kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Строение, размножение и развитие хвощей. Значение хвощей в природе и жизни человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии. 6 класс. "Строение, размножение и развитие хвощей. Значение хвощей в природе и жизни человека." ЗадачиСформировать знания об особенностях строения, размножения и значения хвощей. Сформировать понятия об усложнении и развитии растений. Урок содержит тест из 10 вопросов с ключами ответов. К уонспекту прилагается презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок 36 ботаника»

Урок № 36 (ботаника ) 6класс

Строение, размножение и развитие хвощей. Значение хвощей в природе и жизни человека.

Задачи: Сформировать знания об особенностях строения, размножения и значения хвощей. Сформировать понятия об усложнении и развитии растений.

ХОД УРОКА:

1.Опрос по предыдущей теме (письменно):

Выполнение теста с последующей взаимопроверкой. После проверки ученики выставляют оценку, используя предложенные критерии выставления оценки.

1. К папоротникообразным не относится: А) хвощ Б) плаун В) сфагнум

2. К папоротникообразным относится: А) кукушкин лён Б) плаун В) риччия

3. Для папоротникообразных характерны следующие признаки:

А) наличие стебля, листьев и корня Б) наличие стебля и листьев В) наличие ризоидов и слоевища

4. Вайями называются: А) побеги папоротников Б) корневища папоротников В) рассеченные листья папоротников

5. Что развивается у папоротников в спорангиях: А) семена Б) пыльца В) споры

6. Вода необходима папоротникообразным для: А) передвижения Б) размножения В) дыхания

7. В каких условиях растут папоротники: А) во влажных и тенистых местах Б) в сухих и солнечных местах В) в холодных и влажных местах

8. Мхи, плауны, хвощи и папоротники имеют сходство:

A) В условиях размножения. Для полового размножения необходимо наличие воды Б) В строении тела. Тело состоит из корней, стеблей и листьев B) В наличии корнеподобных образований. Имеются ризоиды Г) В способах размножения. Размножаются семенами

9. Гаметофит папоротника называется: A) Заросток Б) Проросток B) Зигота Г) Зародыш

10. В жизненном цикле папоротника преобладает: А) Спорофит Б) Гаметофит



Ответы на тест:

1 — В 4 — В 7 — А 10 - А

2 — Б 5 — В 8 - А

3 — А 6 — Б 9 - А «5» -10 правильных ответов; «4» - 9-8 правильных ответов; «3» -7-6 правильных ответа.

2. Изучение нового материала:

( слайд 1,2,3 презентации)

В современном растительном мире насчитывается чуть больше 30 видов хвощей. Все они — многолетние споровые травянистые растения, имеющие тонкое корневище с клубеньками, в которых откладываются питательные вещества. Надземная часть стебля достигает 0,5-1 м и более.Характерной особенностью хвощей является расчленение тела на узлы и междоузлия. Листья у хвощей отсутствуют, они имеют вид зубчиков, которые, срастаясь у основания, образуют влагалище, прикрывающее узел. На листья похожи сильно измененные боковые веточки. Фотосинтез у хвощей осуществляется в стебле. Стебель ребристый и пропитан кремнеземом. В стебле много полостей, одни из них заполнены воздухом, другие — водой. Такое строение обусловлено местами обитания хвощей: луга, болота, берега водоемов. . Подземный стебель (корневище) располагается на разной глубине. Бывают горизонтальные и вертикальные корневища. Горизонтальные корневища толще, с более длинными междоузлиями, чем у вертикальных. На корневищах образуются клубни – утолщенное и видоизмененное междоузлие ветви. Клетки клубней очень крупные и заполнены крахмальными зернами.

Размножение и развитие хвощей

( слайд 4,5 презентации)

Весной на корневищах вырастают побеги, на верхушках которых располагаются спороносные колоски. Колоски содержат спорангии, в которых формируются споры. После раскрытия спорангия споры высыпаются и разносятся ветром. Из спор развиваются гаметофиты (заростки) в виде пластинок диаметром от нескольких мм до 3 см. На нижней стороне гаметофита возникают бесцветные ризоиды длиной до 1 см, с помощью которых он прикрепляется к почве и всасывает воду с растворенными в ней минеральными солями. Размножается хвощ вегетативно (при помощи корневища и клубеньков), бесполым и половым способами, с чередованием бесполого (спорофита) и полового (гаметофита) поколений. В жизненном цикле развития преобладает спорофит. Хвощи — равноспоровые растения, но гаметофиты у них раздельнополые, то есть из одних внешне одинаковых спор образуются мужские заростки с антеридиями, а из других — женские заростки, несущие на себе архегонии. Сперматозоиды многожгутиковые. Оплодотворение происходит в воде. Наиболее распространены полевой, луговой, лесной и болотный хвощи.

Значение хвощей в природе и жизни человека

Как в природе, так и в практической деятельности человека роль хвощей незначительна. Вымершие хвощи древовидных форм сыграли немаловажную роль в образовании каменного угля во всем мире. Почти все они злостные трудноискоренимые сорняки. Осенью и зимой служат кормом для оленей и кабанов. Молодые вегетативные побеги хвоща полевого применяют в медицине как мочегонное средство.

Считают, что хвощеобразные произошли от риниофитов. Их развитие шло в направлении уменьшения размеров. Все хвощеобразные, кроме хвощей, вымерли. Они не дали начала другим группам растений и представляют слепую ветвь развития.

Д.з. конспект

Просмотр содержимого презентации
«Урок 36 ботаника»

Строение, размножение и развитие хвощей. Значение хвощей в природе и жизни человека.

Строение, размножение и развитие хвощей. Значение хвощей в природе и жизни человека.

ГБОУ СОШ №1020

ГБОУ СОШ №1020

ГБОУ СОШ №1020

ГБОУ СОШ №1020

Полевой хвощ:  1 - растение с вегетативными и спороносными побегами; 2-3 - спорофиллы: 4-6 - споры.   ГБОУ СОШ №1020

Полевой хвощ: 1 - растение с вегетативными и спороносными побегами; 2-3 - спорофиллы: 4-6 - споры.

ГБОУ СОШ №1020

Хвощ:  1 - мужской заросток; 2 - женский заросток; 3 - сперматозоид.   ГБОУ СОШ №1020

Хвощ: 1 - мужской заросток; 2 - женский заросток; 3 - сперматозоид.

ГБОУ СОШ №1020


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Строение, размножение и развитие хвощей. Значение хвощей в природе и жизни человека.

Автор: Маслов Андрей Александрович

Дата: 04.03.2016

Номер свидетельства: 302193

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока на тему: "Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов"."
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekturokanatiemurolpaporotnikovkhvoshchieiplaunovvobrazovaniidrievnikhliesov"
    ["file_id"] => string(6) "260756"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448995642"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Папоротникообразные растения. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений, их размножение и развитие."
    ["seo_title"] => string(141) "paporotnikoobraznyierastieniiaobshchaiakharaktieristikapaporotnikovkhvoshchieiplaunovkakvysshikhsporovykhrastieniiikhrazmnozhieniieirazvitiie"
    ["file_id"] => string(6) "274332"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452360345"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Урок 35 Тема Значение высших споровых растений в природе и жизни человека"
    ["seo_title"] => string(86) "urok-35-tiema-znachieniie-vysshikh-sporovykh-rastienii-v-prirodie-i-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "252373"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447359341"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Общая характеристика папоротникообразных. Строение, размножение и развитие плаунов. Значение плаунов в природе и жизни человека."
    ["seo_title"] => string(80) "obshchaia_kharaktieristika_paporotnikoobraznykh_stroieniie_razmnozhieniie_i_razv"
    ["file_id"] => string(6) "393442"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487499753"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Календарно - тематическое планирование по биологии,  6 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-biologhii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250613"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447092735"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства