kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тип Кишечнополостные. Классы Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общая характеристика  классов Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

В 1740 г. швейцарский ученый Абрагам Трамбле открыл «пре­сноводного полипа с руками в форме рогов», названного впослед­ствии пресноводной гидрой.

Биографическая справка

Абрагам (Абраам) Трамбле родился в 1710 г. в Женеве в знатном се­мействе. Его детство и юность пришлись на время, когда в Европе многие интеллектуалы обратились к естественной истории. Сам он сначала боль­ше интересовался математикой, чем животными, и когда учился в универ­ситете, написал работу по математическому анализу. Окончив учебу, мо­лодой человек отправился на поиски работы в Голландию. Там он посту­пил гувернером в имение графа Виллема Бентинка близ Гааги. Именно здесь Трамбле проводил свои наблюдения и опыты. С 1740 по 1744 гг. он сделал удивительно много открытий. Трамбле открыл у гидр положитель­ный фототаксис - явление, при котором безглазые животные могут дви­гаться к свету. Одним из его первых достижений было доказательство того, что из небольшого кусочка, отрезанного от гидры, может регенери­ровать целый организм. Первый эксперимент состоял в том, что Трабле разрезал гидру поперек и несколько раз в день рассматривал обе части под увеличительным стеклом. Скоро из каждой половинки вырастала це­лая гидра. В дальнейшем он наблюдал также, как регенерировавшие осо­би питались.

Тело пресноводной гидры напоминает миниатюрный двуслой­ный мешочек с подошвой на одном конце, с помощью которой гидра прикрепляется к субстрату, и с ротовым отверстием на про­тивоположном конце. Ротовое отверстие окружено щупальцами и ведет в пищеварительную полость, куда попадает добыча.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тип Кишечнополостные. Классы Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы »

7 класс

Тип Кишечнополостные.

Классы Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы


Цели: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения пресноводной гидры, их связь со средой обитания; познакомить с представителями классов Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые; дать понятие о чередовании поколений и явлении регенерации.

Оборудование: микроскоп, микропрепарат «Стрекательные клетки гидры», таблицы «Тип Кишечнополостные», иллюстрации, открытки, влажный препарат «Медуза», веточка белого коралла, ожерелье из красного и розового коралла.



Ход урока

I. Проверка знаний.

1. Индивидуальный опрос.

Выступления учащихся с сообщениями о губках.

Дать общую характеристику представителей типа Губки.

Рассказать о строение губок.

Какова роль губок в природе?

Как использует губки человек?


П. Изучение нового материала.

1. Класс Гидроидные.

В 1740 г. швейцарский ученый Абрагам Трамбле открыл «пре­сноводного полипа с руками в форме рогов», названного впослед­ствии пресноводной гидрой.

Биографическая справка

Абрагам (Абраам) Трамбле родился в 1710 г. в Женеве в знатном се­мействе. Его детство и юность пришлись на время, когда в Европе многие интеллектуалы обратились к естественной истории. Сам он сначала боль­ше интересовался математикой, чем животными, и когда учился в универ­ситете, написал работу по математическому анализу. Окончив учебу, мо­лодой человек отправился на поиски работы в Голландию. Там он посту­пил гувернером в имение графа Виллема Бентинка близ Гааги. Именно здесь Трамбле проводил свои наблюдения и опыты. С 1740 по 1744 гг. он сделал удивительно много открытий. Трамбле открыл у гидр положитель­ный фототаксис - явление, при котором безглазые животные могут дви­гаться к свету. Одним из его первых достижений было доказательство того, что из небольшого кусочка, отрезанного от гидры, может регенери­ровать целый организм. Первый эксперимент состоял в том, что Трабле разрезал гидру поперек и несколько раз в день рассматривал обе части под увеличительным стеклом. Скоро из каждой половинки вырастала це­лая гидра. В дальнейшем он наблюдал также, как регенерировавшие осо­би питались.

Тело пресноводной гидры напоминает миниатюрный двуслой­ный мешочек с подошвой на одном конце, с помощью которой гидра прикрепляется к субстрату, и с ротовым отверстием на про­тивоположном конце. Ротовое отверстие окружено щупальцами и ведет в пищеварительную полость, куда попадает добыча.


Строение гидры


Эти животные представляют, по сути, мешок, стенка которого состоит из наружного (эктодермы) и внутреннего (эндодермы) слоёв. Эктодерма состоит из сократительных эпителиально-мускульных и стрекательных клеток, а эндодерма – из пищеварительных эпителиально-мускульных и железистых клеток. Стрекательные клетки служат для нападения и защиты. Слои разделены мезоглеей – бесструктурным желеобразным веществом, в котором также могут находиться клетки. Дыхательная, кровеносная и выделительная системы отсутствует.

Внутреннюю часть тела занимает кишечная полость, нередко разделённая на отдельные камеры. Она открывается наружу ротовым отверстием, через которое происходит и заглатывание пищи, и экскреция. Рот обычно окружён щупальцами, служащими для захвата пищи. Пищеварение происходит как в кишечной полости, так и клетках эндодермы, захватывающих частицы пищи с помощью ложноножек.

Щупальца кишечнополостных – длинные, тонкие, способные сильно сокращаться и вытягиваться придатки, вооружённые микроскопическими стрекательными капсуламинематоцистами. Капсулы содержат свёрнутую в спираль нить, которая может с большой силой разворачиваться, вонзаясь в тело мелких животных. Через капсулу впрыскивается яд, парализующий жертву.







Другая характерная особенность кишечнополостных – это полиформизм.

У большинства видов наблюдается чередование поколений: свободноплавающего (медузы) и прикреплённого к субстрату (полипа).


Виды клеток

Отличительные особенности


Функции

Клетки эктодермы

Покровно- мускульные

В основании клетки располагается сократительное мускульное волокон

Защита от повреждений, изменение положения тела, изменение объема всего тела

Стрекательные

Имеют чувствительный волосок, стрекательную капсулу с ядром, спирально свернутую стрекательную нить

Защита от хищников (парализуют жертву или вызывают ее гибель)

Нервные

Звездчатой формы, с отростками, образуют нервную сеть

Передача возбуждения к кожно-мускульным и другим клеткам

Промежуточные

Мелкие, округлые

Способны к делению и превращению в другие виды клеток. Участие в процессах регенерации.

Клетки энтодермы

Эпителиально-мускульные

Крупные, вытянутые имеют мускульные волоконца, жгутики, образуют ложноножки

Перемещение пищи в кишечной полости, внутри клеточное переваривание пищевых частиц

Железистые

Крупные, бокаловидные

Выделяют пищеваритель­ный сок в кишечную по­лость



2. Характеристика других классов кишечнополостных.

Сцифоидные.

Показать учащимся рисунки и фотографии медуз, дать рассмотреть влажный препарат медузы.

Большинство медуз, на вид таких нежных существ, - хищники. Обратите внимание: щупальца, свисающие вниз от купола, имеют крапивные клетки с ядовитой жидкостью. С их помощью медуза поражает проплывающих мимо рыбок и рачков, а потом отправля­ет в рот. От соприкосновения с этими щупальцами даже у человека могут появиться ожоги. Большинство Черноморских медуз не опасны. Они небольшие, встречаются у берегов. Их называют ушастыми медузами, или аурелиями. Но другая черноморская ме­дуза - ризостома, или корнерот, - не так безопасна: у многих ее ожоги вызывают сильное раздражение кожи.

Коралловые полипы. Вопрос классу:

- Вот веточка из подводного мира. Как вы думаете, что это?

(Показать веточку коралла. Дать возможность ее рассмот­реть и подержать в руках.)

Эта веточка - кусок постройки коралловых полипов. Образова­на она из известняка, но в ней множество маленьких отверстий и впадин. В этих отверстиях когда-то сидели крошечные полипы со щупальцами, похожими на цветы. На этих щупальцах есть стрека­тельные клетки, поэтому некоторые кораллы обжигают кожу чело­века, словно раскаленный металл.

Коралловые полипы - отличные строители. Добывая из морской воды известь, они строят из нее свой скелет и образуют удивитель­но красивые подводные сады.

Кораллы поселяются на глубине до 50 м в теплой прозрачной соленой воде, на каменистом дне. Колонии кораллов растут с раз­ной скоростью. Так, в Южно-Китайском море при взрывах корал­лового рифа нашли монеты чеканки 1410 г. Их замуровали кораллы после гибели корабля на этих рифах. Здесь скелет полипов нарас­тал со скоростью 1 м за 33 года. А затонувший в Персидском зали­ве корабль уже через 20 месяцев был покрыт коралловой броней в 69 см толщиной - тут кораллы росли значительно быстрее.

С целью осуществления межпредметных связей задать уча­щимся вопросы:

Если края крепости, построенной кораллами, поднимаются над водой, они образуют остров с водоемом - лагуной - в середине. Кто знает, как называется такой остров? (Атолл).

А если над коралловой крепостью находится океан? (Корал­ловый риф).

Что вам известно о рифах? Какое значение для Австралии они имеют?

Актинии - также представители класса Коралловые полипы. Но в отличие от колониальных форм это одиночные животные. Оби­тают в морях от полярных широт до тропиков: и на прибрежных скалах, и в бездонных глубинах. Ярко окрашенных актиний часто принимают за диковинные цветы. Мирный вид актиний обманчив. Актинии крепко прикрепляются к морскому дну или к какой-либо раковине и, распустив похожие на лепестки щупальца со стрека­тельными клетками, поджидают неосторожную рыбку или кревет­ку. Завладев добычей, актиния сжимается в комок и переваривает пищу. Черноморские актинии небольшие (3-5 см в диаметре и столько же в высоту), часто образуют скопления на прибережных скалах, сваях, днищах кораблей. Яд некоторых актиний опасен; прикоснувшись к ним, можно получить болезненные ожоги.

3. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Многие ребята увлекаются техникой. А знаете ли вы, что меду­за помогла конструкторам создать важный аппарат? Давно замети­ли, что морские животные чувствуют приближение шторма задолго до его начала. Было установлено, что при приближении шторма возникают колебания воздуха от трения его р гребни волн. Частота этих колебаний составляет 8-13 раз в секунду. Слуховая полость медузы может то сжиматься, то разжиматься, настраиваясь в резо­нанс с «голосом» моря. Пользуясь подсказкой природы, изобрета­тели сконструировали электронный аппарат - вестник штормов. Он помогает узнавать о приближении шторма за 12 ч, может предска­зать грозы и шквалы, тайфуны и ураганы. Созданием аппаратов с использованием принципов строения живых организмов занимает­ся наука бионика.

Среди щупалец полярной медузы находят убежище мальки не­которых видов рыб. Медузы являются пищей для многих морских животных. Аурелия и ропилема в Японии и Китае используются в пищу. Красный, розовый, черный кораллы идут на изготовление ювелирных украшений. Известковые кораллы образуют рифы, ост­рова, атоллы, используются в строительстве. Медуза крестовичок и физалия ядом стрекательных клеток вызывают ожоги, судороги и остановку сердца.


III. Закрепление изученного.

Вопрос:

- Какие признаки свойственны кишечнополостным? (Выслушав ответы, сделать вывод.)

Итак, к кишечнополостным относятся животные, у которых:

имеется кишечная полость;

лучевой тип симметрии;

есть стрекательные клетки;

имеются нервные клетки, образующие нервное сплетение;

для них характерна водная среда обитания.


Задание на дом: § 6,

подготовить сообщения об особенностях строения представителей кишечнополостных, об их роли в природе и жизни человека.

Примерные темы: «Ядовитые кишечнополостные», «Коралло­вые полипы на дне Средиземного моря», «Распространение рифо-образующих кораллов в Мировом океане».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Тип Кишечнополостные. Классы Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

Автор: Макарьева Надежда Алексеевна

Дата: 22.07.2015

Номер свидетельства: 223331

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект и презентация урока на тему "Тип кишечнополостные" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-na-tiemu-tip-kishiechnopolostnyie"
    ["file_id"] => string(6) "216520"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433029878"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Презентация к уроку "Тип кишечнополосные" "
    ["seo_title"] => string(47) "priezientatsiia-k-uroku-tip-kishiechnopolosnyie"
    ["file_id"] => string(6) "171610"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423683104"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект внеклассного материала "В орнитологии мы - асы" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-vnieklassnogho-matieriala-v-ornitologhii-my-asy"
    ["file_id"] => string(6) "216521"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433030664"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Разработка урока на тему "Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и в жизни человека.""
    ["seo_title"] => string(106) "razrabotkaurokanatiemukorallovyiepolipyimieduzyznachieniiekishiechnopolostnykhvprirodieivzhiznichielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "291831"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455190524"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства