kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Шумовое загрязнение окружающей среды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка повысит экологическую направленность содержания биологических знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Шумовое загрязнение окружающей среды»

Ф.И.О. Бакирова Р.Ш.

Предмет : биология

Класс : 9

Тема: Шумовое загрязнение окружающей среды.

( человеку нужна страна под названием «тишь». Бианки ).

Цель: повысить экологическую направленность содержания биологических знаний.

Задачи урока: 1.Сформировать у учащихся понятие «шумовое загрязнение», «уровень шума»,,»шумовая болезнь»;

2.Показать возможности последствия шума на организм человека;

3.Воспитать экологическую грамотность, чувства коллектива ;формировать нравственные качества учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, диск «Зеленый пакет»,информационные листы для индивидуальной работы.

Методы обучения: Словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной

работы).

Частично - поисковый (выполнение самостоятельных исследований,

деловая игра.)

Наглядно-образный ( прослушивание шума )

Ход урока:

Введение: Бьют по нервам будильники,

Верещат телефоны,

Громыхают лифты и трамваи,

Тормоза и моторы,

Холодильники и клаксоны,

Транзисторы и отбойные молотки,

Вертолеты, соседи, вагоны,

Нас пытают мучительной пыткой,

По какой не знаю вине.

Учитель: Ребята, о каком виде загрязнителя мы будем говорить на уроке?

(обсуждается проблема, затронутая в стихах).

Учитель: Человек всегда жил в мире звука. Из всех живых существ только он в полной мере использовал свойства окружающей среды как проводника, носителя звука. Человек внес в мир звуков речь и музыку. Сделал звук своим помощником. Звук- одно из самых древних ее проявлений, такое же древнее ,как и сама Земля .Само рождение нашей планеты шло под несмолкаемый аккомпанемент звуков чудовищной силы и мощи. Природа не затихала и потом, когда Земля остыла и возникла жизнь .По -прежнему шумели волны, гремел гром ,свистел ветер, шелестела листва .Голоса природы , звуча четко и явственно, господствовали ,в окружающей среде, и казалось, ничто не грозит их чудодейственному звучанию.

Изучение нового материала.

1.Что такое шум?

Работа с диском «Зеленый пакет»

Раздел «Неблагоприятные условия» подраздел «Шум» «Шум и окружающая среда».)

( Итак: Шум , это и тиканье часов на стене, и шум дождя, и звуки , издаваемые транспортом ,лифтом и холодильником, и даже хлопнувшей дверью .При ходьбе, танцах, передвижении мебели, беготне детей в перекрытиях дома возникают звуковые колебания, распространяющиеся в виде структурного шума. Практически все , что нас окружает, может явиться источником шума. При этом ухо , в противоположность глазу, «не закрывается» и во сне, воспринимая звуки.)

Классификация шумов. ( заполнение таблицы №1 приложение)

2.Уровень шума. (Жертвы цивилизации)

Учитель: На протяжении многих веков , человек никогда не стоял на месте. Он трудился и творил . В результате в мире появились все новые и новые источники звука, росла их сила. Железный век принес грохот и звон обрабатываемого металла; изобретение пороха принесло новый вид шума - взрывов .А когда человек изобрел колесо, он по справедливому замечанию известного английского акустика Р . Тейлера, сам того не сознавая, посеял первое зерно современной проблемы шума. Можно с полным основанием утверждать, что именно с рождением колеса звук стал чаще утомлять и раздражать человека. Первые дошедшие до нас жалобы на шум можно найти у римского сатирика Ювенала, по утверждению которого в столице трудно заснуть - скрип, грохот обозов на узких улицах, брань возниц мешали сну, раздражали. «Большая часть больных -писал он, - умирает в Риме от бессонницы». Что сказал бы Ювенал, оказавшись в современном городе или на поле при уборке урожая?

С целью активизации познавательной деятельности просматриваем диск:

Работа с диском «Зеленый пакет»

Раздел «Неблагоприятные условия» подраздел «Шум» «Источники шума»



Вопрос к классу:1.Какое воздействие произвели эти виды звуков ?

2.Каких шумов в городе больше?

Учитель: Многие шумы - производственные и бытовые -настоящее бедствие современного мира .Непрерывный круглосуточный поток машин, грохот проходящих поездов , сирены теплоходов- все это шумы, особенно далеко распространяющиеся даже в ночные часы. Каждый вид шума имеет свой уровень громкости, измеряемый в единицах ( децибелах ), выражающих степень звукового давления. Работа с диском:

Раздел «Неблагоприятные условия» подраздел «Шум» «Уровень шума»

Вопросы к классу :1.Почему шепот и перелистывание книг не оказывает на человека влияние? 2.Как можно оценить уровень шума в школе в течении дня?

3.Воздействия громких звуков на работу слухового аппарата .(Безопасный предел).

Учитель: Как же определить, вреден ли уровень шума для человека? Если при разговоре вам приходится повышать голос, значит шум уже начал свое разрушительное действие. Ученые определили порог опасности шума-85 децибел. Для сравнения отметим, что примерный уровень звука при спокойной речи -50 децибел. Но кто определяет, вреден шум или нет? Сам человек, а именно его орган слуха, поскольку нет более точного прибора, чем человеческое ухо .А так как ухо является «самым точным прибором « , то оно больше всех и страдает от шума .Повреждение чувствительных нервных клеток внутреннего уха приводит к необратимой потере слуха, а при постоянном воздействии на этот орган звука громкостью выше 80-90 децибел слух начинает ухудшаться .Чем интенсивнее шум, тем меньше надо находиться рядом с источником шума, так как это может привести к потере слуха.

Тест «Определение остроты слуха» Приложение 2.

Самостоятельная работа в группах : 1 группа - любители громкой музыки; 2группа- тихой музыки; 3 группа -любители тишины. Каждая группа определяет остроту слуха, записывает полученные цифры, анализирует их.

Учитель: Чувствительность нашего уха зависит от частоты звука .В шуме присутствуют колебания всевозможных частот. Высокие звуки оказывают неблагоприятное действие на слух( при растяжении барабанной перепонки теряется ее эластичность и снижается чувствительность, разрушаются слуховые рецепторы), чем низкие, поэтому и шум , в спектре которого преобладают высокие частоты, более вреден, чем шум с низкочастотным спектром.

4.Воздействие шума на организм человека . (Пожалей себя).

Работа с диском. Раздел «Неблагоприятные условия» подраздел «Воздействия» .

Учитель: Каждый человек принимает шум по - разному . Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий. На степень нашей психологической и физиологической восприимчивости к шуму оказывает влияние характер сна, уровень физической активности, степень нервного и физического перенапряжения, вредные привычки (курение и алкоголизм). (Приложение 3.) Шум наиболее опасен для детей и пожилых людей, да и у остальных он может сильно подорвать здоровье. По сути шум - такой же медленный убийца, как и смог. Существует зависимость между многими заболеваниями длительностью проживания в шумных городских условиях. Многие начинают болеть, после 10 лет проживания в большом городе.

5.Без шума жизни нет.

Было бы несправедливо говорить о шуме только с отрицательной стороны. Ведь всем людям для нормальной жизни просто необходимо слышать какие то звуки .Психологами был проведен такой эксперимент :человека посадили в специально оборудованную комнату с полной изоляцией. Несмотря на то, что в помещении было все необходимое для работы, испытуемый вместо того, чтобы, засучив рукава, заняться важным делом/, вскоре заснул. Если же человек находится в такой комнате длительное время, то он начинает беспокоиться, нервничать. И наоборот,, звуки определенной силы стимулировали процесс мышления, особенно это касалось счета.Вот и получается, что некоторые шумы могут принести ощутимую пользу нашему здоровью .Некоторыми звуками лечат людей .(Дополнительная информация.)

6.Меры защиты. (Приложение 4)

Работа с диском «Зеленый пакет». Раздел «Неблагоприятные условия» «Шум» «Как справиться с шумом»

7. Тест

Заключение. Завершение урока, учитель напутствует учащихся стихами:

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же мы все на век объединимся.

Давайте наши души сохраним.

Тогда мы на Земле и сами сохранимся!

Заполнение листов самооценки. (Приложение 5.)







Приложение 1.Влияние шума на организм человека.

Виды шумов

Последствия их влияния на организм

Природного происхождения


Антропогенного происхождения





Приложение 2. Тест на определение остроты слуха.

Острота слуха - минимальная громкость звука ,которая может быть воспринята ухом испытуемого.

Оборудование : механические часы, линейка.

Порядок работы:

1.Приближайте к себе часы, пока не услышите звук.

2.Приложите часы плотно к уху и отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук.

3.Измерьте расстояние ( в первом и втором случаях) между ухом и часами (в см).

4.Высчитайте среднюю величину двух показателей.

Оценка результатов: нормальным можно считать слух, когда тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см от уха испытуемого.



Приложение 3. Влияние шума на организм.

1.Наиболее опасно влияние шума на сердечно - сосудистую систему: изменяется частота сердечных сокращений, возможно повышение артериального давления, ухудшается питание головного мозга . Городской шум-фактор возникновения гипертонии, ишемической болезни сердца.

2.Влияние шума на центральную нервную систему приводит к нарушению сна, снижению работоспособности, в первую очередь умственной.

3.В результате общей нервной напряженности из-за шума возникают болезни желез внутренней секреции и дыхательных путей.

4.Постоянное действие интенсивного шума может явиться причиной гастрита и даже язвенной болезни, так как вызывает нарушение секреторной и моторной функции желудка.

5.Громкая музыка, звучащая с высокой интенсивностью, настроенная на высокую частоту , может вызвать необратимую потерю слуха (тугоухость).

6.Шум становится причиной преждевременной старости. В тридцати случаях из ста шум сокращает жизнь людей в крупных городах на 8-12 лет.

Приложение 4. Что делать , чтобы не мешать другим.

-Подумайте о соседях и предупредите их заранее, если знаете, что будете их беспокоить;

-Если соседи просят вас не шуметь, постарайтесь исполнить их просьбу;

-То , что вам доставляет радость, не должно огорчать окружающих;

-Если вы пользуетись дома шумным оборудованием, ставьте его на мягкую подушку;

-Не занимайтесь поздно вечером шумной работой и не пользуйтесь шумным оборудованием;

-Не включайте музыку на такую громкость, чтобы это раздражало окружающих;

-Не оставляйте собаку надолго одну;

-Не разрешайте детям дома прыгать, так как это будет беспокоить соседей;

-Не сигнальте около дома и не оставляйте двигатель машины включенным;

Приложение 5.Лист самооценки учащегося.

Вопрос

оценка

1.Удовлетворены ли вы результатом своей деятельности?

2.Проявился ли интерес к предмету на данном уроке?

3.Соответствовал ли уровень изложения материала степени Вашей готовности к уроку?

4.Сформировалось ли у Вас понимание важности полученных на этом уроке знаний?

5.Возникла ли атмосфера сотрудничества между Вами и участниками вашей группы?

6.Удовлетворены ли Вы сегодняшним уроком?




Дополнительная информация:



Голоса природы. Методы лечения звуками является сегодня частью психотерапии , они практикуются в тех направлениях традиционной медицины, где используются расслабление и медитация. Цель звукотерапии - добиться гармонии человека с окружающей средой, найти связующее звено, которое надолгие годы соединяет человека со здоровьем и радостью быта. Шелест листьев, пение птиц, стрекатание сверчков, шум морского прибоя или дождя - все эти ненавязчивые звуки природы лучше всего помогают расслабиться и обрести гармонию с миром. Поэтому они используются в лечебных заведениях, в кабинетах психологической разгрузки .В последнее время получили распространение аудиокассеты, диски с записями « музыки природы».Считается, что они были использованы космонавтами для улучшения самочувствия вдали от родной земли. Сегодня прослушивание таких записей рекомендуют людям нервным ,уставшим для расслабления нервной системы и снятия стрессов .Кроме того , люди, работающие в помещениях с постоянным шумом, все чаще приобретают плейер с хорошими наушниками и слушают кассеты . Благодаря этому они не так устают от вредного шума , и самочувствие меняется к лучшему.


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Шумовое загрязнение окружающей среды

Автор: Бакирова Рашида Шайкеновна

Дата: 25.08.2016

Номер свидетельства: 340676

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Загрязнение окружающей среды. Шумовое загрязнение. Электромагнитное загрязнение."
    ["seo_title"] => string(80) "zagriaznenie_okruzhaiushchei_sredy_shumovoe_zagriaznenie_elektromagnitnoe_zagria"
    ["file_id"] => string(6) "621559"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1672032527"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) ":          Шумовое загрязнение окружающей среды."
    ["seo_title"] => string(46) "shumovoiezaghriaznieniieokruzhaiushchieisriedy"
    ["file_id"] => string(6) "340675"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472101696"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Зелёный паспорт школьного двора "
    ["seo_title"] => string(35) "zielionyi-pasport-shkol-nogho-dvora"
    ["file_id"] => string(6) "208914"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430937472"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Разработка урока  по биологии "Шумовое загрязнение" "
    ["seo_title"] => string(55) "razrabotka-uroka-po-biologhii-shumovoie-zaghriaznieniie"
    ["file_id"] => string(6) "147038"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419310452"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Урок по теме: "Звуковые волны" "
    ["seo_title"] => string(30) "urok-po-tiemie-zvukovyie-volny"
    ["file_id"] => string(6) "178865"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424886574"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства