kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии: "Орган зрения, его строение и функции".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводился в 8 «А» классе, где уровень направленности выше среднего.

Учащиеся умеют выделять главное; работать с текстом учебника, дополнительной литературой, схемами, рисунками, находить определения понятий, выявлять взаимосвязи.

Данный урок изучается вторым в разделе : «Органы чувств (Анализаторы )».

Урок связан с предыдущим , так как опирается на базисные знания понятий органы чувств, схема анализатора, рецепторы, нервная система.

   Цель урока: изучить строение глаза, раскрыть функции. Ознакомить учащихся с заболеваниями глаза и гигиеной зрения.

Содержание урока, формы и методы соответствуют возрастным особенностям учащихся.

Тип урока : Изучение нового материала.

Методы: 1.Объяснительно- иллюстративный; 2.Проблемный; 3.Исследовательский.

Весь урок построен на самостоятельной, творческой работе учащихся, что способствует их продуктивной деятельности учащихся на уроке, учит школьников внимательно относиться к учебному материалу. При такой организации работы: ученик от пассивного восприятия переходит к активной мыслительной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии: "Орган зрения, его строение и функции". »

Учитель биологии Капбасова Гульшат Беркимбаевнасш.№9,высшая категория Тема: Орган зрения, его строение и функции. Цель урока: Изучить строение глаза. Раскрыть функции. Ознакомить учащихся с заболеваниями глаза и гигиеной зрения. Оборудования: Таблица «Строение глаза», «Зрительный анализатор», «Интерактивная доска», «Модель глаза», зеркало, бинт, поролон, фотоаппарат, таблички.

Тип урока: Изучение нового материала. Методы: 1. Объяснительно-иллюстративный. 2. Проблемный. 3. Исследовательский. Ход урока: 1.Объяснение нового материала. Приветствие. По глазам вижу, что вы готовы к уроку, который мы сегодня вместе проведём. Продолжаем серию чувств под девизом: «С помощью чего мы познаём красоту окружающего мира». Существует ряд загадок, посвященной этой теме. Слушаем следующую загадку: « 2 брата живут рядом, а друг друга не видят». Да, действительно, глаза. Глаз – самое совершенное и самое восхитительное из всех органов чувств. Тема урока: (запись в тетради). Цель: Эпиграф. Слайд № 1 «Наш мир озаряют два света. Один дает нам солнце, другим отвечает ему свет глаз. Мы можем видеть только благодаря их единению; мы будем слепы, если не станет одного из них». Заджонг. Ещё Платон говорил, о том, что из всех органов боги прежде всего устроили светоносные глаза. Именно благодаря глазам мы с вами получаем 95% информации об окружающем мире, они же, по подсчетам И.М.Сеченова, дают человеку до 1000 ощущений в минуту. «Посмотри мне в глаза», - просим мы. Ведь ещё В.Гюго сказал, о том, что глаза – зеркало души. Именно в них можно увидеть правду и ложь, самое высокое чувство и самое низкое. Зрение ориентирует овладение человека наукой, искусством, трудовыми навыками. Мы видим всю палитру красок, любуемся природой. Слайд № 2 У Максимилиана Волошина есть очень точные строки: Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить, Все формы, все цветы вобрать в себя глазами, Пройти по всей земле горящими ступнями, Всё воспринять и снова воплотить. Не случайно, что почти у всех народов есть пословицы о значимости зрения. Например, Казахская: Глаза боятся, руки делают. Русская: «Свой глаз, лучше родного брата». Осетинская: «Лучше много видеть, чем много жить» Турецкая: «Вкус пищи узнают солью, вкус мира - глазами» Туркменская: «Од глазных болезней человек не умирает, но и о здоровье его справляться никто не придёт» «Береги как зеницу ока» - так говорят о самом дорогом. А око наше мы бережём часто даже не сознанием, а подсознанием. Вспыхивает молния и мы первым делом закрываем глаза, при нервном потрясении сразу зажмуриваемся, в опасной ситуации прежде всего защищаем их. Изучение строение глаза и его функции. Орган зрения состоит из глазного яблока, со зрительным нервом и вспомогательных аппаратов. Глаз, глазное яблоко имеет почти шаровидную форму примерно 2,5 см в диаметре. Орган зрения расположен в глазнице, которая является крепостью и защищает от различных повреждений. Глаз - самый подвижный из всех органов человеческого организма. Он совершает постоянные движения, повороты в стороны, вверх вниз обеспечивают глазодвигательные мышцы. Всего их 6. Самостоятельная работа учащихся с запоминанием таблицы, используя дополнительную литературу. Звучат строчки стихотворения о частях, строении глаза и функциях. На парте лист…


Части глаза Придатки

Строение

Функции

Вспомогательные

Брови

Волосы, растущие от внутреннего к внешнему углу глаза.

Отводят пот со лба

Веки ресницы

Кожные складки с ресницами По 80 ресниц на обоих веках

Защита глаз от света, пыли, пересыхания

Слёзный аппарат

Слёзная железа, протоки.

Слёзы смачивают, очищают, выводят яды (дезинфицируют)

Системы

Мышцы

Количество их 6 штук

Обеспечивает движение глазного яблока влево, вправо, вверх, вниз.

Оболочки глаза

Белочная

Склера плотная непрозрачная ткань белого цвета

Защитная

Сосудистая

Средняя, обильно снабжена кровеносными сосудами

Питательная

Сетчатка

Внутренняя, состоит из фоторецепторов: Палочки – 130 млн. Колбочки – 7 млн.

Восприятие света. Родопсин – сумеречное зрение. Йодопсин – цветное зрение.

Оптическая

Роговица

Прозрачная передняя часть белочной оболочки.

Пропускает лучи. Защитные рефлексы (слезотечение, моргание, смыкание век)

Радужка

Передняя часть сосудистой оболочки.

Содержит пигмент – меланин, придающий цвет глазу

Система

Зрачок

Круглое отверстие в радужной оболочке, окруженная мышцами.

Путем расширения (8мм) и сужения (2мм) регулирует количество поступающего света.

Хрусталик

Двояковыпуклая эластичная прозрачная линза, окруженная ресничным телом.

1.Преломляет 2.Фокусирует лучи света 3.Обладает аккомодацией.

Стекловидное тело

Прозрачное студенистое вещество, коллоид содержит 99% воды

1.Заполняет глазное яблоко 2.Преломляет лучи

Слёзные железы – своеобразная «Фабрика слёз» - открываются под верхним веком 10-12 протоками, образуют слёзное озеро. Избыток слёзной жидкости оттекает по слёзному каналу в носовую полость. Слёзная жидкость содержит 97,5 % воды, 1,5% органических веществ, 1% солей. В сутки у человека обычно выделяется 1г слез. Подсчитайте, сколько выделяется за 1 год, за10 лет. (дома) В ней содержится также особое вещество лизоцим способный убивать микробы, обладает бактерицидным действием. Вещество в слёзной жидкости было открыто в 1909 году томским ученым Т.Н. Лащенковым. Со слезами из организма выводятся яды – токсины, которые вырабатываются в момент чрезвычайного эмоционального напряжения (стресса). Поэтому считается: сдерживать слёзы – значит, медленно отравлять себя. Во время мигания глаз совершает от 2 до 5 движений веками в 1 минуту, а за 16 часов бодрствование – 4800 раз. Мигание продолжается 0,4 секунды. Сосудистая оболочка спереди переходит в радужную оболочку, регулирующую размер зрачка. Через зрачок в глаз проникает свет. В радужной оболочке имеется пигмент (красящее вещество), придающий цвет глазам. Когда пигмента мало, глаза светлые – голубые. При отсутствии пигмента глаза будут красными (у альбиносов). Клетки чёрного пигмента увеличивают пропускную способность зрачка. Сетчатка глаза. Лучи света фокусируются оптической системой глаза на особом рецепторном (воспринимающим) аппарате – сетчатой оболочки. Сетчатка прозрачна, сосуды индивидуальны у каждого человека. Сетчатка глаза сложная как по всей структуре, так и по функциям образование. Главным слоем сетчатки является тонкий слой светочувствительных клеток - фоторецепторов, Они бывают двух видов: отвечающие за слабый свет палочки, их 130 млн. Чувствительность палочек определяется наличием красного вещества – родопсина. На свету родопсин распадается на составные части и превращается в жёлтое вещество. При превращении родопсина в жёлтое вещество в палочках происходит восприятия света. Образование родопсина связано с наличием в организме витамина А, его недостаток приводит к нарушению синтеза родопсина и, как следствие к куриной слепоте. Больные «куриной слепотой» не могут различать предметы в вечернее время. С помощью колбочек мы различаем различные лучи солнца, цветные предметы. Это связано с наличием йодопсина. В темноте йодопсин распадается, а на свету в течение 3-5 минут восстанавливается. В результате разложения йодопсина под действием света глаз может различать различные цвета. Колбочек насчитывается 7 млн. Наблюдение: наступил вечер: вы идете по улице. В каждом цвете видите? Сумеречное. Подошли к фонарю: а теперь как? Цветное, дополнительно свет. Колбочки – это аппарат дневного, цветного видения. Колбочки расположены главным образом в центральной зоне сетчатки – макуле, в так называемом жёлтом пятне. Жёлтое пятно – это область наилучшего видения на сетчатке. Слепое пятно – участок, где сходятся отростки чувствительных нейронов, образуют зрительный нерв. В 1668 г. Мариотт открыл существование слепого пятна, там нет фоторецепторов. Эксперимент: стр. 68 Вывод: Белый круг исчезает – наличие пробела в поле зрения. Зрительные нервы правой и левой стороны перекрещиваются, образуют хиазму и зрительная информация передаётся в виде импульса по волокнам в головной мозг, его в высшую инстанцию – затылочную долю коры больших полушарий, где и происходят формирование зрительного образа. Составляем схему зрительного анализатора. Слайд № 3 1. Что такое анализатор? 2. Кто впервые применил термин анализатор? Когда? 3. Сколько частей имеет анализатор? Окружающий нас мир мы видим ясно, когда все отделы зрительного анализатора «работают» гармонично и без помех. Правая часть сетчатки каждого глаза передаёт изображение в левое аналитическое полушарие, а левое в правое образное, т.е. наперекрест. Устройство человеческого глаза можно сравнить с устройством фотоаппарата. Основной оптический элемент – роговица, которая преломляет лучи проходящего света и пропускает их дальше через зрачок - округлое тёмное отверстие в центре цветной радужки. Радужка и зрачок по функции похожи на диафрагму фотоаппарата. Хрусталик обладает способностью изменять свою оптическую силу – аккомодировать - точно также как наводится резкость в фотоаппарате. Сетчатка по функции очень похожа на фотоплёнку. Если фотоплёнка плохая, то не удаётся получить чёткого и ясного изображения… Бинокулярное зрение – зрение двумя глазами вперёд. Преломляющие свойства нормального глаза называется рефракцией. Различные нарушения преломления световых лучей в оптической системе глаза, приводящие к расфокусировке изображения на сетчатке, называется аномалией. К ним относятся близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия), возрастная дальнозоркость (пресбиопия) и астигматизм. Сообщения Близорукость (миопия) – заболевание, при котором параллельные лучи преломляясь, фокусируются перед сетчаткой. Обычно это происходит в период интенсивной зрительной нагрузки в школе, институте. Глаз вместо шаровидной формы приобретает форму эллипсоида. У близоруких, как правило нет симптомов зрительного напряжения. Они хорошо видят вблизи и плохо вдаль, так что им необходимы очки с вогнутыми рассеивающими линзами, Опыт. У вас на партах лежит модель хрусталика из поролона. Возьмите её и представьте, что кисти ваших рук - это мышцы, изменяющие кривизну хрусталика. Когда мы переводим взгляд с удаленных предметов на ближние, кривизна хрусталика рефлекторно изменяется примерно вот так … (учитель просит приподнять руки и показать слегка сжатый хрусталик) А теперь представьте себе, что вы будете читать, либо смотреть телевизор, либо работать с компьютером, одним словом долго смотреть на близко расположенные предметы. Что вы скажете про свои руки, если я попрошу вас подержать модель хрусталика несколько минут в сжатом состоянии? Да, руки устанут. Но читаем-то мы не несколько минут! Теперь вы понимаете, как устают глазные мышцы? В результате глаз не справляется с длительным напряжением, хрусталик теряет способность менять свою кривизну, что не позволяет четко видеть удаленные предметы. Для того, что бы остановить развитие близорукости, необходимо тренировать, укреплять глазные мышцы, а для этого необходимо делать гимнастику глаз. Упражнения 1.Смотреть на указательный палец вытянутой руки и медленно приближать его до тех пор, пока появится двоение 6-8 раз. 2. Сидя 3 пальцами каждой руки, легко нажать верхнее веко, через 2 сек. убрать пальцы, повторить 3-7 раз. 3. К глазу приближать «пуговицу» до тех пор, пока человек перестает чётко видеть, повтор. 10-12 раз. Вспомните басню Крылова «Мартышка и очки»; Определите, какой дефект зрения приобрела мартышка к старости и подберите ей очки для правильной коррекции зрения. Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло ещё не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. С изменением возраста изменяется острота зрения. Острота зрения определяет предельную способность глаза различать мелкие предметы. Единицей измерения является диоптрий. Хрусталик теряет эластичность и способность быстро менять кривизну. Стекловидное тело теряет воду и глазное яблоко укорачивается. Дальнозоркость (гиперметропия) - заболевание, при котором параллельные лучи собираются за сетчаткой. Они хорошо видят вдаль, но плохо вблизи, так что им необходимы очки с «плюсовыми стёклами» двояковыпуклыми собирающими линзами. Возрастная дальнозоркость (пресбиопия) – состояние, при котором у людей старше 40 лет ухудшается видения на близком расстоянии. Причина этого - утрата способности к аккомодации из-за отвердения хрусталика. Аккомодация – способность глаза видеть предметы, находящиеся от него на разном расстоянии. Происходит изменения кривизны хрусталика. Астигматизм – аномалия, связанная со строением роговицы, открыт в 1793 году англичаниным Т.Юнгом. Она выражается в том, что световые лучи фокусируются на сетчатке не в виде точек, а в виде размытых линий, и изображение становятся расплывчатым. Для его коррекции применяют цилиндрические линзы. Катаракта – помутнение хрусталика, ведёт к слепоте. Бельмо – помутнение роговицы. Глаукома-болезнь, характеризующаяся повышением внутриглазного давления. Основным симптомом является отвердение, в той или иной степени, глазного яблока, что связано с накоплением водянистой влаги. Отвердеванию обычно подвергается один глаз, но в конечном итоге болезнь переходит и на другой. Различают две формы её течения – острую и хроническую. Это болезнь людей среднего возраста и стариков. Дальтонизм - наследственное заболевание, передаётся по материнской линии сыновьям. Открыл в 1794 году Д. Дальтон английский учёный, который сам страдал таким расстройством цветного зрения и впервые описал его. В возрасте 26 лет обнаружил, что плохо отличает по цвету красные ягоды от зелёной травы. Чаще встречаются люди не способны отличить красный цвет от зелёного. Эти цвета они воспринимают как серые. Конъюктивит – инфекционное заболевание глаза, при котором происходит воспаление слизистой оболочки глаза. Слайд № 4 Очки Первые очки были изготовлены в Италии в 13 веке. В 1386 году Чосер с благодарностью упоминает о них «Очки, … через которые видим своих верных друзей». Позднее их стали воспринимать как знак образованности, элегантности. В 1760году Б. Франкли изобрёл бифокальные очки, верхняя часть которых предназначалась для рассматривания объектов вдали, а нижняя – вблизи. С помощью очков с разными диоптриями можно направить преломление лучей на сетчатку. Офтальмолог – специалист, занимающийся лечением, коррекцией зрения. Среди специалистов можно выделить В.П.Филатова (1875-1956), который вернул зрение тысячам ослепшим, разработал успешные методы лечения слепоты пересадкой роговицы. Его именем названа академия им. Филатова. Офтальмоскоп - специальный прибор, с помощью которого можно заглянуть вглубь глаза. Гигиена зрения 1. Расстояние от глаз до экрана телевизора должно быть не менее трёх метров; 2.Сидеть следует не сбоку, а прямо перед экраном; 3.Экран должен находиться на уровне глаз человека; Физзарядка для глаз Упражнения помогают укреплять окологлазные мышцы, сохранять упругость кожи век, задерживать её старение. Вот некоторые упражнения: 1.Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Это упражнение мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз. 2. Быстрое моргание в течение 9-15 сек. способствует улучшению кровообращение. 3. Вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам. И глаза быстро «сбросят» усталость. 4. Несколько движений бровями вверх-вниз. В большинстве случаев у лиц, обладающих слабым зрением, это сопровождается ощущением тяжести. Начинайте поднимать верхние веки сначала обоих глаз вместе, а затем по отдельности. Продолжайте упражнение, приведя в действие брови. Эти упражнения расширяют и углубляют циркуляцию крови, производят массаж слёзных желез и их выводных каналов, а потому необыкновенно полезны, особенно по утрам, после периода ночного бездействия, предрасполагающего к скоплению густых слизистых веществ (выделения, склеивающие веки, белые образования в уголках глаз). Зрение – наше богатство. Глаз – это очень ценный, но хрупкий орган, который надо беречь. Хорошо видеть – это счастье! Моргните друг другу с улыбкой, ведь каждая улыбка продолжает нашу жизнь на секунды, минуты, часы, годы. Знаменитая Елена Келлер советовала человеку, рожденному с нормальным зрением: «Пользуйтесь глазами! Живите, каждый день так, как будто можете ослепнуть. И вы откроете чудесный мир, который никогда не видели!»












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок биологии: "Орган зрения, его строение и функции".

Автор: Капбасова Гульшат Беркимбаевна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166661

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "План урока биологии в 8 классе "Строение и функции органа слуха""
    ["seo_title"] => string(69) "plan-uroka-biologhii-v-8-klassie-stroieniie-i-funktsii-orghana-slukha"
    ["file_id"] => string(6) "250920"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447162122"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока на тему "Глаз человека как оптическая система" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-na-tiemu-glaz-chielovieka-kak-optichieskaia-sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "173122"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423928182"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Технологическая карта урока по биологии в 6 классе "Цветок-орган полового размножения" "
    ["seo_title"] => string(99) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-biologhii-v-6-klassie-tsvietok-orghan-polovogho-razmnozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "222473"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436343079"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Межпредметные связи биологии "
    ["seo_title"] => string(35) "miezhpriedmietnyie-sviazi-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "192118"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427410235"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "урок по биологии "Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания" "
    ["seo_title"] => string(80) "urok-po-biologhii-znachieniie-dykhaniia-stroieniie-i-funktsii-orghanov-dykhaniia"
    ["file_id"] => string(6) "205335"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429863930"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства