ТЕМА: | Большой мир маленьких клеток |
КЛАСС: | 6 |
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: | Изучить особенности строения клеток (общий план) и доказать, что клетка – самостоятельная живая система. |
ЗАДАЧИ: | - сформировать представление о растительном и животном организмах, как о целостных системах, состоящих из клеток; - продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания; - продолжить работу над биологической терминологией; - воспитывать познавательный интерес к предмету через дополнительные источники знаний; - формировать умение доказывать соответствие строения клетки и её органоидов выполняемым функциям, а также, что клетка может считаться единой системой. - развивать навыки работы с микроскопом. |
ТИП ЗАНЯТИЯ: | обобщение и систематизация знаний |
ФОРМА: | игра, с элементами информационных и развивающих технологий |
АКТУАЛИЗАЦИЯ: | применять знания обучающихся о строение растительных организмов и животных на практике |
МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Средства: Приемы: Методы: Способы обучения: | вербально- информационные; наглядные; технические показ, сравнение, наблюдение, вывод объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, фронтальный, групповой |
ОБОРУДОВАНИЕ: | готовые микропрепараты, натуральные объекты, микроскопы (световые и цифровой), лабораторное оборудование для приготовления микропрепаратов. |
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ: | ИНТЕРНЕТ, ОЭР http://school-collection.edu.ru/ электронный кроссворд , тест-викторина, презентация учителя. |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Проблемный вопрос: СЛАЙД. Учитель: Как вы думаете является ли клетка элементарной частицей живого? СЛАЙД. Учитель: (на фоне музыки) Мир живых существ нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, не надо совершать далёкие путешествия в тропические леса Африки или Южной Америки, достаточно выглянуть в окно, а ещё лучше пойти в парк, лес, на луг. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Конечно, прежде всего, это различные растения, насекомые, птицы, млекопитающие. Их много, они хорошо заметны. Но даже и в капле воды из лужи, в каждом комочке почвы обитают живые существа. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам. СЛАЙД. Вопросы : Почему такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе их можно назвать живыми организмами? СЛАЙД. Чем живые организмы отличаются от объектов неживой природы? Учитель: Итак, живые организмы имеют сходное клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии. | Высказывания детей. Слушают и отвечают на вопросы. - Это такие признаки, как обмен веществ, питание, раздражимость, и др. - Имеют клеточное строение. |
Учитель: Знакомство с растительными организмами предполагает знакомство не только с их наружным, но и внутренним строением. А с помощью каких приборов можно изучить внутреннее строение организма, его органов? | - Это можно сделать с помощью лупы, микроскопа. |
СЛАЙД. В 1665 году английский ученый Роберт Гук впервые установил ячеистое строение растительной ткани с помощью увеличительных приборов и дал этим ячейкам название «клетка», которое сохранилось до наших дней, хотя и приобрело иное содержание. Создание электронного микроскопа дало возможность увеличения в миллион раз: в клетке были обнаружены органоиды, о которых ранее ученые и не догадывались. Поскольку наука продолжает развиваться, а с ней развивается и техника, познание мира бесконечно. | |
СЛАЙД. Учитель: Мы сегодня будем работать со световыми микроскопами. Давайте вспомним его устройство. СЛАЙД. - Кто знает правила работы с микроскопом? - Кто знает, как готовить микропрепараты? | Рассказывают об устройстве светового микроскопа, показывают его основные части. Рассказывают о правилах работы со световым микроскопом. - На предметное стекло в каплю воды помещаем тонкий срез ткани и накрываем покровным стеклом. |
СЛАЙД. Учитель: Рассмотрим общий план строения клеток, в том числе и растительных. Большинство клеток с ядром – ядерные - клетки грибов, растений и животных, но бывают и без ядра – безъядерные – клетки бактерий и сине-зеленых водорослей. | |
СЛАЙД. Любая клетка, клетка растения в том числе, покрыта плазматической мембраной, выполняющей разнообразные функции. Как вы думаете какая основная функция мембраны? Помогает ли клеточная мембрана контактированию клеток между собой и каким образом ей помогает в этом её строение? Может ли через мембрану осуществляться обмен веществ и каким образом? | - Защитная. - Да. Мембрана имеет разнообразные выросты, складки на поверхности, и благодаря им соседние клетки прочно соединяются. Да. Мембрана пронизана специальными отверстиями, через которые и осуществляется обмен веществ. |
СЛАЙД. У растений плазматическая мембрана на внешней стороне имеет плотную оболочку, состоящую из целлюлозы. Как вы думаете, зачем нужна эта плотная оболочка? | - Её называют клеточная стенка. Она нужна для выполнения функции внешнего каркаса клетки, придания ей определённой формы и размера, а также для препятствования набуханию клетки. |
СЛАЙД. Задание. Приготовьте микропрепарат чешуи лука и рассмотрите в микроскоп клетки. Найдите оболочку, цитоплазму и органоиды клетки. Внутренняя среда клетки, находящаяся под защитой оболочки и плазматической мембраны, представлена цитоплазмой и находящимися в ней органоидами клетки. - Какие же органоиды находятся в клетке? - Как называются органоиды, похожие на пузырьки, заполненные клеточным соком? Вакуоли есть только у растений. В молодой клетке вакуолей мало и они мелкие. В старой клетке, как правило, находится одна большая вакуоль и занимает весь объем клетки. - Какие органоиды видны в световой микроскоп? - Изучение каких органоидов возможно только с помощью электронного микроскопа? | Готовят микропрепарат чешуи лука. -Хорошо видно ядро, цитоплазма и вакуоль клетки. Они хорошо видны в световой микроскоп. - Практически всю часть клетки занимает огромная вакуоль с клеточным соком. - В клетке также есть эндоплазматическая сеть, рибосомы, аппарат Гольджи, митохондрии. Эти органоиды очень малы, их изучение возможно только с помощью электронного микроскопа. |
СЛАЙД. Задание. Приготовьте микропрепарат и рассмотрите в микроскоп клетки листа зеленого мха мниума. Найдите оболочку, цитоплазму. - Объясните, почему клетка зеленая? -Почему в ней не заметно ядро? | Готовят микропрепарат листа мха мниума. - Клетка зеленая, потому что в ней хлоропласты. - А так как хлоропластов много, то ядро не заметно. |
СЛАЙД. Учитель: Живые клетки в растительном или животном организме не существуют изолированно друг от друга. Клетки соединяются межклеточным веществом в ткани. Демонстрация микропрепарата №26. Верхушка корня лука. Здесь мы видим образовательную ткань растений – клетки мелкие с крупным ядром. Демонстрация микропрепарата №7. Лист камелии. Здесь мы видим поперечный разрез листа камилии Хорошо заметна основная ткань этого листа , а также проводящие ткани сосудистого пучка. Демонстрация микропрепарата №8. Эпидермис листа герани. Здесь мы видим покровную ткань растения, клетки плотно прилегают друг к другу. Видны устьица, через которые в лист поступают газы, необходимые для дыхания и фотосинтеза. Клетки животных соединяясь межклеточным веществом тоже образуют ткани, только животные: Демонстрация микропрепарата №37. Кровь человека. Это соединительная ткань – много межклеточного вещества. Хорошо видны эритроциты. Диаметр клеток 7 мкм (мкм – это одна миллионная доля метра 10 -6 М или 10-3 мм). Демонстрация микропрепарата №32. Спинной мозг. Здесь мы видим нервную ткань, состоящую их нервных клеток – нейронов. Длина таких клеток может быть от 150 мкм до 1,2 метра. Демонстрация микропрепарата №27. Поперечно-полосатая мышечная ткань человека. Это многоядерные длинные клетки, обеспечивающие сокращение нашего сердца и мышц. Мышечные клетки очень большие от 50 мкм до 14 см. Демонстрация микропрепаратов. Шерсть кошки. Перо птицы. Чешуя рыбы. Это эпителиальные ткани. Здесь видим плотно прилегающие клетки и малое количество межклеточного вещества. СЛАЙД. ЗАДАНИЕ. Найдите в наборе микропрепарат крыла бабочки и рассмотрите на малом и большом увеличении. Итак, подведем небольшой итог. - Как называются клетки, имеющие сходное строение, происхождение и выполняющие одинаковые функции? - Из чего состоят ткани растений и животных? | - Ткань. - Из клеток и межклеточного вещества. |
Мы рассмотрели у многоклеточного организма клетки обычные с двойным набором хромосом, а есть клетки с одинарным набором хромосом, которые участвуют в размножении. Как называются эти клетки? | - Половые клетки или гаметы. |
СЛАЙД. Мужские половые клетки называются сперматозоиды. Это подвижные клетки и имеют головку, шейку и хвостик, с помощью которого передвигаются. СЛАЙД. Демонстрация микропрепарата №28. Сперматозоид. Размеры сперматозоида микроскопические: длина этой клетки у человека составляет 50—70 мкм (самые крупные они у тритона — до 500 мкм). - А как вы думаете нужен микроскоп, чтобы рассмотреть женскую яйцеклетку? СЛАЙД. Яйцеклетка — крупная неподвижная клетка, обладающая запасом питательных веществ. Размеры женской яйцеклетки составляют 150—170 мкм, а диаметр яйца африканского страуса может достигать 15—18 см. | - Нет. Яйцо курицы – это женская половая клетка – гамета с одинарным набором хромосом. |
Проблемный вопрос: Как вы думаете? Является ли клетка элементарной частицей живого? Как вы думаете может ли клетка быть самостоятельным организмом? СЛАЙД. Демонстрация микропрепарата №14. Инфузория-туфелька. Это самостоятельный организм. Какие органоиды хорошо видны в клетке? | - Клетка – структурно-функциональная система всего живого. - Да, так как есть одноклеточные организмы. - У инфузории-туфельки есть два ядра, цитоплазма, оболочка, реснички, сократительные вакуоли. Она самостоятельно передвигается. |
IV. Закрепление. -А теперь мы узнаем, как хорошо вы изучили строение клеток и насколько мир маленьких клеток стал для вас большим. Вам предлагается выполнить тест викторину. Внимательно читайте вопросы и отвечайте, используя пульт управления на столе. | Работа в группах. Тест-викторина. |
V. Подведение итогов викторины и занятия (объявление группы победителей и награждение). - Что понравилось на сегодняшнем занятии? - Что узнал нового? - Чтобы ещё хотел узнать? | Высказывания детей. |