Биология (греч. bios — жизнь, logos — учение, наука) — наука о живой природе. Термин «биология» впервые был предложен в 1802 г. французским натуралистом Ж. Б. Ламарком и независимо от него немецким ботаником Г. Р. Тревиранусом.
Предметом исследования биологии является многообразие ныне существующих и вымерших организмов, их происхождение, эволюция, распространение, строение, функционирование и индивидуальное развитие, связи друг с другом и с окружающей их неживой природой. Биология подразделяется на ряд самостоятельных наук и направлений в зависимости от изучаемых объектов, уровней организации живого, методов исследования, практического использования биологических знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формируемые УУД:Коммуникативные: акцентирование внимания на необходимость сотрудничества в ходе выполнения совместной деятельности, умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работа в микрогруппах.
Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Ожидаемые результаты: Ученики дают определение науки «биологии», «биосферы», «экологии», понятия биологических наук и их разнообразие, значение биологии в жизни людей. Называют задачи, стоящие перед учёными-биологами; называют основные принципы и правила отношения к живой природе. Учатся подводить итог по полученным знаниям.
Оборудование урока: магнитная доска, или мел и меловая доска, или интерактивная доска, в зависимости от технических возможностей кабинета, гербарии, муляжи, коллекции, гербарии, живые растения кабинета. Разнообразные карточки с изображением животных и растений, а так же карточки с названиями – гидросфера, литосфера и атмосфера (по одному комплекту на парту).
Ход урока.
Организационный момент (10-12 мин). Знакомство.
В начале урока учитель представляется перед обучающимися, и просит представиться каждого. Для разнообразия можно предложить детям сравнить себя с каким-нибудь животным или растением, это позволит учащимся раскрепоститься перед знакомством с новым учителем и новым предметом.
Далее учитель знакомит обучающихся с правилами поведения в кабинете и техникой безопасности. Например: « Ребята, вы неверное уже обратили внимание на кабинет, в котором мы с вами сегодня встретились, это кабинет «Биологии», и что бы нахождение в нем было для вас максимально безопасным, вы должны запомнить некоторые правила. В процессе обучения мы будем выполнять лабораторные и практические работы, а для этого мы будем использовать различное оборудование, при работе с которым необходимо соблюдать осторожность». Учитель может продемонстрировать микроскоп, лупу, некоторые влажные препараты. Показ обязательно сопровождается пояснением правил техники безопасности. Во время инструктажа по технике безопасности учитель рассказывает, что каждый ученик должен иметь на уроке – учебник, рабочую тетрадь, карандаш, линейку и т.д.
Используя взятый в руки карандаш, детям предлагается небольшая физ. минутка. «Карандаш в руке кручу, биологию учу. Отодвину и придвину, если только захочу. Спинки выпрямили дружно, биология нам нужна».
Изучение нового материала (20-25 мин).
Актуализация опорных знаний.
Учитель делает акцент на растения, которые так же имеются в кабинете, и переходит к введению учащихся в новый предмет обучения - биология. При этом надо подчеркнуть, что жизнь человека невозможна без растений, грибов, животных и микроорганизмов. Учитель предлагает разобрать слово БИОЛОГИЯ. Дети высказывают свое мнение, как они понимают это слово.
Учитель помогает поставить цель урока: «Для чего необходимо изучать биологию?» В режиме «Мозговой штурм», дети высказывают свое мнение. После беседы учащимся предлагается открыть тетрадь и записать тему урока, а затем предложить учащимся записать вывод – «Что изучает наука биология и для чего мы ее изучаем».
Учитель подводит итог высказываний и переходит к сфере, которая включает все живые организмы - Биосфере. Учащимся предлагается посмотреть на стр. 7 учебника, на рис 2, где изображены организмы и их распределение по слоям биосферы. Учитель задает вопрос - «Как вы думаете, где живых организмов обитает больше всего?», учащиеся высказывают свое мнение, а учитель, подводя итоги высказанного, утверждает, что живых организмов больше всего в литосфере, и поясняет, что большую роль в распределении жизни играет солнечный свет и питание.
Учитель может предложить поработать обучающимся в парах, разложить карточки с изображением различных организмов в группы по средам жизни и слоям биосферы: например – крот - литосфера, птицы – атмосфера, рыбы и водоросли – гидросфера. После работы в парах необходимо обсудить, какие организмы и почему попали в ту или иную группу. При переходе от биосферы к экологии, желательно провести еще одну физ. минутку. Пример: используя глазодвигательные траектории «нарисовать» глазами восьмерку по часовой стрелке и против часовой стрелки, после упражнения закрыть глаза и сосчитав до 5 открыть глаза.
Учитель объясняет, что все живые организмы тесно связаны между собой и со средой обитания. Живые организмы влияют на окружающую среду, а среда влияет на них и их существование зависит от условий этой среды. Экология это раздел биологии, который изучает отношения организмов между собой и с окружающей их средой (от греческих слов «ойкос» - дом, жилище и «логос» - учение). Учащимся предлагает учитель посмотреть на стр. 6 учебника, рис. 1 и найти место среди биологических дисциплин, которое занимают биология и экология. Учащиеся так же знакомятся через предложенную схему с биологическими науками и отмечают, о каких науках им приходилось слышать, а с какими они знакомятся впервые. В тетради учитель предлагает записать «Что изучает экология».
Еще один пункт, на который учитель обращает внимание учащихся, это значение биологии. Используя рис 3 на стр. 8 учебника, учащимся предлагается составить небольшой рассказ о том, как человек использует биологические знания. Учитель приводит пример использования молочнокислых бактерий при изготовлении любимых детьми различных йогуртов и кисломолочных напитков.
Рефлексивно - оценочная работа (10 мин).
Учитель вместе с учениками подводит итог полученным знаниям (учитель в течение нескольких первых уроков учит учеников правильно это делать). Ученикам предлагается зачитать свои небольшие рассказы об использовании человеком биологических знаний. Учитель простит рассказать, что на уроке обучающимся больше всего запомнилось, и что они узнали нового. Оценивание обучающихся проходит по усмотрению учителя, но важно отметить тех, у кого ответы были хорошие.
Домашнее задание.
Прочитать материал § 1, пересказать, можно предложить заполнить схему «Биологические дисциплины» в тетради. Отвечать на вопросы в конце параграфа на усмотрение учителя. На стр. 10 учебника предлагается вопрос «Подумайте», предложите детям обсудить этот вопрос дома с родителями и вывод обсуждения записать в тетрадь.