Задачи: познакомить учащихся с различными формами воздействия живых организмов на среду обитания, показать значение средообразующей деятельности организмов в природе.
Элементы содержания: механическое воздействие, физико-химическое воздействие, перемещение веществ, гумус, фильтрация.
Тип урока: комбинированный.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СРЕДООБРАЗУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ»
СРЕДООБРАЗУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ
Задачи: познакомить учащихся с различными формами воздействия живых организмов на среду обитания, показать значение средообразующей деятельности организмов в природе.
Элементы содержания: механическое воздействие, физико-химическое воздействие, перемещение веществ, гумус, фильтрация.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблица «Средообразующая деятельность организмов».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний учащихся.
Задание: определите, к каким жизненным средам относятся перечисленные условия среды и приспособления организмов.
Среда
Показатели среды, приспособления организмов
А. Водная
Б. Наземно-воздушная
В. Почва
Г. Тела организмов
1. Орган дыхания – жабры.
2. Хорошо развиты органы чувств – обоняние и слух.
3. Органы передвижения редуцированы.
4. Есть приспособления к сезонным изменениям температуры.
5. Обтекаемая форма тела.
6. В среде мало кислорода и отсутствует свет.
7. Среда плотная, подвижная, обладает высокой теплоемкостью.
8. В среде много света, кислорода, давление невысокое.
9. Среда характеризуется постоянством условий.
10. У организмов есть много различных форм передвижения
Живые организмы не только испытывают влияние со стороны окружающей их среды, но и сами активно влияют на среду своего обитания.
Средообразующая деятельность организмов.
1) Механическое воздействие – почвенные животные перемешивают почву, корни растений ее рыхлят и скрепляют.
2) Фильтрация воды – моллюски, ракообразные, рыбы при питании и дыхании фильтруют воду, очищая ее.
3) Формирование состава атмосферы – растения благодаря фотосинтезу поддерживают газовый баланс Земли.
4) Создание микроклимата – растения, регулируя водный обмен и смягчая колебания температуры, создают более мягкие условия для жизни живых организмов.
5) Участие в круговороте веществ – организмы перемещают многие химические элементы в своих телах.
6) Улучшение плодородия почв – организмы в почве перерабатывают мертвую органику до неорганических веществ.
IV. Закрепление изученного материала.
Задание: на примере биогеоценоза (I вариант – водоема, II вариант – широколиственного леса, III вариант – степи) приведите не менее 10 примеров воздействия организмов на окружающую их среду.