kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Папоротникообразные растения. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений, их размножение и развитие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

6 сынып                                35 саба?ы / урок  35                   Дата:

Саба?ты? та?ырыбы:.Папоротникообразные растения. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений, их размножение и развитие. Былой расцвет папоротникообразных.Значение  современных папоротникообразных растений в природе и жизни человека.

 Саба?ты?  ма?саты: Познакомиться с особенностями строения хвощей, папоротников, плаунов

Саба?ты? міндеттері:

– познакомить учащихся с еще одной группой высших споровых растений, обладающих не только стеблями и листьями, но и вполне развитыми корнями; ознакомить учащихся с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольный период; объяснить процесс образования каменного угля, а также роль папоротниковидных в природе и жизни человека.

 – научить сравнивать и анализировать разные группы высших споровых растений, развивать умение пользоваться дополнительной литературой, интернетом при подготовке опережающего задания по новой теме.

- сформирование эстетического и экологического воспитания у учащихся.

Саба?ты? т?рі: комбинированный

Саба?ты? ?дісі: наглядные, наглядные, иллюстративные.

Саба?ты? барысы:

I. ?йымдастыру кезе?і

Приветствие.

II. ?й тапсырмасы тексеру

Состовляйка:

  1. У мохообразных нет.

П. корней

А. стеблей

В. Всех этих органов

С. Листьев

  1. С заселением леса кукушкиным льном может начаться.

 Р. Заболачивае леса

А.  Осушение сырых мест

Т. Замена хвойных деревьев на лиственные

Щ. Замена леса на лесостепи

  1. К мохообразным растениям относится.

О. Сфагнум

Ж. Ламинария

Б. Все эти растения

Э. Оленний мох

  1. Мужские и женские гаметы у кукушкина льна.

К. Развиваются на разных растениях

О. Развиваются на разном растении

С. Отсутствуют

Ф. Специально образутся отдельные органы

  1. Высота кукушкина льна.

У. 5 cм

А.30 см

Н.15см

Ж.10 см

  1. Споры у кукушкина льна развиваются.

Р. На верхушке женского растения

О. На верхушке мужского растения

К. На нижней стороне листьев

У. У основания ризоидов

  1. В образовании торфа принимает участие.

А. Аспаравгус

И.сфагнум

Б.  Ламинария

Д. Фукус

  1. У сфагнума есть.

О. Листья

Ы. Ризоиды

К. Цветки

Л. Все эти органы

  1. Необхадимое условие для оплодотворения у мхов это.

Т. Наличие воды

Б. Определенная температура почвы

С. Недостаток воды

М. Определенная температура воды

  1. Стебель сфагнума ежегодно вырастает

Ы. На 2-3 см

З. На несколько миллиметров

Ч. На 5-10 см

В. более чем на 15 см

Ответ: ПРОКАРИОТЫ

 

III. Жа?а саба?

Учитель. Папоротникообразные растения древняя группа высших споровых растений. Они распространены по всему земному шару, встречаются в различных местообитаниях, но наиболее распространены во влажных тропических лесах, где встречаются и на почве, и на стволах, и на ветвях деревьев.

Группа папоротникообразных растений включает в себя более 10 000 видов растений и подразделяется на три крупных отдела.

1. Папоротниковидные.

2. Хвощевидные.

К папоротникообразным растениям, кроме самих папоротников, относятся хвощи. Конечно, эти современные растения лишь отдаленно напоминают своих древних предков. Но все, же их почтенное историческое прошлое требует к себе уважения.

3. Плауновидные.

Всего в эту группу входит более 10 000 видов растений. ( Слайд № 1)

Начнем этот урок с путешествия среди древних обитателей нашей планеты: папоротников, хвощей и плаунов. Нам предстоит выяснить, чем папоротники отличаются от водорослей и высших растений, а что у них есть общего. Мы узнаем, что листья папоротников носят загадочное имя – вайи. Итак, в путь!

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ №1. ДРЕВНИЕ ПАПОРОТНИКООБРАЗНЫЕ

В далекие-далекие времена, когда над Землей расстилались влажные и теплые туманы, а на Земле обитали гигантские ящеры, леса были полны удивительных деревьев. Представь себе, что хорошо знакомые нам папоротники (как и хвощи с плаунами) достигали десятков метров в высоту и были настоящими деревьями.(Слайд № 2)

Около 300 млн. лет назад климат на Земле был теплым и влажным, а атмосфера насыщена углекислым газом. В таких условиях начали развиваться папоротникообразные растения. Они образовывали леса на всех континентах нашей планеты, включая Антарктиду.
В это время лесами из древовидных хвощей, плаунов и папоротников были покрыты обширные территории. (Слайд № 3)

До наших дней дошли отпечатки листьев древних папоротникообразных растений на каменном угле и части окаменевших стволов. Эти находки позволили восстановить внешний вид вымерших растений.

Учитель. Современные растения, принадлежащие к этим отделам, не так внушительны, как их древние предки. В большинстве случаев высота их исчисляется десятками – но не метров, а сантиметров. (Слайд №4, 5)

Значение папоротникообразных растений древних и современных видов

Учитель. Древнейшие папоротникообразные растения оставили нам драгоценное наследие ввиде каменного угля. (Слайд № 14)

Отмершие древние папоротникообразные падали в воду, где их заносило песком и илом. В результате термического разложения без доступа воздуха и под большим давлением горных пород в течение миллионов лет они медленно превращались в каменный уголь. В настоящее время каменный уголь добывают в шахтах или открытым способом. (Слайд № 15)

Он является не только важным источником энергии, но и ценным химическим сырьем. Для получения пластмасс, тканей, смол, лекарств, красок, взрывчатых веществ и даже в парфюмерии. (Слайд № 16)

Лабораторная работа № 19. (работа по группам)

«Внешнее строение папоротникообразных».

Цель: изучить внешнее строение папоротника, найти сходства и различия с мхами, доказать принадлежность папоротников к высшим споровым растениям.

Оборудование: гербарный материал папоротников, мхов, ручная лупа.

Ход работы

1. Рассмотреть внешнее строение папоротника (форму, окраску корневища, форму, размеры и окраску вай). (Слайд № 6)

У папоротника выделяют следующие органы:

А) надземные органы – листья папоротника – называют вайями.
Б) подземные органы – корневище (корневище – видоизмененный стебель).

2. Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне листа (вайи). (Слайд №7)

3. Сравнить папоротники с мхами, найти сходства различия. (Слайд №8).

4. Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растением.(Слайд №9)

Особенности строения хвощей и плаунов

IV. Саба?ты? бекету

(Слайд №17)

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

К папоротникам относятся

  1. кладония
  2. маршанция
  3. сальвиния
  4. агарум
  5. ужовник
  6. щитовник мужской

У современных хвощей

1)     фотосинтез происходит в стеблях и ветвях

2)     фотосинтез происходит в листьях

3)     спороносный колосок образуется в пазухах листьев

4)     спороносный колосок образуется на верхушке побега

5)     есть только стебель и корневище

6)     есть стебель, чешуевидные листья и корневище

Установите соответствие между содержанием первого и второ столбцов.

Установите соответствие между отделами растений и ] представителями.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ                                                   ОТДЕЛЫ

А) сфагнум                                                             1) Моховидные

Б) кукушкин лен                                                    2) Плауновидные

В) плаун баранец

Г) гилокомиум

А

Б

В

Г

Установите соответствие между папоротниками и местами их произрастания.

ПАПОРОТНИКИ                                                                МЕСТА ПРОИЗРАСТАНИЯ

А) орляк                                                                                           1) другие растения

Б) оленьи рога                                                                                 2) почва

В) сальвиния                                                                                    3) вода

Г) голокучник

Д) птичье гнездо

А

Б

В

Г

Д

V. ?йге тапсырма беру: параграф 36,38.  Творческое задание: нарисовать ассоциаграмму.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Папоротникообразные растения. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений, их размножение и развитие.»

6 сынып 35 сабағы / урок 35 Дата:

Сабақтың тақырыбы:.Папоротникообразные растения. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений, их размножение и развитие. Былой расцвет папоротникообразных.Значение современных папоротникообразных растений в природе и жизни человека.

Сабақтың мақсаты: Познакомиться с особенностями строения хвощей, папоротников, плаунов

Сабақтың міндеттері:

– познакомить учащихся с еще одной группой высших споровых растений, обладающих не только стеблями и листьями, но и вполне развитыми корнями; ознакомить учащихся с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольный период; объяснить процесс образования каменного угля, а также роль папоротниковидных в природе и жизни человека.

 – научить сравнивать и анализировать разные группы высших споровых растений, развивать умение пользоваться дополнительной литературой, интернетом при подготовке опережающего задания по новой теме.

- сформирование эстетического и экологического воспитания у учащихся..

Сабақтың түрі: комбинированный

Сабақтың әдісі: наглядные, наглядные, иллюстративные.

Сабақтың барысы:

I. Ұйымдастыру кезеңі

Приветствие.

II. Үй тапсырмасы тексеру

Состовляйка:

  1. У мохообразных нет....

П. корней

А. стеблей

В. Всех этих органов

С. Листьев

  1. С заселением леса кукушкиным льном может начаться....

Р. Заболачивае леса

А. Осушение сырых мест

Т. Замена хвойных деревьев на лиственные

Щ. Замена леса на лесостепи

  1. К мохообразным растениям относится....

О. Сфагнум

Ж. Ламинария

Б. Все эти растения

Э. Оленний мох

  1. Мужские и женские гаметы у кукушкина льна...

К. Развиваются на разных растениях

О. Развиваются на разном растении

С. Отсутствуют

Ф. Специально образутся отдельные органы

  1. Высота кукушкина льна...

У. 5 cм

А.30 см

Н.15см

Ж.10 см

  1. Споры у кукушкина льна развиваются ...

Р. На верхушке женского растения

О. На верхушке мужского растения

К. На нижней стороне листьев

У. У основания ризоидов

  1. В образовании торфа принимает участие...

А. Аспаравгус

И.сфагнум

Б. Ламинария

Д. Фукус

  1. У сфагнума есть..

О. Листья

Ы. Ризоиды

К. Цветки

Л. Все эти органы

  1. Необхадимое условие для оплодотворения у мхов это...

Т. Наличие воды

Б. Определенная температура почвы

С. Недостаток воды

М. Определенная температура воды

  1. Стебель сфагнума ежегодно вырастает

Ы. На 2-3 см

З. На несколько миллиметров

Ч. На 5-10 см

В. более чем на 15 см

Ответ: ПРОКАРИОТЫ



III. Жаңа сабақ

Учитель. Папоротникообразные растения древняя группа высших споровых растений. Они распространены по всему земному шару, встречаются в различных местообитаниях, но наиболее распространены во влажных тропических лесах, где встречаются и на почве, и на стволах, и на ветвях деревьев.

Группа папоротникообразных растений включает в себя более 10 000 видов растений и подразделяется на три крупных отдела.

1. Папоротниковидные.

2. Хвощевидные.

К папоротникообразным растениям, кроме самих папоротников, относятся хвощи. Конечно, эти современные растения лишь отдаленно напоминают своих древних предков. Но все, же их почтенное историческое прошлое требует к себе уважения.

3. Плауновидные.

Всего в эту группу входит более 10 000 видов растений. ( Слайд № 1)

Начнем этот урок с путешествия среди древних обитателей нашей планеты: папоротников, хвощей и плаунов. Нам предстоит выяснить, чем папоротники отличаются от водорослей и высших растений, а что у них есть общего. Мы узнаем, что листья папоротников носят загадочное имя – вайи. Итак, в путь!

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ №1. ДРЕВНИЕ ПАПОРОТНИКООБРАЗНЫЕ

В далекие-далекие времена, когда над Землей расстилались влажные и теплые туманы, а на Земле обитали гигантские ящеры, леса были полны удивительных деревьев. Представь себе, что хорошо знакомые нам папоротники (как и хвощи с плаунами) достигали десятков метров в высоту и были настоящими деревьями.(Слайд № 2)

Около 300 млн. лет назад климат на Земле был теплым и влажным, а атмосфера насыщена углекислым газом. В таких условиях начали развиваться папоротникообразные растения. Они образовывали леса на всех континентах нашей планеты, включая Антарктиду.
В это время лесами из древовидных хвощей, плаунов и папоротников были покрыты обширные территории. (Слайд № 3)

До наших дней дошли отпечатки листьев древних папоротникообразных растений на каменном угле и части окаменевших стволов. Эти находки позволили восстановить внешний вид вымерших растений.

Учитель. Современные растения, принадлежащие к этим отделам, не так внушительны, как их древние предки. В большинстве случаев высота их исчисляется десятками – но не метров, а сантиметров. (Слайд №4, 5)

Значение папоротникообразных растений древних и современных видов

Учитель. Древнейшие папоротникообразные растения оставили нам драгоценное наследие ввиде каменного угля. (Слайд № 14)

Отмершие древние папоротникообразные падали в воду, где их заносило песком и илом. В результате термического разложения без доступа воздуха и под большим давлением горных пород в течение миллионов лет они медленно превращались в каменный уголь. В настоящее время каменный уголь добывают в шахтах или открытым способом. (Слайд № 15)

Он является не только важным источником энергии, но и ценным химическим сырьем. Для получения пластмасс, тканей, смол, лекарств, красок, взрывчатых веществ и даже в парфюмерии. (Слайд № 16)

Лабораторная работа № 19. (работа по группам)

«Внешнее строение папоротникообразных».

Цель: изучить внешнее строение папоротника, найти сходства и различия с мхами, доказать принадлежность папоротников к высшим споровым растениям.

Оборудование: гербарный материал папоротников, мхов, ручная лупа.

Ход работы

1. Рассмотреть внешнее строение папоротника (форму, окраску корневища, форму, размеры и окраску вай). (Слайд № 6)

У папоротника выделяют следующие органы:

А) надземные органы – листья папоротника – называют вайями.
Б) подземные органы – корневище (корневище – видоизмененный стебель).

2. Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне листа (вайи). (Слайд №7)

3. Сравнить папоротники с мхами, найти сходства различия. (Слайд №8).

4. Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растением.(Слайд №9)

Особенности строения хвощей и плаунов



IV. Сабақтың бекету

(Слайд №17)

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

К папоротникам относятся

                  1. кладония

                  2. маршанция

                  3. сальвиния

                  4. агарум

                  5. ужовник

                  6. щитовник мужской

У современных хвощей

  1. фотосинтез происходит в стеблях и ветвях

  2. фотосинтез происходит в листьях

  3. спороносный колосок образуется в пазухах листьев

  4. спороносный колосок образуется на верхушке побега

  5. есть только стебель и корневище

  6. есть стебель, чешуевидные листья и корневище

Установите соответствие между содержанием первого и второ столбцов.

Установите соответствие между отделами растений и ] представителями.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОТДЕЛЫ

А) сфагнум 1) Моховидные

Б) кукушкин лен 2) Плауновидные

В) плаун баранец

Г) гилокомиум

А

Б

В

Г





Установите соответствие между папоротниками и местами их произрастания.

ПАПОРОТНИКИ МЕСТА ПРОИЗРАСТАНИЯ

А) орляк 1) другие растения

Б) оленьи рога 2) почва

В) сальвиния 3) вода

Г) голокучник

Д) птичье гнездо

А

Б

В

Г

Д






V. Үйге тапсырма беру: параграф 36,38. Творческое задание: нарисовать ассоциаграмму.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Залевская Кристина Эдуардовна

Дата: 09.01.2016

Номер свидетельства: 274332

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Календарно - тематическое планирование по биологии,  6 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-biologhii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250613"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447092735"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Общая характеристика папоротникообразных. Строение, размножение и развитие плаунов. Значение плаунов в природе и жизни человека."
    ["seo_title"] => string(80) "obshchaia_kharaktieristika_paporotnikoobraznykh_stroieniie_razmnozhieniie_i_razv"
    ["file_id"] => string(6) "393442"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487499753"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства