kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока биологии "Большой и малый круг кровообращения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «Большой и малый круги кровообращения»

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: закрепить и расширить знания учащихся по теме «Транспорт веществ»

Задачи урока:Образовательные: организовать индивидуальную и групповую познавательную деятельность учащихся на уроке для изучения сущности большого и малого кругов кровообращения, значения биологического процесса. Развивающие: учить устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов; развивать наблюдательность и речь учащихся.Воспитывающие: расширять кругозор учащихся; воспитывать культуру поведения на уроке

 Оборудование: доска, экран, компьютер, проектор, схемы, карточки-задания, презентация к уроку, учебник, рабочая   тетрадь

.Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, работа в группах, моделирование.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии "Большой и малый круг кровообращения"»

Технологическая карта урока биологии в 8 классе.


Тема урока «Большой и малый круги кровообращения»


Тип урока: комбинированный.


Цели урока: закрепить и расширить знания учащихся по теме «Транспорт веществ»


Задачи урока:

Образовательные: организовать индивидуальную и групповую познавательную деятельность учащихся на уроке для изучения сущности большого и малого кругов кровообращения, значения биологического процесса.

Развивающие: учить устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов; развивать наблюдательность и речь учащихся.

Воспитывающие: расширять кругозор учащихся; воспитывать культуру поведения на уроке


Оборудование: доска, экран, компьютер, проектор, схемы, карточки-задания, презентация к уроку, учебник, рабочая тетрадь.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, работа в группах, моделирование.


УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.















Личностные

результаты

Метапредметные

результаты

Предметные

результаты

-устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению;

-ценностное отношение к своему здоровью.

- Регулятивные - волевая саморегуляция на протяжении всего урока, организует рабочее место, планирует, рефлексирует, оценивает свою деятельность.

Познавательные-анализирует, структурирует знания, строит речевое высказывание.

Коммуникативные - умеет слушать и отвечать на вопросы учителя, находит общее решение; учитывает разные мнения и умеет обосновывать своё, умеет работать в группе.

- знает особенности строения сердца;

- знает строение и функции кровеносных сосудов;

-умеет устанавливать связь строения органа с выполняемыми функциями;

-умеет решать жизненные ситуации.




Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;

- проблемное обучение


Ожидаемые результаты:


-усвоение материала в полном объёме на уроке

- применение полученных знаний при выполнении практических заданий







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Цель учителя: организовать контроль

начала работы, обеспечить интеллектуаль

ный и эмоциональный настрой учеников

на урок.

Деятельность учителя:

Приветствует учеников. Задаёт вопросы:

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Что необходимо нам для успешной работы? Презентация №1.

Цель учащихся: настроится на

восприятие материала урока.



Деятельность учащихся:

Стоя приветствуют учителя.

Отвечают на его вопросы.

2

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цель учителя: провести проверку полученных ранее знаний учащихся, выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях, необходимых для работы по новой теме урока.


Деятельность учителя:

1.Предлагает ребятам индивидуальную работу по карточкам «Термины». Выводит шаблоны ответов на экран. Презентация №2.


2. Работа с текстом «Найди ошибку»


Цель для учащихся: позитивно-перспективно оценить свою работу наряду с выделением ошибок.


Деятельность учащихся:

1.Выбирают карточку и, отвечают на вопросы.

Сравнивают свои ответов с кодами на экране.

2. Взаимопроверка в группах.


3

Изучение нового материала



































































































































































































































Закрепление учебного материала

Определение темы урока. Целеполагание.

Цель учителя: обратить результаты проверки для новой познавательной деятельности ( проверить умение учащихся устанавливать связь между строением кровеносных сосудов и движением крови по сосудам).

Деятельность учителя: читает отрывок из сказки Кэрола Доннера «Тайны анатомии», где герои- молекулы Вольняшка, Макс и Молли путешествуют по кровеносной системе, задаёт вопросы и по ходу ответов крепит на доску названия сосудов.

«…Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд…».

Задаёт вопрос

- Помогите героям сказки. В каком сосуде они очутились?

Учитель крепит на доску надпись «аорта» и продолжает читать сказку.

«… Аорта!- взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений…»

Задаёт вопрос

- О каком разветвлении говорит Вольняшка?

Учитель крепит на доску надпись «артерии», читает сказку дальше.

«…Эта артерия, ведущая к голове, - объяснил им эритроцит, на котором ехал Молли. Артерия несёт кровь от сердца к клеткам,- поспешил добавить Вольняшка. – Кровь в них находится под большим давлением, а потому артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться.

Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперёд…Они повернули раз, другой, третий и поплыли всё медленнее…»

Задаёт вопрос

- По каким сосудам кровеносной системе молекулы поплыли гораздо медленнее?

Учитель крепит на доску надпись «капилляры», читает.

«… А вот и капилляры начинаются!- возвестил Вольняшка, когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. –Сделаем ещё кружок?...»

Задаёт вопрос

О каком процессе в организме шла речь в отрывке из сказки Кэрола Доннера ?

Учитель крепит на доску надпись «кровообращение» и задаёт вопросы.

- О каком сосуде ещё не рассказали путешественники?

Учитель крепит на доску надпись «вены».


- Что такое кровообращение?



-Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?


-Вспомните, по какому пути движется кровь у млекопитающих?

Учитель объявляет тему урока «Большой и малый круги кровообращения», просит записать название в тетрадь.

Цель учителя: поставка проблемы, обеспечение готовности к усвоению нового материала.(создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»)


Деятельность учителя:

Задаёт проблемный вопрос ученикам

-Когда больному вводят в вену лекарство, как вы думаете, каков путь этого лекарства, по какому кругу кровообращения оно будет двигаться?

Учитель предлагает вернуться к данному вопросу после изучения новой темы.

Подготовка к встречи с новым материалом.

Цель учителя: Продолжить работу по изучению большого и малого кругов кровообращения, организация самостоятельной работы учеников в группах.

Показ видеофильма «Круги кровообращения человека»

Деятельность учителя:

Определяет число групп, раздаёт карточки-задания, индивидуальные листки самоконтроля.

Задание для 1 группы:

Работая с учебником, энциклопедиями подготовить сообщение «История открытия кругов кровообращения»









Задание для 2 группы:



  1. Выстроить из макетов и указать стрелками движение крови по малому кругу кровообращению.

  2. Рассказать о малом круге кровообращения.

  3. Составить схему, установив последовательность направления движения крови по органам и сосудам, образующих малый круг кровообращения.

  4. Заполнить общую таблицу на доске.



А теперь работаем в тетрадочках. Составляем схему малого круга кровообращения.



Подчеркиваем красным и синим цветом ту часть кровеносного русла, где протекает артериальная и венозная кровь.



Задание для 3 группы:



  1. Показать и рассказать о пути артериальной крови по большому кругу кровообращению.


  1. Показать и рассказать о пути венозной крови по большому кругу кровообращению.


  1. Составить схему, установив последовательность направления движения крови по органам и сосудам, образующих большой круг кровообращения.

  2. Заполнить общую таблицу на доске.


А сейчас поработаем в тетрадях. Давайте изобразим большой круг кровообращения в виде схемы:

А сейчас взяли в руки ручки красного цвета и на схеме подчеркнули те участки кровеносного русла, где течет артериальная кровь, синим цветом- венозная.





Задание для 4 группы:


Конструируем круги кровообращения.



Учащиеся со шкатулки вытягивают свои роли.

«Левый желудочек, правый желудочек, левое предсердие, правое предсердие, аорта, артерия, капилляры органы и ткани, вены, легочные вены, легочные артерии, альвеолы»

Затем согласно направлению движения крови по сосудам выстраиваются у доски в круг кровообращения. А имитированным кровяным потоком выступают маленькие мячики красного и синего цвета – артериальная и венозная кровь. Ученики ощущают себя частью круга кровообращения.



Учитель оказывает индивидуальную помощь в выполнении заданий, корректирует записи в общей таблице.

вопросы

Малый круг кровообр.

Большой круг кров.

Где начи-

нается?



Где закан-

чивается?



Как изме-

няется

состав

крови?



Каково

время обо-

рота крови

по кругу?





Подведем итоги:

  1. Система кровообращения у человека такая же, как и у млекопитающих;

  2. Сердце человека четырехкамерное, состоит из двух предсердий и двух желудочков;

  3. У человека два круга кровообращения (большой и малый);

  4. Капилляры большого круга кровообращения снабжают кислородом и питательными веществами ткани и органы и уносят из них углекислый газ;

  5. В малом круге кровообращения кровь насыщается кислородом.

Физкультминутка.

Цель: снятия усталости и напряжения у учащихся.

Деятельность учителя: Ребята, вы, наверное устали. Давайте отдохнем.



Цель для учителя: Проверить глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий. Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся.

Деятельность учителя:

1.Предлагает решить биологическиеую задачи.

Кровь из сердца поступила в лёгочный ствол, из него в артерии, затем в капилляры, от туда в вены, которые принесли кровь к сердцу.

О каком круге кровообращения идёт речь?

Почему так решили?



2. А сейчас, мне хотелось бы узнать, как вы хорошо вы усвоили новый материал. Для этого выполним небольшой тест “Волна”. Чертим луч, на котором откладывает отрезки равной длины. Ставим цифры от 0 до 9. Если вы на вопрос отвечаете “да”, то волна рисуется сверху, если “нет”, то снизу.

1.Сердце человека четырехкамерное? (Да)

2. Аорта - самая мелкая артерия? (нет)

3. Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке? (да)

4. В легких осуществляется газообмен между капиллярами и альвеолами?(да)

5. По венам большого круга кровообращения течет артериальная кровь? (нет)

6. Малый круг кровообращения начинается в левом желудочке и заканчивается в правом желудочке? (нет)

7. Большой круг кровообращения заканчивается в правом предсердии? (Да)

8. Артериальная кровь богатая кислородом? (да)

9. Венозная кровь течет только по венам? (нет)

Проверяем.


3.Задача:

Почему вредно носить тесную обувь и туго затягиваться ремнями?






4.Решение жизненных ситуаций, работа в группах:

1 группа: У пострадавшего во время кашля выделяется алая кровь. В анамнезе – туберкулёз. Укажите причину, поставьте диагноз и окажите первую помощь.









2 группа: У больной (45 лет) отмечается резкая кинжальная боль за грудиной, которая отдает в левое плечо, левую лопатку. Боль длится несколько часов, валидол приступ не купирует. Больная бледная, на лбу холодный пот, она испытывает страх смерти. Дыхание учащенное. Установите диагноз и окажите помощь.





3 группа: Дорожно- транспортное происшествие. Машина сбила пешехода. Он лежит на спине, правая рука неестественно подвернута, из раны на предплечье алая кровь «бьёт фонтаном». Поставьте диагноз и окажите первую помощь.














4 группа: Женщина в ванной комнате сушила феном волосы, розетка искрила. Потеряла сознание и упала. У неё отсутствует дыхание и пульс. Установите причину, окажите первую помощь.













Учитель возвращается к поставленной перед учениками проблеме в начале изучения новой темы и сопоставляет правильность её решения.

- Давайте вспомним задачу о введении больному лекарства в вену. Правильно ли вы ответили на заданную задачу?




Цель учителя: Определить значимость

пути крови по сосудам, необходимости вести здоровый образ жизни.

-Почему важно знать путь крови по сосудам?

Деятельность учителя:

- Задумайтесь над такими фактами: число людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями с каждым годом увеличивается, и болезни органов кровообращения занимают 2 место, после болезней органов дыхания. Посмотрите презентацию №4 на тему «Болезни органов кровообращения» и сделайте вывод, как можно избежать заболеваний.

- После просмотра презентации учитель спрашивает, как избежать данных заболеваний и просит озвучить правила здорового образа жизни. Фиксирует на доску:

-физическая активность;

-рациональное питание;

-положительные эмоции;

-не иметь вредных привычек.

Далее предлагает вернуться к вопросу о движении крови на следующем уроке.

- Как говорил Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное». Вопрос о движении крови очень многозначен, разговор будет продолжен на следующих уроках. Мы более подробно разберём проблемы гигиены органов сердечно-сосудистой системы и её влияние на здоровье человека в целом.


Цель для учащихся: применять свои знания.





Деятельность учащихся: слушают отрывок из сказки, отвечают на вопросы.



Отвечают

- В данном отрывке сказки речь идёт об аорте.








Отвечают

- Вольняшка говорит об артерии.












Отвечают

В данном эпизоде речь идёт о капиллярах сосудов.



Отвечают

-В отрывке Кэролла Доннера речь идёт о процессе кровообращения.



- Путешественники не рассказали о вене.


- Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови в организме.(Запись на доске)

- Сегодня на уроке мы будем изучать движение крови по сосудам.

- По малому и большому пути кровообращения.







Цель для учащихся:

Выдвигают гипотезы и их проверяют под руководством учителя, оценивают значимость нового материала.

Деятельность учащихся:

Предлагают версии решения проблемной ситуации.





Цель для учащихся:

Учиться устанавливать связь между строением и органами кровеносных сосудов, уметь применять полученные знания в групповой работе.

Деятельность учащихся:

Работают в группах, распределяют задания, готовят ответы.

1 группа:

Работает с учебником, энциклопедиями готовит сообщение «История открытия кругов кровообращения».

Деятельность 2 группы:

Распределяют вопросы, готовят ответы.

-Строят из макетов и указать стрелками движение крови по малому кругу кровообращению.

-Рассказывают о малом круге кровообращения.

-Составляют схему:

Правый желудочек-лёгочный ствол-правая и левая лёгочные артерии-лёгочные капилляры-лёгочные вены-левое предсердие.

-Заполняют общую таблицу на доске.


























Деятельность 3 группы:

Распределяют вопросы, готовят ответы.

- Показывают и рассказывают о пути артериальной крови по большому кругу кровообращению.

-Показывают и рассказывают о пути венозной крови по большому кругу кровообращению.

-Составляют схему:

Левый желудочек-аорта-артерии- капилляры-мелкие вены-крупные вены-верхняя и нижняя полые вены-правое предсердие.

-Заполняют общую таблицу на доске.


























Деятельность 4 группы:

- Распределяют роли.

-Составляют и показывают движение крови по кругам кровообращения.








































Деятельность учащихся:

- формулируют выводы.














Деятельность учащихся:

-выполняют упражнения.



Цель для учащихся:

Применить знания нового материала при решении биологических задач.



Деятельность учащихся:

Решают задачи.

Отвечают.

Речь идёт о малом круге кровообращении. Выдвигают версии своего решения.




Выполняют тест.

Взаимопроверка в группах.


























Отвечают.

Нарушается нормальное движение крови по сосудам, не нормально снабжаются ткани кислородом и питательными веществами, и не обеспечивается отток продуктов распада, что может привести к различным заболеваниям.



Деятельность учащихся:

1.У пострадавшего внутреннее легочное кровотечение. Причина – разрушение ткани легких и кровеносных сосудов малого круга кровообращения. Кровь алая,т.к. в легких идет газообмен, и кровь насыщается кислородом. Первая помощь: пострадавшего усадить. На грудную клетку положить холод. Для облегчения кашля можно дать прохладное питьё. Отправить в больницу.

2. Диагноз – инфаркт миокарда (некроз сердечной мышцы). Причина – спазм сосудов сердца (коронарых сосудов), вследствие этого нарушается кровообращение сердечной мышцы. Первая помощь: больную успокоить, обеспечить доступ свежего воздуха, срочно госпитализировать.

3. У пострадавшего в результате ДТП – открытый перелом костей предплечья с повреждением локтевой или лучевой артерии – артериальное кровотечение, т.к. кровь алая и «бьёт фонтаном». Первая помощь: наложить резиновый жгут выше раны (на плечо). Проверить правильность наложения, вложить записку с указанием времени наложения жгута. На рану – стерильную повязку. Затем зафиксировать руку при помощи шины с фиксацией лучезапястного, локтевого и плечевого суставов. Отправить в травмпункт.


4. Диагноз :поражение электрическим током из-за неисправности проводки. Первая помощь: отключить ток на электрощите. Если это невозможно, то, используя изолирующее средства (сухая ткань, стул, швабра) оттащить пострадавшего от источника электрического тока. Провести сердечно-легочную реанимацию – искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Госпитализировать в больницу.



Ученики проводят сравнение ответов до изучения новой темы и после.







Цель учащихся: проанализировать информацию,

продумать и письменно оформить правила здорового образа жизни.


Отвечают на вопросы учителя.

Смотрят презентацию, письменно фиксируют правила здорового образа жизни.



























Итоги урока.

Рефлексия.




Цель учителя:

Развивать умения соотносить цель и результат.


Деятельность учителя:

Организует беседу с классом по вопросам:

- Что было главным на уроке?

-Какие затруднения у вас возникли на уроке?

Что нового вы узнали?

Что было интересно?

Чему научились?

Попробуйте догадаться, на какую тему был составлен синквейн. Презентация №3.

Ребята, давайте составим синквейн на тему «Транспорт веществ».

Просит заполнить карту оценки деятельности на уроке и поставить самооценку в виде смайлика.


Учитель просит сдать карты оценки деятельности на уроке.

Спасибо всем за урок. Молодцы!

Цель учащихся:

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

Деятельность учащихся:

Отвечают на вопросы.








Заполняют карту. Проводят самооценку.


Домашнее задание

Цель для учителя:Проинструктировать о выполнении домашнего задания.

  1. Повторить &17.

  2. Составить кроссворд по теме «Транспорт веществ»

  3. Т.З. Оформить листовку рекламы ЗОЖ.

  4. Т.З. Найти материал по теме «Современные достижения в оьласти кардиологии».


Цель для учащихся:

Применить полученные знания на укроке при самостоятельном выполнении домашнего задания.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока биологии "Большой и малый круг кровообращения"

Автор: Кузьмина Наталья Викторовна

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 250753

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме:  «Большой и малый круги кровообращения» "
    ["seo_title"] => string(109) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-biologhii-v-8-klassie-po-tiemie-bol-shoi-i-malyi-krughi-krovoobrashchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "141612"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418143493"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Технологическая карта урока биологии"
    ["seo_title"] => string(39) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_biologii"
    ["file_id"] => string(6) "541518"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582983957"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "дыхательные движения "
    ["seo_title"] => string(28) "dykhatiel-nyie-dvizhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "182844"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425624078"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства