kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии "Головоногие моллюски"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Класс Головоногие моллюски"

Цель:

  • сформировать знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности головоногих моллюсков;
  • развивать знания учащихся о многообразии животного мира
  • воспитывать бережное отношение к природе, ответственное отношение к изучению естественных дисциплин

Тип урока: изучение новой темы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок биологии "Головоногие моллюски" »

Дата___________

Класс____________

тема: «Класс Головоногие моллюски» 

Задачи:

  • сформировать знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности головоногих моллюсков;

  •  развивать знания учащихся о многообразии животного мира;

  •  воспитывать бережное отношение к природе, ответственное отношение к изучению естественных дисциплин. 

Тип урока: изучение новой темы

Оборудование: интерактивная доска, тетрадь для индивидуальных заданий

 

ХОД  УРОКА:

1.Организационный момент  

2.Опрос домашнего задания

Выполнение заданий по карточкам с учетом индивидуального подхода.

1 вариант

№1: в каждом задании выберите один верный ответ:

1) Моллюски обитают:

А – только в море;   

Б – только в пресных водоёмах;

В – в море, пресных водоёмах и на суше;   

Г – только на суше

2) Мантия представляет собой:

А – кожную складку, расположенную под раковиной;  

Б – орган передвижения;

В – защитную раковину;            

Г – отдел тела моллюска.

3) Двустворчатые моллюски – обитатели воды имеют:

А – жабры;                 

Б – легкое;

В – не имеют органов дыхания;   

Г – не дышат, так как створки плотно закрыты.

4) Из перечисленных животных к брюхоногим моллюскам относят:

А – виноградную улитку;       

Б – беззубку;

В – устрицу;                   

Г – осьминога.

5) К органам выделения большого прудовика относят:

А – печень;           

Б – почку;

В – кишечник;      

Г – анальное отверстие.

6) Раковину, образованную двумя створками, имеют:

А – перловицы, беззубки, мидии;       

Б – кальмары, каракатицы, осьминоги;

В – прудовики, катушки, рапаны;       

Г – слизни, виноградные улитки.

7) Наземные улитки питаются преимущественно:

А – растительной пищей;       

Б – различными беспозвоночными животными;

В – моллюсками других видов;   

Г – перегнивающими растительными остатками.


№2: вставьте в предложения пропущенные слова:

1) Моллюски имеют двухстороннюю симметрию тела.

2) Голова может отсутствовать у моллюсков, ведущих сидячий или малоподвижный образ жизни.

3) Кровеносная система моллюсков незамкнутая.

 

2 вариант

№1: в каждом задании выберите один верный ответ:

1) Раковина моллюсков состоит из:

А – извести;       

Б – только из рогоподобного вещества;

В – из извести и рогоподобного вещества; 

Г – из рогоподобного вещества, извести и перламутра.

2) Единую раковину, в виде башенки, завитка или другой формы имеют:

А – «корабельные черви»;      

Б – жемчужницы, морские гребешки, устрицы;

В – осьминоги, кальмары, каракатицы;  

Г – катушки, прудовики, виноградные улитки.

3) Тело у моллюсков:

А – мягкое, не разделенное на членики;  

Б – мягкое, заметно разделенное на членики;

В – имеет плотный покров из слизи;    

Г – имеет плотный хитиновый покров.

4) Тело двустворчатых моллюсков разделено на:

А – голову, туловище и мускулистую ногу;   

Б – голову, щупальца и туловище;

В – туловище и мускулистую ногу;            

Г – голову и туловище.

5) Прудовики, живущие в пресных водоёмах:

А – фильтруют воду, очищая её от одноклеточных водорослей;

Б – способствуют очищению водоёмов от нитчатых водорослей;

В – являются хищниками;

Г – служат промежуточными хозяевами различных ленточных червей.

6) Беззубки и перловицы в водоёмах:

А – очищают воду от различных взвешенных в ней мелких организмов и  остатков;

Б – сокращают численность мелких ракообразных;

В – служат промежуточными хозяевами некоторых паразитических червей;

Г – способствуют распространению нитчатых водорослей.

7) Моллюски произошли от древних:

А – кишечнополостных;       

Б – плоских червей;

В – круглых червей;               

Г – кольчатых червей.

 

3. Изучение новой темы (слайд №1)

        Головоногие – самые необычные, крупные, хищные и самые совершенные из моллюсков. Головоногие достигли высокой степени развития. Это своего рода приматы среди беспозвоночных обитателей моря. Внешне, на первый взгляд, головоногие моллюски ничем не напоминают своих родичей – улиток и ракушек. Посудите сами: ведь речь идет об осьминогах, кальмарах, каракатицах и некоторых других – именно их зоологи называют головоногими моллюсками (слайд №2).Головоногими эти животные были названы потому, что на голове у них расположены щупальца, или «руки», которые называют также и «ногами», потому что моллюски часто ходят на них по дну, как на ходулях.

        Все головоногие моллюски – исключительно морские животные. Обитают они только в океанах и полносоленых морях. Особенно многочисленны они в тропической и субтропической области и в умеренных широтах. Моллюски, как и многие рыбы, свободно плавают в толще воды, другие предпочитают прятаться на дне.

        Размеры головоногих моллюсков очень разнообразны – от 1см до 18м. Тело головоногих моллюсков двусторонне-симметричное, раковина у них недоразвитая и носят они её не снаружи, а под кожей спины. Недоразвитость или даже исчезновение раковины связано с большой скоростью передвижения моллюсков.

        Интересен способ передвижения головоногих моллюсков: перекачивая через себя воду, головоногий моллюск скользит в лазурных водах, точно ракета задним концом тела вперед реактивным способом. Скорость при этом может достигать 50 км/ч.

        Внутреннее строение головоногих моллюсков представлено различными системами органов(слайд №3). Рассмотрим его на примере осьминога.

        Пищеварительная система состоит из ротового отверстия, в нем имеются  роговые челюсти, изогнутые как клюв попугая. В глотке расположен язык, а на нем – терка, при помощи которой животное измельчает пищу. В глотку же впадают протоки ядовитых слюнных желез. От глотки к желудку тянется тонкий пищевод. По пути он насквозь пронзает мозг. Есть печень и поджелудочная железа. Пищеварительные соки, которые они выделяют, за четыре часа переваривают пищу. Длинная кишка, следующая за желудком оканчивается анальным отверстием.

        Основная пища головоногих моллюсков – рыбы, крабы и ракушки. Но многие виды едят и падаль. Едят они и друг друга. И не всегда голод служит причиной каннибализма. Поэтому еще Аристотель, раздумывая над такими дурными обычаями решил, что моллюски едят друг друга, чтобы поддерживать в себе жизненную силу: осьминог, не отведавший осьминожьего мяса, будто бы хиреет и умирает.

        Дыхательная система моллюсков представлена одной парой жабр, расположенных в мантийной полости, они же обеспечивают газообмен в организме животного.

        Кровеносная система у головоногих моллюсков почти замкнутая, состоит из артерий, капилляров, вен и сердца. Сердце состоит из двух предсердий и желудочка и бьётся 30 – 36 раз в минуту. Кровь у моллюсков необычная – голубая. Вместо гемоглобина (как у млекопитающих животных) кровь головоногих моллюсков содержит гемоцианин. Медь, входящая в состав гемоцианина, и придает их крови синеватый цвет.

        Почка – это орган выделения головоногих моллюсков, расположена она в непосредственной близости с половой железой.

        Нервная система головоногих моллюсков сложнее, чем у всех других беспозвоночных животных и достаточно высокоспециализированна. Клетки мозга со всех сторон плотно облегают пищевод. Поэтому моллюски, несмотря на очень хищные аппетиты, не могут проглотить добычу крупнее лесного муравья. Вот тут им на помощь и приходит терка, которой они приготавливают «пюре» из крабов и рыб.

        У головоногих хорошо развиты органы чувств (слайд №4). Глаз осьминога мало отличается от глаза млекопитающего или даже человека. Ни у кого из обитателей моря нет таких зорких глаз, как у осьминога и его родичей. Только глаза совы, кошки да человека могут составить им конкуренцию. На одном квадратном миллиметре сетчатки глаза осьминога насчитывается около 64 тыс. воспринимающих свет зрительных элементов. И размер глаз у головоногих моллюсков рекордный. Глаз каракатицы лишь в 10 раз меньше её самой, для сравнения – у тридцатиметрового голубого кита глаз не превышает в длину 10 – 12см.

        Чувство вкуса у осьминога настолько развито, что он, видимо, и врагов распознает на вкус. Вся внутренняя поверхность щупалец и каждая присоска участвуют в дегустировании пищи.

       Если разрезать хрящевой череп осьминога, внутри можно найти два пузырька с заключенными в них кристалликами извести. Это статоцисты – органы слуха и равновесия.

        По поводу размножения нужно сказать, что головоногие моллюски – раздельнополые животные. Присутствует тут и такое явление как половой деморфизм, т.е. различия в строении тела и размерах самца и самки. Оплодотворение происходит в мантийной полости самки. Яйца у головоногих моллюсков крупные богатые желтком (слайд №5). Насиживающие самки ничего не едят около двух месяцев, иногда и больше, пока не выведут детенышей, которых они также охраняют, чистят и обеспечивают им приток свежей воды. Обычно головоногие моллюски размножаются раз в жизни, после чего погибают.

         У головоногих моллюсков существует множество защитных приспособлений: их щупальца усажены сотнями присосок, а многих кальмаров – также и когтями как у кошек, зубов нет, но есть клюв. Четырех, - шестикилограммовые кальмары легко перекусывают проволочную леску спиннинга. Есть в арсенале защитных приспособлений древнейшее средство страхования жизни – автотомия, т.е. самокалечение. При случае прочные щупальца сокращаются с такой силой, что сами себя разрывают. Щупальце отваливается, словно отрезанное ножом и хищник получает его в виде выкупа за жизнь.

        Головоногие моллюски в процессе эволюции приобрели еще более удивительное чудо-оружие – чернильную бомбу. В минуту опасности моллюски выбрасывают струю чернильной жидкости. Чернила расплываются в воде густым облаком, и под прикрытием «дымовой завесы» моллюск благополучно удирает. Чернила вырабатывает особый орган – грушевидный вырост прямой кишки – чернильный мешок. Не все содержимое чернильного мешка выбрызгивается за один раз. Обыкновенный осьминог может ставить «дымовую завесу» шесть раз подряд, а через полчаса уже полностью восстанавливает весь израсходованный запас чернил. Наблюдения показали, что выброшенные чернила растворяются не сразу, не раньше, чем на что-нибудь наткнутся.

        У всех головоногих моллюсков под кожей расположены эластичные, как резина, клетки. Они набиты краской, словно акварельные тюбики. Научное название этих клеток – хроматофоры. Хроматофоры содержат черные, коричневые, красно-бурые, оранжевые и желтые пигменты. Раздраженный осьминог из пепельно-серого через секунду может стать черным и снова превратиться в серого. Если бы кому-нибудь пришло в голову устроить состязание хамелеонов, первый приз наверняка получила бы каракатица.

        Головоногие моллюски – довольно разнообразные животные. Перед вами лишь некоторые представители этих животных (слайды №№6 – 14).

        Немаловажно хозяйственное значение головоногих моллюсков. Их издавна употребляют в пищу. Однако из шестисот видов головоногих моллюсков объектами интенсивного промысла служат всего лишь один – два десятка. По основным показателям питательности – калорийности и белковому составу – кальмары, особенно консервированные, превосходят всех других употребляемых в пищу моллюсков и даже некоторых рыб. Они незначительно уступают говяжьему мясу и телятине.

        Мелких кальмаров в Японии не выбрасывают, а используют для удобрения, корма скота и птицы.

        Драгоценная амбра – воскоподобное вещество, которое используют в парфюмерии как закрепитель аромата духов, образуется  из уплотненных и прошедших определенную стадию разложения клювов кальмаров.

 

4. Закрепление изученного.

  • Формулировка вывода к уроку: "Головоногие моллюски представляют собой немногочисленную группу высокоорганизованных животных, отличающихся наиболее совершенным среди других моллюсков строением и сложным поведением"   (слайд №15).

  • работа в рабочих тетрадях – тема: «Моллюски».

 

5. Подведение итогов урока. 

  • Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? 

  • Оценивание знаний учащихся (с комментарием).

 

6. Домашнее задание: § 47

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
урок биологии "Головоногие моллюски"

Автор: Вальтер Анна Викторовна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 140804

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Урок биологии "Класс головоногие моллюски""
    ["seo_title"] => string(41) "urokbiologhiiklassgholovonoghiiemolliuski"
    ["file_id"] => string(6) "265439"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449938572"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Урок биологии в 7 классе по теме: «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛЛЮСКОВ»"
    ["seo_title"] => string(74) "urok-biologhii-v-7-klassie-po-tiemie-obshchaia-kharaktieristika-molliuskov"
    ["file_id"] => string(6) "277731"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452960120"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Урок по теме "Головоногие моллюски" "
    ["seo_title"] => string(38) "urok-po-tiemie-golovonoghiie-molliuski"
    ["file_id"] => string(6) "155532"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421297727"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "презентация к уроку биологии "Этапы развития хизни на Земле",9 класс "
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiia-k-uroku-biologhii-etapy-razvitiia-khizni-na-ziemlie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "225897"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1439971958"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Разработка урока по теме Класс Головоногие моллюски 7 класс зоология"
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka_uroka_po_tiemie_klass_golovonoghiie_molliuski_7_klass_zoologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "365002"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480681488"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства