kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Строение и работа сердца. конспект

Нажмите, чтобы узнать подробности

« Строение и  работа сердца».

Цель урока:  Сформировать у учащихся знания о строении и работе сердца человека.

Задачи  урока:

Образовательные: Познакомить с особенностями строения и работы сердца человека. Закреплять знания о составе крови, о строении сердца животных разных классов, об условиях способствующих здоровью сердца.

Коррекционно-развивающие: Развивать память, мыслительные процессы и устойчивое внимание учащихся.

Обогащать словарный запас специальными словами-терминами (четырёхкамерное сердце, желудочки, предсердия, полулунные, створчатые клапаны, фазы).

Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению своего организма.

Оборудование: таблицы, муляж сердца, видео слайды, сигнальные карточки, кроссворд.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Строение и работа сердца. конспект»

МБОУ «Мещеринская СОШ№1»

Учитель биологии Киржаева И. А.



Урок №24

« Строение и работа сердца».

Цель урока: Сформировать у учащихся знания о строении и работе сердца человека.

Задачи урока:

Образовательные: Познакомить с особенностями строения и работы сердца человека. Закреплять знания о составе крови, о строении сердца животных разных классов, об условиях способствующих здоровью сердца.

Коррекционно-развивающие: Развивать память, мыслительные процессы и устойчивое внимание учащихся.

Обогащать словарный запас специальными словами-терминами (четырёхкамерное сердце, желудочки, предсердия, полулунные, створчатые клапаны, фазы).

Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению своего организма.

Оборудование: таблицы, муляж сердца, видео слайды , сигнальные карточки, кроссворд.

Ход урока.

Организационный этап.

Здравствуйте. Все сели правильно. Как у вас настроение? Настроились на работу. Начинаем урок.

Проверка домашнего задания.

Установить соответствие. К буквам подставить цифры.

1.Левый желудочек.

2. Левое предсердие.

3. Правый желудочек.

4. Правое предсердие.

5.Аорта.

6. Легочная артерия.

7. Полые вены.

8. Легочные вены.

9. Капилляры в легких.

10. Капилляры в тканях.

А. Отдел сердца, в котором начинается малый круг кровообращения.

Б. Отдел сердца – конец малого круга кровообращения.

В. Артерия, по которой течет венозная кровь.

Г. Вена, по которой течет артериальная кровь.

Д. Вены с венозной кровью.

Е. Отдел сердца, в котором начинается большой круг кровообращения.

Ж. Отдел сердца - конец большого круга кровообращения.

И. Сосуды, в которых артериальная кровь становиться венозной.

Мы продолжаем изучать тему « Кровь. Кровообращение». Сегодня разберём новую тему, но вы её узнаете, разгадав слово на доске. На доске зашифровано слово из 6 букв.(сердце). Я вам буду задавать вопросы. Каждый правильный ответ даёт право открыть любую букву.

1.По реке бежит вода, ярко красная она. Корабли по ней плывут, пищу органам везут. Кислород они подвозят, углекислый газ увозят и умеют воевать от микробов защищать. (кровь).

2.Отгадайте ребус.(лейкоцит).

3.Что это за процесс? ( рисунок иммунитета).



4. Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом .Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатками. Назовите их.(тромбоциты).

5.Эта красная лепёшка переносит кислород, просто к органам доставит, также просто отдаёт.(эритроцит).

6.Раз,два, три, четыре, пять вышел зайчик погулять. Как вы думаете , где окажется кровь, вышедшая из сердца, за то время, пока я читала стихи.(кровь из сердца успевает добежать до макушки и пяток).

Итак, вы угадали тему нашего урока. Сегодня на уроке мы познакомимся со строением сердца и как оно работает. Запишите тему урока в тетрадь.

Актуализация опорных знаний.

Прежде чем перейти к новой теме, сначала вспомним строение сердца животных из курса биологии за 8 класс. Перед вами схема развития сердца животных разных классов. Какое строение имеет сердце у разных животных?(рыбы-двухкамерное сердце, земноводные- трёхкамерное сердце , пресмыкающиеся- трёхкамерное с перегородкой в желудочке, птицы, млекопитающие- четырёхкамерное ) – повторение.

Сообщение нового материала.

С какой стороны расположено ваше сердце? Покажите. Действительно, сердце в организме человека сдвинуто несколько влево. Про сердце есть загадка: «Весь век в клетке сидит». Что это за клетка? (грудная клетка). А как вы думаете, почему оно располагается в грудной клетке? Вес сердца 300 грамм, а размер с ваш кулак. Сердце состоит из трех слоев Наружный слой – соединительная ткань, средний самый мощный – мышечный и внутренний – эпителиальная ткань. Оно находится в околосердечной сумке, которая выделяет жидкость, что уменьшает трение сердца о стенки околосердечной сумки. Сердце сплошной перегородкой разделено на правую и левую половины. У нас сердце четырехкамерное, также как у млекопитающих. Состоит из 4 камер (отделов): левое предсердие, левый желудочек, правое предсердие, правый желудочек. Левая и правая половины изолированы. Но предсердия и желудочки могут сообщаться через широкие отверстия – створчатые клапаны. Эти клапаны устроены таким образом, что могут пропускать кровь только в сторону желудочков. Поэтому кровь в сердце движется только из предсердий в желудочки. От желудочков отходят крупные сосуды. Между желудочками и артериями полулунные клапаны. Из левого желудочка кровь движется в аорту, из правого в легочную артерию. Они имеют вид карманов, открытых в сторону сосудов. Клапаны помогают крови правильно двигаться в сердце. Их можно сравнить с регулировщиком на дороге, который управляет движением машин. Итак, клапаны регулируют ток крови в сердце. Запишем в тетрадь новые слова: Сердце четырёхкамерное: 2желудочка и 2 предсердия. Полулунные и створчатые клапаны регулируют ток крови в сердце.

Мы разобрали строение сердца, а как же оно работает? Про сердце есть загадка: Целый век стучит оно, на весь день заведено. Сердце работает непрерывно и днем и ночью. Оно перекачивает кровь. Сердце – это насос, который качает кровь и каждый стук, это выброс крови в сосуд. Сердце можно сравнить с мотором в машине. Сердце сокращается и нагнетает кровь в сосуды. Скелетные мышцы могут сокращаться в ответ на нервный импульс а сердечная мышца за счет особых мышечных волокон может самовозбуждаться под влиянием импульсов в ней самой – автоматизм.

Один цикл сокращения состоит из 3 фаз: сокращение предсердий - 0, 1 с сокращение желудочков – 0,3 с, и пауза 0,4 с, во время которой желудочки и предсердия отдыхают (термины вывешиваются на доску). Во время паузы сердечная мышца расслаблена. Что было бы, если сердце работало без паузы? – ответы детей.( заболело, износилось). Чтобы вы лучше поняли как работает сердце посмотрим видеоматериал ( показ видеофильма о работе сердца с комментариями учителя). За одну минуту сердце сокращается 60-70 раз. Частота сердечных сокращений зависит от условий, в которых находится человек.

От ЦНС к Сердцу приходят два нерва парасимпатический (блуждающий ) – замедляет работу сердца, и симпатический – ускоряет. Также на работу сердца влияют и гормоны и мин.вещества Ион К ослабляет а СА усиливает работу сердца.

Как вы думаете, если человек спит, быстро или медленно сокращается сердце? А при выполнении физической работы? Когда волнуется? Когда человек спит, сердце работает не в таком напряжённом ритме, оно отдыхает. У вас должен быть полноценный здоровый сон, не менее 8-9 часов в сутки. За это время ваш организм, в том числе и сердце, отдохнёт и восстановит силы.

Физкультминутка (гимнастика бодрости).

Чтобы ещё раз закрепить пройденную тему, прочитаем о работе сердца в учебнике на странице 112- 113( чтение цепочкой по одному).

Закрепление нового материала.

Итак, мы разобрали строение и работу сердца. Проверим, как вы усвоили новую тему. У вас на столах лежат специальные карточки – сигнальные (красного и зеленого цвета).

Упражнение «Верно ли утверждение». Я вам зачитываю утверждение – если вы согласны со мной, поднимаете зеленую карточку, если нет – красную.

  1. У человека сердце состоит из 2 предсердий и 1 желудочка.

  2. Левая и правая части сердца разделены перегородкой.

  3. У человека четырехкамерное сердце.

  4. Различают 2 фазы сердечной деятельности:

- сокращение предсердий;

- сокращение желудков;

5. Работа сердца заключается в перекачивании крови.

6. Сердце работает в трехфазовом ритме.

7. Во время сна сердце сокращается быстрее, а при физической нагрузке медленнее.

8. Полулунные и створчатые клапаны обеспечивают правильный ток крови.

Ребята, я для вас приготовила ещё одно небольшое задание – таблица с буквами, где спрятаны новые слова, с которыми вы познакомились сегодня на уроке. Попробуйте их найти и прочитать.

Новую тему вы усвоили неплохо. Скажите, хорошо быть здоровым? А иметь здоровое сердце? Давайте разберёмся, что поможет быть сердцу здоровым, а что может ему навредить? Какие факторы способствуют здоровья сердцу, а какие наоборот-вредят? Игра «Ромашка».( 2 сердцевины ромашки прикрепляются к доске: на одной нарисовано здоровое сердце, а на другой больное сердце. Лепестки с факторами вредного и здорового влияния на сердце лежат вперемешку на столе учителя. Дети, по-1,прочитав, должны правильно прикрепить лепестки к нужной сердцевине).

Итог урока.

Сегодня, ребята, мы разобрали тему: «Строение и работа сердца». У вас на столах есть сигнальные карточки. Если вам понравился урок, поднимите зелёную карточку, если не понравился – красную. Что больше всего запомнилось? Какие новые слова вы узнали? Я думаю, вы теперь будете хорошо разбираться в своем организме. Меня радует, что биология для вас является интересным предметом, и вы его с удовольствием изучаете. Желаю здоровья вашему сердцу, а оно будет здоровым только в том случае, если вы будете полноценно спать, избавитесь от вредных привычек, поменьше стрессов и неприятностей.

Домашнее задание. На дом - прочитать параграф, устно ответить на вопросы в конце текста, р. Т.









Установить соответствие. К буквам подставить цифры.

1.Левый желудочек.

2. Левое предсердие.

3. Правый желудочек.

4. Правое предсердие.

5.Аорта.

6. Легочная артерия.

7. Полые вены.

8. Легочные вены.

9. Капилляры в легких.

10. Капилляры в тканях.

А. Отдел сердца, в котором начинается малый круг кровообращения.

Б. Отдел сердца – конец малого круга кровообращения.

В. Артерия, по которой течет венозная кровь.

Г. Вена, по которой течет артериальная кровь.

Д. Вены с венозной кровью.

Е. Отдел сердца, в котором начинается большой круг кровообращения.

Ж. Отдел сердца - конец большого круга кровообращения.

И. Сосуды, в которых артериальная кровь становиться венозной.















СЕ

РДЦ

Е



















































































































Установить соответствие. К буквам снизу подставить цифры.

1.Левый желудочек.

2. Левое предсердие.

3. Правый желудочек.

4. Правое предсердие.

5.Аорта.

6. Легочная артерия.

7. Полые вены.

8. Легочные вены.

9. Капилляры в легких.

10. Капилляры в тканях.

А. Отдел сердца, в котором начинается малый круг кровообращения.

Б. Отдел сердца – конец малого круга кровообращения.

В. Артерия, по которой течет венозная кровь.

Г. Вена, по которой течет артериальная кровь.

Д. Вены с венозной кровью.

Е. Отдел сердца, в котором начинается большой круг кровообращения.

Ж. Отдел сердца - конец большого круга кровообращения.

З. Сосуды, в которых артериальная кровь становиться венозной.

А Б В Г Д Е Ж З




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Строение и работа сердца. конспект

Автор: Киржаева Ирина Алексеевна

Дата: 04.12.2015

Номер свидетельства: 262107

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация к уроку биологии 8 класс "Строение и работа сердца""
    ["seo_title"] => string(61) "priezientatsiiakurokubiologhii8klassstroieniieirabotasierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "260953"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449053574"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока "Строение и работа сердца""
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekturokastroieniieirabotasierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "314619"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459744433"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока биологии в 9 классе "Работа сердца человека" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-biologhii-v-9-klassie-rabota-sierdtsa-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "111331"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407347073"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "План-конспект урока "Строение и работа сердца""
    ["seo_title"] => string(49) "plan-konspiekt-uroka-stroieniie-i-rabota-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "222712"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436719723"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока: «СТРОЕНИЕ И РАБОТА СЕРДЦА»"
    ["seo_title"] => string(40) "konspekt_uroka_stroenie_i_rabota_serdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "514048"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1560074947"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства