kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку биологии "Дифференциация пола" 10 класс с углубленным изучением биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована на уроке биологии в 10 классе с углубленным изучением биологии по теме "Дифференциация пола"  в разделе "Генетика".

Методическая цель урока: формирование  представления о генетике пола.

Задачи:

1.Образовательные: сформировать понятия: аутосомы, гетерохромосомы, гомогаметный, гетерогаметный пол, сформировать представление о детерминации развития пола, признаках, сцепленных с полом, признаках наследуемых через Y-хромосому и Х-хромосому; познакомить учащихся с особенностями наследования половых хромосом, некоторыми паталогическими состояниями человека, наследуемыми сцеплено с полом.

2. Воспитательные: формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровью потомков.

3. Развивающие:продолжить формирование умений и навыков решения генетических задач на сцепленное наследование генов, на наследование, сцепленноес полом. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку биологии "Дифференциация пола" 10 класс с углубленным изучением биологии »

Тема урока :  Дифференциация пола. Цель урока: выяснить этапы дифференциации пола и причины ее нарушения .

Тема урока :

Дифференциация пола.

Цель урока:

выяснить этапы дифференциации пола и причины ее нарушения .

Терминологический диктант II вариант I вариант 1.Участок ДНК, содержащий информацию о первичной структуре белка – 2.Гены, находящиеся в одной хромосоме и совместно наследующиеся называют –   3.Групп сцепления в клетках человека – 4.Совокупность всех хромосом клетки - 6. Женские половые кл. называют –  8.Органы, в которых происходит гаметогенез у животных называют –   5.Половые клетки называются – - 7.Мужские половые клетки называются – 10. Процесс развития яйцеклеток –   14.Хромосомы, различные у муж. и жен. организмов – 16. Биологически активные веществ а желез внутренней секреции 9. Процесс развития половых клеток –  11. Процесс развития сперматозоидов –  13.Процесс слияния половых клеток – 15. хромосомы по которым отличаются муж. и жен. организмы -

Терминологический диктант

II вариант

I вариант

  • 1.Участок ДНК, содержащий информацию о первичной структуре белка –
  • 2.Гены, находящиеся в одной хромосоме и совместно наследующиеся называют –

  • 3.Групп сцепления в клетках человека –
  • 4.Совокупность всех хромосом клетки -
  • 6. Женские половые кл. называют –
  • 8.Органы, в которых происходит
  • гаметогенез у животных называют –

  • 5.Половые клетки называются –
  • -
  • 7.Мужские половые клетки называются –
  • 10. Процесс развития яйцеклеток –

  • 14.Хромосомы, различные у муж. и жен. организмов –
  • 16. Биологически активные веществ а желез внутренней секреции
  • 9. Процесс развития половых клеток –

  • 11. Процесс развития сперматозоидов –

  • 13.Процесс слияния половых клеток –
  • 15. хромосомы по которым отличаются муж. и жен. организмы -

Проверка терминологического диктаната

Проверка терминологического диктаната

  • 1. Участок ДНК, содержащий информацию о первичной структуре белка – ген.
  • 2. Гены, находящиеся в одной хромосоме и совместно наследующиеся называют – группой сцепления
  • 3. Групп сцепления в клетках человека – 23 ( равно гаплоидному набору)
  • 4. Совокупность всех хромосом клетки – кариотип.
  • 5. Половые клетки – гаметы
  • 6. Женские гаметы называют – яйцеклетки, мужские гаметы называют – сперматозоиды.
  • 7. Органы, в которых происходит гаметогенез у животных называют – половые железы, или гонады.
  • 8. Женские гонады- яичники, мужские гонады - семенники
  • 9. Процесс развития половых клеток – гаметогенез
  • 10. Процесс развития яйцеклеток - овогенез
  • 11 Процесс развития сперматозоидов -
  • 11. Процесс слияния половых клеток, с целью восстановления видового набора хромосом – оплодотворение.
  • 12. Хромосомы, одинаковые у мужского и женского организмов – аутосомы, 22 пары.
  • 13. Хромосомы по которым различаются мужской и женский организмы – половые, 1 пара.
  • 14 Биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции.- гормоны
Пол – совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей, которые обеспечивают половое размножение.

  • Пол – совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей, которые обеспечивают половое размножение.

  • В более широком, социально-психологическом смысле, пол – комплекс физиологических, поведенческих и социальных измерений, определяющих индивида мужчину (мальчика) или женщину (девочку).
Этапы формирования пола 1. Генетический - по хромосомному набору (23-я пара содержит ХХ или ХУ хромосомы); 2. На уровне гонад (наличие яичников или семенников); 3. Морфофизиологический - по фенотипу (внешние женские или мужские половые признаки и соответствующие гормоны) 4.Социально-психологический

Этапы формирования пола

1. Генетический - по хромосомному набору (23-я пара содержит ХХ или ХУ хромосомы);

2. На уровне гонад (наличие яичников или семенников);

3. Морфофизиологический - по фенотипу (внешние женские или мужские половые признаки и соответствующие гормоны)

4.Социально-психологический

Хромосомный этап дифференциации пола Кариотип женщины Кариотип мужчины

Хромосомный этап дифференциации пола

Кариотип женщины

Кариотип мужчины

Половые хромосомы

Половые хромосомы

Соотношение полов  Р ХУ ХХ  G Х У Х Х  F 1  2 ХХ : 2ХУ

Соотношение полов

Р ХУ ХХ

G Х У Х Х

F 1 2 ХХ : 2ХУ

Соотношение полов A) У человека , большинства позвоночных, дрозофил, многих насекомых и двудомных растений гомогаметным является женский пол ( XX ), а гетерогаметным - мужской пол ( ХУ ) Б) У птиц гомогаметным является мужской пол ( XX ), а гетерогаметным - женский пол ( XY )  В) У прямокрылых ( кузнечиков ) гомогаметным является женский пол ( XX ), а моногаметным - мужской пол ( ХО ) Г) Гаплоидия широко распространена у пчел и муравьев . У этих организмов нет половых хромосом; самки - это диплоидные особи , а самцы - гаплоидные Д) У морского червя бонеллии, особи, которые в личиночной стадии остаются свободно плавающими, становятся самками, а личинки, прикрепившиеся к телу взрослой самки, превращаются в самцов в результате мускулинизирующего гормона, выделяемого самкой

Соотношение полов

A) У человека , большинства позвоночных, дрозофил, многих

насекомых и двудомных растений гомогаметным является женский пол ( XX ), а гетерогаметным - мужской пол ( ХУ )

Б) У птиц гомогаметным является мужской пол ( XX ), а

гетерогаметным - женский пол ( XY )

В) У прямокрылых ( кузнечиков ) гомогаметным является женский пол ( XX ), а моногаметным - мужской пол ( ХО )

Г) Гаплоидия широко распространена у пчел и муравьев . У этих организмов нет половых хромосом; самки - это диплоидные особи , а самцы - гаплоидные

Д) У морского червя бонеллии, особи, которые в личиночной стадии остаются свободно плавающими, становятся самками, а личинки, прикрепившиеся к телу взрослой самки, превращаются в самцов в результате мускулинизирующего гормона, выделяемого самкой

Нарушения генетики пола

Нарушения генетики пола

Синдром Тёрнера-Шерешевского  моносомия ХО триада симптомов: половой  инфантилизм , кожные крыловидные складки на боковых поверхностях шеи и деформацию локтевых  суставов

Синдром Тёрнера-Шерешевского моносомия ХО

триада симптомов: половой  инфантилизм , кожные крыловидные складки на боковых поверхностях шеи и деформацию локтевых  суставов

Синдром Клайнфельтера  трисомия ХХУ

Синдром Клайнфельтера трисомия ХХУ

  • Присутствие У-хромосомы определяет формирование мужского пола. До периода полового созревания мальчики развиваются почти нормально, лишь с небольшим отставанием в психическом развитии . Генетический дисбаланс в связи с добавочной Х-хромосомой клинически проявляется в период полового созревания в виде недоразвития яичек и вторичных мужских половых признаков.
Генетический контроль за развитием

Генетический контроль за развитием

Синдром Морриса (тестикулярная феминизация) Передаётся здоровой женщиной, носительницей рецессивного гена, половине своих сыновей. Термин «тестикулярная феминизация» был предложен Моррисом в 1953г. Синдром Морриса – наследственная нечувствительность периферических тканей организма к действию гормонов семенников. Такое состояние определяется отсутствием в У- хромосоме гена тканевого рецептора мужского гормона. В результате этой нечувствительности, т.е. андрогены не связаны тканями- мишенями, организм обладает мужским набором хромосом (46, ХУ) и семенниками, но развивается по женскому направлению.

Синдром Морриса (тестикулярная феминизация)

Передаётся здоровой женщиной, носительницей рецессивного гена, половине своих сыновей.

Термин «тестикулярная феминизация» был предложен Моррисом в 1953г. Синдром Морриса – наследственная нечувствительность периферических тканей организма к действию гормонов семенников. Такое состояние определяется отсутствием в У- хромосоме гена тканевого рецептора мужского гормона. В результате этой нечувствительности, т.е. андрогены не связаны тканями- мишенями, организм обладает мужским набором хромосом (46, ХУ) и семенниками, но развивается по женскому направлению.

Синдром Морриса Для женщин с синдромом тестикулярной феминизации характерно: 1) большая физическая сила; 2) высокий рост, длиннорукость, длинноногость; 3) поразительная смелость; 4) склонность к ношению мужской одежды или элементов мужского костюма; 5) предприимчивость; 6) сильная воля и высокий интеллект; 7) аменорея (отсутствие месячных).

Синдром Морриса

Для женщин с синдромом тестикулярной феминизации характерно:

1) большая физическая сила;

2) высокий рост, длиннорукость, длинноногость;

3) поразительная смелость;

4) склонность к ношению мужской одежды или элементов мужского костюма;

5) предприимчивость;

6) сильная воля и высокий интеллект;

7) аменорея (отсутствие месячных).

Елизавета I Тюдор, Христиана Шведская, Аврора Дюдеван – знаменитая писательница Жорж Санд, немецкая поэтесса Аннета Дросте-Гюльсгоф, выдающийся теософ и медиум Елена Блаватская.
  • Елизавета I Тюдор, Христиана Шведская, Аврора Дюдеван – знаменитая писательница Жорж Санд, немецкая поэтесса Аннета Дросте-Гюльсгоф, выдающийся теософ и медиум Елена Блаватская.
Этап социально-психологического формирования пола  Два периода:

Этап социально-психологического формирования пола

Два периода:

  • I. Пренатальный - от возникновения хромосомного пола (при оплодотворении яйцеклетки) до формирования пола гонадного, действуют генетически жестко запрограммированные механизмы, приводящие к последовательной, строго фиксированной во времени и необратимой смене одних этапов дифференцировки пола другими. "жизнь начинается не с рождения, а с зачатия" .
  • II. Постнатальный охватывает события от момента рождения ребенка до формирования необратимой половой аутоидентификации, т. е. осознанного отнесения индивидом себя к мужскому или женскому полу ( формируется к 3 годам )
Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими Гендер (социальный пол) в широком понимании не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с его/её паспортным полом.
  • Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими Гендер (социальный пол) в широком понимании не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с его/её паспортным полом.

Основные факторы полоролевого развития: 1. Влияние родителей и семейных отношений (структура семьи; мать, отец; братья, сестры).  2. Методы социализации в обществе: влияние общественных стереотипов, влияние мнения и установок сверстников.

Основные факторы полоролевого развития:

  • 1. Влияние родителей и семейных отношений (структура семьи; мать, отец; братья, сестры).
  • 2. Методы социализации в обществе: влияние общественных стереотипов, влияние мнения и установок сверстников.

Закрепление 1.  Пол будущего ребенка за висит от –……… 2.  Соотношение полов поддерживается в пропорции –……. 3.  Если генотип особи ХО, то пол человека -……... Данное отклонение получило название синдрома………… 4.  Если генотип особи ХХУ, то фенотипический пол будет ……….Данное отклонение получило название ……. 5.  Из первичной почки у зародыша формируются протоки …………… 6.  В женском организме атрофируются ………. протоки и развиваются ……… 7.  В мужском организме атрофируются ………протоки и развиваются………. 8.  Женскими гормонами являются ………….. 9.  Мужскими гормонами являются …………… 10.  Если у особи с хромосомным полом ХУ не вырабатывается ………..гормон, то фенотип особи развивается по ……….. типу. Это отклонение получило название…….

Закрепление

  • 1. Пол будущего ребенка за висит от –………
  • 2. Соотношение полов поддерживается в пропорции –…….
  • 3. Если генотип особи ХО, то пол человека -……... Данное отклонение получило название синдрома…………
  • 4. Если генотип особи ХХУ, то фенотипический пол будет ……….Данное отклонение получило название …….
  • 5. Из первичной почки у зародыша формируются протоки ……………
  • 6. В женском организме атрофируются ………. протоки и развиваются ………
  • 7. В мужском организме атрофируются ………протоки и развиваются……….
  • 8. Женскими гормонами являются …………..
  • 9. Мужскими гормонами являются ……………
  • 10. Если у особи с хромосомным полом ХУ не вырабатывается ………..гормон, то фенотип особи развивается по ……….. типу. Это отклонение получило название…….


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Косова Ольга Фатиховна

Дата: 16.01.2015

Номер свидетельства: 156144


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства