Предмет | Биология | Класс | 5 |
Тема урока | Покрытосеменные, или Цветковые растения |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний |
Цели | Создать условия для выяснения знаний о цветковых растениях; содействовать в усвоении знаний о разнообразии жизненных форм растений; способствовать выявлению признаков однолетних, двулетних и многолетних растений; обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Научиться приводить примеры разнообразия жизненных форм растений в природе; знать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений; использовать учебник как источник информации о разнообразии покрытосеменных растений. | Познавательные: находить информацию о цветковых растениях в научно-популярной литературе, интернет ресурсах, переводить её из одной формы в другую, перерабатывать полученную информацию, применять для решения познавательных задач логические действия: анализ, сравнение, обобщение, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения, отвечать на вопросы по теме исследования, наблюдать и делать самостоятельные выводы. Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; выполнять задания в соответствии с поставленной целью; работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, таблицы, раздаточный материал); делать самостоятельные выводы, оценивать свои успехи. Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь и проявлять активность для решения познавательных задач; слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке; оформлять свою мысль в устной и письменной речи. | Развивать представление об усложнении растений; проявлять ценностное отношение к природе, осознавать важность знаний о покрытосеменных растениях. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Покрытосеменные, или цветковые растения. Цветок. Плод. Деревья. Кустарники. Травы. Растения: однолетние, двулетние, многолетние. |
Организационная структура урока |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Проверяет готовность к уроку. | Организация учащихся. Приём «Ладошка к ладошке!» Слушают, настраиваются на восприятие материала урока. Проверяют наличие раздаточного материала для работы на уроке. | Коммуникативные: взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп; Регулятивные: проверяют наличие Рабочего листа, раздаточного материала, управляют поведением и деятельностью. |
Актуализация знаний Целеполагание | Направляет на формирование темы и цели урока. Выявляет уровень знаний учащихся. Демонстрирует слайды «Цветковые растения» Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию – Почему эти растения называют цветковыми? | Работа в группах. Среди предложенных названий растений выбирают растения, которые имеют цветок. Учащиеся обсуждают, выделяют и называют цветковые растения. Учащиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи урока. | Познавательные: актуализируют свои знания, устанавливают связи между частным и общим. Коммуникативные: работа в группах, вырабатывают общее решение. Регулятивные: выполняют задание в соответствии с поставленной целью. Познавательные: получают информацию о цветковых растениях. Коммуникативные: работа в группах, вырабатывают общее решение. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, |
Изучение нового материала | 1.Покрытосеменные растения. Предлагает учащимся провести исследование, используя раздаточный материал и задание в Рабочем листе. Почему цветковые растения называют покрытосеменными? Проводит инструктаж по ТБ. Рассказывает о происхождении покрытосеменных растений. 2.Жизненные формы цветковых растений. Предлагает работу со статьёй учебника на с.128-129 «Многообразие покрытосеменных», рис.80 «Формы растений», заполнить таблицу в Рабочем листе «Жизненные формы цветковых растений». Ответить устно на вопросы: -Что общего между деревьями, кустарниками и травами? -Чем они отличаются? Задаёт познавательные вопросы. К какой форме растений относится банан? К какой группе растений относится ряска? | Учащиеся в группах проводят исследование, находят внутри плодов семена. Отвечают на вопрос: почему цветковые растения называют Покрытосеменными? Работают с рисунком 79 учебника. 2.Учащиеся работают в группах, заполняют таблицу в Рабочем листе «Жизненные формы цветковых растений», отвечают на вопросы, формируют понятия «деревья», «кустарники», травянистые растения». Обсуждают вопросы в группах и дают ответы. | Познавательные: выстраивают причинно-следственные связи. Коммуникативные: взаимодействие в групповом коллективе, высказывают и отстаивают свою точку зрения. Регулятивные: выполняют задание в соответствии с поставленной целью, по предложенному плану. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делают выводы на основе полученной информации, проводят сравнение объектов. Коммуникативные: проявляют активность в решении познавательных задач. Регулятивные: анализируют, сравнивают, делают самостоятельно выводы. |
Физкультминутка | Предлагает по названию растения определить его жизненную форму. Травы – присесть. Кустарники –хлопаем в ладоши. Деревья – поднимаем руки, дерево качается. Ромашка, шиповник, береза, сирень, ландыш, василёк, липа, клён, смородина, тополь, жёлтая акация. 3.Продолжительность жизни растений. Предлагает работу со статьёй учебника «Многообразие покрытосеменных» и рисунком 81 «Растения разной продолжительности жизни»,на с.130 учебника в Рабочем листе составить схему «Продолжительность жизни растений» и привести примеры растений. Используя гербарий растений и выданные морковь, свёклу определить к какой группе по продолжительности жизни они относятся. Гербарий растений: одуванчик, ландыш, овёс, кукуруза, просо, пшеница, бархатцы, пастушья сумка, свёкла, морковь. | Выполняют упражнения 3.Учащиеся работают со статьей учебника «Многообразие покрытосеменных» и рисунком 81 «Растения разной продолжительности жизни» на с.130 учебника в Рабочем листе составляют схему «Продолжительность жизни растений» и приводят примеры. Работая в группе с раздаточным материалом и гербарием, определяют растения по продолжительности жизни, обсуждают в группах и дают ответы на вопросы. Работают с терминами: однолетние, двулетние, многолетние. | Познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, проводить сравнение объектов. Коммуникативные: проявляют активность в решении познавательных задач. Регулятивные: анализируют, сравнивают, делают самостоятельно выводы |
| 4.Значение покрытосеменных растений. 1.На каких примерах можно показать разнообразие покрытосеменных растений? 2.Проектная деятельность учащихся. | Учащиеся называют группы растений: лекарственные, масличные, плодово-ягодные, овощные, хлебные, декоративные. Учащиеся выступают с проектами «Первоцветы», «Рекорды растительного мира», «Удивительные растения». | Познавательные: определять роль растений для жизни на Земле, обосновывать своё мнение. Находить информацию о цветковых растениях в научно-популярной литературе, интернет ресурсах, переводить её из одной формы в другую. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для представления результата своей деятельности, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: выполняют задание, работая в группе в соответствии с целью. |
Закрепление пройденного материала. | Вопросы: 1.Каковы отличительные признаки покрытосеменных растений? Использует Приём «Микрофон» 2.Почему эпиграфом урока было высказывание Л.Н.Толстого «Для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего самостоятельная работа». | 1.Называют отличительные признаки покрытосеменных растений, записывают в Рабочем листе. Используют Приём «Микрофон» Комментируют высказывание Л.Н. Толстого, «Для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего самостоятельная работа». | Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: внесение необходимых дополнений в осознание усвоенного материала. |
Задание на дом | Задаёт домашнее задание П.23; с. 127-132 Вопросы. Задания. | Записывают задание, получают рекомендации к их выполнению. | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Достигнуты ли цель и задачи урока? -Я узнал (а)... -Меня удивило… -Работая в группе, я… -Мне трудно представить, что… Выставление оценок. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Выставляют оценки в дневник. | Познавательные: рефлексия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |