kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общая характеристика типа Членистоногие. Сходство и различия членистоногих с кольчатыми червями. Класс Ракообразные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Общая характеристика типа Членистоногие. Сходство и различия членистоногих с кольчатыми червями. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Место обитания и образ жизни. Особенности внешнего строения. Цель:представление особенностей строения и условий жизни представителей типа Членистоногии на примере речного рака. Задачи: Обучающая:организовать деятельность учащихся по изучению и первичному применению знаний и способов деятельности по теме, в результате чего ученики будут знатьоб особенностях внешнего строения речного рака в связи с водной средой обитания; уметьразличать понятия «взаимосвязь строения и функции», «приспособленность строения организма к образу жизни». Развивающая:способствовать развитию мышления, умения делать логические выводы из наблюдений по опыту, пользоваться опорными знаниями, самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой, с иллюстрациями. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе. Ожидаемый результат: учащиеся будут глубже знать о многообразии ракообразных, особенностях их строения, обусловленные водным образом жизни. Оборудование: презентация, учебный материал. Предметная лексика и терминология:жвалы, усики, фасетки,ногочелюсти, ходильные ноги, статоцисты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика типа Членистоногие. Сходство и различия членистоногих с кольчатыми червями. Класс Ракообразные. »

Тема: Общая характеристика типа Членистоногие. Сходство и различия

членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак.

Место обитания и образ жизни. Особенности внешнего строения.

Цель:представление особенностей строения и условий жизни представителей типа Членистоногии на примере речного рака.

Задачи:

Обучающая:организовать деятельность учащихся по изучению и первичному применению знаний и способов деятельности по теме, в результате чего ученики будут знатьоб особенностях внешнего строения речного рака в связи с водной средой обитания; уметьразличать понятия «взаимосвязь строения и функции», «приспособленность строения организма к образу жизни».

Развивающая:способствовать развитию мышления, умения делать логические выводы из наблюдений по опыту, пользоваться опорными знаниями, самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой, с иллюстрациями.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.

Ожидаемый результат: учащиеся будут глубже знать о многообразии ракообразных, особенностях их строения, обусловленные водным образом жизни.

Оборудование: презентация, учебный материал.

Предметная лексика и терминология:жвалы, усики, фасетки,ногочелюсти, ходильные ноги, статоцисты.


Ход урока

І.Введение

1. Создание коллаборативной среды. Приветствие учащихся. Настрой на восприятие нового материала. Деление на группы.


2. Актуализация знаний. Промежуточный срез знаний по темам: «Черви и Моллюски»(10 минут)


ІІ. Основная часть

Скажите: о каких животных идет речь (чтение стихотворения):

У всех этих животных, скажу без промедления,

Конечности имеют членистое строение.

На несколько отделов разделено их тело.

Отделы из сегментов, такое, братцы дело.

Скелет у них наружный - хитиновый покров

Он защитить способен от всяческих врагов

Все это - характерные особенности многих животных

Относящихся к типу________________(членистоногие)

- Да, это тип Членистоногие. Чтобы узнать животное, о котором пойдет речь, отгадайте загадку.

Не брожу в полях и рощах,
Не топчу земных дорог,
Хоть имею, между прочим,
Тридцать восемь цепких ног.

- Да, это рак. Тема нашего сегоднешнего урока

Вводная информация:Членистоногие самый богатый видами тип животных. Известно более миллиона видов членистоногих. Около 80 % всех животных, обитающих на земном шаре, составляют членистоногие. В настоящее время науке известно более 1 млн. их видов.

Почему Членистоногие составляют более 2/3 всех видов животных на Земле? 

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выполнить задание 1.

Задание 1:составить общую характеристику членистоногих в тетради пользуясь учебником § 42. (5 мин)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЛЕНИСТОНОГИХ


Членистоногие-______________________________ симметричные животные. Они имеют плотный покров из _____________________ .__________________ тела указывает на родство и происхождение от древних кольчатых червей. Конечности ___________________________ .

Тело членистоногих разделено на отделы: _____________________________,

____________ и ____________________. К данному типу относятся______________ класса.

- По кактм признакам можно определить, какие животные относятся к определенному классу? Что необходимо составить?

(систематику – определенный порядок всех живых организмов с учетом их строения, местообитания, жизнедеятельности и т.п.)


Задание 2:составить систематику Членистоногих.

СИСТЕМАТИКА ЧЛЕНИСТОНОГИХ


- Что указывает на их родство и происхождение от древних кольчатых червей?

- Какой хитиновый покров, чем пропитан?

- Какие конечности?

- Какие отделы тела можно различить?

- Роль усиков?


Вывод:Все вышеперечисленные признаки позволили членистоногим так широко расселиться на Земле и приспособиться к самым разным условиям обитания.

У членистоногих возник головной отдел, ответственный за ориентацию и захват пищи. Средний отдел выполняет функцию передвижения с помощью ног. Задний отдел- функция пищеварения и размножения.

Самое крупное изменение – это возникновение хитинового покрова. С одной стороны, хитиновый покров обладает высокой прочностью и препятствует испарению влаги с поверхности тела, с другой стороны, он не растяжим и воздухонепроницаем.

