kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Сосальщики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

БИОЛОГИЯ 7  КЛАСС.

Дата:   17  октября 2015 уч. год                                                                                         Урок №14

ТЕМА: Сосальщики

Целеполагание: формирование целостного представления о плоских червях

Задачи.
Образовательная. 
Систематизировать фактические знания о представителях плоских червей-сосальщики
Сформировать понятие о жизнедеятельности и образе жизни плоских червей
Показать взаимосвязь (интеграцию) цитологических знаний в историческом плане.
Развивающаяся.
Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление, речь – словарный запас биологических знаний, развивать образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения.
Воспитательная.
Воспитывать интерес к предмету биология, воспитывать требовательность к себе, настойчивость, коммуникативные качества.

Оборудование:   рисунки учебника, тетрадь, словарь, тетради для лабораторных работ, карточки

Тип урока: комбинированный

Формы и методы: беседа, самостоятельная работа, индивидуальная работа

ПЛАН  УРОКА

Этапы урока

Содержание деятельности на уроке

Методы, формы, приемы работы

1.Орг момент

Приветствие. Психологический настрой.  Определение целей урока.

Беседа

2. Проверка изученного материала.

Верно-Неверно

Если вы согласны с высказыванием рядом поставьте +, если не согласны -.

  1. Бычий цепень паразитирует в кишечнике человека
  2. Личинки бычьего цепня развиваются в организме крупного рогатого скота (отсюда название - бычий).
  3. Тело цепня состоит из большой (маленькой) головки, короткой шейки и длинного лентовидного тела.
  4. На головке располагаются круглые мускулистые присоски, с помощью которых взрослый паразит прикрепляется к стенкам кишечника хозяина.
  5. Тело червя длиной 4-10 м состоит из многочисленных члеников (их бывает около 1000).
  6. Рост червя и увеличение числа члеников продол­жаются всю его жизнь.
  7. Новые членики образуются в области головки (шейки).
  8. Вначале они очень маленькие, но по направлению к зад­нему концу тела увеличиваются 
  9. Одна из основных особенностей цепня - отсутствие спе­циальных органов пищеварения.
  10. Взрослый паразит живет в толстых (тон­ких)  кишках человека, где имеется уже переваренная пища.
  11. Эту пищу червь и всасывает всей поверхностью тела.
  12. Как и большинство других пло­ских червей, цепень - гермафродит.
  13. В каждом его членике, кроме самых молодых, имеется один яичник и множество се­менников.
  14. Яйца созревают только в самых старых, задних чле­никах.
  15. Эти членики отрываются и с калом выходят наружу.
  16. Крупный рогатый скот может проглотить яйца цепня вместе с травой.
  17. В желудке животного из яиц выходят микроскопиче­ские личинки с крючками. С их помощью личинки вбуравлизаются в стенку желудка, попадают в кровь, разносятся по всему телу животного и проникают в мышцы.
  18. Здесь шестикрючная ли­чинка растет и превращается в финку - пузырек величиной с го­рошину, внутри которого находится головка цепня с шейкой.
  19. В недостаточно прожаренном или проваренном мясе ли­чинки цепня сохраняются живыми.
  20. Если человек съест такое мясо, то он заражается им.
  21. Бычий цепень выделяет ядовитые ве­щества, от которых у человека появляются кишечные расстрой­ства и развивается малокровие.
  22. Раздел зоологии, посвященный изучению паразитических червей называется гельминтологией.

2 Определите на данном рисунке под каким номером изображён цепень?

3. Какой процесс изображен на данном рисунке?

Сам. работа по карточкам

Взаимопроверка; Работа над ошибками

3.Изучение нового материала. 

Сосальщики, кто они …?

   Класс сосальщиков по строению похож на свободноживущих плоских червей. Но сосальщики имеют одну или несколько присосок для прикрепления к хо­зяину и плотный наружный покров - кутикулу - вместо ресничек. Кишечник у сосальщиков ветвящийся. Нервная система более примитивна. Глаз у сосальщи­ков нет.

    Печеночный сосальщик. Среда обитания, особенности стро­ения и питания. Среди плоских червей известны паразиты, по­селяющиеся в теле животных и человека. Один из них - пече­ночный сосальщик. Он живет в протоках печени рогатого скота. Тело его длиной в 3-4 см сильно сплющено и имеет листовидную форму. Поскольку он находится постоянно в одном месте, то орга­нов движения - ресничек у него нет. Зато имеются органы при­крепления - присоски: передняя, или ротовая, на переднем конце тела и брюшная на брюшной стороне. Ими сосальщик и удержива­ется в теле хозяина. Питается сосальщик кровью и клетками печени, засасывая пищу через ротовую присоску при помощи муску- листой глотки. Из глотки пища попадает в разветвленный кишечник, который, как у планарии, замкнут слепо.

Размножение и развитие. Печеночный сосальщик, как и пла- нария, гермафродит. Его яйца выходят из печени в кишечник хо­зяина и далее, с калом, наружу. При этом для своего развития они должны непременно попасть в воду, что, очевидно бывает, далеко не всегда. В воде из яйца выходит личинка с ресничками, которая для дальнейшего развития должна проникнуть в тело моллюска прудовика. Здесь личинка не только растет, но и размножается, давая еще несколько личинок следующего поколения. Эти ли­чинки второго поколения выходят из тела прудовика в воду. Они могут активно плавать при помощи хвоста. Расселяясь по водоему, они прикрепляются в конце концов к листьям водных растений, по­крываются оболочкой и становятся неподвижными, то есть превра­щаются в цисту. В таком состоянии они могут оставаться долгое время. Скот заражается печеночным сосальщиком при питье воды или поедании травы с его цистами. В кишечнике циста лопается, молодой сосальщик выходит и проникает в печень.

Таким образом, развитие сосальщика зависит от многих случай­ностей. Поэтому сосальщик и производит огромное количество яиц. Размножение его происходит также в личиночной стадии.

Кроме печеночного сосальщика встречаются и другие, всего их насчитывают свыше 4000 видов.

Составление конспекта.

Беседа

Работа с рисунком (устно)

4.Закрепление знаний.

Вставьте пропущенное слово:     Всего известно около 12500 видов плоских червей. Тело их сплющено сверху вниз, у бол­ьшинства вытянуто. Имеют двустороннюю симметрию, передний

Все рассмотренные нами плоские черви относятся к 3 основным классам. Два из них - паразитические беспозвоночные животные. Они не имеют кровеносной и дыхательной систем. Газообмен осуществляется всей  поверхностью тела.

Свободноживущие виды плоских червей питаются мелкими жи­выми и мертвыми животными. Плоские черви могут месяцами жить без пищи, постепенно переваривая собственные ткани и уменьшаясь в размерах. Плоские черви-паразиты вызывают различные заболевания, причиняют большой вред человеку

Составьте синквейн:

ПАРАЗИТ

(Правила написания синквейна:

1.Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.

2.Два слова.  Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.

3.Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.

4.Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.

5.Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта

Пример:

Солнце,

Большое, яркое,

Светит, греет, радует,

Солнце очень горячее тело.

Шар.)

Самостоятельная работа

5.Заключительный

1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

2. Д/з:  пар 38, конспект

Просмотр содержимого документа
«"Сосальщики"»

Проверила ЗАВУЧ по УВР Осипова Н.Н.________________


БИОЛОГИЯ 7 КЛАСС.

Дата: 17 октября 2015 уч. год Урок №14


ТЕМА: Сосальщики

Целеполагание: формирование целостного представления о плоских червях

Задачи.
Образовательная. 
Систематизировать фактические знания о представителях плоских червей-сосальщики
Сформировать понятие о жизнедеятельности и образе жизни плоских червей
Показать взаимосвязь (интеграцию) цитологических знаний в историческом плане.
Развивающаяся.
Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление, речь – словарный запас биологических знаний, развивать образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения.
Воспитательная.
Воспитывать интерес к предмету биология, воспитывать требовательность к себе, настойчивость, коммуникативные качества.

Оборудование:  рисунки учебника, тетрадь, словарь, тетради для лабораторных работ, карточки

Тип урока: комбинированный

Формы и методы: беседа, самостоятельная работа, индивидуальная работа



ПЛАН УРОКА


Этапы урока

Содержание деятельности на уроке

Методы, формы, приемы работы

1.Орг момент

Приветствие. Психологический настрой. Определение целей урока.

Беседа


2. Проверка изученного материала.

Верно-Неверно

Если вы согласны с высказыванием рядом поставьте +, если не согласны -.

  1. Бычий цепень паразитирует в кишечнике человека

  2. Личинки бычьего цепня развиваются в организме крупного рогатого скота (отсюда название - бычий).

  3. Тело цепня состоит из большой (маленькой) головки, короткой шейки и длинного лентовидного тела.

  4. На головке располагаются круглые мускулистые присоски, с помощью которых взрослый паразит прикрепляется к стенкам кишечника хозяина.

  5. Тело червя длиной 4-10 м состоит из многочисленных члеников (их бывает около 1000).

  6. Рост червя и увеличение числа члеников продол­жаются всю его жизнь.

  7. Новые членики образуются в области головки (шейки).

  8. Вначале они очень маленькие, но по направлению к зад­нему концу тела увеличиваются

  9. Одна из основных особенностей цепня - отсутствие спе­циальных органов пищеварения.

  10. Взрослый паразит живет в толстых (тон­ких) кишках человека, где имеется уже переваренная пища.

  11. Эту пищу червь и всасывает всей поверхностью тела..

  12. Как и большинство других пло­ских червей, цепень - гермафродит.

  13. В каждом его членике, кроме самых молодых, имеется один яичник и множество се­менников.

  14. Яйца созревают только в самых старых, задних чле­никах.

  15. Эти членики отрываются и с калом выходят наружу.

  16. Крупный рогатый скот может проглотить яйца цепня вместе с травой.

  17. В желудке животного из яиц выходят микроскопиче­ские личинки с крючками. С их помощью личинки вбуравлизаются в стенку желудка, попадают в кровь, разносятся по всему телу животного и проникают в мышцы.

  18. Здесь шестикрючная ли­чинка растет и превращается в финку - пузырек величиной с го­рошину, внутри которого находится головка цепня с шейкой.

  19. В недостаточно прожаренном или проваренном мясе ли­чинки цепня сохраняются живыми.

  20. Если человек съест такое мясо, то он заражается им.

  21. Бычий цепень выделяет ядовитые ве­щества, от которых у человека появляются кишечные расстрой­ства и развивается малокровие.

  22. Раздел зоологии, посвященный изучению паразитических червей называется гельминтологией.


2 Определите на данном рисунке под каким номером изображён цепень?



















3. Какой процесс изображен на данном рисунке?

























Сам. работа по карточкам









































































Взаимопроверка; Работа над ошибками

3.Изучение нового материала.




















Сосальщики , кто они …?

Класс сосальщиков по строению похож на свободноживущих плоских червей. Но сосальщики имеют одну или несколько присосок для прикрепления к хо­зяину и плотный наружный покров - кутикулу - вместо ресничек. Кишечник у сосальщиков ветвящийся. Нервная система более примитивна. Глаз у сосальщи­ков нет.

Печеночный сосальщик. Среда обитания, особенности стро­ения и питания. Среди плоских червей известны паразиты, по­селяющиеся в теле животных и человека. Один из них - пече­ночный сосальщик. Он живет в протоках печени рогатого скота. Тело его длиной в 3-4 см сильно сплющено и имеет листовидную форму. Поскольку он находится постоянно в одном месте, то орга­нов движения - ресничек у него нет. Зато имеются органы при­крепления - присоски: передняя, или ротовая, на переднем конце тела и брюшная на брюшной стороне. Ими сосальщик и удержива­ется в теле хозяина. Питается сосальщик кровью и клетками печени, засасывая пищу через ротовую присоску при помощи муску- листой глотки. Из глотки пища попадает в разветвленный кишечник, который, как у планарии, замкнут слепо.

Размножение и развитие. Печеночный сосальщик, как и пла- нария, гермафродит. Его яйца выходят из печени в кишечник хо­зяина и далее, с калом, наружу. При этом для своего развития они должны непременно попасть в воду, что, очевидно бывает, далеко не всегда. В воде из яйца выходит личинка с ресничками, которая для дальнейшего развития должна проникнуть в тело моллюска прудовика. Здесь личинка не только растет, но и размножается, давая еще несколько личинок следующего поколения. Эти ли­чинки второго поколения выходят из тела прудовика в воду. Они могут активно плавать при помощи хвоста. Расселяясь по водоему, они прикрепляются в конце концов к листьям водных растений, по­крываются оболочкой и становятся неподвижными, то есть превра­щаются в цисту. В таком состоянии они могут оставаться долгое время. Скот заражается печеночным сосальщиком при питье воды или поедании травы с его цистами. В кишечнике циста лопается, молодой сосальщик выходит и проникает в печень.

Таким образом, развитие сосальщика зависит от многих случай­ностей. Поэтому сосальщик и производит огромное количество яиц. Размножение его происходит также в личиночной стадии.

Кроме печеночного сосальщика встречаются и другие, всего их насчитывают свыше 4000 видов.
















Составление конспекта.


















Беседа
























Работа с рисунком (устно)

4.Закрепление знаний.

Вставьте пропущенное слово: Всего известно около 12500 видов плоских червей. Тело их сплющено сверху вниз, у бол­ьшинства вытянуто. Имеют двустороннюю симметрию, передний

Все рассмотренные нами плоские черви относятся к 3 основным классам. Два из них - паразитические беспозвоночные животные. Они не имеют кровеносной и дыхательной систем. Газообмен осуществляется всей поверхностью тела.

Свободноживущие виды плоских червей питаются мелкими жи­выми и мертвыми животными. Плоские черви могут месяцами жить без пищи, постепенно переваривая собственные ткани и уменьшаясь в размерах. Плоские черви-паразиты вызывают различные заболевания, причиняют большой вред человеку


Составьте синквейн:

ПАРАЗИТ

(Правила написания синквейна:

1.Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.

2.Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.

3.Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.

4.Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.

5.Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта

Пример:

Солнце,

Большое, яркое,

Светит, греет, радует,

Солнце очень горячее тело.

Шар.)


Самостоятельная работа

5.Заключительный

1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

2. Д/з: пар 38, конспект




























ФИ_________________________________Дата____________________

Верно-Неверно

Если вы согласны с высказыванием рядом поставьте +, если не согласны -.

  1. Бычий цепень паразитирует в кишечнике человека

  2. Личинки бычьего цепня развиваются в организме крупного рогатого скота (отсюда название - бычий).

  3. Тело цепня состоит из большой (маленькой) головки, короткой шейки и длинного лентовидного тела.

  4. На головке располагаются круглые мускулистые присоски, с помощью которых взрослый паразит прикрепляется к стенкам кишечника хозяина.

  5. Тело червя длиной 4-10 м состоит из многочисленных члеников (их бывает около 1000).

  6. Рост червя и увеличение числа члеников продол­жаются всю его жизнь.

  7. Новые членики образуются в области головки (шейки).

  8. Вначале они очень маленькие, но по направлению к зад­нему концу тела увеличиваются

  9. Одна из основных особенностей цепня - отсутствие спе­циальных органов пищеварения.

  10. Взрослый паразит живет в толстых (тон­ких) кишках человека, где имеется уже переваренная пища.

  11. Эту пищу червь и всасывает всей поверхностью тела..

  12. Как и большинство других пло­ских червей, цепень - гермафродит.

  13. В каждом его членике, кроме самых молодых, имеется один яичник и множество се­менников.

  14. Яйца созревают только в самых старых, задних чле­никах.

  15. Эти членики отрываются и с калом выходят наружу.

  16. Крупный рогатый скот может проглотить яйца цепня вместе с травой.

  17. В желудке животного из яиц выходят микроскопиче­ские личинки с крючками. С их помощью личинки вбуравлизаются в стенку желудка, попадают в кровь, разносятся по всему телу животного и проникают в мышцы.

  18. Здесь шестикрючная ли­чинка растет и превращается в финку - пузырек величиной с го­рошину, внутри которого находится головка цепня с шейкой.

  19. В недостаточно прожаренном или проваренном мясе ли­чинки цепня сохраняются живыми.

  20. Если человек съест такое мясо, то он заражается им.

  21. Бычий цепень выделяет ядовитые ве­щества, от которых у человека появляются кишечные расстрой­ства и развивается малокровие.

  22. Раздел зоологии, посвященный изучению паразитических червей называется гельминтологией.



2 Определите на данном рисунке под каким номером изображён цепень?






____________________




3. Какой процесс изображен на данном рисунке?


_______________________________________________________

Закрепление пройденного материала:


Вставьте пропущенное слово: Всего известно около 12500 видов плоских червей. Тело их сплющено сверху вниз, у бол­ьшинства вытянуто. Имеют двустороннюю симметрию, передний

Все рассмотренные нами плоские черви относятся к 3 основным классам. Два из них - паразитические беспозвоночные животные. Они не имеют кровеносной и дыхательной систем. Газообмен осуществляется всей поверхностью тела.

Свободноживущие виды плоских червей питаются мелкими жи­выми и мертвыми животными. Плоские черви могут месяцами жить без пищи, постепенно переваривая собственные ткани и уменьшаясь в размерах. Плоские черви-паразиты вызывают различные заболевания, причиняют большой вред человеку


Составьте синквейн:


ПАРАЗИТ


(Правила написания синквейна:

1.Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.

2.Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.

3.Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.

4.Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.

5.Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта

Пример:

Солнце,

Большое, яркое,

Светит, греет, радует,

Солнце очень горячее тело.

Шар.)





ПАРАЗИТ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Сосальщики"

Автор: Долбешкина Галина Леонидовна

Дата: 20.11.2015

Номер свидетельства: 255785

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Разработка урока на тему "Сосальщики. Цикл развития и смена хозяев.""
    ["seo_title"] => string(64) "razrabotkaurokanatiemusosalshchikitsiklrazvitiiaismienakhoziaiev"
    ["file_id"] => string(6) "291834"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455190655"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "«Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни» "
    ["seo_title"] => string(56) "raznoobraziie-ploskikh-chierviei-sosal-shchiki-i-tsiepni"
    ["file_id"] => string(6) "118380"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413126354"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Урок по биологии на тему "Бычий цепень как представитель плоских Ленточных червей. Сосальщики. Цикл развития и смена хозяев". "
    ["seo_title"] => string(142) "urok-po-biologhii-na-tiemu-bychii-tsiepien-kak-priedstavitiel-ploskikh-lientochnykh-chierviei-sosal-shchiki-tsikl-razvitiia-i-smiena-khoziaiev"
    ["file_id"] => string(6) "207690"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430591024"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока по биологии в 7 классе по теме «Паразитические плоские черви  и меры борьбы с ними». "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-7-klassie-po-tiemie-parazitichieskiie-ploskiie-chiervi-i-miery-bor-by-s-nimi"
    ["file_id"] => string(6) "101422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402417028"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Программа элективного курса  "Ужасные беспозвоночные или мои потенциальные паразиты"."
    ["seo_title"] => string(83) "proghrammaeliektivnoghokursauzhasnyiebiespozvonochnyieilimoipotientsialnyieparazity"
    ["file_id"] => string(6) "264899"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449803714"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства