kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока "Строение и работа сердца"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомиться со строением и работой сердца.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Строение и работа сердца"»

План-конспект урока по биологии в 8 классе

на тему «Строение и работа сердца»


Цель урока: познакомиться со строением и работой сердца

Задачи урока:

  • повторить строение крови, кровеносных сосудов, круги кровообращения;

  • изучить строение сердца, фазы сердечного цикла;

  • рассмотреть регуляцию работы сердца, влияние физической нагрузки и других факторов на работу сердца;

  • объяснить понятие «автоматизм сердца».

  • продолжить развивать умения сравнивать, анализировать, формулировать выводы.

  • воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Оборудование для учителя:

  • компьютер

  • презентация к уроку

  • интерактивная доска

  • мультимедийный проектор

  • муляж сердца

  • таблицы «Строение сердца», «Круги кровообращения»

Оборудование для учащихся:

  • учебник

  • рабочая тетрадь

  • образцы электрокардиограмм.

Условные обозначения в таблице: П – предметные результаты, М – метапредметные результаты (УУД – универсальные учебные действия – один из видов метапредметных результатов), Л – личностные результаты

Планируемые результаты:

  • Называть структурные компоненты сердца,

  • называть фазы сердечного цикла,

  • определять понятия по теме,

  • описывать механизм протекания сердечного цикла,

  • объяснять явление автоматии, высокой работоспособности сердца,

  • называть виды регуляции кровообращения,

  • описывать механизмы нервной и гуморальной регуляции кровообращения,

  • влияние алкоголя, табака на сердечно-сосудистую системы;

  • объяснять: обосновывать необходимость ведения здорового образа жизни;

  • работать с различными источниками информации.

Тип урока: урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала

Программа обучения: программа по ред. Пасечника В. В. Учебник Колесов Д.В. Маш Р.Д. Беляев И.Н «Биология.Человек.»


Этап урока

Содержание

Комментарии, результаты по ФГОС

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку

М: организационные умения – формирование навыков самоорганизации, самодисциплины

Л: формирование аккуратности, ответственности, доброжелательного отношения к людям, которые интересуются учебным процессом

2. Проверка домашнего задания

Каждый учащийся отвечает на вопросы со слайда презентации, затем идет обмен ответов с соседом по парте и взаимная проверка с оцениванием результатов.

П: повторить тему о строении кровеносных сосудов, кругов кровообращения

УУД: сравнение, обобщение

3. Мотивация знаний.

Звучит тихая музыка, на ее фоне раздается "стук сердца. Учитель читает стихотворение Э. Межелайтиса “Сердце”.

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе все земное

Уменьшается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело.

А что для вас сердце? Зачем оно нам нужно? Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель. К какой части тела ты ни приложишь руку (прикладывает руку к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них. Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом. Действительно, сердце всю жизнь перекачивает кровь из своей левой половины в аорту, из нее в артерии, капилляры, вены, и по двум полым венам возвращает кровь в правую половину (при этом учитель показывает по презентации перемещение крови по сердцу). Здесь все просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само совершенство!

Нет другого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но все же оно таит в себе удивительные загадки, нерешенные и по сей день.

Учащиеся формулируют цели урока: изучить строение, работу и функции сердца, выяснить взаимосвязь строения сердца и выполняемых им функций, строение сердца и особенности его работы.












Л: Развитие внимания, воображения, инсайт (интуиция)














УУД: анализ, обобщение

Л: развитие внимания



4. Изучение новой темы.

1. Объяснение учителя. Познакомимся со строением сердца. И начнем с его местоположения. (Слайд 2)

Слово «сердце» происходит от слова «середина». Сердце находится между правым и левым легкими и лишь слегка смещено в левую сторону. Верхушка сердца направлена вниз, вперед и немного влево, поэтому удары сердца максимально ощущаются слева от грудины.

Размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака. Представим его размеры.

Сердце не случайно называют полым мускульным мешком. Наружный слой стенки сердца состоит из соединительной ткани (эпикард).

Средний слой – миокард - мощный мышечный слой.

Внутренний слой состоит из эпителиальной ткани (эндокард). (Слайд 3).

Сердце находится в соединительно-тканном мешке, который называется околосердечной сумкой. Она неплотно прилегает к сердцу и не мешает ему работать. Кроме того внутренние стенки околосердечной сумки выделяют жидкость, которая снижает трение о стенки сердечной сумки. (Слайд 4).

В сердце различают 4 камеры: 2 предсердия и 2 желудочка. Между левой и правой частями находится перегородка, которая препятствует смешиванию крови. Возникает проблемный вопрос: Если кровь не может двигаться сквозь перегородку, как же тогда кровь движется через сердце?

Задание 1 .Предлагаю работу с учебником с.112, «Строение сердца», верхний абзац.

Ответьте на вопросы.

1.Из каких отделов состоит правая и левая части сердца?

2.Какие клапаны находятся между ними? Заполним 1-ю часть схемы «Клапаны сердца» в маршрутном листе.

3.Для чего нужны клапаны?

4.Куда поступает кровь из желудочков и какие клапаны там находятся?

Из ваших ответов можно сделать вывод.

Кровь движется в одном направлении: из предсердий в желудочки, из желудочков в артерии.

Запишем вывод в рабочие тетради.

2. Объяснение учителя. Еще раз рассмотрим строение сердца, используя модель сердца. Обратите внимание, что стенки левого желудочка толще, чем стенки левого желудочка, потому что левый желудочек выполняет большую работу - он выталкивает кровь по большому кругу кровообращения. От него отходит самая крупная артерия – аорта, от правого желудочка - легочная артерия, а к сердцу кровь поступает по венам. (Выполните упражнение «Строение сердца» в рабочей тетради)

3.Посмотрим видеофрагмент о работе сердца.

Вы увидели, что сердце работает постоянно, и днем и ночью, независимо от сознания. Проталкивая около 5 литров крови в минуту, оно обеспечивает кислородом каждую клетку в организме. В среднем сердце совершает около 3 млрд. сокращений.

Постановка проблемного вопроса.

С очень давних времен люди пытались познать свой организм, интересовались функциями различных органов и, конечно, работой сердца. Среди ярких имен эпохи Возрождения видное место занимает имя Андрея Везалия – врача, основателя научной анатомии. Своим трудом “О строении человеческого тела”, изданным в 1543г., Везалий положил начало современной анатомии. Достаточно сказать, что он вскрыл 200 ошибок Галена, чем нанес смертельный удар его учению.

Блестящие исследования Везалия привели к столкновению его с католической церковью. Доведенный до отчаяния, он сжег свои рукописи, прекратил свою научную деятельность и стал придворным врачем в Мадриде, где и произошло это событие, послужившее поводом для суда инквизиции над гениальным анатомом.

Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.

Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему же все-таки сокращалось сердце? Как объяснить роковой случай с Везалием?

Ответ. Эти факты свидетельствуют о том, что сердце имеет собственный “встроенный” в него механизм, возбуждающий сокращения мышечных волокон.

В сердце кроме обычных мышечных волокон есть скопления клеток и другого типа. Эти уклейки очень возбудимы. Их особенность заключается в том, что они обладают автоматизмом, т.е. возбуждение возникает в них самих, а не приходит из других участков нервной системы. В сердце есть два участка скопления клеток, или, их называют узлами: одно – в правом предсердии, у места впадения верхней полой вены (синоатриальный узел), другое – в том же предсердии, но у перегородки, отделяющей предсердие от желудочка (атриовентрикулярный узел).

Задание 2 Какими же особенностями обладает сердечная мышца? (Работа с учебником на с. 112 «Особенности сердечной мышцы». Записать определение «автоматии» сердца.

Вы знаете, что любая мышца, сокращаясь, постепенно утомляется, и ей необходим отдых, чтобы восстановить работоспособность. А наше сердце работает круглосуточно, всю жизнь. Возникает проблемный вопрос: Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления? Когда оно отдыхает? (Слайд 6)
Задание 3: проработать текст учебника “Сердечный цикл” и заполнить таблицу в рабочей тетради.

Вопросы по таблице классу:

1. Какова продолжительность всего сердечного цикла?
2.Сколько времени работают предсердия?
3.Сколько времени они отдыхают?
4. Сколько времени работают желудочки?
5. Сколько времени они отдыхают?
6. Какой вывод напрашивается из этих данных? Ответ свяжите с проблемным вопросом.

Учитель: Наверняка, каждый из вас обращал внимание на то, как сильно бьется сердце, когда волнуешься, недаром есть выражения – “сердце готово выпрыгнуть из груди”, “от страха сердце в пятки убежало”, “бешено бьется сердце” и др.

Проблемный вопрос: Что происходит с сердцем? Почему оно ведет себя по-разному?
Задание 4 Какие способы регуляции деятельности организма знаете?
Нервная и гуморальная регуляция оказывают влияние и на работу сердца.(Учащиеся читают раздел учебника «Регуляция работы сердца). Затем по схеме на слайде 11 объясняют как осуществляется нервная и гуморальная регуляция

Задание 5 Обобщить все выводы и дать ответ на главный проблемный вопрос.

П: формирование научного типа мышления, изучить строение сердца, строение и значение сердечных клапанов

М: умение слушать учителя, систематизировать полученные знания, анализировать, обобщать.




















М: УУД- вычитывать все уровни текстовой информации, умение слушать и слышать собеседника, анализировать, обобщать, делать выводы.























П: применение биологических знаний в новой ситуации, понимать смысл биологических терминов, знать признаки биологических объектов: живых организмов;

М: умение структурировать знания, обобщать, развитие и тренировка мыслительных операций и речи.

Л: развитие внимания, зрительного восприятия, нестандартное мышление при выполнении учебных задач




































М: УУД – смысловое чтение, умение излагать текстовую информацию, умение структурировать знания, обобщать, отвечать на вопросы не репродуктивного характера.

Л. Внимание, любознательность















П: формирование умения обобщать пройденный материал;

М: УУД – само – и взаимооценка,

5 Заключительная часть.

Среди многочисленных факторов окружающей среды очень плохо влияют на сердце никотин и алкоголь.

Отрицательно влияют на сердце не только эти вещества, но больно ранят сердце грубые слова, зло, несправедливость. И как положительно сказывается на сердце доброе слово, улыбка, хорошее настроение, чуткое внимательное отношение, т.е. положительные эмоции.
Сердце – это особенный орган. Во все века оно было в почете у поэтов, сколько стихов и песен сложено о нем. Вспомните, какими эпитетами награждают сердце: беспокойное, трепетное, благородное, бесстрашное, чистое, храброе, чуткое, щедрое, нежное, доброе человеческое сердце. И уж совсем на особом пьедестале находится сердце матери – безгранично доброе и любящее, всепрощяющее, как в стихотворении Дмитрия Кедрина “Сердце”.

Девчину пытает казак у плетня:
“Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!”

Девчина в ответ, заплетая косу:
“Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердца мне в дар принесет,

Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь – и тебя полюблю!”

Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь:

Он сердце ее на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: “Не ушибся, сынок?”

После таких слов хочется всех призвать беречь свое сердце, сердца друг друга, чутко относиться к окружающим, щадить сердца от излишней нагрузки, беречь друг друга.


М: УУД - раскрепощение мышления ребенка, умение высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию

Л: формирование бережного отношения к своему здоровью, чуткого отношения к окружающим, к близким.

6. Рефлексия

Подводятся итоги урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…


П: формирование умения обобщать пройденный материал;

М: УУД – само – и взаимооценка, умение действовать в команде;

Л: память, внимание, воспитание и развитие самооценки и доброжелательного отношения к одноклассникам.

7. Домашнее задание

Параграф 22, выписать пословицы о сердце, создать синквейн – сердце.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока "Строение и работа сердца"

Автор: Веретенникова Светлана Валерьевна

Дата: 12.07.2015

Номер свидетельства: 222712


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства