I. Организационный | | Приветствует учащихся Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Подготовка учебных принадлежностей Отвечают на приветствие учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку | Умение подготовить рабочее место для занятий |
II. Проверка степени усвоения содержания учебного материала | Систематика. Царства живой природы | Предлагает расположить систематические категории в порядке возрастания (текст на слайде); выбирает ученика, который будет выполнять задание устно, остальные – в тетрадях Предлагает эталон ответа, предлагает оценить свой ответ ответчику | Расставляют систематические категории в порядке соподчинения; Отвечающий озвучивает свой вариант выполнения задания; Остальные осуществляют самоконтроль, корректируют ответы по необходимости | П1, П3, К3,
Р4 |
Предлагает выполнить задание по терминологии систематики, объясняет порядок выполнения задания (вставить пропущенные слова) Предлагает эталон ответа | Выполняют задания в тетради, затем один ученик озвучивает свой вариант ответа, осуществляет самоконтроль по эталону | К3, Р4 |
Предлагает заполнить кроссворд | Предлагают свои варианты ответа на вопросы (устно), проверяют правильность ответов | К2, К3, Р4 |
III. Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала | | Задает вопросы, подводящие к теме урока: - Все ли организмы имеют клеточное строение? - Все ли клетки имеют ядро? Обращает внимание учащихся на особенности строения бактериальной клетки, которые уже изучены на предыдущих уроках Предлагает определить тему урока | Дают устные ответы на вопросы | К3, Пр1, Пр2 |
IV. Постановка познавательной задачи | | Задает вопрос: «Почему бактерии настолько многочисленны, широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?» Основываясь на ответах учащихся, формулирует цели урока | Высказывают свое мнение, план поиска ответа на вопрос | Р1, Р2, К2, К3 |
V. Усвоение новых знаний и способов действий | Бактрии как особое царство живых организмов с определенным набором признаков | Задает вопрос: «Кто такие бактерии?», предлагает найти ответ в учебнике или вспомнить то, что было сказано о бактериях в ходе обсуждения на уроке | Дают ответ на вопрос, ищут определение бактерий в учебнике, предлагают свою формулировку, записывают формулировку в тетрадь | П2, Р3, Пр2 |
| Предлагает свой вариант записи определения, помогает учащимся выбрать лучшее определение, дает указание записать его | | |
Строение бактериальной клетки | Определяет задание «Зарисовать схему строения бактериальной клетки» Найти в тексте значение каждой части клетки бактерии Обращает внимание учащихся на сложную структуру оболочки бактериальной клетки | Зарисовывают бактериальную клетку, используют рисунки из учебника или на слайде презентации Находят в тексте учебника значение компонентов бактериальной клетки | П2, Пр3 |
Формы бактериальных клеток, типы питания, тип размножения | Предлагает найти в тексте учебника и назвать возможные формы бактериальных клеток, Анализирует ответы учащихся, корректирует при необходимости, используя слайд-презентацию Дает задание составить схему «Формы бактериальных клеток», корректирует ответы учащихся, предлагает наиболее удачный вариант схемы для записи в тетрадь | Ищут в тексте учебника, называют возможные формы бактериальных клеток, предлагают свои варианты оформления схемы «Формы бактериальных клеток», переносят схему в тетрадь | П2, П3, Р3 |
Ведет диалог с учащимися класса, помогает им вспомнить типы питания организмов, предлагает предположить какие формы будут характерны для бактерий | Один из учащихся называет типы питания организмов, остальные проверяют правильность ответов | Пр4, Р3, П2 |
Дает задание, основываясь на фотографии бактериальной клетки определить какой тип размножения будет для нее характерен | | |
VI. Первичная проверка понимания и коррекция усвоения учащимися нового материала | | Предлагает найти определение терминов в учебнике, ответить на вопросы: Что означают термины? Каким образом взаимосвязаны между собой? | Ищут в тексте учебника определения терминов, основываясь на знании терминов, отвечают на вопросы (устно) (работа в группе) | П2, К1, К2, К3, Пр2, Пр4 |
VII. Физкультминутка | | Дает задание учащимся по снятию напряжения в мышцах рук | Выполняют задания учителя, повторяют упражнения | |
VIII. Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний | | Предлагает объяснить роль бактерий в природе, основываясь на схеме «Круговорот веществ в природе» | Высказывают свои варианты, обосновывают их | К2, Р2, Пр4, Л1 |
IX. Обобщение и систематизация знаний | | Объясняет задание, соотнести название форм бактериальной клетки и определение терминов, предлагает эталон правильного ответа для взаимоконтроля учащихся Проводит фронтальный опрос: Каковы основные признаки бактерий? На какие группы делятся бактерии по питанию? Как размножаются бактерии? Что такое спора бактерий и для чего она служит? | Отвечают в тетрадях, осуществляют взаимопроверку по эталону Отвечают на вопросы | Р4, К1, П2 |
Х. Рефлексия | | Предлагает высказать свое мнение о результативности работы на уроке, просит дать оценку работе класса в целом, эмоциональной оценке урока в целом | Высказывают свое мнение о результативности работы на уроке, Дают оценку работе класса в целом, эмоциональную оценку урока в целом | К2, Р2 |
XI. Подведение итогов | | Выставляет оценки наиболее активно работающим ученикам, объявляет результаты | Анализируют итоги работы на уроке, высказывают свое согласие / несогласие с оценками за работу на уроке | Р4 |
XII. Домашнее задание | | Объявляет домашнее задание. Дает комментарии по выполнению домашнего задания: «3» Параграф 31 учить, устно ответить на вопросы в конце параграфа; «4» Заполнить таблицу «Значение бактерий в природе и жизни человека»; «5» Составить 5 вопросов по теме «Бактерии» с кратким ответом (слово или термин в ответе) Составить 5 вопросов подразумевающих ответ «да»/«нет» Подготовить сообщение о роли бактерий на Земле | Используя информационные ресурсы (учебник, интернет-ресурсы, материалы библиотеки) выполняют задания | П1, Пр1, Пр2, Пр3, Пр4, Л1 |