| 1-этап. Актуализация | |
«Мост» | Следующие задания на повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы, выполните дома к началу сегодняшнего урока: 1.Что такое кровь? Ответ: Кровь – это однородная густая жидкость, жидкая соединительная ткань. 2.Состав крови? Ответ: Кровь состоит из плазмы и форменных клеток: эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов. 3.Назовите форменные клетки крови и дайте им характеристику? Ответ: Эритроциты – красные кровяные тельца, содержат белковое вещество – гемоглобин. Лейкоциты – бесцветные клетки, имеют ядро. Тромбоциты – клетки крови участвуют в свертывании крови. 4.Какую функцию выполняет кровеносная система? Ответ: Кровеносная система выполняет «транспортную» функцию, переносит кислород и питательные вещества. 5. Что такое иммунитет? Ответ: Свойство организма не воспринимать болезни, защитная функция организма. 6. Виды иммунитета? Ответ: врожденный, приобретенный, исскуственный. |
| ІІ-этап. Самостоятельное усвоение новой темы | |
Теория | Для формирования знаний: | |
«Узнавание» Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? что? где? когда? какой? | 1. Что такое кровеносная система организма? Ответ: Движение крови по сосудам. 2. Назовите основные органы по которым движется кровь? Ответ: сердце, кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры и вены. 3. Как называется алая кровь? Ответ: Артериальная кровь – богата кислородом. 4. Какая кровь темная? Венозная кровь - насыщенна углекислым газом. 5. На какие части разделено сердце? Ответ: на камеры ( предсердие и желудочки). Индивидуальная работа 1. Задание на коррекцию развития восприятия и ориентировки в пространстве «Собери мозаику». 2. Работа по карточкам. | Учителя, составьте задания с участием перечисленных вопросов по каждому абзацу для его подетального разбора Для данного этапа составьте наводящие вопросы(задания) для самостоятельного изучения темы, в процессе выполнения которых ученик смог бы сам назвать тему и сделать выводы, дать определение, вывести формулу и т.д. Для этого рекомендуем использовать в условиях заданий (один или несколько раз) вопросы, соответствующие перечисленным в первой графе микроцелям в «Теории полного усвоения» Б.Блума |
2. «Понимание» (описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому). Это задания с применением вопросов: почему? | Сравните схемы кровеносных систем. Определите, какая система какому животному соответствует. (Буквы соответствующих кровеносных систем напишите рядом с номером животных). А. Сердце двухкамерное. Один замкнутый круг кровообращения. В организм поступает чистая артериальная кровь, богатая кислородом. (Рыба) Б. Сердце трехкамерное. Два круга кровообращения. В организм поступает смешанная кровь. (Лягушка) В. Сердце трехкамерное. Два круга кровообращения. В организм поступает смешанная кровь с большим количеством артериальной. (Ящерица) С. Сердце четырехкамерное. Организм обеспечивается чистой артериальной кровью (Архар, Птица). |
3. «Анализ» (определение частей и структуры в заданиях: проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия, найти общее. Выделить главное в каждом абзаце) | Заполнить Венн диаграмму: |
4. «Синтез» а) (соединение частей по-новому: создать, придумать дизайн, разработать, составить план). Приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.) | Заполните таблицу: «Строение кровеносной системы». |
Практика: (для формирования умений и приобретения навыков через самостоятельное выполнение практических заданий у доски или на местах за партой): |
5. «Применение» Выполни следующие задания ( № ....№.... №...., или упражнения) из учебника, сборника, других источников (автор……, стр….., №....№…, упр…) | Тест Мюненберга. Задание на тренировку распределения и избирательности внимания «Найди слова» (среди буквенного текста вставлены слова найти и подчеркнуть). оаошгсердцеьзщлимфалшрраавеныбликапиллярышзл желудочеколооплегкиетгошвартериичапнаорташбдав лениездсосудышьаклапанышгозакемышцалгдзфазыо лвавтоматиящйяимпульс |
6. «Оценка» (рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте: а) Как ты думаешь? б) Как бы ты поступил? в) Для чего это нужно в жизни? г) Какое применение может найти? | 1. В чем преимущество в строении сердца у птиц и млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися? 2. Как можно объяснить постоянную температуру тела? 3. Какое отношение к этому имеет кровь? |
1 - уровень (5 баллов) |
Теория: 1. «Узнавание» Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? что? где? когда? какой? и другие задания информационного характера. Задания на: различение, узнавание, запоминание, составить список, выделить, рассказать, показать, назвать и т.д. | |
Практика 5. «Применение» (по образцу) Применение в сходной ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: №… | Распредели животных по их классам: 1. рыбы 2. земноводные 3. пресмыкающиеся 4. птицы 5. млекопитающие Архар, як, гусь, крокодил., саламандра, курица, медведь, тигр, кит, акула, варан, дельфин, змея, собака, голубь, ящерица. |
Результат: Формирование 1-уровня компетентности (удовлетв.) |
2 - уровень (+ 4 балла) |
Теория: 2. «Понимание» Понимание (описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому). 3. «Анализ» (определение частей и структуры в заданиях: проанализировать, проверить, провести эксперимент | Дайте определение: Что такое малый круг – кровообращения? Что такое большой круг кровообращения? Дай характеристику строения кровеносной системы голубя? 1. Почему у голубя 4 –х камерное сердце? 2. Зачем нужны клапаны для сердца? 3. Какие виды клапанов вы знаете? Объясни какую функцию выполняют полулунные клапаны? Составить кроссворд на тему: «Кровеносная система позвоночных животных», Используя ключевые слова: кровообращение, клапаны, капилляры, сердце, аорта, жабры, легкие, желудочек, предсердие, артериальная, венозная, |
Практика: 5. «Применение» (в измененной ситуации) №……№….задач или упражнений (указать учебники, сборники, авторы, стр…) или учитель, сами придумайте задания на применение в измененной ситуации | Разноуровневые задания: Тесты. |
Результат: Формирование 2-уровня компетентности ( 5+4=9 баллов = «хор.») |