Технологическая карта урока по теме: "Роль бактерий в природе и жизни человека"
Технологическая карта урока по теме: "Роль бактерий в природе и жизни человека"
Урок создаст условия для развития представлений у учащихся об отличительных признаках прокариот, многобразии и распространении бактерий на Земле, их значении в природе и жизни человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "Роль бактерий в природе и жизни человека"»
Учебный предмет
Биология
Авторы УМК
В.В.Пасечник
Класс
5 класс
Название раздела программы
Царство Бактерии.
Тема урока
Роль бактерий в природе и жизни человека.
Тип урока
комбинированный
Цели урока
1.Создание условий для развития представлений учащихся об отличительных признаках прокариот, многообразии и распространении бактерий на Земле, их значении в природе и в жизни человека.
2. Воспитание экологической культуры, ответственного отношения к своему здоровью.
Планируемые образовательные результаты
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению биологии, ответственного отношения к выполнению учебных задач, сознание важности приобретения знаний о бактериях гниения и разложения, а также молочно-кислых, клубеньковых, болезнетворных бактериях.
Предметные: развитие знаний об особенностях строения и жизнедеятельности, о значении симбиоза между шляпочными грибами и растениями; формирование умений различать пластинчатые и трубчатые грибы, съедобные и ядовитые грибы; формирование умений использования знаний в повседневной жизни; развитие умений работать с микроскопом.
Метапредметные: формирование умений работать с различными источниками информации, сравнивать, анализировать, готовить сообщения; владение основами самооценки, организовывать учебное сотрудничество с учителем и совместную деятельность с одноклассниками.
Межпредметные связи
Литература, география
Используемые методы, технологии
Здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развития критического мышления, ИКТ
«Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» Учебник. Вертикаль. ФГОС, М.: Дрофа, 2014; электронное приложение к учебнику Пасечника В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс», М.: Дрофа, 2014.
Технологическая карта урока
№
п/п
Этапы урока
(время)
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Формируемые УУД
Формы оценива-ния
Личност-ные
Регулятив-ные
Познаватель-ные
Коммуникатив-ные
1.
Организационный момент
(1 минута)
Приветствует учащихся. Создает ситуацию успеха.
Готовятся к работе.
Самоорганизация
2
Этап мотивации и целеполагания
Предлагает посмотреть видеофрагмент о зарождении жизни на Земле.
Постановка вопросов:
Какие организмы первыми заселили нашу планету?
Где их можно встретить в настоящее время?
Кто и когда открыл эти организмы?
Почему о бактериях узнали сравнительно недавно, несмотря на их древний возраст?
Учитель подводит учащихся к осознанию темы и цели урока. Обращает внимание на слова Левенгука, который писал: «Сколько чудес хранят в себе эти крохотные создания».
Акцентирует внимание учащихся на предстоящие открытия и исследования в ходе урока.
Выдвигают гипотезы, сравнивают, анализируют, рассуждают, аргументируют свой выбор. Участвуют в беседе, определяют тему и цель урока.
Формирование личной мотивации к учению.
Формирова-ние умения продумыватьответы на вопросы, выдвигать цель
Умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе работы, логически мыслить, делают вывод о микроскопических размерах бактерий и широком распространении в природе.
Формирование умений аргументировать свою точку зрения, готовность слушать собеседника.
Словесная оценка учителя,
самоконт-роль
3
Закрепление и расширение представлений о бактериях.
Проверка домашнего задания по вопросам:
«Какие выделяют группы бактерий в зависимости от их формы?»
Выполнение задания на интерактивной доске (устанавливают соответствие между рисунком и группой бактерий)
Формирование умений рассуждать, сравнивать,анализиро-вать, делать выводы,
проявление уважитель-ного отношения к другому человеку, его
мнению.
Формирова-ние умения на основе умозаключе-ний строить логико-смысловую модель
Развитие умений выполнять задания на интерактивной доске, закрепляют знания о многообразии форм бактериальных клеток
Изложение собственных мыслей, умение самостоятельно формулировать ответы.
Самоконт-роль, взаимоконтроль.
Устные ответы.
Каково строение бактерий?
выполнение задания на интерактивной доске (подписывают части бактериаль-ной клетки). демонстрирует модели бактериаль-ных клеток, накануне изготовленных уч-ся из различного материала
Развитие умений выполнять задания на интерактивной доске,
делают вывод об отличительных особенностях строения бактерий, их простой организации.
На какие группы делят бактерий по способу дыхания?
На какие группы делят бактерий по способу питания?
Как размножаются бактерии?
Как переносят бактерии неблагоприятные условия?
Учитель координирует деятельность учащихся
Учащиеся называют группы бактерий по способу дыхания и питания. Раскрывают биолгический смысл данных понятий. Обращают внимание на особенности размножения бактерий и перенесения ими неблагоприятных условий.
Целеполага-ние.
Формирова-ние умений на основе имеющихся знаниях об отличитель-ных особенностяхстроения и жизнедея-тельности бактерий выдвигать учебные задачи с целью расши-рения представле-ний о прокариотах и изучении их роли в природе и жизни человека
Подведение итогов об отличительных особенностях строения и жизнедеятельности бактерий.
Постановка проблемного вопроса:
«Какие же особенности строения и жизнедеятельности позволили бактериям, пройдя длительный эволюционный путь, дожить до наших дней и практическине измениться?»
Работают в группах, анализиру-ют, обобщают, заполняют ЛГМ, делают выводы
взаимоконтроль
Отрытие нового знания.
Предлагает каждой творческой группе изучить дополнительную информацию об особенностях жизнедеятельности бактерий. Предлагает руководителям групп взять сопроводитель-ные материалы (мыслительные листы, различные объекты) и выполнить задания:
1) рассмотреть роль в природе и жизни человека бактерий гниения;
2 ) способы сохранения продуктов питания;
3 ) выяснить роль почвенных бактерий в почвообразовании.
4 ) отметить пользу бактерий для человека.
5) изучить вред бактерий для человека
Проецирует на экран с помощью окулярной камеры микропрепарат молочно-кислых бактерий, приготовленный учащимися 4 группы в рамках внеклассного занятия.
(Время, отведённое на выполнение задания каждой группой, 3 мин)
Предлагает руководителям распределить обязанности (роли) каждого ученика в группе и для оценивания выступления групп использовать приём «Светофор» (зелёный цвет-«отлично», жёлтый-«хорошо», красный- «удовлетворительно»)
Выполняют задание в группе, изучают микропрепа-рат, учатся работать с текстом (мыслительным листом), выбирать главное, находить ответы на вопросы анализиро-вать, сравнивать, аргументиро-вать свою точку зрения. Руководитель группы консультиру-ет, распределя-ет роли для качественного выполнения и защиты задания.
Самоопределение, смыслообразование, осознание ответственности за общее дело.
Саморегуляция в ситуации затруднения, само- и взаимооценивание;
определение последова-тельности промежуточ-ных целей с учетом конечного результата.
Анализ, обобщение, поиск и выделение необходимой информации, умение работать с текстом, рисунками, наглядными объектами, устанавливать причинно-следственные связи
Представление результатов своей работы, оценивание качества выполнения работы и внесение корректив.
Сотрудничество в группе,построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения.
Критериальное оценивание
Включение новых знаний в систему. Релаксация.
Рекомендует дать оценку результатов деятельности групп и организует последовательность их выступления.
Предлагает посмотреть видеофрагмент о роли почвенных азотофиксирующих бактерий,
Перед отчётом 3 группы предлагает немного отдохнуть (минута релаксации под звуки природы)
Творческие группы выступают по своему заданию и
проводят взаимооцен-ку результа-тов деятель-ности,
поднимая цветные ладони, вырезанные из картона заранее к уроку. Смотрят видеофраг-мент, релаксиру-ют, делают выводы о роли бактерий в природе и жизни человека, завершают заполнение логико-смысловой модели.
Формирова-ние незави-симости и критичности мышления, ответственного отношения к выполнению учебных задач
Представление результатов своей работы, оценивание качества выполнения работы и внесение корректив.
Формирование знаний о роли бактерий в природе и жизни человека, о способах сохранения продуктов питания, о мерах профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Сотрудничество в группе,построение речевых высказываний, умение выступать перед аудиторией.
Словесная оценка учителя,
самоконт-роль, взаимоконтроль.
Закрепление знаний
Актуализирует знания учащихся. Предлагает выполнить задания в рабочей тетради и пройти тестирование.
Выполняют задания в рабочей тетради (упр.45, 46)
и тест электронно-го приложения к учебнику.
Выделение и осознание учащимися качества и уровня усвоения.
Подведение итогов. Оценивание
Вспоминает слова Левенгука и предлагает учащимся высказать предположения: Какие чудеса хранят в себе бактерии?».
Предлагает составить синквейн по теме «Бактерии»
Выполняют задание, участвуют в формулировании итогового вывода и оценивании
Смыслообразование. Формирование умений рассуждать, анализиро-вать, подво-дить итоги
Формирование умений точно выражать свои мысли, аргументировать свою точкузрения, выступать перед аудиторией.
Самооцен-ка, взаимооценка, оценка учителя
Домашнее задание
П.12, выполнить в рабочей тетради упр.47, составить кроссворд по теме «Бактерии»
Рефлексия
Проводит рефлексию. Предлагает мысленно воспрозвести учебное занятие и выразить своё отношение к уроку, продолжив мысль:
Сегодня на уроке я…
Полученные знания я могу применить…
Моё настроение ….
Предлагае оценить в целом свою работу на уроке, подняв ладошку определённого цвета
Осуществляют самооценку эффективности своих достижений, эмоционального состояния.
Формирование оценки своего настроения,результатов своей деятельности эффективности работы творческих групп.
Осознание степени усвоения полученных знаний и их важности практическо-го применения в повседневной жизни.
Самооценка
Приложение к технологической карте урока биологии в 5 классе по теме «Роль бактерий в природе и жизни человека»
Дополнительная информация для работы в группах
По результатам жизнедеятельности бактерий выделяют несколько групп:азотфиксирующие, бактерии гниения и разложения, молочно-кислые, патогенные.
1 группа:
Роль бактерий гниения и разложения в природе
Бактерии разложения и гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы и круговороте веществ в природе. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты. Однако деятельность бактерий гниения можно оценить не только положительно. Именно бактерии гниения вынуждают нас хранить продукты в холодильнике. Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия. На этом основаны методы борьбы с ними.
Ответьте на вопросы:
1.Какие изменения и почему произошли с яблоком на правом рисунке?
2.Каков был бы облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения?
2 группа:
Способы сохранения продуктов питания
Деятельность бактерий гниения можно оценить не только положительно. Именно бактерии гниения могут вызвать порчу продуктов. Стремясь предохранить пищевые продукты от порчи, человек еще в глубокой древности разработал способ их сохранения (консервирования) путем сушки, копчения, соления и квашения, маринования, а впоследствии — охлаждения и замораживания, консервирования сахаром или с применением консервантов и тепловой обработки (кипячения). При длительном воздействии высокой температурой происходит гибель не только бактерий, но и их спор. Во всех перечисленных случаях человек создаёт неблагоприятные условия для жизни бактерий. На этом основаны методы борьбы с ними.
Ответьте на вопросы:
1.Что можно сделать, чтобы продукты оставались пригодным в пищу как можно дольше?
2. Какое молоко будет дольше храниться: цельное, кипячённое или консервированное сгущённое и почему?
3 группа:
Роль почвенных азотофиксирующих бактерий в природе
Почвенные бактерии перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы. Среди них есть азотфиксирующие бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии. Они выделяют азотистые соединения, которые используют бобовые растения. От растения бактерии получают углеводы и минеральные соли. Связь, которая возникла между этими организмами, полезна им обоим и называется симбиозом. Бобовые растения (вика, клевер, горох, фасоль, люцерна) накапливают азот в своих телах и отмирая, обогащают почву азотом. Хороший клевер накапливает за лето около 150 кг. азота на гектар. Вот почему эти растения могут использоваться как зеленое удобрение. В современной агротехнике используют севообороты. Рекомендуется на полях высеивать раз в 3-4 года растения семейства бобовых (клевер, горох, фасоль и др.).
Таким образом, почвенные азотфиксирующие (клубеньковые) бактерии улучшают качество почвы, повышают ее плодородие. Они могут жить в симбиозе с бобовыми растениями, поселяясь на их корнях. Симбиоз-это взаимовыгодный союз двух организмов.
Ответьте на вопросы:
1. Какое удобрение называют зелёным и какова его роль в почвообразовании?
2.Что такое симбиоз? Приведите пример симбиоза.
4 группа:
Положительная роль бактерий в жизни человека
Кисло-молочные бактерии участвуют в сквашивании капусты. Под их действиеммолоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Занимаясь проблемами долгожительства И. И. Мечников в начале XX в. пришел к выводу, что одной из причин преждевременного старения является постоянное отравление организма продуктами распада пищи. Молочно-кислые бактерии в процессе жизнедеятельности выделяют молочную кислоту, которая подавляет жизнедеятельность гнилостных бактерий, а это прямой путь к долголетию. Поэтому кисломолочные продуты обязательно нужно употреблять в пищу.
Бактерии человек используют для очистки сточных вод,
производства ценных веществ ( лекарств, гормонов, ферментов); как объект лабораторных (научных) исследований (т.е в научных целях).
Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют патогенные вредные бактерии. Можно сказать, что микрофлора человека является дополнительным «органом», участвующим в переваривании пищи и защите организма от инфекций.
Ответьте на вопрос:Какую пользу человеку приносят бактерии?
5 группа:
Отрицательная роль бактерий
Бактерии гниения портят пищевые продукты, целлюлозоразрушающие бактерии портят книги в книгохранилищах, чем наносят непоправимый урон, например, когда под их действием страницы старинных рукописей рассыпаются.
Некоторые виды бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания, как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.
Одними из этих болезней человек может заразиться при общении с больным воздушно-капельным путём, т.е через капельки слюны при разговоре, кашле, чихании (туберкулёз, дифтерия, коклюш, скарлатина), другими-при употреблении пищи и воды в которую попали болезнетворные бактерии(брюшной тиф, холера, дизентерия) или через предметы повседневного использования: посуду, книги, игрушки (контактно-бытовой путь) -скарлатина, дифтерия, дизентерия, туберкулез. Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать следующие правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.
Выполните задания:
Чем могут бактерии навредить человеку?
Объясните связь этих предметов с болезнетворными (патогенными) бактериями: мыло, полотенце, медицинская маска, витамины, бокал, шприц.
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(262) "Обобщение знаний по теме: «Строение клеток растений, животных, грибов, бактерий, вирусов. Роль бактерий и вирусов в природе и в жизни человека»."
["seo_title"] => string(155) "obobshchieniie-znanii-po-tiemie-stroieniie-klietok-rastienii-zhivotnykh-ghribov-baktierii-virusov-rol-baktierii-i-virusov-v-prirodie-i-v-zhizni-chielovieka"
["file_id"] => string(6) "294144"
["category_seo"] => string(9) "biologiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1455611847"
}
}