kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль воды в жизнедеятельности растений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по биологии для 6 класса на тему:"Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде". В файле Вы найдете конспект урока, презентацию и приложения. Урок разработан для общеобразовательных школ. Содержит материалы, которые могут быть рекомендованы для внеклассной работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«pril 1»



Факторы среды:

___________________________________

__________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________


Экологическая группа растений – это группы растений по отношению к какому-либо одному фактору среды, определяющему приспособительные свойства организма.


Значение воды для жизни растений: ___________________________________

___________________________________

___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

___________________________________


Экологические группы растений по отношению к воде:

Экологическая группа

Особенности

Примеры




________________________________________________________

________________________________________________________


_______________________________________________________________

_____________________




________________________________________________________

________________________________________________________


____________________________________________________________________________________




________________________________________________________

________________________________________________________


____________________________________________________________________________________




________________________________________________________

________________________________________________________


____________________________________________________________________________________




________________________________________________________

________________________________________________________


____________________________________________________________________________________




1.Орган обеспечивающий поступление воды в растение - ………………


2. Осуществляют обмен между растением и окружающей средой, имеют зелёные замыкающие клетки - ……..


3.Почему при пересадке деревьев и кустарников прибегают к удалению части побегов и листьев?

4. Дрова, заготовленные зимой, ценятся выше, чем заготовленные летом. Они лучше горят и дают больше тепла. Объясните, с чем это связано?

5. Известно, что в теплые ночи роса не выпадает. Но на кончиках листьев земляники, настурции, лопуха сверкают утром капельки воды. Откуда она взялась? В чем причина этого явления?

6. Предположите, что будет, если растение ковыль пересадить на пойменный луг?


Дата _____________________


Тема урока: _____________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________





















Домашнее задание: изучить по учебнику параграфы 14,19

Проработать материл урока, ответить на вопросы.

Выучить новые термины.


7. Установи соответствие между растением и климатом



Влажный климат




Сухой климат

1.листья выделяют капельки воды

2.листья крупные, тёмнозелёные

3.листья покрыты восковым налётом

4.устьица расположены на молодых побегах

5.листья мелкие, узкие

6.устьица расположены на верхней стороне листа




Просмотр содержимого документа
«pril 2»

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...
(Воды)



Река, и озеро, и пруд
Всегда нас летом в гости ждут,
В жару приятно очутиться
И у ручья — воды напиться.

Повсюду, всем вода нужна:
Она и кораблям важна,
Плывут что на морском просторе,
Пшенице, спеющей на поле...

И для людей, и для зверей
Нет ничего воды ценней.
Водой всем нужно дорожить,
Ведь без нее нам не прожить!



На зелёной тропе”.

  • По нему стучат, плюнув через левое плечо(дерево).

  • С каким “божьим” цветком часто сравнивают стариков? (одуванчик).

  • Сушеный виноград...(изюм, киш-миш).

  • Земляной орех....(Арахис).

  • Чертово яблоко....(картофель).

  • Самые мелкие цветы у а самые крупные у(ряски,раффлезии Арнольди)

  • Самое высокое дерево...(эвкалипт).

  • Банан дерево?(трава).

  • Медовое дерево (липа).

  • Самый быстрорастущий злак? (бамбук).

  • Плод огурца... (тыквина).

К прямо противоположным по смыслу названиям несуществующих растений подбери названия хорошо известных тебе растений:
Отец-и-отчим – мать-и-мачеха
Здоровоголов – болиголов
Заячье лыко – волчье лыко
Зверолюб – зверобой
Василий-да-Ольга – Иван да Марья
Марья-кофе – Иван-чай
Мухолюб – Мухомор
Позднецвет – Раннецвет

Шуточная викторина

  1. Как зовут старшую сестру кабачка? (Тыква)

  2. Какие ягоды с буквой «М» сладкие , а с буквой «К» горькие?(Малина, калина)

  3. Какой фрукт носит девичье имя? (Груша)

  4. Назовите овощи «мечущие икру»? (Кабачок, баклажан)

  5. Каким овощем закидывали плохих актёров? (Помидорами)

  6. Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту королевской крови? (Горох)

  7. Из какого овоща можно стрелять? (Лука)

  8. На какую яблоню садится воробей после дождя? (Мокрую)

Капельке понравились учащиеся, которые готовились к уроку, отметки после того, как проверим карточки.

VI. Подведение итогов.

– Мы сегодня говорили о том, что вода – это важнейшее условие существования  жизни растений, животных и человека. А ещё вода – это красота!

Чистая вода – это богатство, которое ничем не заменишь. Тихие пруды и озёра, заводи и речки ласкают взоры, умиротворяют душу, несут нам живительную прохладу. Моря и океаны вбирают в себя многоцветие неба, сверкание звёзд и сияние Луны. Можно часами любоваться их изменчивой живописной палитрой. Воды не только видимы, но и слышимы нами: в журчании ручья, в мерных всплесках моря, в штормовом гуле океана и в шуме дождя чудится музыка планеты.



Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою – 
Реки, горы и леса.
Вместе мы с тобой в ответе
За чудесное жильё.
Потому, что на планете
Всё твоё и всё моё.
И пушистые снежинки,
И река, и облака,
И тропинки, и травинки,
И вода из родника.





– Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает, 
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.


На плите у вас кипит, 
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,

мы привыкли, что вода – 
Наша спутница всегда.
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.

















Просмотр содержимого документа
«pril 4»

Учебная информация к уроку по теме

«Роль воды в жизнедеятельности растений.

Экологические группы растений по отношению к воде».

1.Гидатофиты – это водные растения, целиком или почти целиком погруженные в воду. Среди них – цветковые, которые вторично перешли к водному образу жизни (элодея, рдесты, водяные лютики, валлиснерия, уруть и др.). Вынутые из воды, эти растения быстро высыхают и погибают. У них редуцированы устьица и нет кутикулы. Транспирация у таких растений отсутствует, а вода выделяется через особые клетки – гидатоды. Листовые пластинки у гидатофитов, как правило, тонкие, без дифференцировки мезофилла, часто рассеченные, что способствует более полному использованию ослабленного в воде солнечного света и усвоению углекислого газа. Нередко выражена разнолистность – гетерофиллия; у многих видов есть плавающие листья, имеющие световую структуру. Поддерживаемые водой побеги часто не имеют механических тканей, в них хорошо развита аэренхима. Корневая система цветковых гидатофитов сильно редуцирована, иногда отсутствует совсем или утратила свои основные функции (у рясок). Поглощение воды и минеральных солей происходит всей поверхностью тела. Цветоносные побеги, как правило, выносят цветки над водой (реже опыление совершается в воде), а после опыления побеги снова могут погружаться, и созревание плодов происходит под водой (валлиснерия, элодея, рдесты и др.).

2.Гидрофиты – это растения наземноводные, частично погруженные в воду, растущие по берегам водоемов, на мелководьях, на болотах. Встречаются в районах с самыми разными климатическими условиями. К ним можно отнести тростник обыкновенный, частуху подорожниковую, вахту трехлистную, калужницу болотную и другие виды. У них лучше, чем у гидатофитов, развиты проводящие и механические ткани. Хорошо выражена аэренхима. В аридных районах при сильной инсоляции их листья имеют световую структуру. У гидрофитов есть эпидерма с устьицами, интенсивность транспирации очень высока, и они могут расти только при постоянном интенсивном поглощении воды.

3.Гигрофиты – наземные растения, живущие в условиях повышенной влажности воздуха и часто на влажных почвах. Среди них различают теневые и световые. Теневые гигрофиты – это растения нижних ярусов сырых лесов в разных климатических зонах (недотрога, цирцея альпийская, бодяк огородный, многие тропические травы и т. п.). Из‑-за высокой влажности воздуха у них может быть затруднена транспирация, поэтому для улучшения водного обмена на листьях развиваются гидатоды, или водяные устьица, выделяющие капельно‑-жидкую воду. Листья часто тонкие, с теневой структурой, со слабо развитой кутикулой, содержат много свободной и малосвязанной воды. Обводненность тканей достигает 80 % и более. При наступлении даже непродолжительной и несильной засухи в тканях создается отрицательный водный баланс, растения завядают и могут погибнуть. К световым гигрофитам относятся виды открытых местообитаний, растущие на постоянно влажных почвах и во влажном воздухе (папирус, рис, сердечники, подмаренник болотный, росянка и др.). Наиболее типичные гигрофиты — травянистые растения и эпифиты влажных тропических лесов и нижних ярусов сырых лесов в разных климатических зонах (чистотел большой, недотрога обыкновенная, кислица обыкновенная и др.), прибрежные виды (калужница болотная, плакун-трава, рогоз, камыш, тростник), растения сырых и влажных лугов, болот (белокрыльник болотный, сабельник болотный, вахта трехлистная, осоки), некоторые культурные растения.







4.Мезофиты могут переносить непродолжительную и не очень сильную засуху. Это растения, произрастающие при среднем увлажнении, умеренно теплом режиме и достаточно хорошей обеспеченности минеральным питанием. К мезофитам можно отнести вечнозеленые деревья верхних ярусов тропических лесов, листопадные деревья саванн, древесные породы влажных вечнозеленых субтропических лесов, летнезеленые лиственные породы лесов умеренного пояса, кустарники подлеска, травянистые растения дубравного широкотравья, растения заливных и не слишком сухих суходольных лугов, пустынные эфемеры и эфемероиды, многие сорные и большинство культурных растений. Из приведенного перечня видно, что группа мезофитов очень обширна и неоднородна. По способности регулировать свой водный обмен одни приближаются к гигрофитам (мезогигрофиты), другие – к засухоустойчивым формам (мезоксерофиты).

5.Ксерофиты растут в местах с недостаточным увлажнением и имеют приспособления, позволяющие добывать воду при ее недостатке, ограничивать испарение воды или запасать ее на время засухи. Ксерофиты лучше, чем все другие растения, способны регулировать водный обмен, поэтому и во время продолжительной засухи остаются в активном состоянии. Это растения пустынь, степей, жестколистных вечнозеленых лесов и кустарниковых зарослей, песчаных дюн. Ксерофиты подразделяются на два основных типа: суккуленты и склерофиты.

Суккуленты – сочные растения с сильно развитой водозапасающей паренхимой в разных органах. Стеблевые суккуленты – кактусы, стапелии, кактусовидные молочаи; листовые суккуленты – алоэ, агавы, мезембриантемумы, молодило, очитки; корневые суккуленты – аспарагус. В пустынях Центральной Америки и Южной Африки суккуленты могут определять облик ландшафта. Листья, а в случае их редукции стебли суккулентов имеют толстую кутикулу, часто мощный восковой налет или густое опушение. Устьица погруженные, открываются в щель, где задерживаются водяные пары. Днем они закрыты. Это помогает суккулентам сберегать накопленную влагу, но зато ухудшает газообмен, затрудняет поступление углекислого газа внутрь растения. Осмотическое давление клеточного сока суккулентов мало,они развивают небольшую сосущую силу и способны всасывать воду лишь атмосферных осадков, просочившихся в верхний слой почвы. Корневая система их неглубокая, но сильно распростертая, что особенно характерно для кактусов.

Склерофиты – это растения, наоборот, сухие на вид, часто с узкими и мелкими листьями, иногда свернутыми в трубочку. Листья могут быть также рассеченными, покрытыми волосками или восковым налетом. Хорошо развита склеренхима, поэтому растения без вредных последствий могут терять до 25 % влаги не завядая. В клетках преобладает связанная вода. Сосущая сила корней до нескольких десятков атмосфер, что позволяет успешно добывать воду из почвы. При недостатке воды резко снижают транспирацию. Относятся многие степные растения с розеточными и полурозеточными, сильно опушенными побегами, полукустарнички, некоторые злаки, ковыли, тонконоги, типчак,полынь холодная, эдельвейс и др. Наибольшую биомассу эти растения создают в период, благоприятный для вегетации, а в жару уровень обменных процессов у них очень низок. Стипаксерофиты – это группа узколистных дерновинных злаков (и др.). Характеризуются низкой транспирацией в засушливый период и могут переносить особенно сильное обезвоживание тканей. Свернутые в трубочку листья имеют внутри влажную камеру. Транспирация идет через погруженные в бороздки устьица внутрь этой камеры, что снижает потери влаги.

Различные пути регуляции водообмена позволили растениям заселить самые различные по экологическим условиям участки суши. Многообразие приспособлений лежит, таким образом, в основе распространения растений по поверхности земли, где дефицит влаги является одной из главных проблем экологических адаптаций. Высшие наземные растения, прикреплённые к неподвижному субстрату, в большей степени, чем животные зависят от уровня влажности окружающей среды.



Просмотр содержимого документа
«pril 5»

Приложение 5


Рогоз широколистный

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство рогозовые.


Многолетнее растение. 1–2 м в высоту, с ползучим корневищем. Листья очередные, двурядные, широколинейные. Соцветие - цилиндрические початки, соприкасающиеся между собой. Растет по берегам озер, рек и канав, в болотах, частично погружено в воду.





Рдест плавающий

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство рдестовые.



Многолетнее растение, 60-150 см в высоту, с длинным корневищем. Плавающие листья эллиптически-яйцевидные, погруженные – линейно-ланцетные. Соцветие - многоцветковый колос, поднимающийся над поверхностью волы. Обычен в реках, канавах и слабопроточных водоемах.





Осока мохнатая

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство осоковые.



Многолетнее растение, до 80 см в высоту, с толстым корневищем. Листья с обеих сторон опушённые, складчатые. Растение обоеполое, соцветие – колос. Растение влажных мест, с высокой влажностью воздуха.

Яблоня лесная

Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Семейство розоцветные.



Дерево в высоту до 10 м, с чешуйчатой серой корой. Листья очередные, овальные. Цветки обоеполые, белые, снаружи нежно-розовые, с 5 лепестками, собранными по 3-6 в щитковидные соцветия. Плод яблоко. Живёт в условиях умеренного увлажнения и умеренных температур.




Цереус перуанский

Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Семейство кактусовые



Многолетнее растение, до 1,5 м в высоту. Стебель покрыт голубовато-зелёным налётом. Глубоко расчленён на 6-8 рёбер. Цветки крупные, украшены продолговатыми кремо-беловатыми лепестками. Приспособлено к жёсткой экономии воды, к уменьшению испарения.

Элодея канадская

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство водокрасовые.



Подвод­ное растение, 30-60 см в длину, широко рас­пространено в стоячих водоемах с чистой водой (занесенное в Европу в 1836 г.. очень засоряет водоемы, поистине «водяная чума»). С мая по август изредка образует отдельные цветки. Размножается укоренением стеблей и зимующими почками.




Осока повислая

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство осоковые.



Многолетнее растение, 20-60 см в высоту, с красноватыми подземными побегами. Листья жёсткие, с трёхгранным острым кончиком. Стебель гладкий. Соцветие – колос. Растение влажных мест, с высокой влажностью воздуха.

Стрелолист обыкновенный

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство частуховые.



Многолетнее растение, 30-100 см в длину с клубнем на концах подземных побегов. Нижние листья - лентовидные, верхние - овально-стреловидные и стреловидно-копьевидные. Соцветие состоит из 3-членных мутовок. Широко распространен по болотам, прудам и озерам, частично погружено в воду.







Ель обыкновенная

Отдел голосеменные. Класс хвойные. Семейство сосновые.



Дерево до 50 метров в высоту, с красновато-бурой корой. Хвоинки заострённые. Однодомное, зрелые шишки висячие, золотисто-коричневые. Живёт в условиях умеренного увлажнения и умеренных температур.




Ковыль перистый

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство злаки.



Многолетнее растение, 30-80 см в высоту, образует плотную дернину. Листья синевато-зелёные, щетинистые или плоские гладкие. Колоски одноцветковые. Соцветие – сжатая метёлка. Приспособлено к жёсткой экономии воды, к уменьшению испарения.


Камыш озёрный

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство осоковые.



Многолетнее растение с ползущим корневищем, 1-4 м в высоту. Стебли тёмно-зеленые, цилиндрические. Цветки в колосках, обоеполые, околоцветник из шести щетинок. Соцветие – метёлка. Растёт на мелководье в речках, прудах и озёрах, частично погружёно в воду.

Водокрас обыкновенный

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство водокрасовые.



Многолетнее плавающее растение, 15-30 см в высоту. Листья округлые, плавающие, в розетке. Дает боковые побеги, а осенью зимующие почки. Двудомное растение с одиночными цветками. Обильно растет в водоемах раз­ного типа.







Пушица узколистная

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство осоковые.



Многолетнее растение, до 70 см в высоту, с ползучим корневищем. Листья узколинейные, желобчатые, на концах трёхгранные. Обоеполые цветки собраны в колоски по 3-5 на вершине стебля. Растение влажных мест, с высокой влажностью воздуха.


Саксаул черный

Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Семейство амарантовые.



Многолетний кустарник, до 1,5-2,5 м высотой. Листья имеют вид небольших чешуек. Произрастает на песках пустыни. Приспособлено к жёсткой экономии воды, к уменьшению испарения.

Дуб черешчатый

Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Семейство буковые.



Дерево 40-м высоты с узловатыми ветвями и грубой чёрной корой. Листья перистолопастные. Растение однодомное. Светло-коричневые жёлуди на длинных черешках по 1-3. Живёт в условиях умеренного увлажнения и умеренных температур.

Рдест курчавый

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство рдестовые.



Многолетнее растение до 2 м в длину, с ветвистым корневищем. Листья супротивные, линейные, курчавоволнистые. Соцветие короткий, малоцветковый колос, торчащий из воды. Растет в стоячих и медленно текущих водоемах.








Тростник обыкновенный

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство мятликовые.



Многолетний злак. 1-4 м в высоту, с ползущим корневищем. Листья длинные, жесткие, с режущим краем, язычок в виде ряда волосков. Соцветие – рыхлая метелка. Растет по берегам озер, рек и канав, в болотах, частично погружено в воду.




Калужница болотная

Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Семейство лютиковые.



Многолетнее растение, 15-30 см в высоту, с мясистым стеблем. Нижние листья черешковые, верхние – стеблеобъемлющие. Цветки жёлтые, многочисленные, по одному на цветоносе. Плод – многолистовка. Растение влажных мест, с высокой влажностью воздуха.


Ландыш майский

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство лилейные.



Многолетнее растение, 10-25 см в высоту, с ползучим корневищем. 2 прикорневых супротивных эллиптических листа. Цветки душистые колокольчатые. Соцветие – кисть. Плод – ягода. Живёт в условиях умеренного увлажнения и умеренных температур.


Алоэ древовидное

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство лилейные



Многолетнее травянистое сочное растение до 60-100 см высотой. Стебли прямостоящие, ветвящиеся. Листья очерёдные, мечевидные, с хрящевыми шипами по краям, в вершине изогнутые, цветки оранжевые, трубчатые. Приспособлено к жёсткой экономии воды, к уменьшению испарения.




Камыш морской

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство осоковые.



Многолетнее растение, 30-100 см в высоту. С клубневидными корневищами и линейными листьями. Цветки в крупных колосках, собранных по 2-5. Соцветие – метёлка из колосков. Растёт на мелководье, на морских побережьях, частично погружёно в воду.


Ряска малая

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство рясковые.



Мелкие плавающие растения, состоящие из зелёной пластинки 0,3-0,5 см в ширину и одного корешка. Однодомное, цветки развиваются редко. Размножение почти исключительно вегетативное. Обычна в канавах, прудах, болотах.




Ситняг болотный

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство осоковые.



Многолетнее растение, 10-60 см в высоту, с цилиндрическим полым стеблем. Листья чешуевидные, в основании стебля жёлтые или красновато-бурые. Цветки обоеполые; околоцветник обычно из щетинок. Растение влажных мест, с высокой влажностью воздуха.

Земляника лесная

Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Семейство розоцветные.



Многолетнее растение, 8-20 см в высоту. Листья тройчатые, острокрупнопильчатые. Белые цветки в верхушечных ложных зонтиках. Плод – орешки. Живёт в условиях умеренного увлажнения и умеренных температур.





Опунция обыкновенная

Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Семейство кактусовые.



Многолетнее растение, 4-6 м в высоту. На стеблях расположены видоизменённые пазушные почки — ареолы — с колючками и пучком легко обламывающихся тонких колючечек — глохидий. Листья небольшие сочные, шиловидные. Цветки одиночные, обоеполые. Плоды ягодообразные. Растение недостаточно увлажнённых местообитаний, где воды в почве мало, а воздух горячий и сухой.


Касатик жёлтый

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство касатиковые.



Многолетнее растение, 60-100 см в высоту, с толстым ветвистым корневищем. Листья мечевидные, линейно-ланцетные. Цветки жёлтые. Плод – бурая коробочка. Растёт по канавам, болотам, частично погружёно в воду.

Осока заячья

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство осоковые.



Многолетнее растение, до 20-60 см в высоту, образует плотную дернину. Листья складчатые, жёсткие, заострённые. Стебель тупотрёхгранный, гладкий. Соцветие – колос. Растение влажных мест, с высокой влажностью воздуха.


Нивяник обыкновенный

Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Семейство сложноцветные.



Многолетнее растение, 30-60 см в высоту, с прямостоячим малооблиствённым стеблем. Верхние листья сидячие, крупнопильчатые, а нижние – черешковые, городчатые. Соцветие – одиночная корзинка. Живёт в условиях умеренного увлажнения и умеренных температур.




Рогоз узколистный

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство рогозовые.


Многолетнее растение. 1–2 м в высоту, с ползучим корневищем. Листья очередные, двурядные, узколинейные. Соцветие - цилиндрические початки, разделенные участком стебля. Растет по берегам озер, рек и канав, в болотах, частично погружено в воду.





Просмотр содержимого документа
«pril 6»



Распределение растений по группам


Гидатофиты


Гидрофиты

Гигрофиты

Мезофиты

Ксерофиты


Ряска


Рдест


Водокрас


Элодея


Рогоз


Камыш


Стрелолист


Касатик


Тростник


Камыш



Калужница


Пушица


Ситняг


Осока


Яблоня


Ель


Ландыш


Земляника


Нивяник


Ковыль


Цереус


Саксаул


Алоэ


Опунция


Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Покорская Наталья Анатольевна,

учитель химии и биологии Береговой ООШ

Железинского района Павлодарской области

Урок № 27. Тема: Роль воды в жизнедеятельности растений.

Экологические группы растений по отношению к воде.

Цели:

Образовательная: сформировать знания о различных способах приспособления к среде обитания; создать условия для овладения знаниями о значении воды в жизни растений;

Развивающая: развивать познавательный интерес к многообразию растительного мира, умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;

Воспитательная: воспитывать культуру поведения, любовь к окружающему миру, Родине; бережное отношение к природе.



Ход урока:



Организационный момент:

Приветствие учителя: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня урок биологии у вас проведу я – Покорская Наталья Анатольевна. Я вам желаю хорошего настроения и успешной работы. Для работы вам понадобятся учебник, ручка, дневник. У вас на партах приготовлены учебные листы со стикерами (Приложение 1). Пожалуйста, напишите на стикерах коротенькое пожелание себе, либо одноклассникам. Как вы хотите работать на уроке, каких добиться результатов.

С этого года вы изучаете новый предмет – биологию, а именно ботанику. Что изучает ботаника? Правильно, растения. А каково значение растений? Ответы учащихся. Хорошо, а что необходимо растениям для нормальной жизнедеятельности? (тепло, свет, почва, вода, питательные вещества, другие живые организмы и т.д.) Эти условия называются факторы среды. Запишем их в учебный лист. Как вы думаете, одинаковые ли условия нужны различным растениям? Нет. Растения, приспособленные к какому-либо одному фактору среды образуют экологическую группу растений.


Попробуйте угадать, о чём идёт речь. Загадки о воде (Приложение 2). Тема нашего урока: «Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде».

Что нам предстоит узнать в ходе урока? Как вы думаете? (Выход на цели урока).

Я вам представлю несколько фруктов и овощей (Среди них несколько вялых). Что между ними общего? В чём различие? Чем обусловлено это различие? Вопрос учителя: «Можете ли Вы сказать, для чего нужна вода в природе? в жизни растений?

Учащиеся называют значение воды, полученные при изучении курса «Естествознание».



Изучение нового материала.

Вода необходима для жизни любого организма. Вода – важнейшие условие всех процессов жизнедеятельности растения. Представленная в клетках, тканях и органах растений, она объединяет все части организма в единое целое. Вода – главный компонент в транспортной системе при перемещении веществ между клетками, тканями и между органами растения. От притока волы зависит жизнь растительного организма. Вода распределена по Земле неравномерно: где-то её больше, где-то меньше.

Учитель обобщает, дополняет ответы учащихся, знакомит со значением воды в жизни растений.

Презентация (Приложение 3)

Учащиеся записывают в тетради.

  • вода – важнейшее условие протекания всех процессов жизнедеятельности растения;

  • вода- главный компонент в транспортной системе веществ между клетками, тканями и органами растения;

  • от притока воды зависит жизнь растения;

  • в ходе эволюции у растений выработались приспособления для жизни в различных условиях обводненности.

Работа в группах. У вас на столах находится учебная информация об экологических группах растений по отношению к воде (Приложение 4). Ознакомьтесь с текстом и запишите в таблицу название экологической группы, особенность местопроизрастания, примеры.

Презентация группы с показом слайдов.

1 группа: слово ГИДАТОФИТЫ происходит от греческого гидатос – вода, фитон – растение. Их признаки:

  • полностью погружены в воду;

  • листья тонкие, питательные вещества поглощаются всей поверхностью;

  • стебли почти не имеют механической ткани; в тканях имеется много межклетников, заполненных воздухом. Примерами гидатофитов являются такие растения как элодея, кубышка, кувшинка.

2 группа: слово ГИДРОФИТЫ происходит от греческого гидрос – водный. Их признаки:

  • растения, частично погружены в воду;

  • обычно обитают по берегам водоемов на сырых лугах;

  • обладают крупными листьями, неглубокой и слаборазвитой корневой системой;

  • имеют воздухоносные межклетные полости;

  • срезанные побеги быстро вянут. Примерами гидрофитов являются такие растения как стрелолист, камыш, рогоз.

3 группа: слово ГИГРОФИТЫ происходит от греческого гигра – влага. Их признаки: растения влажных мест с высокой влажностью воздуха. