Презентация к уроку биологии "Дифференциация пола" 10 класс с углубленным изучением биологии
Презентация к уроку биологии "Дифференциация пола" 10 класс с углубленным изучением биологии
Данная презентация может быть использована на уроке биологии в 10 классе с углубленным изучением биологии по теме "Дифференциация пола" в разделе "Генетика".
Методическая цель урока: формирование представления о генетике пола.
Задачи:
1.Образовательные: сформировать понятия: аутосомы, гетерохромосомы, гомогаметный, гетерогаметный пол, сформировать представление о детерминации развития пола, признаках, сцепленных с полом, признаках наследуемых через Y-хромосому и Х-хромосому; познакомить учащихся с особенностями наследования половых хромосом, некоторыми паталогическими состояниями человека, наследуемыми сцеплено с полом.
2. Воспитательные: формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровью потомков.
3. Развивающие:продолжить формирование умений и навыков решения генетических задач на сцепленное наследование генов, на наследование, сцепленноес полом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
11.Процесс слияния половых клеток, с целью восстановления видового набора хромосом – оплодотворение.
12.Хромосомы, одинаковые у мужского и женского организмов – аутосомы, 22 пары.
13.Хромосомы по которым различаются мужской и женский организмы – половые, 1 пара.
14 Биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции.- гормоны
Пол – совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей, которые обеспечивают половое размножение.
В более широком, социально-психологическом смысле, пол – комплекс физиологических, поведенческих и социальных измерений, определяющих индивида мужчину (мальчика) или женщину (девочку).
Этапы формирования пола
1. Генетический -по хромосомному набору (23-я пара содержит ХХ или ХУ хромосомы);
2. На уровне гонад(наличие яичников или семенников);
3. Морфофизиологический- по фенотипу (внешние женские или мужские половые признаки и соответствующие гормоны)
4.Социально-психологический
Хромосомный этап дифференциации пола
Кариотип женщины
Кариотип мужчины
Половые хромосомы
Соотношение полов
Р ХУ ХХ
G Х У Х Х
F12 ХХ : 2ХУ
Соотношение полов
A)У человека, большинства позвоночных, дрозофил, многих
насекомых и двудомных растенийгомогаметнымявляетсяженский пол(XX), агетерогаметным-мужской пол(ХУ)
Б) Уптицгомогаметным являетсямужской пол(XX), а
гетерогаметным-женский пол(XY)
В) У прямокрылых (кузнечиков) гомогаметным являетсяженский пол(XX), амоногаметным-мужской пол(ХО)
Г)Гаплоидияшироко распространенау пчел и муравьев. У этих организмов нет половых хромосом;самки - это диплоидные особи, асамцы - гаплоидные
Д) У морского червя бонеллии, особи, которые в личиночной стадии остаются свободно плавающими, становятся самками, а личинки, прикрепившиеся к телу взрослой самки, превращаются в самцов в результате мускулинизирующего гормона, выделяемого самкой
Присутствие У-хромосомы определяет формирование мужского пола. До периода полового созревания мальчики развиваются почти нормально, лишь с небольшим отставанием в психическом развитии . Генетический дисбаланс в связи с добавочной Х-хромосомой клинически проявляется в период полового созревания в виде недоразвития яичек и вторичных мужских половых признаков.
Генетический контроль за развитием
Синдром Морриса (тестикулярная феминизация)
Передаётся здоровой женщиной, носительницей рецессивного гена, половине своих сыновей.
Термин«тестикулярная феминизация»был предложен Моррисом в 1953г. Синдром Морриса –наследственная нечувствительность периферических тканей организма к действию гормонов семенников.Такое состояние определяется отсутствием в У- хромосоме гена тканевого рецептора мужского гормона. В результате этой нечувствительности, т.е. андрогены не связаны тканями- мишенями,организм обладает мужским набором хромосом (46, ХУ) и семенниками, но развивается по женскому направлению.
Синдром Морриса
Для женщин с синдромом тестикулярной феминизации характерно:
1) большая физическая сила;
2) высокий рост, длиннорукость, длинноногость;
3) поразительная смелость;
4) склонность к ношению мужской одежды или элементов мужского костюма;
5) предприимчивость;
6) сильная воля и высокий интеллект;
7) аменорея (отсутствие месячных).
Елизавета I Тюдор, Христиана Шведская, Аврора Дюдеван – знаменитая писательница Жорж Санд, немецкая поэтесса Аннета Дросте-Гюльсгоф, выдающийся теософ и медиум Елена Блаватская.
Этап социально-психологического формирования пола
Два периода:
I.Пренатальный- от возникновения хромосомного пола (при оплодотворении яйцеклетки) до формирования пола гонадного, действуют генетически жестко запрограммированные механизмы, приводящие к последовательной, строго фиксированной во времени и необратимой смене одних этапов дифференцировки пола другими."жизнь начинается не с рождения, а с зачатия".
II.Постнатальныйохватывает события от момента рождения ребенка до формирования необратимой половой аутоидентификации, т. е. осознанного отнесения индивидом себя к мужскому или женскому полу (формируется к 3 годам)
Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род»)— социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожимиГендер (социальный пол)в широком понимании не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с его/её паспортным полом.
Основные факторы полоролевого развития:
1. Влияние родителей и семейных отношений (структура семьи; мать, отец; братья, сестры).
2. Методы социализации в обществе: влияние общественных стереотипов, влияние мнения и установок сверстников.
Закрепление
1.Пол будущего ребенка за висит от –………
2.Соотношение полов поддерживается в пропорции –…….
3.Если генотип особи ХО, то пол человека -……... Данное отклонение получило название синдрома…………
4.Если генотип особи ХХУ, то фенотипический пол будет ……….Данное отклонение получило название …….
5.Из первичной почки у зародыша формируются протоки ……………
6.В женском организме атрофируются ………. протоки и развиваются ………
7.В мужском организме атрофируются ………протоки и развиваются……….
8.Женскими гормонами являются …………..
9.Мужскими гормонами являются ……………
10.Если у особи с хромосомным полом ХУ не вырабатывается ………..гормон, то фенотип особи развивается по ……….. типу. Это отклонение получило название…….