kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Типы размножения живых организмов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок объяснения нового материала в форме эфира телепередач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Типы размножения живых организмов»

Тема урока Типы размножения живых организмов .

Цель урока: 1. Сформировать  теоретические  знания о формах размножения организмов. Дать сравнительную характеристику  способам полового и бесполого размножения как у растений, так и у животных. Закрепить знания о способах размножения .

2. Содействовать развитию навыков научного мышления, умение анализировать, синтезировать знания, ставить перед собой цели и добиваться их реализации.

3. Воспитывать интерес к урокам биологии, через игровую форму проведения урока, применение мультимедийного оборудования; уважение к учителю, одноклассникам, их труду (работа в парах и группах);  ответственное отношение к собственной работе.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: словесный, наглядный.

Форма проведения урока: эфир телепередач

Организационная форма: групповая работа, индивидуальная, работа в парах.

Материалы и оборудование:

1. Мультимедийный проектор и экран, компьютер;

2. Презентация «Формы размножения живых организмов »с музыкальными заставками известных телепередач, используемых на уроке.

Натуральные объекты: комнатные растения: каланхоэ, пеларгония, хлорофитум, фиалка

Раздаточный материал:

- оценочный лист

- цветные ручки (зелёный - для взаимопроверки)

-схемы для заполнения   «Формы размножения организмов» (на каждого ученика)

Ход урока:

Организационный момент: ( 2 минуты)

 Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, Давайте поприветствуем наших гостей. Настроимся на творческую и активную работу.

Сегодня мы с вами заочно  побываем  в телецентре «Останкино»  и примем участие в различных известных вам телепередачах.

Итак, программа телепередач на сегодня (слайд 1)

• Киножурнал  «Хочу всё знать!» (Изучение новой темы)

• «Что? Где? Когда?»

• «Кто хочет стать биологом?» (Закрепление изученного)

•  «Вести» (итог урока)

Девизом к нашей дальнейшей работе будут следующие слова ( слайд 2) Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща Б. Васильев

Работаем в 3 группах, на столах у вас оценочные листы где эксперт группы будет оценивать работу каждого.

Оценочный лист группы №….

№п/п

Ф.И. ученика

Этапы урока

Итог

Устная индивидуальная работа

Работа в группе

Тест

1.






2.






3.






4.








2. Изучение нового материала ( 5 минут)

Учитель: Итак, я приветствую вас в киножурнале «Хочу всё знать»! ( Слайд 3)

Сегодня мы будем изучать одно из свойств живых организмов, а какое вы мне подскажите сами.

( Слайд 4)   Живая природа разнообразна, но ничто на Земле не вечно. Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники… Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась

( Слайд 5)Вопрос: Благодаря какому универсальному свойству организмов жизнь на Земле продолжается?

- Учитель: Верно, благодаря размножению.

( Слайд 6) Слова Паустовского: Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца время.

( Слайд 7) - Запишите число и  тему урока в тетради: «Типы размножения живых организмов»

- Что же такое размножение?

( Слайд 8) Размножение – это воспроизведение себе подобных, обеспечивающее продолжение существования вида.

Это единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма.

В мире существует огромное разнообразие способов размножения организмов, но все они сводятся к 2 основным типам, чтобы назвать их используя знания ботаники, зоологии, проведем разминку для ума и ответим на вопросы:

( Слайд 9) Разминка для ума

Знание понятий: яйцеклетка, сперматозоиды, оплодотворение, гаметы, зигота

Для какого типа размножения характерны эти понятия?

- Какие типы (формы) размножения свойственные живым организмам вам известны?

( Слайд 10) -Чем отличается половое размножение от бесполого?

( Слайд 11) Сравнительная характеристика полового и бесполого размножения.

Опираясь на данную схему дать определение понятий: половое и бесполое размножение.

( Слайд 12) Определение понятий половое и бесполое размножение.

( Слайд 13) Определим цель нашей дальнейшей работы: Изучить основные способы полового и бесполого размножения живых организмов

( Слайд 14) Инструктивная карточка: Цель: Познакомиться со способами полового размножения; составить сравнительную характеристику половых клеток.

Задания. Используя текст параграфа 13, С. 44-45 ПУНКТ ( до 5 абзаца) « Половое размножение» выполнить задания:

Составить сравнительную характеристику женских и мужских гамет, заполнив таблицу распределив признаки между ними: поставьте знак + или - Время 5 мин.

( Слайд 15)

Признаки гамет

Яйцеклетка

Сперматозоид ( спермий)

Мужские гаметы



Женские гаметы



Неподвижные или подвижные



Неподвижные



Образуются в семенниках животных или тычинках растений;




Образуются в яичниках животных или завязи пестика растений;




Крупные клетки



Мелкие клетки



Содержат ядерное вещество и большой запас питательных веществ;




Содержат только ядерное вещество.




( Слайд 16) Проверка таблицы ( 1 минуты)

( Слайд 17). Работа в группе: Выбрать номера правильных суждений и запишите в виде последовательности цифр: ( 2 минуты)

1. Половое размножение характеризуется развитием половых клеток, оплодотворением и образованием зиготы.

2.Половым способом размножаются многоклеточные и некоторые одноклеточные организмы;

3. При бесполом размножении потомство генетически сильно отличается от родительских организмов.

4. Новый организм, развивающийся из зиготы, содержит в себе новые признаки ( гены), полученные от двух родителе , поэтому потомство может быть более жизнеспособным.

5. Половое размножение растений называется семенным.

………………………………………………

( Слайд 18).А теперь обратитесь к учебнику продолжите чтение параграфа 13 пункта до конца с 45 и проверьте правильность выполнения задания. Время 5 мин.

( Слайд 19).Вопросы для обсуждения: ( 5 минут)

Как называется половое размножение у некоторых одноклеточных организмов?

Можно ли утверждать, что при половом размножении участвуют 2 родителя?

В каких еще случаях в половом размножении участвует 1 особь?

( Слайд 20-21) Гермафродиты-……

( Слайд 22) Сделаем вывод: ( слайд) .В природе 2 способа полового размножения : слияние гамет и конъюгация

( Слайд 23).Вывод В чем заключается биологическое значение полового размножения (еще раз посмотрите предложения и выберите одно, которое показывает биологическое значение полового размножения в природе. ) Слайд 24.

Итак, ваша схема заполнена. Дома вклеите её в тетрадь для конспектов и выучите

( Слайд 25) А теперь познакомимся с способами бесполого размножения (8-10 минут)

1.Какой из двух типов размножения более древний?

2. Какие организмы первыми появились на планете Земля?

- Бактерии. Каким способом они размножались?

( Слайд 26). В природе существует несколько способов бесполого размножения. С некоторыми способами вы знакомы. Прослушать стихотворение и назвать формы бесполого размножения

Размноженье, размноженье

Спор, борьба, за жизнь сраженье,

Чтобы не исчезнуть в лето

Надо дать побольше деток.

Можно просто поделиться,

Почкованью подивиться,

Как грибам рассеять споры –

главное при этом - скорость.

Можно корнем и листом,

Клубнем, отпрыском, усом…

Черенками размножаться

И … по миру расселяться.

( Слайд 27). Таблица Способы бесполого размножения.

( Слайд 28-31). На слайдах будут представлены живые организмы, вы внимательно посмотрите рисунки живых организмов и определить способ их бесполого размножения

( Слайд 32) Когда мы вскапываем землю, то иногда случайно разрезаем дождевых червей лопатой. Что произойдет червем, если его разрезать на 2 части?.

Запомните: Можем резать червя смело

Восстановит свое тело

Это не сенсация,

А регенерация.

( Слайд 33). Фрагментация - способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из фрагментов (частей), на которые распадается материнская особь (кольчатые черви, морские звезды, гидра, спирогира, элодея). В основе фрагментации лежит способность организмов к регенерации.

Сделайте вывод о биологической роли бесполого размножения. ( слайд 34)

1.При бесполом  размножения потомки являются точной копией материнского организма

все потомки имеют абсолютно такой же генотип, как и родительская особь: ведь они развиваются из клеток тела этой особи.

2. Бесполое размножение позволяет быстро увеличивать численность вида в благоприятных условиях.

( Слайд 35-36). У большинства организмов бесполое размножение может чередоваться с половым, прослушав информацию и просмотрев видеоролик, ответьте на вопрос, почему это происходит. Это определяется условиями среды при благоприятных условиях- бесполое при неблагоприятных половое.

( Слайд 37) .НА улице 21 век и наука не стоит на месте, разум человека ищет способы продлить не только человеческую жизнь, но и воспроизвести  виды живых организмов, живших миллионы лет назад.  Есть искусственный способ бесполого размножения животных -КЛОНИРОВАНИЕ. 

( Слайд 38) Я приветствую вас в эфире телепередачи «Что? Где? Когда?» (4 минуты).

( Слайд 39-45) 1.Каждой группе задаются вопросы о формах и способах размножения.

2.Биологическая задача : У рыжей кошки родилось четыре котёнка, среди них только один рыжий, а остальные пёстрые. Почему котята, родившиеся от одной матери, имеют разный окрас?

( Слайд 46) А теперь телепередача : Кто хочет стать биологом?( 5 минут)

Перед вами на парте тестовое задание . Ваша задача, выбрать правильный ответ на каждый вопрос.

(Работа в парах, взаимопроверка).

1. Размножение – это процесс: а) Увеличения числа клеток б)Развитие организма в процессе эволюции в)Изменение особи с момента рождения до смерти

г) Воспроизведение себе подобных

2. Размножение спорами – разновидность: а) Вегетативного размножения б) Простого деления в) Бесполого размножения г) Полового размножения

3. Вегетативное размножение характерно для: а) простейших б) животных в) бактерий г) растений

4. Зигота – это а) половая клетка б) оплодотворенная яйцеклетка в) спора

Задания уровня «В» Установите соответствие между характером и способом размножения растения

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗМНОЖЕНИЯ СПОСОБ

1) вегетативное А) осуществляется видоизмененными побегами

2) половое Б) осуществляется с участием гамет

В) дочерние растения сохраняют большое сходство с

материнским

Г) используется человеком для сохранения у потомства

ценных признаков материнских растений

Д) новый организм развивается из зиготы

Е) потомство сочетает в себе признаки материнского

и отцовского организмов

( Слайд 47) Каковы ваши результаты?

нет ошибок- оценка -5 одна, две ошибки - оценка -4 три, четыре, пять ошибок - оценка-3

Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки! Молодцы! Вы прекрасно справились и с этим заданием!

( Слайд 48) Подведение итогов урока и задание на домПрограмма «Вести» (звучит муз. заставка к телепередаче) 2-3 минуты.

( Слайд 49). Эксперты групп вносят оценки в оценочные листы.

Рефлексия: Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо? Что оказалось новым?

Выскажите своё отношение к уроку: что вам понравилось на уроке, что не понравилось, что бы вы хотели изменить, провести по другому?

( Слайд 50) Домашнее задание: п.13 Творческое задание: подготовьте сообщения о способах размножения любого живого организма. Реферат о клонировании.

( Слайд 51).Пока есть в мире рода продолженье

Цветут сады, щебечут птицы на ветвях,

Улыбки детской чудное мгновенье

Всё повторяется из раза в раз в веках!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Типы размножения живых организмов

Автор: Астафьева Валентина Владимировна

Дата: 11.10.2017

Номер свидетельства: 431903

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока на тему "Половое размножение. Развитие половых клеток" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-na-tiemu-polovoie-razmnozhieniie-razvitiie-polovykh-klietok"
    ["file_id"] => string(6) "185828"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426244438"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Половое размножение организмов. "
    ["seo_title"] => string(35) "polovoie-razmnozhieniie-orghanizmov"
    ["file_id"] => string(6) "159064"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421848210"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "«Введение. Многообразие живых организмов» "
    ["seo_title"] => string(46) "vviedieniie-mnoghoobraziie-zhivykh-orghanizmov"
    ["file_id"] => string(6) "198569"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428420002"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Живой организм "
    ["seo_title"] => string(16) "zhivoi-orghanizm"
    ["file_id"] => string(6) "209365"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431103352"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Конспект урока по химии: «Роль металлов и их соединений в природной среде и в живых организмах (биогенны и загрязнители). "
    ["seo_title"] => string(132) "konspiekt-uroka-po-khimii-rol-mietallov-i-ikh-soiedinienii-v-prirodnoi-sriedie-i-v-zhivykh-orghanizmakh-bioghienny-i-zaghriaznitieli"
    ["file_id"] => string(6) "183459"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425884390"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства