kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии "Большой мир маленьких клеток"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока являюется изучение строения клеток ратений и животных и выявление общих черт, доказательства, что клетка является самостоятельной живой системой. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Форма урока: игра с элементами информационных и развивающих технологий. Урок проводится с использованием световых микроскопов, готовых микропрепаратов и  лабораторного оборудования для приготовления микропрепаратов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Большой мир маленьких клеток»

ТЕМА:

Большой мир маленьких клеток

КЛАСС:

6

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Изучить особенности строения клеток (общий план) и доказать, что клетка – самостоятельная живая система.

ЗАДАЧИ:

- сформировать представление о растительном и животном

организмах, как о целостных системах, состоящих из клеток;

- продолжить формирование умений сравнивать, обобщать,

систематизировать знания;

- продолжить работу над биологической терминологией;

- воспитывать познавательный интерес к предмету через дополнительные источники знаний;

- формировать умение доказывать соответствие строения клетки и её органоидов выполняемым функциям, а также, что клетка может считаться единой системой.

- развивать навыки работы с микроскопом.

ТИП ЗАНЯТИЯ:

обобщение и систематизация знаний

ФОРМА:

игра, с элементами информационных и развивающих

технологий

АКТУАЛИЗАЦИЯ:

применять знания обучающихся о строение растительных организмов и животных на практике

МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Средства:

Приемы:

Методы:

Способы обучения:



вербально- информационные; наглядные; технические

показ, сравнение, наблюдение, вывод

объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, фронтальный, групповой

ОБОРУДОВАНИЕ:


готовые микропрепараты, натуральные объекты,

микроскопы (световые и цифровой), лабораторное оборудование для приготовления микропрепаратов.

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ:

ИНТЕРНЕТ, ОЭР http://school-collection.edu.ru/

электронный кроссворд , тест-викторина, презентация учителя.


СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

  1. Актуализация знаний – Биологическая разминка.

  2. Роль оптических приборов (лупа и микроскопы) в изучении мелких организмов.

  3. Общий план строения клеток. Ядерные и безъядерные организмы.

  4. Клеточное строение организмов. Главные части ядерной клетки. Роль мембраны. Функции органоидов.

  5. Межклеточное вещество и его роль в жизни клеток.

  6. Ткани растительные и животные.

  7. Половые клетки, особенности строения и их значение.

  8. Клетка как самостоятельный организм. Инфузория-туфелька.

  9. Подведение итогов занятия: «Клетка – элементарная единица строения и функционирования организмов».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент

II. Биологическая разминка (отгадывание кроссворда «КЛЕТКА» )

III. Проверка знаний, умений, навыков учащихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проблемный вопрос:

СЛАЙД.

Учитель: Как вы думаете является ли клетка элементарной частицей живого?

СЛАЙД.

Учитель: (на фоне музыки)

Мир живых существ нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, не надо совершать далёкие путешествия в тропические леса Африки или Южной Америки, достаточно выглянуть в окно, а ещё лучше пойти в парк, лес, на луг. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ.

Конечно, прежде всего, это различные растения, насекомые, птицы, млекопитающие. Их много, они хорошо заметны. Но даже и в капле воды из лужи, в каждом комочке почвы обитают живые существа. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.

СЛАЙД.

Вопросы : Почему такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе их можно назвать живыми организмами?

СЛАЙД.

Чем живые организмы отличаются от объектов неживой природы?

Учитель: Итак, живые организмы имеют сходное клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.


Высказывания детей.
























Слушают и отвечают на вопросы.

- Это такие признаки, как обмен веществ, питание, раздражимость, и др.





- Имеют клеточное строение.







Учитель: Знакомство с растительными организмами предполагает знакомство не только с их наружным, но и внутренним строением.

А с помощью каких приборов можно изучить внутреннее строение организма, его органов?

- Это можно сделать с помощью лупы, микроскопа.

СЛАЙД.

В 1665 году английский ученый Роберт Гук впервые установил ячеистое строение растительной ткани с помощью увеличительных приборов и дал этим ячейкам название «клетка», которое сохранилось до наших дней, хотя и приобрело иное содержание.

Создание электронного микроскопа дало возможность увеличения в миллион раз: в клетке были обнаружены органоиды, о которых ранее ученые и не догадывались. Поскольку наука продолжает развиваться, а с ней развивается и техника, познание мира

бесконечно.


СЛАЙД.

Учитель: Мы сегодня будем работать со световыми микроскопами. Давайте вспомним его устройство.

СЛАЙД.

- Кто знает правила работы с микроскопом?

-

Кто знает, как готовить микропрепараты?

Рассказывают об устройстве светового микроскопа, показывают его основные части.



Рассказывают о правилах работы со световым микроскопом.

- На предметное стекло в каплю воды помещаем тонкий срез ткани и накрываем покровным стеклом.


СЛАЙД.

Учитель: Рассмотрим общий план строения клеток, в том числе и растительных. Большинство клеток с ядром – ядерные - клетки грибов, растений и животных, но бывают и без ядра – безъядерные – клетки бактерий и сине-зеленых водорослей.



СЛАЙД.


Любая клетка, клетка растения в том числе, покрыта плазматической мембраной, выполняющей разнообразные функции.


Как вы думаете какая основная функция мембраны?


Помогает ли клеточная мембрана контактированию клеток между собой и каким образом ей помогает в этом её строение?

Может ли через мембрану осуществляться обмен веществ и каким образом?








- Защитная.



- Да. Мембрана имеет разнообразные выросты, складки на поверхности, и благодаря им соседние клетки прочно соединяются.

Да. Мембрана пронизана специальными отверстиями, через которые и осуществляется обмен веществ.

СЛАЙД.


У растений плазматическая мембрана на внешней стороне имеет плотную оболочку, состоящую из целлюлозы. Как вы думаете, зачем нужна эта плотная оболочка?


- Её называют клеточная стенка. Она нужна для выполнения функции внешнего каркаса клетки, придания ей определённой формы и размера, а также для препятствования набуханию клетки.

СЛАЙД.

Задание. Приготовьте микропрепарат чешуи лука и рассмотрите в микроскоп клетки. Найдите оболочку, цитоплазму и органоиды клетки.

Внутренняя среда клетки, находящаяся под защитой оболочки и плазматической мембраны, представлена цитоплазмой и находящимися в ней органоидами клетки.

- Какие же органоиды находятся в клетке?

- Как называются органоиды, похожие на пузырьки, заполненные клеточным соком?

Вакуоли есть только у растений. В молодой клетке вакуолей мало и они мелкие. В старой клетке, как правило, находится одна большая вакуоль и занимает весь объем клетки.

- Какие органоиды видны в световой микроскоп?

- Изучение каких органоидов возможно только с помощью электронного микроскопа?

Готовят микропрепарат чешуи лука.







-Хорошо видно ядро, цитоплазма и вакуоль клетки. Они хорошо видны в световой микроскоп.

- Практически всю часть клетки занимает огромная вакуоль с клеточным соком.








- В клетке также есть эндоплазматическая сеть, рибосомы, аппарат Гольджи, митохондрии. Эти органоиды очень малы, их изучение возможно только с помощью электронного микроскопа.

СЛАЙД.

Задание. Приготовьте микропрепарат и рассмотрите в микроскоп клетки листа зеленого мха мниума. Найдите оболочку, цитоплазму.

- Объясните, почему клетка зеленая?

-Почему в ней не заметно ядро?

Готовят микропрепарат листа мха мниума.


- Клетка зеленая, потому что в ней хлоропласты.

- А так как хлоропластов много, то ядро не заметно.

СЛАЙД.

Учитель: Живые клетки в растительном или животном организме не существуют изолированно друг от друга. Клетки соединяются межклеточным веществом в ткани.

Демонстрация микропрепарата №26. Верхушка корня лука. Здесь мы видим образовательную ткань растений – клетки мелкие с крупным ядром.

Демонстрация микропрепарата №7. Лист камелии. Здесь мы видим поперечный разрез листа камилии Хорошо заметна основная ткань этого листа , а также проводящие ткани сосудистого пучка.

Демонстрация микропрепарата №8.

Эпидермис листа герани. Здесь мы видим покровную ткань растения, клетки плотно прилегают друг к другу. Видны устьица, через которые в лист поступают газы, необходимые для дыхания и фотосинтеза.

Клетки животных соединяясь межклеточным веществом тоже образуют ткани, только животные:

Демонстрация микропрепарата №37. Кровь человека. Это соединительная ткань – много межклеточного вещества. Хорошо видны эритроциты. Диаметр клеток 7 мкм (мкм – это одна миллионная доля метра 10 -6 М или 10-3 мм).

Демонстрация микропрепарата №32. Спинной мозг. Здесь мы видим нервную ткань, состоящую их нервных клеток – нейронов. Длина таких клеток может быть от 150 мкм до 1,2 метра.

Демонстрация микропрепарата №27. Поперечно-полосатая мышечная ткань человека. Это многоядерные длинные клетки, обеспечивающие сокращение нашего сердца и мышц. Мышечные клетки очень большие от 50 мкм до 14 см.

Демонстрация микропрепаратов. Шерсть кошки. Перо птицы. Чешуя рыбы.

Это эпителиальные ткани. Здесь видим плотно прилегающие клетки и малое количество межклеточного вещества.


СЛАЙД.

ЗАДАНИЕ. Найдите в наборе микропрепарат крыла бабочки и рассмотрите на малом и большом увеличении.

Итак, подведем небольшой итог.

- Как называются клетки, имеющие сходное строение, происхождение и выполняющие одинаковые функции?

- Из чего состоят ткани растений и животных?


























































- Ткань.




- Из клеток и межклеточного вещества.

Мы рассмотрели у многоклеточного организма клетки обычные с двойным набором хромосом, а есть клетки с одинарным набором хромосом, которые участвуют в размножении. Как называются эти клетки?





- Половые клетки или гаметы.

СЛАЙД.

Мужские половые клетки называются сперматозоиды. Это подвижные клетки и имеют головку, шейку и хвостик, с помощью которого передвигаются.


СЛАЙД.


Демонстрация микропрепарата №28. Сперматозоид. Размеры сперматозоида микроскопические: длина этой клетки у человека составляет 50—70 мкм (самые крупные они у тритона — до 500 мкм).

- А как вы думаете нужен микроскоп, чтобы рассмотреть женскую яйцеклетку?

СЛАЙД.

Яйцеклетка — крупная неподвижная клетка, обладающая запасом питательных веществ. Размеры женской яйцеклетки составляют 150—170 мкм, а диаметр яйца африканского страуса может достигать 15—18 см.















- Нет. Яйцо курицы – это женская половая клетка – гамета с одинарным набором хромосом.

Проблемный вопрос:

Как вы думаете? Является ли клетка элементарной частицей живого?

Как вы думаете может ли клетка быть самостоятельным организмом?

СЛАЙД.

Демонстрация микропрепарата №14. Инфузория-туфелька.

Это самостоятельный организм. Какие органоиды хорошо видны в клетке?

- Клетка – структурно-функциональная система всего живого.


- Да, так как есть одноклеточные организмы.


- У инфузории-туфельки есть два ядра, цитоплазма, оболочка, реснички, сократительные вакуоли. Она самостоятельно передвигается.

IV. Закрепление.

-А теперь мы узнаем, как хорошо вы изучили строение клеток и насколько мир маленьких клеток стал для вас большим. Вам предлагается выполнить тест викторину. Внимательно читайте вопросы и отвечайте, используя пульт управления на столе.

Работа в группах. Тест-викторина.

V. Подведение итогов викторины и занятия (объявление группы победителей и награждение).

- Что понравилось на сегодняшнем занятии?

- Что узнал нового?

- Чтобы ещё хотел узнать?






Высказывания детей.





8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок биологии "Большой мир маленьких клеток"

Автор: Смирнова Татьяна Геннадьевна

Дата: 08.08.2015

Номер свидетельства: 224642

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Интегрированный урок (Биология + Самопознание) 8 класс."
    ["seo_title"] => string(51) "integrirovannyi_urok_biologiia_samopoznanie_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "483255"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541161161"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Развивающее обучение на уроках биологии в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(62) "razvivaiushchieie-obuchieniie-na-urokakh-biologhii-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "193788"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427697321"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока окружающего мира на тему "Разнообразие растений" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-raznoobraziie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "175751"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424317643"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока по биологии на тему: "Шляпочные грибы" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-biologhii-na-tiemu-shliapochnyie-ghriby"
    ["file_id"] => string(6) "193700"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427686930"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "внеклассное мероприятие "ЯБЛОЧНЫЙ СПАС" "
    ["seo_title"] => string(44) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-iablochnyi-spas"
    ["file_id"] => string(6) "233672"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443189551"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства