kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока биологии по теме: "Генетика пола.Сцепленное с полом наследование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 9 классе

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

 

Тип урока. Комбинированный
 Цели урока. показать каким образом происходит наследования сцепленное с полом и научить применять полученные знания на практике
 Задачи урока:
Обучающая
• Познакомить учащихся с хромосомным определением пола, сцепленным с полом наследования;
• Научить записывать схемы генетических скрещиваний, решать генетические задачи на эту тему
• Продолжить формирование навыков работы с дополнительной информацией, подготовки сообщений на заданную тему
• На примере семьи Николая II показать наследование гемофилии, конкретизировать личностную значимость трагедии царской семьи для исторического пути России.
• Закрепление понятийного аппарата
Воспитательная
• Воспитание патриотизма, гуманности
• Положительного отношения к знаниям
• Этических представлений и норм
Развивающая
• Формирование умений выделять существенные признаки, выделять главное
• Развивать умение делать выводы, обобщать
• Развивать умения применять знания на практике
• Развитие умения частично-поиского характера при решении проблемной ситуации
• Формировать умение оценивать свою работу
• Развивать умения работать самостоятельно

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока биологии по теме: "Генетика пола.Сцепленное с полом наследование" »



Урок биологии в 9 классе

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.


Тип урока. Комбинированный
Цели урока. показать каким образом происходит наследования сцепленное с полом и научить применять полученные знания на практике
Задачи урока:
Обучающая
• Познакомить учащихся с хромосомным определением пола, сцепленным с полом наследования;
• Научить записывать схемы генетических скрещиваний, решать генетические задачи на эту тему
• Продолжить формирование навыков работы с дополнительной информацией, подготовки сообщений на заданную тему
• На примере семьи Николая II показать наследование гемофилии, конкретизировать личностную значимость трагедии царской семьи для исторического пути России.
• Закрепление понятийного аппарата
Воспитательная
• Воспитание патриотизма, гуманности
• Положительного отношения к знаниям
• Этических представлений и норм
Развивающая
• Формирование умений выделять существенные признаки, выделять главное
• Развивать умение делать выводы, обобщать
• Развивать умения применять знания на практике
• Развитие умения частично-поиского характера при решении проблемной ситуации
• Формировать умение оценивать свою работу
• Развивать умения работать самостоятельно



Вступительное слово. Здравствуйте,ребята. Мы продолжаем погружаться в удивительный мир генетики.

Обратите внимание на экран.Узнаете? Это вы. Рождение ребенка это самое главное событие в жизни семьи.

Когда-нибудь и вы станете родителями.

А какой вопрос возникает первым, когда родители узнают о том, что у них будет ребенок?

А когда он родился?– на кого похож?

Как вы думаете о чем сегодня пойдет у нас разговор?


и тема сегодняшнего урока »Генетика пола. Сцепленное с полом наследование»


У вас на столах есть рабочие карты, которые вы будете заполнять по ходу урока и они пополнят копилку ваших конспектов по биологии.

И для начала я попрошу вас ответить на следующие вопросы:

-кого рождается больше мальчиков или девочек?

-от чего зависит появление мальчиков и девочек?

-почему некоторыми заболеваниями болеют только мужчины?

Если вы знаете ответ на вопрос поставьте+, если нет -

Что же у вас получилось?

Почему же вы не смогли ответить на мои вопросы?(не хватает знаний)

А вы хотите узнать ответы на эти вопросы?

Исходя из этих вопросов давайте попробуем сформулировать задачи нашего урока, а я вам помогу. Слайд

На слайде:

Вспомнить- основные понятия генетики, которые нам пригодятся на уроке;

Узнать- от чего зависит появление мальчиков и девочек?

-как наследуется пол других организмов?

-почему некоторыми заболеваниями болеют только мужчины?

Научиться- решать задачи на наследование признаков ,сцепленных с полом.

Задачи определены. Приступим к их решению.

Пока мы будем вспоминать основные понятия генетики, Леша выполнит задание у доски.

Что изучает генетика?

Наследственность?

Изменчивость?

Что является структурной единицей наследственности?

Что собой представляет ген?

Основоположник генетики?

Законы Менделя

Какие еще законы мы знаем?

Закон чистоты гамет

Закон Моргана

Кариотип

(одновременно на доске один человек выполняет задание на соотнесение обозначений) другой анализирует.

На слайде анализирующее скрещивание.

Ребята, поясните что вы видите на экране?(Поясняют, делают вывод)




Изучение нового материала

- Итак, мы вспомнили все, что нужно для изучения нового раздела генетики – генетики пола. А что же такое пол? Ксюша прочитай ,пожалуйста.

Какие механизмы определения пола существуют в природе? Об этом нам расскажет Кристина.

А вы слушая сообщение заполните таблицу в рабочей карте.

В природе существует несколько механизмов определения пола (слайд №4) – объяснение учителя(Сообщение)

  • Фенотипический (на пол влияют условия среды) Например, у крокодилов в тепле из яиц выводятся самки, а в холоде самцы. Определение пола у будущих ящериц связано сразу с тремя основными факторами: генетическим набор хромосом, температурой окружающей среды и размером яйца. Из крупных яиц вылупляются самки, хотя генетически это должны быть самцы.

  • Гормональный (пол формируется под воздействием гормонов) Уже давно было замечено, что самки рыб под воздействием определенных условий (среды, гормональных препаратов и т. п.) превращаются в самцов На сегодняшний день рыбоводы научились менять пол рыб, воздействуя небольшими дозами гормонов на икру. Но самое интересное – это социальные факторы изменения пола – то есть взрослые половозрелые рыбы меняют пол под влиянием «общественного мнения» так, чтобы оптимизировать соотношение полов в популяции.

-- Геномный ( пол определяется гаплоидностью или диплоидностью генома, как у пчел: самки диплоидны, а трутни гаплоидны, т.к. выводятся из неоплодотворенных яиц)

  • Хромосомный (пол определяется половыми хромосомами)


Первооткрывателем половых хромосом является Томас Морган. Свое открытие он сделал, изучая кариотип дрозофил (слайд №5)

Он разделил все хромосомы на 2 группы

Пользуясь текстом учебника на странице 115, заполните схему и ответьте на вопросы.


Половые хромосомы и аутосомы дрозофилы.( Работа со слайдом №6)

  • Как называются хромосомы, не определяющие пол?

  • Как называются половые хромосомы, одинаковые у разнополых особей?

  • Как называются половые хромосомы, которые есть только у самцов дрозофилы?



Слайд ХХ и ХУ

Так самки дрозофилы могут производить только один вид гамет –с х половой хромосомой , поэтому их называют гомогаметным полом.

Самцы же производят 2 вида гамет с Х и с У хромосомой-поэтому их называют гетерогаметным полом.

У многих млекопитающих и у человека женский пол также гомогаметный , а мужской гетерогаметный.


Гетерогаметность – ХY или Х0,
гомогаметность - ХХ

Мужская гетерогаметность – большинство видов, в т.ч. человек

Женская гетерогаметность – птицы, пресмыкающиеся, бабочки, некоторые рыбы.


У человека имеется в соматических клетках 23 пары хромосом -22 аутосомы и 1 пара - половые хромосомы

Нам известно, что особи женского пола содержат две Х-хромосомы, а особи мужского пола одну Х и одну У хромосому. Как вы думаете наличие какой хромосомы будет определять пол организма?

Мы можем условно представить, что это скрещивание рецессивной гомозиготы с гетерозиготой. Какое скрещивание это вам напоминает?(анализирующее скрещивание)

Давайте предположим какое расщепление оно нам даст?

Проверим , решив задачу.

Один человек у доски.(катя)

Вывод.

Сравним со статистикой. Вывод.

«Кто виноват?» (слайд №12)


«Какая хромосома важнее?» (слайд №13,14)

Прочитайте в рабочих картах информацию о Х иУ хромосомах

  • Х-хромосома содержит больше генов и они определяют важные функции: свертываемость крови, наличие потовых желез, цветовое зрение и другие.


  • Y-хромосома определяет

развитие мужских половых признаков, не содержит аллельных пар большинству признакам в Х- хромосоме,ее называют генетически пустой


Как же будут наследоваться эти признаки? Вспомним закон Моргана:

А если эти гены находятся в половых хромосомах, то они будут наследоваться сцеплено с полом.

Карта хромосомы.

Сцепленно с полом наследуются некоторые болезни.

Гемофилия (слайд)


Решение задачи на гемофилию – слайд №18, 19. Ученик решает задачу на доске, сверяем ответы.6мин


Мы напряженно работали,давайте восстановим свои силы .Я предлагаю вам короткую цветорелаксацию

Как вы думаете все ли люди могут видеть такое разнообразие красок?

Обратите внимание какой цвет не воспринимает глаз дальтоника?

Где это заболевание имеет важное значение?

Пройдем тест на дальтонизм.

Итак дальтонизм является рецессивным признаком,сцепленным с Х-хромосомой, но в Х хромосоме может находиться и доминантный ген отвечающий за нормальное цветовосприятие,У-хромосома не содержит гена

Слайды №21,23 – дальтонизм

Это интересно о машинисте


Слайд №24 – самостоятельное решение задачи на дальтонизм

Слайд №25 – сверимся с ответом.

Слайд №27 – «Семейная тайна».

Ген синдактилии наследуется сцеплено с Y-хромосомой, этот признак будет у всех сыновей.


Слайд №26 – самостоятельное решение задачи про кошек

Слайд №26 – сверьтесь с ответом

Мы с вами сегодня сделали очень много. Давайте подведем итог.


А теперь вернемся в начало урока и обратимся к вопросам на которые мы не могли дать ответ. Ответьте на них теперь.



Подведение итогов урока

Ребята, насколько важной вам показалась тема урока?

Достигли ли мы целей урока?

Что вызвало у вас интерес?

Что удивило?

Возникали ли трудности?

Домашнее задание у вас приписано в рабочих листах.

Спасибо.







































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Разработка урока биологии по теме: "Генетика пола.Сцепленное с полом наследование"

Автор: Панченко Оксана Апполинарьевна

Дата: 23.12.2014

Номер свидетельства: 147172


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства