kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 8 классе Пищеварение в желудке и кишечнике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

 Конспект урока в 8 классе по биологии

ТЕМА: ПИЩЕВАРЕНИЕ В ЖЕЛУДКЕ И КИШЕЧНИКЕ

Цели: познакомить учащихся с особенностями строения же лудка и кишечника; процессами, происходящими в них; свойства ми ферментов желудочного сока, условиями их активности; рас смотреть роль соляной кислоты в пищеварении; роль поджелудоч ной железы, печени, кишечных желез в пищеварении; особенности всасывания питательных веществ в пищеварительном канале; нервную и гуморальную регуляцию отделения желудочного сока. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисун ками, данными в учебнике, извлекать из них быстро и точно нуж ную информацию; логически мыслить; выполнять несложные экс перименты, делать предположения и выводы.

Оборудование: модель торса человека; таблица «Схема строения органов пищеварения»; пробирки; водяная баня; желудоч ный сок; хлопья белка куриного яйца, полученные при кипячении 1/2 белка куриного яйца в 0,5 л воды.

Ход уроков

I.        Организационный момент.

II.        Проверка домашнего задания.

1.Выполнение задания 123 в рабочей тетради.

- Подпишите части зуба, обозначенные на рисунке цифрами:

/ - эмаль;— дентин;

  1. - пульпа;

  2. - нерв;

  3. - кость.

2.        Выполнение задания 125 в рабочей тетради.

-        Рассмотрите рисунок с изображением зубов. Напишите из на звания. Укажите функции зубов.

1 и 2 (слева направо) - резцы; служат для захватывания и от кусывания пищи;

3 - клыки; дробят, разрывают пищу (у человека они развиты относительно слабо);

4,5,6- коренные зубы; растирают, перемалывают пищу.

Кроме указанных функций, у человека зубы участвуют в члено раздельной речи, придавая своеобразную окраску отдельным звукам.

3.        Выполнение задания 126 в рабочей тетради.

-        Что происходит с пищей в ротовой полости?

(В ротовой полости пища измельчается, перетирается и сма чивается слюной, под действием ферментов слюны частично расщепляется (крахмал расщепляется до глюкозы), опробывается на качество (температура, вкус и т. д.), перемешивается и пере двигается в глотку для глотания.)

4.        Выполнение задания 127 в рабочей тетради.

-        Почему слюнные железы относятся к железам внешней сек реции? Каковы функции слюнных желез?

(Слюнные железы относятся к железам внешней секреции, так как имеют протоки и выделяют свой секрет (слюну) в полость рта.

Слюнные железы продуцируют слюну, которая смачивает пи щу, смывает со слизистой оболочки вредные или посторонние ве щества; содержит в своем составе ферменты, придающие ей клейкость и убивающие бактерий. Под действием ферментов со держащийся в пище крахмал расщепляется на более простые мо лекулы - до глюкозы.)

5.        Выполнение задания 128 в рабочей тетради.

-        Что такое слюна?

(Слюна - это секрет слюнных желез. Слюна содержит до 99,4 % воды и имеет слабокислую или слабощелочную реакцию. В ее со став входят ферменты, обеззараживающие пищу и придающие ей клейкость. Под действием ферментов слюны крахмал, содержа щийся в пище, частично расщепляется до глюкозы.)

III. Изучение нового материала.

1.        Самостоятельная работа учащихся с текстом и
рисунками, данными в учебнике на с. 156-158.

2.        Составление таблицы в ходе обсуждения изученного.

№ п/п

Название отдела пищеварительной трубки

Особенности строения

Процессы, происходящие в них

1

2

3

4

1

Желудок

•        по форме похож на большую грушу

•        вместимость 2-3 л

•        слизистая имеет много складок

•        в слизистой распо ложено 35 млн желез

•        за сутки выделяет 2 л желудочного сока

•        желудочный сок = со ляная кислота + слизь + ферменты

•        под действием соля ной кислоты гибнут микробы

•        слизь защищает сли зистую желудка от ме ханических, химиче ских и прочих повреж дений

•        под действием фер ментов расщепляются белки

•        всасываются: алко голь, минеральные со ли, вода, аминокисло ты, глюкоза

2

Тонкая кишка

•        длина 4,5-5 м

•        начальная часть называется двена дцатиперстной

•        слизистая оболоч ка тонкой кишки имеет множество сладок и покрыта бесчисленными ворсинками

•        в ней пища подверга ется действию сока поджелудочной желе зы, желчи и кишечного сока

•        ферменты двенадца типерстной кишки рас щепляют белки, жиры и углеводы

•        желчь усиливает дей ствие ферментов

•        процессы пищеваре ния в тонкой кишке состоят из трех этапов:





1)        полостное пищева-
рение;

2)        пристеночное пище-
варение;

3)        всасывание: глюкоза
и аминокислоты - в
кровь; жирные кислоты
и глицерин в лимфу, а
затем - в кровь

3

Толстая кишка

•        длина 1,5-2 м

•        один из ее участни ков - слепая кишка -имеет узкий черве образный отросток - аппендикс(дли ной 6-8 см)

•        аппендикс - орган иммунной системы

•        в толстой кишке скап ливаются остатки непе реваренной пищи, кото рые могут здесь нахо диться 12-20 часов

•        за 12-20 часов под действием бактерий происходит расщепле ние клетчатки

•        вода всасывается в кровь

3.Заслушивание сообщения на тему «Функции печени и роль желчи в процессе пищеварения».

Печень - самая крупная железа нашего тела, ее масса достигает 1500 г. Печень принимает участие в пищеварении. В ней задержи ваются и обезвреживаются многие ядовитые вещества. В печени откладывается запас углеводов в виде гликогена.

Печень расположена в брюшной полости под диафрагмой справа.

В отличие от всех других органов печень получает кровь из двух источников: артериальную - из собственной печеночной ар терии и венозную - из воротной вены.

Воротная вена собирает кровь из всех непарных органов брюшной полости (желудка и кишок, поджелудочной железы, се лезенки и большого сальника).

В печени вырабатывается желчь, которая по пузырному прото ку попадает в двенадцатиперстную кишку. Образование желчи в клетках печени осуществляется непрерывно, однако ее выделение в двенадцатиперстную кишку происходит лишь через 5-Ю минут после приема пищи и продолжается 6-8 часов. В отсутствие про цесса пищеварения желчь накапливается в желчном пузыре. Су точное количество выделяющейся у взрослого человека желчи со ставляет около 1 л.

Цвет желчи зависит от присутствия в ней красящих веществ -пигментов. Из пигментов желчи образуются пигменты мочи и кала.

Выделение желчи в кишку регулируется нервным и гумораль ным механизмами. Характер выделения желчи на различные пище вые вещества напоминает выделение поджелудочного сока, т. е. зависит от поступления в двенадцатиперстную кишку желудочного сока и соляной кислоты.

Значение желчи в процессе пищеварения многообразно. Она повышает активность ферментов, выделяемых поджелудочной и кишечной железами, облегчает расщепление жиров.

При мясной и жировой пище выделение желчи увеличивается, при голодании уменьшается. Желчь усиливает движение кишки и способствует выделению сока из поджелудочной железы.

Образование желчи в клетках печени составляет лишь неболь шую долю ее общей роли в организации обмена белков, углеводов, витаминов, гормонов и других биологически активных веществ, жиров.

Вся кровь, оттекающая от кишечника, проходит через печень. Вредные или ядовитые вещества, которые могут попасть в кишеч ник с пищей, всасываются через ворсинки в кровь. Эти вещества задерживаются в печени, обезвреживаются и выводятся вместе с желчью в кишечник. В этом состоит барьерная роль печени.

Вопросы для слушателей:

  1. Какие функции выполняет печень в организме человека?

  2. Какова роль желчи в процессе пищеварения?

  3. В чем состоит барьерная роль печени?

4. Лабораторная работа «Цветные реакции на белок». Вступительное слово учителя.

Белки - сложные органические соединения, биополимеры, без которых невозможно существование живой клетки. В составе бел ковых полимеров обнаружено около 20 различных аминокислот. Чем выше уровень организации белка, тем слабее химические свя зи. Под влиянием различных физических, химических факторов -при высокой температуре, действии химических веществ, лучистой энергии и других воздействиях - связи рвутся, структуры белка -

(четвертичная, третичная, вторичная) деформируются, разрушают ся и изменяются свойства белковой молекулы. Нарушение природ ной структуры белка называется денатурацией. Степень денатура ции белка зависит от интенсивности воздействия и может быть об ратимой и необратимой.

Белки отличаются друг от друга по легкости денатурации. Де натурация яичного белка происходит при температуре 60-70 °С, а сократительный белок мышц денатурирует при температуре 40-45 °С.

Многие белки денатурируют от действия ничтожных концен траций химических веществ, а некоторые от незначительных хими ческих воздействий.

Цель работы: изучить качественные реакции на белок.

Оборудование: штатив с пробирками, нагреватель для пробирок, держатель для пробирок, реактивы (раствор белка, 20 % раствор щелочи, раствор медного купороса, концентрированная азотная кислота, раствор аммиака).

Ход работы

1)        Биурепювая реакция, К 4-5 мл раствора белка прилейте столько же раствора щелочи, перемешайте и осторожно прилейте 1 мл раствора медного купороса. Наблюдайте окрашивание жидкости в красно-фиолетовый цвет.

2)        Какую связь обнаруживает эта реакция?

3)        Ксаптопротеиновая реакция. К 2—3 мл раствора белка прилейте несколько капель концентрированной азотной кислоты подогрейте. Белок окрашивается в желтый цвет. Прибавьте к раствору несколько капель раствора аммиака белок окрасится в оранжевый цвет.

Вывод. При ксантопротеиновой реакции происходит нитро вание бензольных ядер белковой молекулы, а биуретовая реакция

О     Н      I

характерна для группировки атомов — С — N —, которая называ ется пептидной связью. За счет пептидной связи образуется пер вичная структура белка.

5.Лабораторная работа «Пищеварение в желудке».

Цель работы: исследовать действие желудочного сока на белок в зависимости от разных условий.

Оборудование: штатив с пробирками, стакан химический на 100 мл (3 шт.), цилиндр мерный на 100 мл, пипетки, термометр лабораторный, спиртовка, часы, жидкий крахмальный клейстер, пробирки с раствором белка, слабый раствор йода, горячая и хо лодная вода, кипяченая и дистиллированная вода, карандаш для стекла, стакан со льдом.

Реактивы и материалы: 10 %-ный раствор NaOH, лак мусовая бумажка или раствор лакмуса, желудочный сок или 10 таблеток ацидинпепсина по 0,25, растворенного в стакане воды.

Ход работы

1)        Налейте в пробирку 1 мл белка и добавьте 5-6 мл воды, взболтайте и нагрейте до появления взвеси хлопьев свернувшегося белка.

2)        Пронумеруйте четыре пробирки.

  1. В первую пробирку налейте 1 мл жидкого крахмального клейстера и 1 мл желудочного сока. Во вторую - 1 мл свежеприго товленной взвеси и столько же желудочного сока. В третью -взвесь белка с добавлением чистой воды. В четвертую - взвесь белка, желудочный сок и раствор щелочи.

  2. В стакане смешайте холодную и горячую воду так, чтобы температура не превышала 37-39 °С. Поставьте в стакан третью и четвертую пробирки на 10-15 минут. По мере остывания долейте горячую воду.

  3. Рассмотрите содержимое пробирок через 10-15 минут. Чем объяснить произошедшие изменения?

6. Повторите опыт, изменяя:

а) температуру среды (пробирки ставят в стакан со льдом или в воду с температурой 60-80 °С);

  1. кислотность среды (добавляют по каплям раствор щелочи до изменения окраски лакмуса).

  2. Сделайте вывод об условиях действия желудочного сока. На какие вещества действует желудочный сок?

Результаты проведенных экспериментов оформите в виде таблицы:

Действие желудочного сока на белок

Пробирки

Что добавили

Что наблюдали

Объяснение увиденного

Вывод. В состав желудочного сока входит фермент пепсин. Под действием пепсина белки расщепляются на более простые со единения.

Кроме пепсина, в желудочном соке имеются различные орга нические и неорганические вещества. Особенно важное значение среди них принадлежит соляной кислоте: пепсин действует только в кислой среде.

Фермента, способного действовать на углеводы, в составе же лудочного сока нет. Однако переваривание углеводов в полости желудка все же происходит, так как слюна, поступающая из рото вой полости, содержит птиалин. Птиалин действует в слабощелоч ной среде. Поэтому расщепление углеводов в желудке происходит в течение лишь 20-30 минут, пока поступившая пища не пропита ется желудочным соком и не изменит щелочную реакцию на кислую.

6. Заслушивание сообщения на тему «Нервные и гу моральные воздействия на секрецию желез».

Гуморальное влияние на желудочное сокоотделение было из вестно уже давно. И. П. Павлов доказал, что важнейшую роль в секреции желез желудка играют воздействия нервной системы.

При мнимом кормлении собаки с перерезанным пищеводом пища в желудок не поступает. Тем не менее через 5-8 минут после начала опыта наблюдается вытекание сока из фистульной трубки, вставленной в желудок животного. Это явление можно объяснить только так: пища раздражает вкусовые рецепторы полости рта; возникающее в них возбуждение проводится по центростремитель ным нервам в ствол головного мозга; оттуда возбуждение направ ляется по центробежным нервам в желудочные железы и вызывает их деятельность. Рефлекторность сокоотделения доказывается тем, что оно прекращается после перерезки нервов, идущих к желудку.

Если пища употреблялась животным прежде, то уже один вид и запах ее способны вызвать деятельность желудочных желез.

Следовательно, секреция желез может происходит и под влия нием условных раздражителей. В этом случае переход нервного возбуждения с центростремительных на центробежные нервы про исходит при участии коры полушарий головного мозга.

Рефлекторное сокоотделение не прекращается с окончанием еды. Попав в желудок, пища механически и химически раздражает рецепторы его слизистой оболочки. Возникающее в рецепторах

возбуждение проводится в головной мозг, а оттуда к железам же лудка, поддерживая их деятельность.

В это время сказывается и гуморальное воздействие на сокоот деление.

Ряд веществ, входящих в состав мясных и овощных отваров, всасывается уже в желудке. Попав в кровь, эти вещества доставля ются ею к желудочным железам и химически возбуждают их дея тельность. Отсюда вытекает обязательность в обеде жидкого блюда (бульона, овощного супа, щей, борща).

Подобным образом действуют и вещества, образующиеся в же лудке при переваривании мяса и других продуктов. Переваривание хлеба не сопровождается образованием веществ, действующих на желудочные железы. Поэтому сухоедение, при котором основной пищей является хлеб, нарушает желудочное пищеварение.

Нервные, а затем гуморальные воздействия на деятельность желудочных желез обеспечивают отделение сока на пищу в тече ние всего времени ее пребывания в желудке.

Вопросы для слушателей:

  1. Кто и как доказал, что важнейшую роль в секреции желез желудка играют воздействия нервной системы?

  2. Почему рефлекторное сокоотделение не прекращается с окончанием еды?

3)        Как осуществляется гуморальное воздействие на сокотделение?

IV. Закрепление знаний.

Работа в группах.

  1. группа освещает вопрос 5 из рубрики «Проверьте свои знания».

  2. группа освещает вопрос 8 рубрики «Проверьте свои зна ния».

III        группа работает с заданиями рубрики «Какие утверждения верны» на с. 160 учебника.

Верные утверждения указаны на с. 161 учебника.

IV        группа работает с заданиями рубрики «Подумайте» на с. 161 учебника.

Известно, что в желудке перевариваются белки. Почему же стенки самого желудка не повреждаются?

От самопереваривания слизистую оболочку предохраняет слизь, обильно покрывающая стенки желудка.

V группа работает с заданиями рубрики «Выберите пра вильный ответ» на с. 161 учебника.

Задание на дом: изучить текст и рисунки в учебнике на с. 156— 159; в рабочей тетради выполнить задания 130-136; желающие го товят сообщения на темы «Значение кулинарной обработки пищи», «Режим питания», «Желудочно-кишечные и глистные заболевания, их предупреждение».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Технологическая карта урока

Автор: Останина Наталья Владимировна

Дата: 09.09.2019

Номер свидетельства: 519373

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Технологическая карта урока по биологии на тему «Роль мутаций в эволюции органического мира и селекции» "
    ["seo_title"] => string(118) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-biologhii-na-tiemu-rol-mutatsii-v-evoliutsii-orghanichieskogho-mira-i-sieliektsii"
    ["file_id"] => string(6) "191318"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427293183"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Технологическая карта урока как современная форма планирования учебного сотрудничества на уроке иностранного языка "
    ["seo_title"] => string(132) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-kak-sovriemiennaia-forma-planirovaniia-uchiebnogho-sotrudnichiestva-na-urokie-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "227941"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441023920"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Технологические карты уроков по биологии 7 класса в соответствии с ФГОС"
    ["seo_title"] => string(79) "tiekhnologhichieskiie-karty-urokov-po-biologhii-7-klassa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "248731"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446772853"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Технологическая карта урока по физической культуре 2 класс"
    ["seo_title"] => string(59) "tiekhnologhichieskaiakartaurokapofizichieskoikulturie2klass"
    ["file_id"] => string(6) "318884"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460691090"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. "
    ["seo_title"] => string(135) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-sovriemiennaia-forma-planirovaniia-piedaghoghichieskogho-vzaimodieistviia-uchitielia-i-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "125592"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415017860"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства