kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Ткани растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока соответствует требованиям ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Ткани растений"»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации

Сценарий учебного занятия по предмету




Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Ча-Са-Ман Ирина Викторовна

Район

Канавинский

Место работы

МБОУ СОШ «Школа №109 им.Героя России Д.В.Жидкова»

Должность

Учитель биологии и географии


Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

биология

Класс

5 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

УМК под редакцией В.В.Пасечника

Тема учебного занятия

Клеточное строение организмов

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Ткани

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Девятый урок из десяти

Учебная задача

  • Открыть способ …

  • Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …

  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Овладеть теоретическим знанием в области понятия ткани, виды тканей у растений и способами его прикладного использования. Вовлечь обучающихся в организационно-деятельностную ситуацию


Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся формулировать определение понятия «ткань», выделять существенные признаки тканей

Обучающиеся получат возможность научиться находить сходство и отличие в строение клеток тканей растений

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют способом работы в группах, работы с таблицами

Обучающиеся получат возможность увидеть исследуемые объекты на микропрепаратах, схематически изображать увиденное в тетради

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся сформируют научное мировоззрение о тканях как следующем уровне организации организмов из клеток

Обучающиеся получат возможность для формирования (позиции, понимания, убеждения, установки, оценки)

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.


- имеют опыт: определения темы и цели урока, работы с текстом

- знают: строение клетки

- могут определять части клетки

- могут сравнивать организмы по особенностям строения и жизнедеятельности, сопоставлять часть клетки с особенностями строения и выполняемыми функциями

- могут планировать свою деятельность

- могут контролировать, оценивать

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

фронтальная работа

Выполнение тестовой работы

Заполнение таблицы

Работа в группе

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Называть что такое ткань,виды тканей

Уметь выделять существенные признаки тканей, находить сходство и отличие в строение клеток тканей растений

Определять тип ткани на микропрепарате и рисунке

Описывать значение тканей в жизни растений


Развиваются навыки работы с текстом, иллюстрациями учебника; учиться преобразовывать (структурировать) содержание текста в схему и таблицу, осуществлять сравнение


Обучающиеся осознают жизнь

как уникальную особенность

и ценность, необходимость

бережного отношения к ней;

формируется научное миро

воззрение на основе знаний о тканях



Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

1)Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс учебник для общеоб.учр. В.В. Пасечник

2) В.В.Пасечник Методическое пособие к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения




Электронное приложение к учебнику

Техническое обеспечение

Мультимедийное устройство



Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование


Этап урока Подэтап урока Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)












1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

  • Предъявление учителем своей индивидуальности

  • Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества

Создание комфортной психологической атмосферы урока


1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)

  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.


1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

  • Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.

  • Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся

















2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

• Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата

• Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)


Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”


2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

  • Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире

  • Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения


2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

  • Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними

  • Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем


2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

  • Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях

  • Построение системы конкретно-практических задач

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости


3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

  • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи


3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

  • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения



Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП Подэтап урока или другой формы УВП Действия учителя (педагога) Действия обучающихся

(примерные версии ответов)


1. Мотивационно ориентировочный (7 мин)

1.1. Вхождение в контакт

(1 мин)

Приветствие учащихся. Проверка готовности класса

Приветствие учителя.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

(5 мин)

Учитель обращает внимание обучающихся на запись понятий на доске

Корень, вода, ядро, тубус, цитоплазма, крахмал, вакуоль, стебель, деление клетки, клеточная оболочка, окуляр, лист, жиры, хлоропласты, рост, белки, минеральные вещества(слайд1)

Задание 1.Учитель просит самостоятельно и правильно распределить слова на соответствующие группы

После ответов учитель показывает правильный вариант ответов (слайд 2)

Задание 2 .Соотнесите органоиды с их функциями (слайд 3)

Органоиды клетки

Выполняемые функции

1 – хлоропласты

2 – ядро

3 – вакуоль

4 – цитоплазма

5 - оболочка

А. Запасает питательные

вещества и продукты обмена веществ клетки.

К. Обеспечивает деление клетки

Н. Внутреннее содержимое

клетки, обеспечивает связь между всеми компонентами

клетки, способна к движению.

И. Предохраняет клетку от

внешних воздействий, выполняет опорную функцию и придает форму клетке.

Т. Зернистые образования,

придают растению зеленый цвет.

Л. Зернистые образования. придают клетке малиновый цвет.

Учитель на доске записывает верные ответы: 1т2к3а4н5и.








Обучающиеся выполняют задание, группируют слова и обосновывают свой выбор












Проверяют правильность выполненного задания, обсуждают полученный результат.
















1.3. Создание проблемной ситуации

(1 мин)

Какое слово вы получили?


Что вам известно о тканях?


С одной стороны понятие «ткань» нам известно из повседневной жизни, как материал для пошива различных платьев, костюмов и т.д. Но известно ли вам понятие «ткань» как группа растительных клеток?

Какие возникают вопросы при раскрытии понятия?

Ткани


Из повседневной жизни мы знаем, что под тканью подразумевают материал, из которого шьют различные вещи: платья, брюки 


Что такое «ткань». Какие есть ткани у растений.







2. Операционно – исполнительский

(18мин)

2.1. Целеполагание и планирование

(1 мин)

Какая тема урока?(слайд 4)


Какая цель урока?

(слайд 5)

Ткани


Формулируют цель урока

Выяснить, что такое ткань, какие есть виды тканей у растений, какую функцию они выполняют, по каким признакам отличаются друг от друга

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации (1 мин)

Как мы сможем решить проблему, что нам для этого надо?

Предлагают способы решения:

Прочитать по учебнику

Рассмотреть ткани в микроскоп

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

(1 мин)

Фронтальная работа

Работа в группе

Предлагает вести фиксацию результатов в форме таблицы


Группа из 4 человек


2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

(15 мин)

Самостоятельная работа с учебником по рис. 27 (стр. 46), ответить на вопросы:

1.В чем сходство и различие клеток растений?

2.Самостоятельно составить определение понятия «ткань».

3. Почему ткани бывают разные?







Слайд 6. Определение понятия «ткань»


Выделяет 5 основных типов тканей: образовательная, основная, проводящая, покровная, механическая. (слайд 7)

Учитель организует работу в группах

Обучающиеся, используя микроскоп, учебник , самостоятельно заполняют таблицу «Виды тканей»

Название ткани

Выполняемые функции

Особенности строения клеток










Слайд 8



1.Клетки разных органов растений состоят из клеток, различающихся по форме, размерам, выполняемой функции. Между клетками находится межклеточное вещество, в одних органах его много, в других почти нет.

2.Ткань – это группы клеток, сходные по строению, происхождению.

Из тканей построены различные органы растений (стебли, листья, корни и т.д.)

3.Потому что выполняют разные функции.

Записывают в тетрадь определение


Записывают в тетрадь схему типы тканей



Работают с микроскопом, учебником, заполняют таблицу




3. Рефлексивно – оценочный

(20 мин)

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий(15мин)

Проверяет правильность выполнения задания

Ответы обучающихся сопровождаются слайдами 9,10,11,12,13





Обобщение темы

Что такое «ткань»?

- Какие виды тканей выделяют у растений?

- Как называется ткань, клетки которой постоянно делятся?

- У какой ткани клетки имеют хлоропласты?

- Как называется самая тонкая покровная ткань?

- Какая ткань образует каркас растений?


Выполнить задание. (слайд 14)

Выбери верное утверждение

1.Группа клеток и межклеточного вещества, имеющих общее строение, происхождение и выполняющая одинаковые функции, называется тканью.

2.Клетки механической ткани имеют утолщённую оболочку.

3.Покровные ткани обеспечивают прочность растения.

4.Покровные ткани образованы только мёртвыми клетками.

5.Проводящие ткани имеют вид трубочек или сосудов.

6.Камбий относится только к покровной ткани.

7.Основные ткани являются только проводником воды и питательных

Ответы:1,4,5

Оценка «5» ставится, если нет ошибок, «4»- 1 ошибка, «3» если 2 ошибки.)


Обсуждение результатов выполнения самостоятельной работы .

После заполнения таблицы учащиеся делают вывод, что строение ткани зависит от выполняемой функции.





Отвечают на вопросы











Выполняют задание

Взаимопроверка

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов(5 мин)

Корректирует оценки обучающихся

Проверяет и оценивает лабораторную работу

Оценивают тестовое задание

Оценивают свое эмоциональное состояние


ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока "Ткани растений"

Автор: Ча-Са-Ман Ирина Викторовна

Дата: 20.11.2018

Номер свидетельства: 486772

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОС Тема: "Организм как единое целое. " "
    ["seo_title"] => string(119) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-biologhii-v-6-klassie-v-sootvietstvii-s-fgos-tiema-orghanizm-kak-iedinoie-tsieloie"
    ["file_id"] => string(6) "216424"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432982587"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "технологическая карта урока биологии в соответствии с ФГОС  6 класс "
    ["seo_title"] => string(74) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-biologhii-v-sootvietstvii-s-fgos-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "115897"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412168904"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Технологическая карта урока "Способы размножения растений""
    ["seo_title"] => string(61) "tiekhnologhichieskaiakartaurokasposobyrazmnozhieniiarastienii"
    ["file_id"] => string(6) "270038"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450974482"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Технологическая карта урока биологии "Механические и проводящие ткани растений""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_biologhii_miekhanichieskiie_i_provodiashchiie_"
    ["file_id"] => string(6) "409062"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492104972"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Разработка урока по технологии " Страна тканей" "
    ["seo_title"] => string(48) "razrabotka-uroka-po-tiekhnologhii-strana-tkaniei"
    ["file_id"] => string(6) "144347"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418708350"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства