kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Класс Земноводные. Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЦУ 1. Образовательные: ? Закрепить основные понятия по теме “Класс земноводные”; ? Изучить особенности внешнего строения лягушки связанные со средой обитания. 2. Развивающие: ? Формировать умения сравнивать на основе анализа и синтеза. ? Развивать логическое мышление посредством решения проблемных задач. ? Развивать познавательный интерес к предмету через реализацию предметных связей, этимологию терминов. ? 3. Воспитательные: Формировать экологическую, эстетическую и нравственную культуру. Тип урока: изучение нового материала. ФОПД: 1. Фронтальная. 2. Парная 3. Индивидуальная Методы: (по характеру деятельности учащихся) 1. Объяснительно-иллюстративные; 2. Проблемно-сообщающие; 3. Частично-поисковые.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Класс Земноводные. Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания. »

Тема: Класс Земноводные.

Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.

ТЦУ

1. Образовательные:

  • Закрепить основные понятия по теме “Класс земноводные”;

  • Изучить особенности внешнего строения лягушки связанные со средой обитания.

2. Развивающие:

  • Формировать умения сравнивать на основе анализа и синтеза.

  • Развивать логическое мышление посредством решения проблемных задач.

  • Развивать познавательный интерес к предмету через реализацию предметных связей, этимологию терминов.

3. Воспитательные: Формировать экологическую, эстетическую и нравственную культуру.

 Тип урока: изучение нового материала.

ФОПД:

  1. Фронтальная.

  2. Парная
    3. Индивидуальная

Методы: (по характеру деятельности учащихся)

1. Объяснительно-иллюстративные;

2. Проблемно-сообщающие;

3. Частично-поисковые.

I Введение.

На предыдущих уроках вы изучили таких животных как рыбы, чтобы перейти к новой теме я предлагаю выполнить следующее задание.

Флипчарт №1

Задание: на доске перечислены особенности разных животных. Выделите только те, которые характерны для представителей класса Рыб.

Кожа покрыта чешуей; глаза имеют веки; 3-х камерное сердце; тело состоит из подвижной головы, туловища и конечностей; кожа голая, всегда влажная; есть грудные и брюшные плавники; среда обитания - вода, суша; дышат жабрами; есть боковая линия; органы дыхания – кожа, легкие; 2 круга кровообращения; имеется среднее ухо; среда обитания вода; 1 круг кровообращения; орган слуха – внутреннее ухо; 2-х камерное сердце.





?


Кожа покрыта чешуей

глаза имеют веки

есть грудные и брюшные плавники

3-х камерное сердце

дышат жабрами

тело состоит из подвижной головы, туловища и конечностей

есть боковая линия

кожа голая, всегда влажная

среда обитания - вода

среда обитания - вода, суша

1 круг кровообращения

органы дыхания – кожа, легкие

орган слуха – внутреннее ухо.


2 круга кровообращения

2-х камерное сердце

имеется среднее и внутреннее ухо


По признакам во втором столбце нетрудно догадаться, о каком животном идет речь.

Земноводные

II Активизация познавательной деятельности.


Флипчарт №2

Видеофрагмент с голосом лягушки.


Какие ассоциации возникают у вас когда вы слышите и видите этих животных?

Как правило, такие ассоциации касаются признаков, которыми обладают земноводные.

А хотели бы вы узнать, за что природа наградила этих животных такими признаками?

Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса, и пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращение, как земноводные. Это переходная форма от водных животных к типично-наземным, они освоили новую среду обитания – сушу. И это не могло не сказаться на их внешнем и внутреннем строении.

Флипчарт №3

Тема: Класс Земноводные

Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.

Цель нашего урока – изучить особенности внешнего строения земноводных, которые являются приспособительными к жизни в воде и на суше.

Первая особенность этих животных заключается уже в названии класса. Попробуйте дать определение этому понятию.


Флипчарт №4

Земноводные - слово русское , происходит от названия среды обитания этих животных.

И второе название этих животных «Амфибии».

«Амфибии» - греческое слово переводится как «двоякоживушие», впервые было предложено К. Линнеем в 18 веке.

III Изучение нового материала.

1. Среда обитания, размножение и развитие.


Лягушки населяют почти всю территорию нашей земли. Однако их нет за Полярным кругом, в высокогорьях и жарких пустынях.


Вопрос Чем это можно объяснить?


Ответ: постоянное испарение влаги с поверхности кожи делает их зависимыми от влажности окружающей среды. При понижении температуры окружающей среды они впадают в оцепенение. (Следовательно: распространение лягушек ограничивает сухость воздуха и температура внешней среды.)

Амфибии сумели освоить сушу и все же не порвали связь с водой.


Вопрос. Какую роль играет вода в жизни этих животных?


Ответ. В воде они размножаются, питаются, прячутся в минуту опасности.


Флипчарт №5

А почему размножение их возможно только в воде вы узнаете, просмотрев видеоролик и интерактивную модель размножение и развитие земноводных








Задание: работая по картинке, сравните взрослую лягушку с головастиком и заполните таблицу.






Признаки

Лягушка

Головастик

Место обитания

Вода, суша

Вода

Способ передвижения

Конечности

Хвост

Части тела

Голова, туловище, конечности

Голова, хвост

Органы дыхания

Легкие

Жабры

Строение сердца

3-х камерное

2-х камерное

Кровообращение

2 круга кровообращения

1 круг кровообращения

Боковая линия

Нет

Есть

Хорда

Нет

Есть


Проанализировав данные таблицы сделайте вывод. ( о родстве земноводных с современными рыбами)

2. Особенности внешнего строения связанные со средой обитания


Прочитайте в учебнике статью «Внешнее строение Земноводных» S 45 (стр. 121-122) и выполните следующее задание.

Флипчарт №6

Задание: а) вставьте в текст пропущенные слова;


Лягушка имеет _____________________________ форму тела. Тело состоит из подвижно сочлененной ______________, _____________________, __________________________. Передняя конечность состоит из ___________________, ____________________,_______________. Задняя конечность из _________________,____________________,____________. Пальцы на задних конечностях имеют ___________________________________. Кожа лягушки ____________________ и ___________________, принимает участи в процессе ___________________. На голове имеются ___________ - это органы дыхания и обоняния, пара ________________________глаз - органы зрения и ________________________ ________________ведущая в среднее ухо. Размножение и развитие происходит в ____________.


Флипчарт №7

б) обозначьте части тела на рисунке;






















Флипчарт №8





в) изучив особенности внешнего строения, отметьте признаки приспособленности к жизни


1 вариант в воде 2 вариант на суше.




Приспособления к водному существованию

Приспособления к наземному существованию.

  1. Обтекаемая форма тела

  2. Перепонки между пальцами задних конечностей.

  3. Кожа всегда влажная, благодаря жидким слизистым выделения кожных желез.

  4. Глаза выпучены, ноздри на верхней стороне головы (при погружении в воду остаются снаружи).

  1. Конечности – передние и задние, снабженные пальцами. Задние ноги длиннее передних.

  2. Кожа голая. Служит не только покровом тела, но и органом дыхания.

  3. Тело состоит из подвижной головы, туловища, конечностей.

  4. Глаза выпучены. Имеются веки: верхние – кожистые, нижние – прозрачные.

  5. Ноздри – орган обоняния и дыхания. Дышит атмосферным воздухом.

  6. По бокам головы – барабанные перепонки. Появляется среднее ухо.



Вывод: Таким образом, земноводные приспособились к жизни в воде и на суше.



IV Закрепление пройденного материала.

Флипчарт №8

Задание: в левом столбике дано описание особенностей строения земноводных, в правом – в беспорядке указано значение этих особенностей в жизни земноводных. Правильно соедини правую и левую части.

Задняя конечность удлиненна и представляет собой сложный рычаг.

Имеется широкий, длинный, липкий язык и хорошо развитое зрение.

Расположение глаз и ноздрей на верхней поверхности головы.

Имеется внутреннее и среднее ухо, закрытое барабанной перепонкой.

Наблюдается выделение едкой жидкости из кожных желез.

Приспособление к восприятию звуков в воздушной среде.

Возможность дышать атмосферным воздухом и наблюдать, оставаясь под водой.

Возможность быстрых и дальних прыжков.

Средство защиты от хищников.

Добывание подвижных насекомых.

VI. Домашнее задание.

Флипчарт №9

1. Работа с текстом учебника, конспектом

2. Творческие и поисковые задания.

  • 1 группа. Какие виды земноводных обитают в нашей местности?

  • 2 группа. Лягушки и жабы – не такие уж и мерзкие животные. Напишите четверостишие в их защиту.

  • 3 группа. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? Если нет, постарайтесь найти.

VII. Подведение итогов и выставление оценок. Рефлексия.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Мирошник Наталья Владимировна

Дата: 17.04.2015

Номер свидетельства: 202561

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Класс Земноводные. Особенности  внешнего  строения  и скелета. "
    ["seo_title"] => string(68) "klass-ziemnovodnyie-osobiennosti-vnieshniegho-stroieniia-i-skielieta"
    ["file_id"] => string(6) "233968"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443292126"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки,её земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие."
    ["seo_title"] => string(80) "obshchaia_kharaktieristika_klassa_vnieshnieie_i_vnutriennieie_stroieniie_liaghus"
    ["file_id"] => string(6) "417470"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495391728"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока биологии "Класс Земноводные, или Амфибии""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-biologhii-klass-ziemnovodnyie-ili-amfibii"
    ["file_id"] => string(6) "305657"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457970924"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока по теме " Класс Земноводные " "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-po-tiemie-klass-ziemnovodnyie"
    ["file_id"] => string(6) "194619"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427796808"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего и внутреннего строения. "
    ["seo_title"] => string(109) "obshchaia-kharaktieristika-klassa-priesmykaiushchiiesia-osobiennosti-vnieshniegho-i-vnutrienniegho-stroieniia"
    ["file_id"] => string(6) "197130"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428178290"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства