Просмотр содержимого документа
«Шумовое загрязнение окружающей среды»
Ф.И.О. Бакирова Р.Ш.
Предмет : биология
Класс : 9
Тема: Шумовое загрязнение окружающей среды.
( человеку нужна страна под названием «тишь». Бианки ).
Цель: повысить экологическую направленность содержания биологических знаний.
Задачи урока: 1.Сформировать у учащихся понятие «шумовое загрязнение», «уровень шума»,,»шумовая болезнь»;
2.Показать возможности последствия шума на организм человека;
3.Воспитать экологическую грамотность, чувства коллектива ;формировать нравственные качества учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, диск «Зеленый пакет»,информационные листы для индивидуальной работы.
Методы обучения: Словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной
работы).
Частично - поисковый (выполнение самостоятельных исследований,
деловая игра.)
Наглядно-образный ( прослушивание шума )
Ход урока:
Введение: Бьют по нервам будильники,
Верещат телефоны,
Громыхают лифты и трамваи,
Тормоза и моторы,
Холодильники и клаксоны,
Транзисторы и отбойные молотки,
Вертолеты, соседи, вагоны,
Нас пытают мучительной пыткой,
По какой не знаю вине.
Учитель: Ребята, о каком виде загрязнителя мы будем говорить на уроке?
(обсуждается проблема, затронутая в стихах).
Учитель: Человек всегда жил в мире звука. Из всех живых существ только он в полной мере использовал свойства окружающей среды как проводника, носителя звука. Человек внес в мир звуков речь и музыку. Сделал звук своим помощником. Звук- одно из самых древних ее проявлений, такое же древнее ,как и сама Земля .Само рождение нашей планеты шло под несмолкаемый аккомпанемент звуков чудовищной силы и мощи. Природа не затихала и потом, когда Земля остыла и возникла жизнь .По -прежнему шумели волны, гремел гром ,свистел ветер, шелестела листва .Голоса природы , звуча четко и явственно, господствовали ,в окружающей среде, и казалось, ничто не грозит их чудодейственному звучанию.
Изучение нового материала.
1.Что такое шум?
Работа с диском «Зеленый пакет»
Раздел «Неблагоприятные условия» подраздел «Шум» «Шум и окружающая среда».)
( Итак: Шум , это и тиканье часов на стене, и шум дождя, и звуки , издаваемые транспортом ,лифтом и холодильником, и даже хлопнувшей дверью .При ходьбе, танцах, передвижении мебели, беготне детей в перекрытиях дома возникают звуковые колебания, распространяющиеся в виде структурного шума. Практически все , что нас окружает, может явиться источником шума. При этом ухо , в противоположность глазу, «не закрывается» и во сне, воспринимая звуки.)
Учитель: На протяжении многих веков , человек никогда не стоял на месте. Он трудился и творил . В результате в мире появились все новые и новые источники звука, росла их сила. Железный век принес грохот и звон обрабатываемого металла; изобретение пороха принесло новый вид шума - взрывов .А когда человек изобрел колесо, он по справедливому замечанию известного английского акустика Р . Тейлера, сам того не сознавая, посеял первое зерно современной проблемы шума. Можно с полным основанием утверждать, что именно с рождением колеса звук стал чаще утомлять и раздражать человека. Первые дошедшие до нас жалобы на шум можно найти у римского сатирика Ювенала, по утверждению которого в столице трудно заснуть - скрип, грохот обозов на узких улицах, брань возниц мешали сну, раздражали. «Большая часть больных -писал он, - умирает в Риме от бессонницы». Что сказал бы Ювенал, оказавшись в современном городе или на поле при уборке урожая?
С целью активизации познавательной деятельности просматриваем диск:
Работа с диском «Зеленый пакет»
Раздел «Неблагоприятные условия» подраздел «Шум» «Источники шума»
Вопрос к классу:1.Какое воздействие произвели эти виды звуков ?
2.Каких шумов в городе больше?
Учитель: Многие шумы - производственные и бытовые -настоящее бедствие современного мира .Непрерывный круглосуточный поток машин, грохот проходящих поездов , сирены теплоходов- все это шумы, особенно далеко распространяющиеся даже в ночные часы. Каждый вид шума имеет свой уровень громкости, измеряемый в единицах ( децибелах ), выражающих степень звукового давления. Работа с диском:
Раздел «Неблагоприятные условия» подраздел «Шум» «Уровень шума»
Вопросы к классу :1.Почему шепот и перелистывание книг не оказывает на человека влияние? 2.Как можно оценить уровень шума в школе в течении дня?
3.Воздействия громких звуков на работу слухового аппарата .(Безопасный предел).
Учитель: Как же определить, вреден ли уровень шума для человека? Если при разговоре вам приходится повышать голос, значит шум уже начал свое разрушительное действие. Ученые определили порог опасности шума-85 децибел. Для сравнения отметим, что примерный уровень звука при спокойной речи -50 децибел. Но кто определяет, вреден шум или нет? Сам человек, а именно его орган слуха, поскольку нет более точного прибора, чем человеческое ухо .А так как ухо является «самым точным прибором « , то оно больше всех и страдает от шума .Повреждение чувствительных нервных клеток внутреннего уха приводит к необратимой потере слуха, а при постоянном воздействии на этот орган звука громкостью выше 80-90 децибел слух начинает ухудшаться .Чем интенсивнее шум, тем меньше надо находиться рядом с источником шума, так как это может привести к потере слуха.
Тест «Определение остроты слуха» Приложение 2.
Самостоятельная работа в группах : 1 группа - любители громкой музыки; 2группа- тихой музыки; 3 группа -любители тишины. Каждая группа определяет остроту слуха, записывает полученные цифры, анализирует их.
Учитель: Чувствительность нашего уха зависит от частоты звука .В шуме присутствуют колебания всевозможных частот. Высокие звуки оказывают неблагоприятное действие на слух( при растяжении барабанной перепонки теряется ее эластичность и снижается чувствительность, разрушаются слуховые рецепторы), чем низкие, поэтому и шум , в спектре которого преобладают высокие частоты, более вреден, чем шум с низкочастотным спектром.
4.Воздействие шума на организм человека . (Пожалей себя).
Работа с диском. Раздел «Неблагоприятные условия» подраздел «Воздействия» .
Учитель: Каждый человек принимает шум по - разному . Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий. На степень нашей психологической и физиологической восприимчивости к шуму оказывает влияние характер сна, уровень физической активности, степень нервного и физического перенапряжения, вредные привычки (курение и алкоголизм). (Приложение 3.) Шум наиболее опасен для детей и пожилых людей, да и у остальных он может сильно подорвать здоровье. По сути шум - такой же медленный убийца, как и смог. Существует зависимость между многими заболеваниями длительностью проживания в шумных городских условиях. Многие начинают болеть, после 10 лет проживания в большом городе.
5.Без шума жизни нет.
Было бы несправедливо говорить о шуме только с отрицательной стороны. Ведь всем людям для нормальной жизни просто необходимо слышать какие то звуки .Психологами был проведен такой эксперимент :человека посадили в специально оборудованную комнату с полной изоляцией. Несмотря на то, что в помещении было все необходимое для работы, испытуемый вместо того, чтобы, засучив рукава, заняться важным делом/, вскоре заснул. Если же человек находится в такой комнате длительное время, то он начинает беспокоиться, нервничать. И наоборот,, звуки определенной силы стимулировали процесс мышления, особенно это касалось счета.Вот и получается, что некоторые шумы могут принести ощутимую пользу нашему здоровью .Некоторыми звуками лечат людей .(Дополнительная информация.)
6.Меры защиты. (Приложение 4)
Работа с диском «Зеленый пакет». Раздел «Неблагоприятные условия» «Шум» «Как справиться с шумом»
Острота слуха - минимальная громкость звука ,которая может быть воспринята ухом испытуемого.
Оборудование : механические часы, линейка.
Порядок работы:
1.Приближайте к себе часы, пока не услышите звук.
2.Приложите часы плотно к уху и отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук.
3.Измерьте расстояние ( в первом и втором случаях) между ухом и часами (в см).
4.Высчитайте среднюю величину двух показателей.
Оценка результатов: нормальным можно считать слух, когда тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см от уха испытуемого.
Приложение 3. Влияние шума на организм.
1.Наиболее опасно влияние шума на сердечно - сосудистую систему: изменяется частота сердечных сокращений, возможно повышение артериального давления, ухудшается питание головного мозга . Городской шум-фактор возникновения гипертонии, ишемической болезни сердца.
2.Влияние шума на центральную нервную систему приводит к нарушению сна, снижению работоспособности, в первую очередь умственной.
3.В результате общей нервной напряженности из-за шума возникают болезни желез внутренней секреции и дыхательных путей.
4.Постоянное действие интенсивного шума может явиться причиной гастрита и даже язвенной болезни, так как вызывает нарушение секреторной и моторной функции желудка.
5.Громкая музыка, звучащая с высокой интенсивностью, настроенная на высокую частоту , может вызвать необратимую потерю слуха (тугоухость).
6.Шум становится причиной преждевременной старости. В тридцати случаях из ста шум сокращает жизнь людей в крупных городах на 8-12 лет.
Приложение 4. Что делать , чтобы не мешать другим.
-Подумайте о соседях и предупредите их заранее, если знаете, что будете их беспокоить;
-Если соседи просят вас не шуметь, постарайтесь исполнить их просьбу;
-То , что вам доставляет радость, не должно огорчать окружающих;
-Если вы пользуетись дома шумным оборудованием, ставьте его на мягкую подушку;
-Не занимайтесь поздно вечером шумной работой и не пользуйтесь шумным оборудованием;
-Не включайте музыку на такую громкость, чтобы это раздражало окружающих;
-Не оставляйте собаку надолго одну;
-Не разрешайте детям дома прыгать, так как это будет беспокоить соседей;
-Не сигнальте около дома и не оставляйте двигатель машины включенным;
Приложение 5.Лист самооценки учащегося.
Вопрос
оценка
1.Удовлетворены ли вы результатом своей деятельности?
2.Проявился ли интерес к предмету на данном уроке?
3.Соответствовал ли уровень изложения материала степени Вашей готовности к уроку?
4.Сформировалось ли у Вас понимание важности полученных на этом уроке знаний?
5.Возникла ли атмосфера сотрудничества между Вами и участниками вашей группы?
6.Удовлетворены ли Вы сегодняшним уроком?
Дополнительная информация:
Голоса природы. Методы лечения звуками является сегодня частью психотерапии , они практикуются в тех направлениях традиционной медицины, где используются расслабление и медитация. Цель звукотерапии - добиться гармонии человека с окружающей средой, найти связующее звено, которое надолгие годы соединяет человека со здоровьем и радостью быта. Шелест листьев, пение птиц, стрекатание сверчков, шум морского прибоя или дождя - все эти ненавязчивые звуки природы лучше всего помогают расслабиться и обрести гармонию с миром. Поэтому они используются в лечебных заведениях, в кабинетах психологической разгрузки .В последнее время получили распространение аудиокассеты, диски с записями « музыки природы».Считается, что они были использованы космонавтами для улучшения самочувствия вдали от родной земли. Сегодня прослушивание таких записей рекомендуют людям нервным ,уставшим для расслабления нервной системы и снятия стрессов .Кроме того , люди, работающие в помещениях с постоянным шумом, все чаще приобретают плейер с хорошими наушниками и слушают кассеты . Благодаря этому они не так устают от вредного шума , и самочувствие меняется к лучшему.