• познакомить учащихся с особенностями строения бактерий и их многообразием.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями строения бактерий и их многообразием.
Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты, проводить их сравнитульную характеристику.
Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.
Основные понятия урока: бактерии, формы бактерий, спора.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении особенностей строения и распространения бактерий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема урока:. Строение и жизнедеятельность бактерий
Тип урока: Урок получения новых знаний
Задача урока:
• познакомить учащихся с особенностями строения бактерий и их многообразием.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями строения бактерий и их многообразием.
Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты, проводить их сравнитульную характеристику.
Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.
Основные понятия урока: бактерии, формы бактерий, спора.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении особенностей строения и распространения бактерий.
Ход урока
Проверка знаний
Характеристика царств живой природы (фронтальный опрос).
Изучение нового материала
Вступительное слово:
Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки.
Раскроим сегодня бактерий секреты –
Без ядер, зато санитары планеты!
Их изучали до нас очень многие
Открыли секреты заведомо строгие.
Придется пройти нам по дебрям науки
Желательно только без лени и скуки
Но все же она молода, как всегда
Красавица в мире наук – биология –
Наука о жизни!
Вперед, господа!
СЛАЙД 1 Что вы видите на данных картинках? Почему яблоко испортилось?
СЛАЙД 2
Тема нашего урока «Строение и жизнедеятельность бактерий»
СЛАЙД 3Что вы хотите узнать о этих организмах?
( –Цель определяют дети)
СЛАЙД 4 История открытия бактерий
Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук.
Как и всех микроскопических существ, он назвал их "анималькули.
Название "бактерии" ввёл в употребление в 1828 году
Христиан Эренберг.
СЛАЙД 5:Форма бактерий
СЛАЙД 6
Строение бактерий -назвать органоиды бактерий
( рисунок 29 стр ).
ФИЗМИНУТКА
СЛАЙД 7,8 Распространение бактерий. "Последние новости".- Сообщение
бактерии живут в горячих источниках при температуре -80 градусов;
некоторые бактерии выдерживают нагревание до +306 градусов;
в 1 грамме пахотной земли содержится от 1 до 20 млрд бактерий;
в 1 грамме льда Антарктиды обнаружено до 100 бактерий;
в 1 куб. см молока находится от 100 до 300 тысяч бактерий.
Бактерии обнаружены даже в воде горячих источников с t+80°С.
Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности.
В 1 г. почвы содержится от 500 млн. до 2 млрд. бактерий
в 1 м воздуха (луг, поле) – 100 бактерий (город) – 10 – 25 тыс. бактерий летом и 4,5 тыс. зимой.
В чистой воде в 1мл содержится 100-200 бактерий, а загрязненная - 100-300 тысяч и более
были обнаружены в нефтяных водах на глубине 1700м; на дне океана (глубже 10 км)
В среднем на 1 квадратный см человека приходится около 80 000 различных микроорганизмов.
СЛАЙД 9 Питание бактерий (Пояснения учителя)
Синезелёные – фотосинтезом,
Сапротрофы –омёрними организмами
Паразиты –веществами живых организмов
СЛАЙД 10
Размножение бактерий
Споры бактерий (работа с учебником).
Посеять бактерии на картофеле : Задание на стр 55
Закрепление материала об особенностях строения бактерий и их распространении
Домашнее задание
Изучить § 11 до раздела «Роль бактерий в природе и жизни человека», ответить на вопросы 1 и 5 стр 55.
Тема урока «Строение и жизнедеятельность бактерий»
ФИ ученика _____________________________
поэтапно изучи текст параграфа 11 (стр 52-55) и заполни информационную карту
№
задание
Ваш ответ
1
По форме бактерии делят:
Рис 28 стр 52
2
Строение клетки бактерии
(рис. 29 стр 53)
1)
2)
3)
4)
Чем отличается клетка бактерии от растительной клетки?
3
Распространение в природе:
Бактерии встречаются -
4
Питание бактерий:
Стр. 53,54
Синезелёные или цианобактерии-
Сапротрофы-
Паразиты -
5
Размножение
стр 54
Спора это -
Оцени свои знания:
строение и жизнедеятельность бактерий я-
Знаю отлично
Знаю хорошо
Знаю удовлетворительно
Ничего не знаю о бактериях
"Последние новости".- Сообщение
бактерии живут в горячих источниках при температуре -80 градусов;
некоторые бактерии выдерживают нагревание до +306 градусов;
в 1 грамме пахотной земли содержится от 1 до 20 млрд бактерий;
в 1 грамме льда Антарктиды обнаружено до 100 бактерий;
в 1 куб. см молока находится от 100 до 300 тысяч бактерий.
Бактерии обнаружены даже в воде горячих источников с t+80°С.
Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности.
В 1 г. почвы содержится от 500 млн. до 2 млрд. бактерий
в 1 м воздуха (луг, поле) – 100 бактерий (город) – 10 – 25 тыс. бактерий летом и 4,5 тыс. зимой.
В чистой воде в 1мл содержится 100-200 бактерий, а загрязненная - 100-300 тысяч и более
были обнаружены в нефтяных водах на глубине 1700м; на дне океана (глубже 10 км)
В среднем на 1 квадратный см человека приходится около 80 000 различных микроорганизмов.
Деятельность педагога
задачи
Деятельность учащегося
Проверка знаний
Характеристика царств живой природы (фронтальный опрос).Строение растительной клетки?
Повторение изученных царств живой природы,
Систематизация знаний
Называют царства живой природы.
Оболочка, ядро, цитоплазма, пластиды
мин
Изучение нового материала
Вступительное слово:
Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки.
Раскроим сегодня бактерий секреты –
Без ядер, зато санитары планеты!
Их изучали до нас очень многие
Открыли секреты заведомо строгие.
Придется пройти нам по дебрям науки
Желательно только без лени и скуки
Но все же она молода, как всегда
Красавица в мире наук – биология –
Наука о жизни!
Вперед, господа!
Вовлечение в изучение темы. Актуализация темы.
Слушают педагога
1 мин
СЛАЙД 1 Что вы видите на данных картинках? Почему яблоко испортилось?
Анализ картинки, выдвижение гипотезы
Называю отличия на картинках, причина отличия.
1 мин
СЛАЙД 2.: Тема нашего урока «Строение и жизнедеятельность бактерий»
Объявление темы занятия
Находят на информационных листах и ставят число 8.12.2015
1 мин
СЛАЙД 3Что вы хотите узнать о этих организмах?
Формирование цели работы ребят, уточняет, обобщает цель урока.
Постановка цели для каждого ребёнка
1 мин
Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук.
Как и всех микроскопических существ, он назвал их "анималькули.
Название "бактерии" ввёл в употребление в 1828 году
Христиан Эренберг
Расширить кругозор ребят, знакомство с учёными биологами.
Рассматривают портреты, запоминают фамилии и даты
2 мин
СЛАЙД 5:Форма бактерий
( рисунок 28 стр ).
Навыки работы с рисунком и текстом самостоятельно, умение выделять главную мысль
Заполняют задание №1
Кокки, бациллы, спириллы, вибрионы
( рисунок 28 стр ).
3 мин
СЛАЙД 6
Строение бактерий -назвать органоиды бактерий
( рисунок 29 стр ).
Навыки работы с рисунком и текстом самостоятельно, умение выделять главную мысль
Выполняют задание №2
Ядерное вещество
Оболочка
Цитоплазма
Клеточные включения
рибосомы
3 мин
Чем отличается бактериальная клетка от ростительной?
Анализ, сопоставление, сравнение
Нет оформленного ядра –
ПРОКАРИОТЫ
1 мин
Физминутка
Отдых и разминка ребят, формирование здоровой осанки
Повторяют движение за героями .
3 мин
СЛАЙД 7,8 Распространение бактерий. "Последние новости".- Сообщение
Задание на опережение. Умение самостоятельно находить нужную информацию и кратко излагать её.
"Последние новости".- Сообщение – Ярославцева Матвея.
Заполняют задание №3
3-5 мин
СЛАЙД 9 Питание бактерий
Синезелёные – фотосинтезом (как растения),
Сапротрофы –из отмёрших организмов (санитары)
Паразиты –веществами живых организмов (вызывая заболевания организма)
Формирование знаний о способах питания бактерий. Работа с новыми терминами
Заполняют задание №4
Разбирают термины
3 мин
СЛАЙД 10
Размножение бактерий
Стр 54
Работа с текстом учебника, навыки выделения главного текста.
Бактерии размножаются прямым делением с большой скоростью 20-30 мин деление в благоприятных условиях.
5 мин
Что такое спора?
Работа с терминами
Спора – это способ пережить неблагоприятные условия
1-2 мин
Заложить опыт с картофелем
Исследовательская деятельность
Выполняют задание стр. 55
3-4 мин
Д/З слайд 12 (пр. 11 вопросы 1-4-5 раб тетр упр.40-44
Закрепление изученного мат-ла
1 мин
Самооценка на диагност. листе
Самооценка ученика
Ребята оценивают на сколько они изучили материал занятия
1 мин
Урок в 5 классе
Тема урока:. Строение и жизнедеятельность бактерий
Тип урока: Урок получения новых знаний
Задача урока:
• познакомить учащихся с особенностями строения бактерий и их многообразием.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями строения бактерий и их многообразием.
Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты, проводить их сравнитульную характеристику.
Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.
Основные понятия урока: бактерии, формы бактерий, спора.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении особенностей строения и распространения бактерий.