Тема: Класс Земноводные. Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.
Тема: Класс Земноводные. Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.
ТЦУ
1. Образовательные:
? Закрепить основные понятия по теме “Класс земноводные”;
? Изучить особенности внешнего строения лягушки связанные со средой обитания.
2. Развивающие:
? Формировать умения сравнивать на основе анализа и синтеза.
? Развивать логическое мышление посредством решения проблемных задач.
? Развивать познавательный интерес к предмету через реализацию предметных связей, этимологию терминов.
?
3. Воспитательные: Формировать экологическую, эстетическую и нравственную культуру.
Тип урока: изучение нового материала.
ФОПД:
1. Фронтальная.
2. Парная
3. Индивидуальная
Методы: (по характеру деятельности учащихся)
1. Объяснительно-иллюстративные;
2. Проблемно-сообщающие;
3. Частично-поисковые.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: Класс Земноводные. Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания. »
Тема: Класс Земноводные.
Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.
ТЦУ
1. Образовательные:
Закрепитьосновные понятия по теме “Класс земноводные”;
Изучить особенности внешнего строения лягушки связанные со средой обитания.
2. Развивающие:
Формировать умения сравнивать на основе анализа и синтеза.
Развивать логическое мышление посредством решения проблемных задач.
Развивать познавательный интерес к предмету через реализацию предметных связей, этимологию терминов.
3. Воспитательные: Формировать экологическую, эстетическую и нравственную культуру.
Тип урока:изучение нового материала.
ФОПД:
Фронтальная.
Парная 3. Индивидуальная
Методы: (по характеру деятельности учащихся)
1. Объяснительно-иллюстративные;
2. Проблемно-сообщающие;
3. Частично-поисковые.
I Введение.
На предыдущих уроках вы изучили таких животных как рыбы, чтобы перейти к новой теме я предлагаю выполнить следующее задание.
Флипчарт №1
Задание:на доске перечислены особенности разных животных. Выделите только те, которые характерны для представителей класса Рыб.
Кожа покрыта чешуей; глаза имеют веки; 3-х камерное сердце; тело состоит из подвижной головы, туловища и конечностей; кожа голая, всегда влажная; есть грудные и брюшные плавники; среда обитания - вода, суша; дышат жабрами; есть боковая линия; органы дыхания – кожа, легкие; 2 круга кровообращения; имеется среднее ухо; среда обитания вода; 1 круг кровообращения; орган слуха – внутреннее ухо; 2-х камерное сердце.
?
Кожа покрыта чешуей
глаза имеют веки
есть грудные и брюшные плавники
3-х камерное сердце
дышат жабрами
тело состоит из подвижной головы, туловища и конечностей
есть боковая линия
кожа голая, всегда влажная
среда обитания - вода
среда обитания - вода, суша
1 круг кровообращения
органы дыхания – кожа, легкие
орган слуха – внутреннее ухо.
2 круга кровообращения
2-х камерное сердце
имеется среднее и внутреннее ухо
По признакам во втором столбце нетрудно догадаться, о каком животном идет речь.
Земноводные
II Активизация познавательной деятельности.
Флипчарт №2
Видеофрагмент с голосом лягушки.
Какие ассоциации возникают у вас когда вы слышите и видите этих животных?
Как правило, такие ассоциации касаются признаков, которыми обладают земноводные.
А хотели бы вы узнать, за что природа наградила этих животных такими признаками?
Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса, и пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращение, как земноводные. Это переходная форма от водных животных к типично-наземным, они освоили новую среду обитания – сушу. И это не могло не сказаться на их внешнем и внутреннем строении.
Флипчарт №3
Тема: Класс Земноводные
Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.
Цель нашего урока – изучить особенности внешнего строения земноводных, которые являются приспособительными к жизни в воде и на суше.
Первая особенность этих животных заключается уже в названии класса. Попробуйте дать определение этому понятию.
Флипчарт №4
Земноводные - слово русское , происходит от названия среды обитания этих животных.
И второе название этих животных «Амфибии».
«Амфибии» - греческое слово переводится как «двоякоживушие», впервые было предложено К. Линнеем в 18 веке.
III Изучение нового материала.
1. Среда обитания, размножение и развитие.
Лягушки населяют почти всю территорию нашей земли. Однако их нет за Полярным кругом, в высокогорьях и жарких пустынях.
Вопрос Чем это можно объяснить?
Ответ: постоянное испарение влаги с поверхности кожи делает их зависимыми от влажности окружающей среды. При понижении температуры окружающей среды они впадают в оцепенение. (Следовательно: распространение лягушек ограничивает сухость воздуха и температура внешней среды.)
Амфибии сумели освоить сушу и все же не порвали связь с водой.
Вопрос.Какую роль играет вода в жизни этих животных?
Ответ. В воде они размножаются, питаются, прячутся в минуту опасности.
Флипчарт №5
А почему размножение их возможно только в воде вы узнаете, просмотрев видеоролик и интерактивную модель размножение и развитие земноводных
Задание: работая по картинке, сравните взрослую лягушку с головастиком и заполните таблицу.
Признаки
Лягушка
Головастик
Место обитания
Вода, суша
Вода
Способ передвижения
Конечности
Хвост
Части тела
Голова, туловище, конечности
Голова, хвост
Органы дыхания
Легкие
Жабры
Строение сердца
3-х камерное
2-х камерное
Кровообращение
2 круга кровообращения
1 круг кровообращения
Боковая линия
Нет
Есть
Хорда
Нет
Есть
Проанализировав данные таблицы сделайте вывод. ( о родстве земноводных с современными рыбами)
2. Особенности внешнего строения связанные со средой обитания
Прочитайте в учебнике статью «Внешнее строение Земноводных» S 45 (стр. 121-122) и выполните следующее задание.
Флипчарт №6
Задание:а)вставьте в текст пропущенные слова;
Лягушка имеет _____________________________ форму тела. Тело состоит из подвижно сочлененной ______________, _____________________, __________________________. Передняя конечность состоит из ___________________, ____________________,_______________. Задняя конечность из _________________,____________________,____________. Пальцы на задних конечностях имеют ___________________________________. Кожа лягушки ____________________ и ___________________, принимает участи в процессе ___________________. На голове имеются ___________ - это органы дыхания и обоняния, пара ________________________глаз - органы зрения и ________________________ ________________ведущая в среднее ухо. Размножение и развитие происходит в ____________.
Флипчарт №7
б) обозначьте части тела на рисунке;
Флипчарт №8
в) изучив особенности внешнего строения, отметьте признаки приспособленности к жизни
1 вариант в воде 2 вариант на суше.
Приспособления к водному существованию
Приспособления к наземному существованию.
Обтекаемая форма тела
Перепонки между пальцами задних конечностей.
Кожа всегда влажная, благодаря жидким слизистым выделения кожных желез.
Глаза выпучены, ноздри на верхней стороне головы (при погружении в воду остаются снаружи).
Кожа голая. Служит не только покровом тела, но и органом дыхания.
Тело состоит из подвижной головы, туловища, конечностей.
Глаза выпучены. Имеются веки: верхние – кожистые, нижние – прозрачные.
Ноздри – орган обоняния и дыхания. Дышит атмосферным воздухом.
По бокам головы – барабанные перепонки. Появляется среднее ухо.
Вывод: Таким образом, земноводные приспособились к жизни в воде и на суше.
IV Закрепление пройденного материала.
Флипчарт №8
Задание:в левом столбике дано описание особенностей строения земноводных, в правом – в беспорядке указано значение этих особенностей в жизни земноводных. Правильно соедини правую и левую части.
Задняя конечность удлиненна и представляет собой сложный рычаг.
Имеется широкий, длинный, липкий язык и хорошо развитое зрение.
Расположение глаз и ноздрей на верхней поверхности головы.
Имеется внутреннее и среднее ухо, закрытое барабанной перепонкой.
Наблюдается выделение едкой жидкости из кожных желез.
Приспособление к восприятию звуков в воздушной среде.
Возможность дышать атмосферным воздухом и наблюдать, оставаясь под водой.
Возможность быстрых и дальних прыжков.
Средство защиты от хищников.
Добывание подвижных насекомых.
VI. Домашнее задание.
Флипчарт №9
1. Работа с текстом учебника, конспектом
2. Творческие и поисковые задания.
1 группа. Какие виды земноводных обитают в нашей местности?
2 группа. Лягушки и жабы – не такие уж и мерзкие животные. Напишите четверостишие в их защиту.
3 группа. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? Если нет, постарайтесь найти.
VII. Подведение итогов и выставление оценок. Рефлексия.