Цели и задачи: Познакомить учащихся с особенностями строения кровеносной системы у животных разных групп, с составом крови, значением крови и кровообращения; сформировать представления об эволюционном изменении органов кровообращения, о составе крови животных.
Формирование у обучающихся ИКТ компетенции, развитие монологической речи, самопроверка и самооценка знаний.
Воспитывать чувство ответственного отношения к учебе, развивать интерес к биологии.
Оборудование: таблица «Схемы кровеносной системы различных позвоночных животных», интерактивная доска, компьютер, проектор.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок биологии. 7 класс. Кровеностная система. Кровь»
Урок по биологии в 7 классе
Тема: Кровеносная система. Кровь.
Тип урока: Комбинированный.
Цели и задачи: Познакомить учащихся с особенностями строения кровеносной системы у животных разных групп, с составом крови, значением крови и кровообращения; сформировать представления об эволюционном изменении органов кровообращения, о составе крови животных.
Формирование у обучающихся ИКТ компетенции, развитие монологической речи, самопроверка и самооценка знаний.
Воспитывать чувство ответственного отношения к учебе, развивать интерес к биологии.
Оборудование: таблица «Схемы кровеносной системы различных позвоночных животных», интерактивная доска, компьютер, проектор.
Ход урока.
Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы изучали с вами органы пищеварения и обмен веществ у животных.
Вспомните, какую роль играют эти процессы в жизни животных?
Выполнение теста «Пищеварительная система» с использованием пультов и интерактивной доски.
Какое значение имеет обмен веществ и превращения энергии в жизни организма?
В каком направлении шел процесс эволюции пищеварительной системы от одноклеточных до позвоночных животных?
Какую роль в обмене веществ играет кислород?
Каким образом кислород может попасть к отдельным органам тела животного?
Изучение нового материала.
Тема урока: «Кровеносная система. Кровь»
Сегодня на уроке нам предстоит проследить усложнения кровеносной системы у разных групп организмов, состав крови, значение крови и кровообращение.
Может ли быть кровеносная система у простейших?
(Заполнение таблицы)
У какой группы организмов впервые появляется кровеносная система?
Слайд «Дождевой червь»
Давайте посмотрим, как представлена кровеносная система у дождевого червя.
Замкнутая кровеносная система, по спинному сосуду кровь течет к головному концу, а по брюшному — к заднему за счет кольцевых сосудов передней части тела, появляются капиляры
.
Слайд «Брюхоногие моллюски»
Посмотрите на рисунок и подумайте:
В чем отличие кровеносной системы моллюсков от дождевого червя?
Слайд «Ракообразные»
Скажите: В чем особенность кровообращения у этих животных?
(Кровеносная система не замкнутая, сердце выталкивает кровь в кровеносные сосуды, из них в полость тела.)
«Ланцетник»
Ланцетник представитель хордовых, но имеет самое простое строение, сердце у него отсутствует.
Кровеносная система позвоночных характеризуется дальнейшим усложнением.
«Рыбы»
Какие особенности кровеносной системы мы наблюдаем у класса рыб?
Кровь движется по замкнутому кругу из-за сокращения мышечных стенок сердца. Оно 2-х камерное, расположено в передней части тела. Кровь из желудочка выбрасывается в аорту и по артериям попадает в жабры, где происходит газообмен. Возвращается кровь по венам. У большинства рыб кровь красная, но есть рыбы, у которых кровь прозрачная это белокровные рыбы.
Какое усложнение приобрела эта группа животных? (Два круга кровообращения, 3-х камерное сердце)
Таблица «Круги кровообращения»
В чем сходство и отличие между кругами кровообращения?
Пресмыкающиеся
Посмотрите какой путь проходит кровь по телу ящерицы обратите внимание какая кровь поступает к голове, что происходит в малом и больших кругах кровообращения.
Какое усложнение приобрели птицы и млекопитающие в процессе эволюции?
Птицы. Млекопитающие.
(4-х камерное сердце, артериальная и венозная кровь не смешивается)
Слайд «Строение сердца»
Чем объяснить усложнение сердца у разных групп позвоночных?
Вывод: Эволюция системы кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной кровеносной системы, обеспечивающей всем клеткам тела необходимые для жизни условия.
По кровеносной системе циркулирует кровь — это соединительная ткань.
-Что переносит кровь к клеткам? (Кислород, питательные вещества, а выносит углекислый газ и продукты обмена).
Слайд «Состав крови»
Плазма состоит из воды и растворенных в ней солей и питательных веществ.
Эритроциты — содержат гемоглобин, он участвует в переносе кислорода.
Лейкоциты — захватывают и переваривают чужеродные частицы
Тромбоциты- обеспечивают свертывание крови.
Слайд «Форменные элементы крови»
Функции крови (записать в тетради)
Вывод: Кровь-это жидкость обеспечивающая лучшее приспособление различных групп животных к условиям среды.
Закрепление
Слайд Тест на закрепление
Где и как человек использует кровь животных?
Рефлексия. Оценка своей деятельности.
Д/з п.41, ответить на вопросы в конце параграфа. Составить «рассказ-ошибка».