 

Вводная информация: Среди представителей данного типаРакообразные – это водные членистоногие, органами дыхания которых являются жабрами.

На нашей планете обитает более 35 тысяч ракообразных. Но даже в наше время еще не все виды известны ученым. Ракообразные встречаются практически везде, начиная от луж, рек и озер и заканчивая морями и океанами. Некоторые живут даже в домах. Они приспособились к самым различным условиям. Даже в одном из самых соленых заливов планеты – Кара-Богаз-Гол на Каспийском море живет рак артемия. Некоторые рачки сохраняют жизнь в пересохших водоемах в течение трех лет. Есть среди ракообразных и наземные животные (мокрицы, некоторые крабы), обитающие на суше а различных условиях. Ряд ракообразных (картоеды) ведут паразитический образ жизни, поселяясь на коже рыб.

Ракообразные бывают самых разных размеров – от долей миллиметров до 80сантиметров. Некоторые ракообразные умеют менять окраску под цвет грунта. Одни раки бегают, плавают или ползают, а другие предпочитают сидячий образ жизни (это морские желуди (балянусы) и морские уточки (лепасы), прикрепляющиеся при помощи подошвы к различным подводным предметам). Поэтому их тело от врагов защищают известковые раковины. Те ракообразные, которые не имеют раковин, покрыты надежным панцирем, состоящим из хитиновых пластин. Такие панцири есть у речных раков, у больших морских раков  - омаров, у креветок и крабов, которые тоже относятся к ракообразным. Изнутри к хитиновому покрову присоединены пучки мышц, поэтому он выполняет не только защитную, но и опорную функцию, являясь наружным скелетом (к нему изнутри прикрепляются мышцы). Хитиновый покров настолько тверд, что  практически не растяжим. Когда старый панцирь становится тесным, он лопается и сбрасывается, то есть происходит линька. Пока новый покров не затвердел, ракообразные быстро растут.


Задание 3:используя дополнительный материал (приложение) и текст учебника, определите особенности внешнего строения и ответьте на вопросы (15 мин)

1. Что собой представляет карапакс?

2. Перечислите функции конечностей головогруди.

3. Перечислите функции конечностей брюшка.

4. Особенности строения глаз ракообразных .

5. Что такое статоцисты. 

6. Особенности размножения ракообразных.

7. Как могли сгибаться конечности, покрытые сплошным жестким хитиновым футляром?

8. Как связано появление головной лопасти с функциями ног у ракообразных?

9. Голова у рака неподвижна. Каким образом он может одновременно смотреть в разные стороны, не поворачивая головы?

10. Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимыйак происходит процесс роста ракообразных?

11. При линьке рак некоторое время не ощущает положение своего собственного тела. Почему?

12. При ловле речных раков иногда попадаются особи, у которых одна клешня меньше другой. Как можно объяснить такое явление?

13. Где зимуют раки? Почему когда варят раков, они краснеют?

14. Как передвигается рак? Всегда ли рак пятится назад? 


- Благодаря какому веществу, наружный скелет рака отвердевает? Найдите это вещество в классе. Основной элемент, содержащийся в извести – кальций. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши волосы и ногти были крепкими, а кости твердыми, то необходимо употреблять продукты, содержащие кальций – творог, молочные продукты.


Задание 4:

- Найти соответствие:

1. Тип членистоногие имеют … полость тела.
2. Панцирь ракообразных состоит из… .
3. Тело ракообразных разделено на… .

4. Сложные глаза состоят из мелких глазков… .
5. Способ смены покрова - … .
6. Речной рак имеет … пар ходильных ног.


Загадки:

1. В древнегреческой мифологии- это мощный и злой великан с одним глазом во лбу. В биологии - ракообразное животное.

2. Каким словом одинаково названы наземное ракообразное, живущее в сырых местах и сорное огородное растение с мелкими листьями и мелкими цветочками?


IІІ. Заключительная часть:

- Рефлексия урока.О чём вы сегодня узнали на уроке?Пригодятся ли вам в жизни эти знания?

- Домашнее задание: § 42.

Ответить на вопрос: Почему среди членистоногих не было, и нет таких крупных животных, как слон или, хотя бы, как собака?

Заполните таблицу. 

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ РЕЧНОГО РАКА


Признаки

Особенности строения

Покров тела


Отделы тела




Органы головогруди





Особенности брюшка







Жанас Жаңагүл Ыбырайқызы

учитель биологии, химии

КГУ «СШ № 2 г. Каркаралинска»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жанас Жанагуль Ибраевна

Дата: 14.02.2015

Номер свидетельства: 173164

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(291) "Общая характеристика типа Членистоногие. Сходство и различия членистоногих с кольчатыми червями. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак"
    ["seo_title"] => string(164) "obshchaiakharaktieristikatipachlienistonoghiieskhodstvoirazlichiiachlienistonoghikhskolchatymichierviamiklassrakoobraznyieobshchaiakharaktieristikaklassariechnoirak"
    ["file_id"] => string(6) "339077"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1470919434"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства