3 | Изучение нового материала Закрепление учебного материала | Определение темы урока. Целеполагание. Цель учителя: обратить результаты проверки для новой познавательной деятельности ( проверить умение учащихся устанавливать связь между строением кровеносных сосудов и движением крови по сосудам). Деятельность учителя: читает отрывок из сказки Кэрола Доннера «Тайны анатомии», где герои- молекулы Вольняшка, Макс и Молли путешествуют по кровеносной системе, задаёт вопросы и по ходу ответов крепит на доску названия сосудов. «…Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд…». Задаёт вопрос - Помогите героям сказки. В каком сосуде они очутились? Учитель крепит на доску надпись «аорта» и продолжает читать сказку. «… Аорта!- взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений…» Задаёт вопрос - О каком разветвлении говорит Вольняшка? Учитель крепит на доску надпись «артерии», читает сказку дальше. «…Эта артерия, ведущая к голове, - объяснил им эритроцит, на котором ехал Молли. Артерия несёт кровь от сердца к клеткам,- поспешил добавить Вольняшка. – Кровь в них находится под большим давлением, а потому артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться. Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперёд…Они повернули раз, другой, третий и поплыли всё медленнее…» Задаёт вопрос - По каким сосудам кровеносной системе молекулы поплыли гораздо медленнее? Учитель крепит на доску надпись «капилляры», читает. «… А вот и капилляры начинаются!- возвестил Вольняшка, когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. –Сделаем ещё кружок?...» Задаёт вопрос О каком процессе в организме шла речь в отрывке из сказки Кэрола Доннера ? Учитель крепит на доску надпись «кровообращение» и задаёт вопросы. - О каком сосуде ещё не рассказали путешественники? Учитель крепит на доску надпись «вены». - Что такое кровообращение? -Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? -Вспомните, по какому пути движется кровь у млекопитающих? Учитель объявляет тему урока «Большой и малый круги кровообращения», просит записать название в тетрадь. Цель учителя: поставка проблемы, обеспечение готовности к усвоению нового материала.(создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?») Деятельность учителя: Задаёт проблемный вопрос ученикам -Когда больному вводят в вену лекарство, как вы думаете, каков путь этого лекарства, по какому кругу кровообращения оно будет двигаться? Учитель предлагает вернуться к данному вопросу после изучения новой темы. Подготовка к встречи с новым материалом. Цель учителя: Продолжить работу по изучению большого и малого кругов кровообращения, организация самостоятельной работы учеников в группах. Показ видеофильма «Круги кровообращения человека» Деятельность учителя: Определяет число групп, раздаёт карточки-задания, индивидуальные листки самоконтроля. Задание для 1 группы: Работая с учебником, энциклопедиями подготовить сообщение «История открытия кругов кровообращения» Задание для 2 группы: Выстроить из макетов и указать стрелками движение крови по малому кругу кровообращению. Рассказать о малом круге кровообращения. Составить схему, установив последовательность направления движения крови по органам и сосудам, образующих малый круг кровообращения. Заполнить общую таблицу на доске. А теперь работаем в тетрадочках. Составляем схему малого круга кровообращения. Подчеркиваем красным и синим цветом ту часть кровеносного русла, где протекает артериальная и венозная кровь. Задание для 3 группы: Показать и рассказать о пути артериальной крови по большому кругу кровообращению. Показать и рассказать о пути венозной крови по большому кругу кровообращению. Составить схему, установив последовательность направления движения крови по органам и сосудам, образующих большой круг кровообращения. Заполнить общую таблицу на доске. А сейчас поработаем в тетрадях. Давайте изобразим большой круг кровообращения в виде схемы: А сейчас взяли в руки ручки красного цвета и на схеме подчеркнули те участки кровеносного русла, где течет артериальная кровь, синим цветом- венозная.
Задание для 4 группы: Конструируем круги кровообращения.
Учащиеся со шкатулки вытягивают свои роли. «Левый желудочек, правый желудочек, левое предсердие, правое предсердие, аорта, артерия, капилляры органы и ткани, вены, легочные вены, легочные артерии, альвеолы» Затем согласно направлению движения крови по сосудам выстраиваются у доски в круг кровообращения. А имитированным кровяным потоком выступают маленькие мячики красного и синего цвета – артериальная и венозная кровь. Ученики ощущают себя частью круга кровообращения. Учитель оказывает индивидуальную помощь в выполнении заданий, корректирует записи в общей таблице. вопросы | Малый круг кровообр. | Большой круг кров. | Где начи- нается? | | | Где закан- чивается? | | | Как изме- няется состав крови? | | | Каково время обо- рота крови по кругу? | | | Подведем итоги: Система кровообращения у человека такая же, как и у млекопитающих; Сердце человека четырехкамерное, состоит из двух предсердий и двух желудочков; У человека два круга кровообращения (большой и малый); Капилляры большого круга кровообращения снабжают кислородом и питательными веществами ткани и органы и уносят из них углекислый газ; В малом круге кровообращения кровь насыщается кислородом. Физкультминутка. Цель: снятия усталости и напряжения у учащихся. Деятельность учителя: Ребята, вы, наверное устали. Давайте отдохнем. Цель для учителя: Проверить глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий. Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся. Деятельность учителя: 1.Предлагает решить биологическиеую задачи. Кровь из сердца поступила в лёгочный ствол, из него в артерии, затем в капилляры, от туда в вены, которые принесли кровь к сердцу. О каком круге кровообращения идёт речь? Почему так решили? 2. А сейчас, мне хотелось бы узнать, как вы хорошо вы усвоили новый материал. Для этого выполним небольшой тест “Волна”. Чертим луч, на котором откладывает отрезки равной длины. Ставим цифры от 0 до 9. Если вы на вопрос отвечаете “да”, то волна рисуется сверху, если “нет”, то снизу. 1.Сердце человека четырехкамерное? (Да) 2. Аорта - самая мелкая артерия? (нет) 3. Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке? (да) 4. В легких осуществляется газообмен между капиллярами и альвеолами?(да) 5. По венам большого круга кровообращения течет артериальная кровь? (нет) 6. Малый круг кровообращения начинается в левом желудочке и заканчивается в правом желудочке? (нет) 7. Большой круг кровообращения заканчивается в правом предсердии? (Да) 8. Артериальная кровь богатая кислородом? (да) 9. Венозная кровь течет только по венам? (нет) Проверяем. 3.Задача: Почему вредно носить тесную обувь и туго затягиваться ремнями? 4.Решение жизненных ситуаций, работа в группах: 1 группа: У пострадавшего во время кашля выделяется алая кровь. В анамнезе – туберкулёз. Укажите причину, поставьте диагноз и окажите первую помощь. 2 группа: У больной (45 лет) отмечается резкая кинжальная боль за грудиной, которая отдает в левое плечо, левую лопатку. Боль длится несколько часов, валидол приступ не купирует. Больная бледная, на лбу холодный пот, она испытывает страх смерти. Дыхание учащенное. Установите диагноз и окажите помощь. 3 группа: Дорожно- транспортное происшествие. Машина сбила пешехода. Он лежит на спине, правая рука неестественно подвернута, из раны на предплечье алая кровь «бьёт фонтаном». Поставьте диагноз и окажите первую помощь.
4 группа: Женщина в ванной комнате сушила феном волосы, розетка искрила. Потеряла сознание и упала. У неё отсутствует дыхание и пульс. Установите причину, окажите первую помощь. Учитель возвращается к поставленной перед учениками проблеме в начале изучения новой темы и сопоставляет правильность её решения. - Давайте вспомним задачу о введении больному лекарства в вену. Правильно ли вы ответили на заданную задачу? Цель учителя: Определить значимость пути крови по сосудам, необходимости вести здоровый образ жизни. -Почему важно знать путь крови по сосудам? Деятельность учителя: - Задумайтесь над такими фактами: число людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями с каждым годом увеличивается, и болезни органов кровообращения занимают 2 место, после болезней органов дыхания. Посмотрите презентацию №4 на тему «Болезни органов кровообращения» и сделайте вывод, как можно избежать заболеваний. - После просмотра презентации учитель спрашивает, как избежать данных заболеваний и просит озвучить правила здорового образа жизни. Фиксирует на доску: -физическая активность; -рациональное питание; -положительные эмоции; -не иметь вредных привычек. Далее предлагает вернуться к вопросу о движении крови на следующем уроке. - Как говорил Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное». Вопрос о движении крови очень многозначен, разговор будет продолжен на следующих уроках. Мы более подробно разберём проблемы гигиены органов сердечно-сосудистой системы и её влияние на здоровье человека в целом. | Цель для учащихся: применять свои знания. Деятельность учащихся: слушают отрывок из сказки, отвечают на вопросы. Отвечают - В данном отрывке сказки речь идёт об аорте. Отвечают - Вольняшка говорит об артерии. Отвечают В данном эпизоде речь идёт о капиллярах сосудов. Отвечают -В отрывке Кэролла Доннера речь идёт о процессе кровообращения. - Путешественники не рассказали о вене. - Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови в организме.(Запись на доске) - Сегодня на уроке мы будем изучать движение крови по сосудам. - По малому и большому пути кровообращения. Цель для учащихся: Выдвигают гипотезы и их проверяют под руководством учителя, оценивают значимость нового материала. Деятельность учащихся: Предлагают версии решения проблемной ситуации. Цель для учащихся: Учиться устанавливать связь между строением и органами кровеносных сосудов, уметь применять полученные знания в групповой работе. Деятельность учащихся: Работают в группах, распределяют задания, готовят ответы. 1 группа: Работает с учебником, энциклопедиями готовит сообщение «История открытия кругов кровообращения». Деятельность 2 группы: Распределяют вопросы, готовят ответы. -Строят из макетов и указать стрелками движение крови по малому кругу кровообращению. -Рассказывают о малом круге кровообращения. -Составляют схему: Правый желудочек-лёгочный ствол-правая и левая лёгочные артерии-лёгочные капилляры-лёгочные вены-левое предсердие. -Заполняют общую таблицу на доске. Деятельность 3 группы: Распределяют вопросы, готовят ответы. - Показывают и рассказывают о пути артериальной крови по большому кругу кровообращению. -Показывают и рассказывают о пути венозной крови по большому кругу кровообращению. -Составляют схему: Левый желудочек-аорта-артерии- капилляры-мелкие вены-крупные вены-верхняя и нижняя полые вены-правое предсердие. -Заполняют общую таблицу на доске. Деятельность 4 группы: - Распределяют роли. -Составляют и показывают движение крови по кругам кровообращения. Деятельность учащихся: - формулируют выводы. Деятельность учащихся: -выполняют упражнения. Цель для учащихся: Применить знания нового материала при решении биологических задач. Деятельность учащихся: Решают задачи. Отвечают. Речь идёт о малом круге кровообращении. Выдвигают версии своего решения. Выполняют тест. Взаимопроверка в группах. Отвечают. Нарушается нормальное движение крови по сосудам, не нормально снабжаются ткани кислородом и питательными веществами, и не обеспечивается отток продуктов распада, что может привести к различным заболеваниям. Деятельность учащихся: 1.У пострадавшего внутреннее легочное кровотечение. Причина – разрушение ткани легких и кровеносных сосудов малого круга кровообращения. Кровь алая,т.к. в легких идет газообмен, и кровь насыщается кислородом. Первая помощь: пострадавшего усадить. На грудную клетку положить холод. Для облегчения кашля можно дать прохладное питьё. Отправить в больницу. 2. Диагноз – инфаркт миокарда (некроз сердечной мышцы). Причина – спазм сосудов сердца (коронарых сосудов), вследствие этого нарушается кровообращение сердечной мышцы. Первая помощь: больную успокоить, обеспечить доступ свежего воздуха, срочно госпитализировать. 3. У пострадавшего в результате ДТП – открытый перелом костей предплечья с повреждением локтевой или лучевой артерии – артериальное кровотечение, т.к. кровь алая и «бьёт фонтаном». Первая помощь: наложить резиновый жгут выше раны (на плечо). Проверить правильность наложения, вложить записку с указанием времени наложения жгута. На рану – стерильную повязку. Затем зафиксировать руку при помощи шины с фиксацией лучезапястного, локтевого и плечевого суставов. Отправить в травмпункт. 4. Диагноз :поражение электрическим током из-за неисправности проводки. Первая помощь: отключить ток на электрощите. Если это невозможно, то, используя изолирующее средства (сухая ткань, стул, швабра) оттащить пострадавшего от источника электрического тока. Провести сердечно-легочную реанимацию – искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Госпитализировать в больницу. Ученики проводят сравнение ответов до изучения новой темы и после. Цель учащихся: проанализировать информацию, продумать и письменно оформить правила здорового образа жизни. Отвечают на вопросы учителя. Смотрят презентацию, письменно фиксируют правила здорового образа жизни. |