Разработка урока на тему "Сосальщики. Цикл развития и смена хозяев."
Разработка урока на тему "Сосальщики. Цикл развития и смена хозяев."
Урок №14. Дата проведения:
Тема: Тип Плоские черви. Печеночный сосальщик. Многообразие плоских червей. Сосальщики и цепни.
Цель: сформировать знания об особенностях индивидуального развития червей на примере печеночного сосальщика и свиного цепня, о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных червями-паразитами
Задачи:
• Обучающие: познакомить с особенностями индивидуального развития плоских червей на примере печеночного сосальщика и свиного цепня, сформировать знания о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных паразитическими червями;
• Развивающие: формировать умение работать с дополнительной литературой, анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;
• Воспитательные: активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, соблюдение правил гигиены.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник биологии; энциклопедический словарь юного биолога; книга для чтения по зоологии; мультимедийный проектор; интернет; информационные листы (приложение 1).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Сосальщики. Цикл развития и смена хозяев."»
Урок №14. Дата проведения:
Тема: Тип Плоские черви. Печеночный сосальщик. Многообразие плоских червей. Сосальщики и цепни.
Цель: сформировать знания об особенностях индивидуального развития червей на примере печеночного сосальщика и свиного цепня, о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных червями-паразитами
Задачи:
Обучающие: познакомить с особенностями индивидуального развития плоских червей на примере печеночного сосальщика и свиного цепня, сформировать знания о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных паразитическими червями;
Развивающие: формировать умение работать с дополнительной литературой, анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;
Воспитательные: активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, соблюдение правил гигиены.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник биологии; энциклопедический словарь юного биолога; книга для чтения по зоологии; мультимедийный проектор; интернет; информационные листы (приложение 1).
Ход урока
Организационная часть
- объявление темы, цели и задач урока; (Слайд 1, 2)
Актуализация знаний
Вопрос. На основании каких признаков белую планарию относят к типу плоских червей? (Общая характеристика типа). (Слайд 3)
Тест (Слайд 4) Учащиеся работают в информационных листах. По окончании работы выполняется взаимопроверка. (Слайд 5)
Сравнительная характеристика кишечнополостных и плоских червей. (Слайд 6) Учащиеся делают вывод об усложнении организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными.
3. Изучение нового материала.
3.1. Особенности строения и развития печеночного сосальщика. Объяснение учителя.
К типу Плоских червей помимо класса Ресничных относятся также Сосальщики (трематоды) и Ленточные черви (цестоды). (Слайд 7)
Сейчас я зачитаю вам выписку из медицинской карты. «В областную больницу поступил ребенок 11 лет с жалобами на боли в животе, с постоянными головными болями, рвотой, тошнотой. Больной страдает бессонницей и повышенной раздражимостью. Проведено обследование, установлен диагноз- гельминтоз».
В течение урока мы с вами будем работать для того, чтобы научиться защищать себя, свой организм от заражения гельминтами. Чтобы знать меры профилактики, необходимо изучить строение и циклы развития этих паразитов. (Слайд 8, 9) Цикл развития печеночного сосальщика сложный и заключает в себе смену хозяев и чередование поколений. Часть жизненного цикла связана с существованием в теле основного хозяина (корова, человек), другая часть в теле промежуточного хозяина.
Изучение строения и цикла развития печеночного сосальщика, просмотр анимации из единой коллекции ЦОР. (Слайд 9)http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16e902-0a01-022a-00fe-255805b98853/%5BBIO7_05-16%5D_%5BMA_01%5D.swf .
3.2.Рефлексия. (Слайд 10) Задание:
Дать определение понятию «гермафродит».
Ответить на вопросы:
Почему сосальщик называется печеночным?
Какие черты паразитизма для него характерны?
Как заражается скот печеночным сосальщиком?
В информационных листах заполнить вторую колонку таблицы:
Таблица 1
Виды
Вопросы червей
для изучения
Печеночный сосальщик
Свиной цепень
Класс
Основной (окончательный) хозяин
Промежуточный хозяин
Признаки паразитизма
Динамическая пауза. Зарядка для глаз. Учащиеся слушают музыку, следят глазами за двигающимися фигурками. (Слайд 11)
Класс Ленточные черви. Самостоятельная работа учащихся в группах по заданиям. (Слайд 12)
Итак, приступаем к работе:
Составить рассказ о свином цепне по плану:
среда обитания,
особенности питания,
строение,
размножение и развитие (стр. 77-78 в учебнике).
Почему биологически оправдана большая плодовитость червей (по книге для чтения стр. 97).
Что изучает наука гельминтология. Вклад К. И. Скрябина в изучении гельминтов, методы борьбы с ними (энциклопедия «Юного биолога» и стр. 43 старого учебника).
После подготовки учащихся отвечают с использованием слайдов (Слайды 13,14). Заполнение третьей колонки таблицы. (Слайд 15)
3.4.Рассказ учителя. Разнообразие паразитических червей. Способы заражения и методы защиты. (Слайд 16)
«Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе.» П. Фосс Обсуждение методов защиты от паразитических червей. (Слайд 17)
Закрепление знаний.
Учащимся предлагается выполнить задание в информационном листе на выявление характерных признаков представителей разных классов типа Плоские черви. (Слайд 18)
Среда обитания, особенности жизнедеятельности печеночного сосальщика – представителя паразитических червей.
Задание:
Дать определение понятию «гермафродит».
Ответить на вопросы:
Почему сосальщик называется печеночным?
Какие черты паразитизма для него характерны?
Как заражается скот печеночным сосальщиком?
Заполнить вторую колонку таблицы:
Виды
Вопросы червей
для изучения
Печеночный сосальщик
Свиной цепень
Класс
Основной (окончательный) хозяин
Промежуточный хозяин
Признаки паразитизма
Работа в группах
Составить рассказ о свином цепне по плану:
среда обитания,
особенности питания,
строение,
размножение и развитие (стр. 77-78 в учебнике).
Почему биологически оправдана большая плодовитость червей (по книге для чтения стр. 97).
Что изучает наука гельминтология. Вклад К. И. Скрябина в изучении гельминтов, методы борьбы с ними (энциклопедия «Юного биолога» и стр. 43 старого учебника).
Проверь знания
Выбери правильное утверждение
Белая планария _________________
Печеночный сосальщик _________________
Свиной цепень _________________
На голове 4 присоски
Свободноживущий образ жизни
Хищник
Паразитирует в кишечнике человека
В теле различают головку, шейку и членики
Есть брюшная и ротовая присоски
Имеется пищеварительная система
Головка снабжена крючьями
Промежуточный хозяин малый прудовик
Д/з.§ 16, ответить на вопрос: как осуществляется дыхание у плоских паразитических червей? Составить вопросы к кроссворду
Лист самооценки учащегося
Вопрос
да
нет
не полностью
Удовлетворены ли Вы своей деятельностью на уроке?
Был ли урок интересным?
Соответствовал ли уровень изложения материала степени Вашей готовности к уроку?
Сформировалось ли у Вас понимание важности полученных знаний?
Возникла ли на уроке атмосфера сотрудничества между Вами и Другими участниками Вашей группы?