kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока разработана по теме "Биосинтез белка" для учащихся 10 класса. Основная цель урока: формирование представления об основных этапах процесса биосинтеза белка.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока

10 класс



Тема: Биосинтез белка


Цель: формирование представления об основных этапах процесса биосинтеза белка.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать знания о механизмах биосинтеза белка на примере транскрипции и трансляции;

  • показать роль транспортных РНК в процессе биосинтеза белка.

Развивающие:

  • развивать грамотную речь учащихся (обогащать и усложнять словарный запас при использовании специальных биологических терминов);

  • развивать мышление: умения сравнивать, анализировать, проводить аналогии, прогнозировать, делать выводы;

  • развивать учебно-познавательную компетенцию учащихся.

Воспитывающие:

  • способствовать формированию потребности в сотрудничестве, взаимопомощи

  • воспитывать толерантность.

Формируемые УУД:

Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду.

Регулятивные УУД: организации рабочего места; контролировать результат путем сличения с образцом; соблюдение правил поведения во время урока; уметь слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачи; соблюдать правила работать в парах.

Коммуникативные УУД: вступать в диалог; ясно выражать свои мысли; слушать выступления; вступать в диалог с партнером; учитывать позицию других людей; корректировать свои действия, действия партнера; владеть способами взаимодействия с окружающими; корректно вести диалог.

Познавательные УУД: воспроизводить информацию; сравнивать с образцом; выдвигать гипотезы; обрабатывать, усваивать информацию: анализировать, выделять главное, сравнивать; рассуждать: формулировать тезис и приводить к нему доказательство; выбирать эффективный способ решения задач; уметь эффективно решить задачу посредством алгоритма.


Тип урока: комбинированный.


Методы работы: беседа, самостоятельная работа, работа в парах, группах, самопроверка, взаимопроверка.

Оснащение: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал для закрепления, проверки и взаимопроверки знаний (приложение №1 – задания для самостоятельной работы; приложение №2 – творческие задания; приложение №3 – анкета для рефлексии)


Этап

Действия учителя, задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Действия ученика

УУД

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте девушки. (слайд №1)


Приветствие учителя. Настрой на работу.







Проверка готовности рабочего места ученика и учителя.

Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду

Регулятивные результаты: организация рабочего места

Мотивация. Актуализация знаний.

Мотивирует учащихся за счет включения учащихся в деятельность посредством организованной учителем беседы.

- Сегодня урок я хочу начать со стихов Семена Яковлевича Надсона (слайд№2):

Меняя каждый миг свой образ прихотливый,

Капризна как дитя и призрачна как дым,

Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой

Великое смешав с ничтожным и смешным.

Эти строки позволяют задуматься над вопросом, который всегда волновал людей: что такое жизнь? (слайд №3).

Еще Ф. Энгельс дал жизни такое определение: “Жизнь есть способ существования белковых тел”. Согласны ли вы с этим определением?

- А знаете ли вы, что (слайд №4)

Синтез одной молекулы белка длится 3-4 секунды

За одну минуту образуется от 50 до 60 тыс. пептидных связей

Половина белков нашего тела (всего 17 кг белка) обновляется за 80 дней

За свою жизнь человек обновляет весь свой белок около 200 раз.


Какова же тема нашего урока? (слайд №5)


Откройте тетради и запищите тему урока.

Прежде чем изучать новую тему давайте вспомним то, что мы уже изучили.

(слайд №6) На слайде 11 цифр – под каждой цифрой понятие, которое мы изучили. Суть игры: каждый учащийся выбирает любую цифру и дает определение открывшемуся понятию.

1 – первичная структура белка



2 –мономеры белка

3 - мономер ДНК

4 – рибосомы



5 – репликация ДНК

6 – принцип комплементарности




7 – ген



8 – генетический код





9 – триплет



10 – и - РНК

11 – т - РНК













Учащиеся высказывают свою точку зрения









Учащиеся отвечают:

Биосинтез белка





Учащиеся по очереди называют цифры и дают определение понятиям:

- последовательность аминокислот в полипептидной цепи;

- аминокислоты;

- нуклеотид;

- мельчайшие органоиды клетки на которых происходит синтез белков;

- удвоение ДНК;

- принцип соответствия одного азотистого основания в структуре ДНК или РНК другому;

- участок молекулы ДНК; единица генетической информации;

-последовательность нуклеотидов в цепи ДНК, которая определяет последовательность аминокислот в белке;

- три последовательно расположенных нуклеотида;

- информационная РНК;

- транспортная РНК

Личностные результаты: формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Познавательные результаты: воспроизводить информацию; сравнивать с образцом.

Регулятивные результаты: контролировать результат путем сличения с образцом; соблюдение правил поведения во время урока.

Коммуникативные результаты: вступать в диалог, ясно выражать свои мысли, слушать ответ товарища


Предметные результаты: формулирование темы и цели урока.



Изучение новой темы


































Проблемный вопрос


















Самостоятельная работа №1










Самопроверка










Самостоятельная работа №2


















Взаимопроверка
















Самостоятельная работа №3






Взаимопроверка

Проводит беседу с учащимися:

Мы повторили с вами основные понятия и сегодня мы с вами узнаем, из каких основных этапов состоит процесс биосинтеза белка, какую роль в нем играют нуклеиновые кислоты, в конце урока вы назовете какие компоненты необходимы для синтеза белка.

Мы с вами изучили органоиды клетки и их функции. Кто назовет органоид, функция которого синтез белка?

Где в клетке находятся рибосомы?

Значит биосинтез белка где происходит?


А где содержится информация о структуре белка?

Информация о белках кодируется в ДНК. К настоящему времени составлена карта генетического кода. Генетический код имеет замечательные свойства. Объясните каждое свойство генетического кода (слайд №7).


















Где содержится ДНК?

Молекула ДНК огромная, через поры в ядерной оболочке пройти не может. Каким образом информация о строении белка поступает в цитоплазму клетки? (слайд №8)










Процесс называется транскрипция – переписывание. (слайд №9) Запишите в тетрадь.


В конце гена или группы генов фермент встречает сигнал (также в виде определенной последовательности нуклеотидов), означающий конец переписывания. Готовая и-РНК отходит от ДНК и направляется к месту синтеза белка.

(слайд №10) Задание №1:

1 вариант

Участок молекулы ДНК, кодирующий часть полипептида, имеет следующее строение:

– А – Ц – Ц – А – Т – А – Г – Т – Ц – Ц – А – А – Г – Г – А –

Постройте участок и-РНК.

2 вариант

Участок молекулы ДНК, кодирующий часть полипептида, имеет следующее строение:

– Ц – Ц –А – Ц – Г – А – Ц – Ц – А – Т – Т – Т – А – Ц – Ц –

Постройте участок и-РНК.

Сделайте самопроверку. (Ответ на слайде №11).


И-РНК мы знаем, как синтезируется.

Для синтеза белка нужны кислоты. Каждая аминокислота шифруется более, чем одним кодоном. Откройте таблицу генетического кода (слайд №12). Скажите, какими кодонами шифруется аминокислота гистидин, аланин?



Какую аминокислоту кодирует триплет ГГА, ЦЦУ?

Выполним 2 задание (слайд №13):

1 вариант

1. Сколько аминокислот кодирует 900 нуклеотидов?

2. Белок состоит из 100 аминокислот. Определите число нуклеотидов в молекуле ДНК, кодирующей данный белок.

3. Какая последовательность аминокислот зашифрована следующей последовательностью нуклеотидов в и-РНК:

А-У-Г-Ц-Ц-У-У-У-А-Г-У-У

2 вариант

1. Сколько аминокислот кодирует 600 нуклеотидов?

2. Белок состоит из 200 аминокислот. Определите число нуклеотидов в молекуле ДНК, кодирующей данный белок.

3. Какая последовательность аминокислот зашифрована следующей последовательностью нуклеотидов в и-РНК:

А-У-Г-Ц-У-У-У-А-У-А-Г-А

Поменяйтесь тетрадями и сделайте взаимопроверку. (Ответ на слайде№14).

Каким же образом аминокислоты поступают к месту синтеза белка?





(Слайд№15)



Что значит антикодон, т.е. триплет т-РНК комплементарен триплету и-РНК. У каждой аминокислоты своя т-РНК. Если антикодон соответствует кодону и-РНК кислота отрывается от т-РНК и прикрепляется к полипептидной цепи, а т-РНК идет за другой такой же кислотой.

Выполняем задание №3 (слайд№16)

1 вариант

Какой триплет в т-РНК комплементарен кодону ГЦУ на и-РНК?

2 вариант

Какой триплет в т-РНК комплементарен кодону АУГ на и-РНК?

Поменяйтесь тетрадями и сделайте взаимопроверку. (Ответ на слайде №17).


Полипептидная цепь растет, растет бесконечно?

(слайд №18) Если появляется стоп-кодон, это означает, что синтез белка закончен и готовая полипептидная цепь отходит от рибосомы. Синтез белка на рибосомах называется трансляция (слайд №19). Запишите в тетрадь.



Процесс синтеза белка идет с большими затратами энергии. Откуда берется энергия?

Для увеличения производства белков и-РНК проходит не через одну, а сразу через несколько рибосом (слайд №20). Такую структуру, объединенную одной молекулой и-РНК называют полисомой. Запишите в тетрадь

Т.о. на каждой рибосоме синтезируется несколько молекул белка.

А теперь посмотрим в целом как идет синтез белка: (Слайд №21: фрагмент биосинтез белка).

Вам осталось ответить на вопрос, который я задала в начале урока: какие компоненты необходимы для синтеза белка (слайд №22).









Учащиеся отвечают: рибосомы;

В цитоплазме;

В цитоплазме, на рибосомах.

В генах ДНК



Учащиеся отвечают:

Код триплетен – каждая аминокислота зашифрована тремя нуклеотидами;

Код однозначен – шифрует только одну аминокислоту;

Код неперекрываем – нуклеотид входит в состав одного триплета;

Код имеет знаки препинания: триплеты УАА, УАГ, УГА – не кодируют аминокислоты и обозначают прекращение синтеза белка;

Код универсален – один для всех.

В ядре клетки?

Работа с учебником. Решение проблемы: первый этап проходит в ядре клетки. Двигаясь по цепи ДНК вдоль необходимого гена, РНК-полимераза подбирает по принципу комплементарности нуклеотиды и соединяет их в цепочку в виде молекулы и-РНК.

Учащиеся записывают определение транскрипции в тетрадь.










и-РНК: У-Г-Г-У-А-У-Ц-А-Г-Г-У-У-Ц-Ц-У




и-РНК: Г-Г-У-Г-Ц-У-Г-Г-У-А-А-А-У-Г-Г

Учащиеся делают самопроверку




Учащиеся отвечают:

гистидин: ЦАУ, ЦАЦ

аланин: ГЦУ, ГЦЦ, ГЦА, ГЦГ

глицин, пролин



1) 900/3 = 300 аминокислот

2) 100 х 3 = 300 нуклеотидов

3) Метионин – пролин – лейцин - валин




1) 600/3 = 200 аминокислот

2) 200 х 3 = 600 нуклеотидов

3) Метионин – лейцин – тирозин - аргинин






Учащиеся работают с учебниками:

Для этого есть т-РНК, которые имеют форму листа клевера, где внизу прикреплена аминокислота, а вверху находится антикодон и-РНК.







Ответы учащихся:

ЦГА



УАЦ




Учащиеся отвечают: нет, есть стоп-кодоны.



Учащиеся записывают в тетрадь понятие трансляции.


Учащиеся отвечают: АТФ.



Учащиеся записывают в тетрадь понятие полисом.



Учащиеся смотрят видео: биосинтез белка


Учащиеся отвечают: ДНК, и-РНК, рибосомы, аминокислоты, т-РНК, АТФ, ферменты

Регулятивные результаты: выстраивают логические цепочки рассуждений, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

Коммуникативные результаты: уметь выражать мысли в устной и письменной формах, аргументировать свою точку зрения,

Познавательные результаты: уметь анализировать и делать выводы, структурируют знания







































Коммуникативные результаты: умение согласованно работать в парах, группах, самоконтроль и взаимоконтроль



































Познавательные результаты:

поиск и выделение информации


Физкультминутка

Учитель включает мультзарядку (слайд №23).



Учащиеся выполняют упражнения

Регулятивные результаты: слушать внимательно и выполнять физические упражнения

Закрепление изученного материала


























































Самостоятельная работа №4






















Взаимопроверка

Организовывает работу учащихся, контролирует, если нужно вносит коррективы.

Для закрепления предлагаю работу в группах: каждая группа в течение 2-3 минут совместно обсуждает задание и выносит решение, которое обсуждаем вместе.

Творческие задания для работы в группах:

Задание для группы №1 (слайд №24)

В искусственных условиях (вне клетки) удаётся синтезировать белок, используя для этого готовые, взятые из клеток организмов компоненты (и-РНК, рибосомы, аминокислоты, АТФ, ферменты). Какой – овечий или кроличий – белок будет синтезироваться, если для искусственного синтеза взяты рибосомы кролика, а и- РНК – из клеток овцы? Почему?














Задание для группы №2 (слайд №25)

Одна макромолекула белка гемоглобина, состоящая из 574 аминокислот, синтезируется в рибосоме в течение 90 секунд. Объясните: а) сколько аминокислот «сшивается» в молекулу этого белка за 1 секунду; б) в чем заключается функция гемоглобина?




Задание для группы №3 (слайд №26)

В организме человека ежесекундно разрушается и образуется в среднем по 2 млн. эритроцитов, каждый из которых содержит 280 млн. макромолекул гемоглобина. Определите: а) сколько всего макромолекул гемоглобина находится каждую секунду в процессе «сборки» белка; б) в каком органе происходит образование эритроцитов?





Задание для группы №4 (слайд №27)

У людей, больных серповидноклеточной анемией, первичная структура гемоглобина отличается от нормального гемоглобина лишь в одной точке: седьмое место занимает не глутаминовая кислота, а валин. В остальном первичная структура белка гемоглобина нормального и изменённого одинакова. Определите, из каких нуклеотидов состоят седьмые кодоны в молекулах и-РНК, участвующих в синтезе гемоглобина (нормального и изменённого).


Итоговый тест (слайд №28)

1. Постройте последовательность реакций биосинтеза белка.

A) Снятие информации с ДНК

Б) Узнавание антикодоном т-РНК своего кодона на и-РНК

B) Отщепление аминокислоты от т-РНК

Г) Поступление и-РНК на рибосомы

Д) Присоединение аминокислоты к белковой цепи с помощью фермента

2. Постройте последовательность реакций трансляции.

A) Присоединение аминокислоты к т-РНК

Б) Начало синтеза полипептидной цепи на рибосоме

B) Присоединение и-РНК к рибосоме

Г) Окончание синтеза белка

Д) Удлинение полипептидной цепи

3. Найдите ошибки в приведенном тексте.

1. Генетическая информация заключена в последовательности нуклеотидов в молекулах нуклеиновых кислот. 2. Она передается от и-РНК к ДНК. 3. Генетический код записан на «языке «РНК». 4. Код состоит из четырех нуклеотидов. 5. Почти каждая аминокислота шифруется более чем одним кодоном. 6. Каждый кодон шифрует только одну аминокислоту. 7. У каждого живого организма свой генетический код.

Организует взаимопроверку выполненных заданий (слайд №29, 30).




Учащиеся выполняют задания


Ответ: Биосинтез белка в клетке – процесс матричного типа. Матрицей для сборки молекулы белка является и-РНК. Молекула и-РНК несет в себе информацию о последовательности аминокислот в будущей молекуле белка. Синтез белка происходит в рибосомах по той наследственной информации, которую и-РНК пересняла с ДНК. Таким образом, в рибосомах от кролика будут собираться молекулы белка по программе и-РНК от овцы.


Ответ: а) 574: 90 = 6-7 аминокислот; б) гемоглобин – белок, расположенный в эритроцитах крови, участвующий в транспортировке кислорода и углекислого газа.


Ответ: а) 2 млн. эритроцитов Х 280 млн. молекул гемоглобина = около 560 000 000 000 000 или 560 000 000 млн. макромолекул гемоглобина

б) Эритроциты образуются в красном костном мозге.

Ответ: По таблице генетического кода определяем: в нормальном – ГАА (или ГАГ), в изменённом – ГУУ (или ГУЦ, ГУА, ГУГ).






Учащиеся выполняют тест























Учащиеся делают взаимопроверку.

Ответы:

1-АГБВД; 2-ВАБДГ

3- 2,4,7

Познавательные результаты: уметь обозначить проблему; найти эффективные способы ее решения; сравнивать; обобщать.

Коммуникативные результаты: умение согласованно работать в группах, самоконтроль и взаимоконтроль



















Познавательные результаты: анализировать деятельность; выделять главное

Регулятивные результаты: оценивать полученный результат

Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию.

Составить задания, подобные выполненным на уроке (слайд№31).

Слушают, задают вопросы учителю

Коммуникативные результаты:

слушать объяснения учителя, задавать уточняющие вопросы.

Регулятивные результаты:

соотносить полученное домашнее задание с изученным учебным материалом;

Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

Взаимодействует с учащимися за счет организации опроса, связывая результаты выполнения самостоятельной работы.

- Посчитайте, набранные вами баллы при выполнении самостоятельных работ:

8 баллов оценка «5»

6-7 баллов – «4»

4-5 баллов - «3»

Менее 4 баллов – надо поработать.

Предлагает заполнить анкету (слайд №32, приложение №3)

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным/ неинтересным

Я благодарю вас за работу на уроке.





Подсчитывают баллы. Осуществляют самооценку





Отвечают на вопросы анкеты












Познавательные результаты: выделять основные понятия урока, анализ своей деятельности

Регулятивные результаты: оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные результаты: умение вести диалог, слушать и слышать ответ одноклассника.

Личностные результаты: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока

Автор: Вострокнутова Ирина Владимировна

Дата: 13.11.2019

Номер свидетельства: 526864

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Технологическая карта урока по биологии на тему «Роль мутаций в эволюции органического мира и селекции» "
    ["seo_title"] => string(118) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-biologhii-na-tiemu-rol-mutatsii-v-evoliutsii-orghanichieskogho-mira-i-sieliektsii"
    ["file_id"] => string(6) "191318"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427293183"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Технологическая карта урока как современная форма планирования учебного сотрудничества на уроке иностранного языка "
    ["seo_title"] => string(132) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-kak-sovriemiennaia-forma-planirovaniia-uchiebnogho-sotrudnichiestva-na-urokie-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "227941"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441023920"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Технологические карты уроков по биологии 7 класса в соответствии с ФГОС"
    ["seo_title"] => string(79) "tiekhnologhichieskiie-karty-urokov-po-biologhii-7-klassa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "248731"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446772853"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Технологическая карта урока по физической культуре 2 класс"
    ["seo_title"] => string(59) "tiekhnologhichieskaiakartaurokapofizichieskoikulturie2klass"
    ["file_id"] => string(6) "318884"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460691090"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. "
    ["seo_title"] => string(135) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-sovriemiennaia-forma-planirovaniia-piedaghoghichieskogho-vzaimodieistviia-uchitielia-i-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "125592"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415017860"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства