. Обобщение
Задание. Ответить на вопросы:
– от чего зависит соотношение особей разного вида, составляющее у животных и человека 1:1
-Чем половые хромосомы отличаются от аутосом?
-На какой стадии развития организма формируется его пол
Итоговая беседа о хромосомном механизме определения пола; о проявлениях генетических болезней, сцепленных с полом, механизмах их наследования.
V. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 44; ответить на вопросы после параграфа 44, § 45;