Просмотр содержимого документа
«Типы размножения живых организмов»
Тема урока Типы размножения живых организмов .
Цель урока: 1. Сформировать теоретические знания о формах размножения организмов. Дать сравнительную характеристику способам полового и бесполого размножения как у растений, так и у животных. Закрепить знания о способах размножения .
2. Содействовать развитию навыков научного мышления, умение анализировать, синтезировать знания, ставить перед собой цели и добиваться их реализации.
3. Воспитывать интерес к урокам биологии, через игровую форму проведения урока, применение мультимедийного оборудования; уважение к учителю, одноклассникам, их труду (работа в парах и группах); ответственное отношение к собственной работе.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: словесный, наглядный.
Форма проведения урока: эфир телепередач
Организационная форма: групповая работа, индивидуальная, работа в парах.
Материалы и оборудование:
1. Мультимедийный проектор и экран, компьютер;
2. Презентация «Формы размножения живых организмов »с музыкальными заставками известных телепередач, используемых на уроке.
-схемы для заполнения «Формы размножения организмов» (на каждого ученика)
Ход урока:
Организационный момент: ( 2 минуты)
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, Давайте поприветствуем наших гостей. Настроимся на творческую и активную работу.
Сегодня мы с вами заочно побываем в телецентре «Останкино» и примем участие в различных известных вам телепередачах.
Итак, программа телепередач на сегодня (слайд 1)
• Киножурнал «Хочу всё знать!» (Изучение новой темы)
• «Что? Где? Когда?»
• «Кто хочет стать биологом?» (Закрепление изученного)
• «Вести» (итог урока)
Девизом к нашей дальнейшей работе будут следующие слова ( слайд 2) Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща Б. Васильев
Работаем в 3 группах, на столах у вас оценочные листы где эксперт группы будет оценивать работу каждого.
Оценочный лист группы №….
№п/п
Ф.И. ученика
Этапы урока
Итог
Устная индивидуальная работа
Работа в группе
Тест
1.
2.
3.
4.
2. Изучение нового материала ( 5 минут)
Учитель: Итак, я приветствую вас в киножурнале «Хочу всё знать»! ( Слайд 3)
Сегодня мы будем изучать одно из свойств живых организмов, а какое вы мне подскажите сами.
( Слайд 4) Живая природа разнообразна, но ничто на Земле не вечно. Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники… Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась
( Слайд 5)Вопрос: Благодаря какому универсальному свойству организмов жизнь на Земле продолжается?
- Учитель: Верно, благодаря размножению.
( Слайд 6) Слова Паустовского: Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца время.
( Слайд 7) - Запишите число и тему урока в тетради: «Типы размножения живых организмов»
- Что же такое размножение?
( Слайд 8) Размножение – этовоспроизведение себе подобных, обеспечивающее продолжение существования вида.
Это единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма.
В мире существует огромное разнообразие способов размножения организмов, но все они сводятся к 2 основным типам, чтобы назвать их используя знания ботаники, зоологии, проведем разминку для ума и ответим на вопросы:
Задания. Используя текст параграфа 13, С. 44-45 ПУНКТ ( до 5 абзаца) « Половое размножение» выполнить задания:
Составить сравнительную характеристику женских и мужских гамет, заполнив таблицу распределив признаки между ними: поставьте знак + или - Время 5 мин.
( Слайд 15)
Признаки гамет
Яйцеклетка
Сперматозоид ( спермий)
Мужские гаметы
Женские гаметы
Неподвижные или подвижные
Неподвижные
Образуются в семенниках животных или тычинках растений;
Образуются в яичниках животных или завязи пестика растений;
Крупные клетки
Мелкие клетки
Содержат ядерное вещество и большой запас питательных веществ;
Содержат только ядерное вещество.
( Слайд 16) Проверка таблицы ( 1 минуты)
( Слайд 17). Работа в группе: Выбрать номера правильных суждений и запишите в виде последовательности цифр: ( 2 минуты)
1. Половое размножение характеризуется развитием половых клеток, оплодотворением и образованием зиготы.
2.Половым способом размножаются многоклеточные и некоторые одноклеточные организмы;
3. При бесполом размножении потомство генетически сильно отличается от родительских организмов.
4. Новый организм, развивающийся из зиготы, содержит в себе новые признаки ( гены), полученные от двух родителе , поэтому потомство может быть более жизнеспособным.
5. Половое размножение растений называется семенным.
………………………………………………
( Слайд 18).А теперь обратитесь к учебнику продолжите чтение параграфа 13 пункта до конца с 45 и проверьте правильность выполнения задания. Время 5 мин.
( Слайд 19).Вопросы для обсуждения: ( 5 минут)
Как называется половое размножение у некоторых одноклеточных организмов?
Можно ли утверждать, что при половом размножении участвуют 2 родителя?
В каких еще случаях в половом размножении участвует 1 особь?
( Слайд 20-21) Гермафродиты-……
( Слайд 22) Сделаем вывод: ( слайд) .В природе 2 способа полового размножения : слияние гамет и конъюгация
( Слайд 23).Вывод В чем заключается биологическое значение полового размножения (еще раз посмотрите предложения и выберите одно, которое показывает биологическое значение полового размножения в природе. ) Слайд 24.
Итак, ваша схема заполнена. Дома вклеите её в тетрадь для конспектов и выучите
( Слайд 25) А теперь познакомимся с способами бесполого размножения (8-10 минут)
1.Какой из двух типов размножения более древний?
2. Какие организмы первыми появились на планете Земля?
- Бактерии. Каким способом они размножались?
( Слайд 26). В природе существует несколько способов бесполого размножения. С некоторыми способами вы знакомы. Прослушать стихотворение и назвать формы бесполого размножения
( Слайд 28-31). На слайдах будут представлены живые организмы, вы внимательно посмотрите рисунки живых организмов и определить способ их бесполого размножения
( Слайд 32) Когда мы вскапываем землю, то иногда случайно разрезаем дождевых червей лопатой. Что произойдет червем, если его разрезать на 2 части?.
Запомните: Можем резать червя смело
Восстановит свое тело
Это не сенсация,
А регенерация.
( Слайд 33). Фрагментация - способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из фрагментов (частей), на которые распадается материнская особь (кольчатые черви, морские звезды, гидра, спирогира, элодея). В основе фрагментации лежит способность организмов к регенерации.
Сделайте вывод о биологической роли бесполого размножения. ( слайд 34)
1.При бесполом размножения потомки являются точной копией материнского организма
все потомки имеют абсолютно такой же генотип, как и родительская особь: ведь они развиваются из клеток тела этой особи.
2. Бесполое размножение позволяет быстро увеличивать численность вида в благоприятных условиях.
( Слайд 35-36). У большинства организмов бесполое размножение может чередоваться с половым, прослушав информацию и просмотрев видеоролик, ответьте на вопрос, почему это происходит. Это определяется условиями среды при благоприятных условиях- бесполое при неблагоприятных половое.
( Слайд 37) .НА улице 21 век и наука не стоит на месте, разум человека ищет способы продлить не только человеческую жизнь, но и воспроизвести виды живых организмов, живших миллионы лет назад. Есть искусственный способ бесполого размножения животных -КЛОНИРОВАНИЕ.
( Слайд 38) Я приветствую вас в эфире телепередачи «Что? Где? Когда?» (4 минуты).
( Слайд 39-45) 1.Каждой группе задаются вопросы о формах и способах размножения.
2.Биологическая задача : У рыжей кошки родилось четыре котёнка, среди них только один рыжий, а остальные пёстрые. Почему котята, родившиеся от одной матери, имеют разный окрас?
( Слайд 46) А теперь телепередача : Кто хочет стать биологом?( 5 минут)
Перед вами на парте тестовое задание . Ваша задача, выбрать правильный ответ на каждый вопрос.
(Работа в парах, взаимопроверка).
1. Размножение – это процесс: а) Увеличения числа клеток б)Развитие организма в процессе эволюции в)Изменение особи с момента рождения до смерти