kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема "Головной мозг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка позволяет сформировать основные понятия темы «Головной мозг»; сформировать представление о строении головного мозга; научить распознавать на наглядных пособиях основные отделы и доли головного мозга.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема "Головной мозг"»

Урок №2

Тема: «Головной мозг»

Цель урока:познакомить учащихся со строением головного мозга и его функциями;

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать основные понятия темы «Головной мозг»;

  • сформировать представление о строении головного мозга;

  • научить распознавать на наглядных пособиях основные отделы и доли головного мозга;

Развивающие:

  • умение анализировать, выделять, систематизировать и сравнивать факты;

  • развитие логического, образного и аналитического мышления;

  • создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, стимулировать поисковую деятельность;

  • умение отстаивать свою точку зрения, подтверждать аргументы фактами;

  • способствовать развитию интеллектуальных умений и навыков;

  • продолжить развитие логического мышления и коммуникативных навыков;

  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

  • формировать и развивать навыки работы с различными типами заданий

  • продолжить развитие навыков самооценки и взаимооценки.

Воспитательные:

  • формировать интерес к биологии;

  • развитие положительной учебной мотивации;

  • формирование у обучающихся системы научных взглядов, расширение их кругозора.

Планируемые результаты:

Предметные результаты обучения в соответствии с ФГОС ООО:

  • формирование основных понятий темы «Головной мозг»;

  • сформировать представление об особенностях строения головного мозга и его функциях;

  • распознать на наглядных пособиях отделы головного мозга;

  • распознать на наглядных пособиях доли головного мозга;

Метапредметные учебные действия (МУД):

Универсальные учебные действия (УУД):

а) Регулятивные УУД:

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

  • наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

б) Познавательные УУД:

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст 

в) Коммуникативные УУД:

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Формируемые понятия: головной мозг, задний мозг, передний мозг, продолговатый мозг, блуждающий нерв, средний мозг, четверохолмие, мозжечок, промежуточный мозг, таламус, гипоталамус, гипофиз, большие полушария, мозолистое тело, кора больших полушарий, борозды, извилины, доли головного мозга: затылочная, височная, лобная, теменная; лимбическая системы.


Технологии, методы, методические приемы

Технологии:технология развития критического мышления

Методы:

  • Словесные - объяснение с элементами беседы,инструктивная беседа по выполнению заданий;

  • Наглядные –мультимедийная презентация;

  • Практические – работа с раздаточным материалом, заполнение таблицы.

Методические приемы:

  • Организационные – актуализация знаний;

  • Технические – работа с учебником, тетрадью, словарем, доской;

  • Логические – анализ, выделение главного, определение причинно-следственных связей.




Ход урока:


Этапы урока



Содержание

Организационный

Приветствие;

Определение отсутствующих;

Проверка подготовленности классного помещения к уроку;

Проверка готовности учащихся к уроку.

Актуализация знаний

Задание 1. «Верные - не верные утверждения» Приложение 1.

(индивидуальная работа с карточками.)

Инструктаж: Используя знания полученные входе изучения темы «Строение нервной системы» отметьте галочкой все верные утверждения.

Подготовка учащихся к изучению нового материала

Формулировка темы и плана урока, постановка цели, задач урока:

Тема урока: Головной мозг

Цель урока:познакомить учащихся со строением головного мозга и его функциями;

Задачи урока:

  1. Сформировать основные понятия темы «Головной мозг»;

  2. Сформировать представление о строении головного мозга;

  3. Научить распознавать на наглядных пособиях основные отделы и доли головного мозга;

План урока:

  1. Понятие «головной мозг».

  2. Отделы головного мозга и их функции.

  3. Доли головного мозга

Виды деятельности на уроке: объяснение с элементами беседы, ответы на вопросы, работа с карточками.

Усвоение новых знаний

  1. Понятие «головной мозг»

(Объяснение с элементами беседы, демонстрация мультимедийной презентации, модели головного мозга)

  • Головной мозг - передний (высший) отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека, расположенный в полости черепа.(запись в тетрадь)

  1. Отделы головного мозга.

(Объяснение с элементами беседы, демонстрация мультимедийной презентации, модели головного мозга)

Задание 2. Словарная работа (иллюстрированный словарь). Опорный конспект.

Инструктаж: С помощью учебника и модели головного мозга зарисовать его строение и дать определение отделам головного мозга с выполняющими функциями.


?Из каких отделов состоит головной мозг?

  • Продолговаты мозг -это длинная стволовидная структура, которая составляет нижнюю часть ствола мозга. 

Функция:

-проводящая

-рефлекторная.

  • Средний мозг и продолговатый - часть ствола мозга.

Четыре бугорка-четверохолмие.

  • Верхние бугорки отвечают за обработку зрительной информации

  • Нижние бугорки отвечаю за обработку слуховой информации.

  • Двигательные центры –поддержание тонуса мышц и координации позы тела.

  • Мозжечок - отдел головного мозга, расположенный на задней стороне ствола, позади продолговатого и среднего отделов мозга.

Функции: координация движений, регуляция равновесия и мышечного тонуса, обеспечение точности быстрых произвольных движений.

  • Промежуточный мозг - часть ствола головного мозга, расположенный между полушариями головного мозга и средним мозгом.

Состоит из верхней части – таламуса (зрительные бугры) и нижней части-гипоталамуса (подбугорная область), с которой особой ножкой соединён гипофиз.

Добавить

  • Большие полушария головного мозга- самый крупный отдел мозга, представленный в виде парных образований, объединенных мозолистым телом, которое представляет собой тяж нервных волокон.

  • Анализаторная функция: ощущение, восприятие, анализ движений

  • Замыкательная функция: образование временных условнорефлекторных связей.

  • Высшие психические функции: сознание, речь, волевые процессы, чувства

Кора больших полушарий- тонкий слой серого вещества (тел нейронов), толщиной всего несколько миллиметров, покрывающий весь передний мозг.

?За какие функции отвечает левое и правое полушарие?

Глубокими бороздами кора каждого полушария делится на доли.

  1. Доли головного мозга

(Объяснение с элементами беседы, демонстрация мультимедийной презентации

Задание 3.Немой рисунок (Приложение 2)

Инструктаж: С помощью учебника указать доли головного мозга и их функции.

Закрепление новых знаний

Фронтальная работа по вопросам:

  1. Какими отделами образована стволовая часть мозга?

  2. Центры каких рефлексов расположены в продолговатом мозге?

  3. Каково значение мозжечка в организме человека?

  4. Какие отделы головного мозга ему помогают ему выполнять свои функции?

  5. Ы каком отделе головного мозга расположены высшие центры болевой чувствительности?

  6. Какие расстройства организма возникают у человека при нарушении работы гипоталамуса?

  7. Каково значение борозд и извилин в строении больших полушарий головного мозга?

Информирование учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

Задания на закрепление пройденного материала: работа с текстом параграфа №42:

1.Ответить на вопросы после параграфа

2.Словарная работа.

Дополнительно:

Творческое задание: сообщение на тему «История исследования головного мозга».







Приложение 1

Задание 1. «Верные - не верные утверждения»

Инструктаж: Используя знания, полученные входе изучения темы «Строение нервной системы» и «Спинной мозг» отметьте галочкой все верные утверждения:

  1. Рефлекс – ответная реакция организма на воздействие при участии нервной системы.

  2. По анатомическому признаку нервная система делится на периферическую и вегетативную.

  3. По функциональному признаку нервная система делится на соматическую и вегетативную.

  4. В состав Центральной нервной системы входит головной и спинной мозг.

  5. Нервы, нервные узлы, нервные окончания и сплетения относятся к соматической нервной системе.

  6. Часть нервной системы, иннервирующая скелетные мышцы и кожу называется автономной.

  7. Часть нервной системы, иннервирующая внутренние органы, называется соматической.

  8. Чувствительные нейроны расположены в пределах ЦНС, и участвуют в осуществлении рефлекса.

  9. Количество спинномозговых нервов составляет 31 пару.

  10. Спинной мозг расположен в позвоночном канале и представляет собой тяж длиной 43-45 см и массой около 30 г.

  11. В центре спинного мозга вокруг спинно­мозгового канала расположены тела нейронов, образующие белое вещество спинного мозга.

  12. Вставочные нейроны связывают отростки чувствительных нейронов с телами двигательных нейронов, а также передают информацию в другие отделы центральной нервной системы.

  13. Функции спинного мозга: проводящая и регулирующая.

  14. Проводящая функция заключается в том, что его двигательные нейроны управляют движениями.

Приложение 2

«Немой рисунок»

Инструктаж: С помощью учебника указать доли головного мозга и их функции.






Задание 1. «Верные - не верные утверждения»

Инструктаж: Используя знания, полученные входе изучения темы «Строение нервной системы» и «Спинной мозг» отметьте галочкой все верные утверждения:

  1. Рефлекс – ответная реакция организма на воздействие при участии нервной системы.

  2. По анатомическому признаку нервная система делится на периферическую и вегетативную.

  3. По функциональному признаку нервная система делится на соматическую и вегетативную.

  4. В состав Центральной нервной системы входит головной и спинной мозг.

  5. Нервы, нервные узлы, нервные окончания и сплетения относятся к соматической нервной системе.

  6. Часть нервной системы, иннервирующая скелетные мышцы и кожу называется автономной.

  7. Часть нервной системы, иннервирующая внутренние органы, называется соматической.

  8. Чувствительные нейроны расположены в пределах ЦНС, и участвуют в осуществлении рефлекса.

  9. Количество спинномозговых нервов составляет 31 пару.

  10. Спинной мозг расположен в позвоночном канале и представляет собой тяж длиной 43-45 см и массой около 30 г.

  11. В центре спинного мозга вокруг спинно­мозгового канала расположены тела нейронов, образующие белое вещество спинного мозга.

  12. Вставочные нейроны связывают отростки чувствительных нейронов с телами двигательных нейронов, а также передают информацию в другие отделы центральной нервной системы.

  13. Функции спинного мозга: проводящая и регулирующая.

  14. Проводящая функция заключается в том, что его двигательные нейроны управляют движениями.

Задание 1. «Верные - не верные утверждения»

Инструктаж: Используя знания, полученные входе изучения темы «Строение нервной системы» и «Спинной мозг» отметьте галочкой все верные утверждения:

  1. Рефлекс – ответная реакция организма на воздействие при участии нервной системы.

  2. По анатомическому признаку нервная система делится на периферическую и вегетативную.

  3. По функциональному признаку нервная система делится на соматическую и вегетативную.

  4. В состав Центральной нервной системы входит головной и спинной мозг.

  5. Нервы, нервные узлы, нервные окончания и сплетения относятся к соматической нервной системе.

  6. Часть нервной системы, иннервирующая скелетные мышцы и кожу называется автономной.

  7. Часть нервной системы, иннервирующая внутренние органы, называется соматической.

  8. Чувствительные нейроны расположены в пределах ЦНС, и участвуют в осуществлении рефлекса.

  9. Количество спинномозговых нервов составляет 31 пару.

  10. Спинной мозг расположен в позвоночном канале и представляет собой тяж длиной 43-45 см и массой около 30 г.

  11. В центре спинного мозга вокруг спинно­мозгового канала расположены тела нейронов, образующие белое вещество спинного мозга.

  12. Вставочные нейроны связывают отростки чувствительных нейронов с телами двигательных нейронов, а также передают информацию в другие отделы центральной нервной системы.

  13. Функции спинного мозга: проводящая и регулирующая.

  14. Проводящая функция заключается в том, что его двигательные нейроны управляют движениями.




Проверочная работа по теме «Спинной мозг»

  1. Подпишите составляющие части спинного мозга:

8

9

  1. ______________________________________________________

  2. ______________________________________________________

  3. ______________________________________________________

  4. ______________________________________________________

  5. ______________________________________________________

  6. ______________________________________________________

  7. ______________________________________________________

  8. ______________________________________________________



  1. Чем образованно белое вещество спинного мозга?






  1. Чем образованно серое вещество спинного мозга?





Проверочная работа по теме «Спинной мозг»

  1. Подпишите составляющие части спинного мозга:

8

9

  1. ______________________________________________________

  2. ______________________________________________________

  3. ______________________________________________________

  4. ______________________________________________________

  5. ______________________________________________________

  6. ______________________________________________________

  7. ______________________________________________________

  8. ______________________________________________________



  1. Чем образованно белое вещество спинного мозга?






  1. Чем образованно серое вещество спинного мозга?











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема "Головной мозг"

Автор: Балакина Елена Александровна

Дата: 25.08.2023

Номер свидетельства: 635937

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока на тему "Головной мозг""
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt_uroka_na_tiemu_golovnoi_mozgh"
    ["file_id"] => string(6) "372772"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482502457"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Презентация на тему "Головной мозг""
    ["seo_title"] => string(39) "priezientatsiia_na_tiemu_golovnoi_mozgh"
    ["file_id"] => string(6) "372773"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1482502661"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Урок биологии в 8 классе по теме "Головной мозг. Отделы головного мозга, их строение и функции" "
    ["seo_title"] => string(104) "urok-biologhii-v-8-klassie-po-tiemie-golovnoi-mozgh-otdiely-gholovnogho-mozgha-ikh-stroieniie-i-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "214154"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432221444"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок "Головной мозг, строение и функции" "
    ["seo_title"] => string(41) "urok-golovnoi-mozgh-stroieniie-i-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "229067"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441580877"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Строение и функции отделов головного мозга "
    ["seo_title"] => string(49) "stroieniie-i-funktsii-otdielov-gholovnogho-mozgha"
    ["file_id"] => string(6) "100476"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402381527"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства