Просмотр содержимого документа
«Трудности подросткового периода/»
От ранее выступающих коллег мне было приятно услышать, о том, что в нашей школе обучаются дети, приносящие радость и моральное удовлетворение своим педагогам. Но, видимо, я родилась под счастливой звездой, и в моей практике наряду с приятными – не мало и трудных моментов, связанных с преподавательской деятельностью. Каждый раз, пережив очередной форс-мажор, я с содроганием думаю, чем же удивят меня мои дети в следующий раз. И как ни странно, они находят все новые и новые способы привести меня в шок. Несмотря на то, что я прилагаю все свои усилия, для того чтобы предотвратить нежелательные ситуации – они все-таки периодически возникают. Исходя из чего, я сделала вывод, что одних моих усилий недостаточно для полного контроля над ситуацией, так как контроль должен осуществляться не только в стенах школы, но также и за ее пределами – в семье. Только при совместной слаженной деятельности учителя, ученика и членов его семьи, можно достичь желаемого эффекта.
В настоящий момент дети моего класса вступили в сложный подростковый период – это время быстрых перемен и трудных исканий. Подростки сталкиваются с многочисленными проблемами: они пытаются стать независимыми от родителей, пересматривают свои отношения со сверстниками, вырабатывают для себя комплекс этических принципов, развиваются интеллектуально, приобретают чувство индивидуальной и коллективной ответственности. Период взросления изменяет их поведенческий тип. Учителя, работающие в моем классе, замечают изменения в поведении учеников: грубость в общении, падение авторитета родителей и учителей, конфликтность в сфере общения, недоверие и даже враждебность к учителю. Что, в свою очередь, негативно сказывается на образовательном процессе. Возникшее отставание в учебе порождает у школьника отвращение к учебной деятельности и стремление самоутвердиться иным способом. Это мешает не только их личному образованию, но и образованию их одноклассников.
По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника.
Нельзя забывать о том, что семейное воспитание – дело личное, интимно-семейное. Родители сами определяют судьбу своего ребенка. Имеют полое право на собственную педагогическую позицию, свой стиль и тон взаимоотношений с ребенком, свое собственное отношение к педагогическим воздействиям общества и соответственно школы. Поэтому классный руководитель, руководствуясь чувством педагогического такта, во взаимоотношениях с родителями учащихся выступает в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой. Для него работа с родителями – одна из его забот, а именно – создание воспитывающей среды для оптимального развития учащихся. Кроме того, статусом классного руководителя юридически определено его правовое положение в качестве третьего лица при защите прав ребенка в случаях лишения отца или матери родительских прав, решения споров о правах на ребенка, защиты ребенка от физического насилия, неоправданного психологического или морального давления взрослых, вовлечение детей в противоправную деятельность. В этих случаях права классного руководителя определяются законодательством (гражданским, уголовным, и уголовно-процессуальным).
В своей профессиональной деятельности для обеспечения взаимодействия школы и семьи я использую следующие формы работы:
1. родительские собрания, на которых я знакомлю родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;
2. психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания с участием психолога, который знакомит родителей с причинами возникновения трудностей и отставания в учебе их детей, а также с их положительными качествами, на которые следует опираться в перевоспитании);
3. вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (участие родителей в организации внеклассных мероприятий);
4. корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся (на основе от полученной информации от психолога, совместно с родителями мы проектируем каким образом необходимо развивать ценностные ориентации, личностные свойства и качества детей);
5. взаимодействие с общественными организациями родителей (с родительскими комитетами школы и класса, школьным Советом по профилактике).
6. в ходе личных бесед с родителями обе стороны озвучивают и согласовывают свои взгляды на воспитание ребенка и какую-либо возникшую ситуацию, с целью совместного педагогического воздействия на него. Я призываю родителей заботиться о своих детях, прислушиваться к ним, интересоваться их проблемами, уважать их мнение, направлять их деятельность очень тактично и осторожно, не навязывать свое мнение, а объяснять почему нужно поступить так, а не иначе. Родителям всегда необходимо помнить, что они являются примером для подражания и постоянно контролировать свои действия, эмоции, отношение к окружающим.
Мне приятно отметить, что родители моего класса охотно взаимодействуют с классным руководителем, адекватно воспринимают все замечания, касаемые их детей, и делают все возможное, чтобы закрепить позитивные и искоренить негативные качества подростков.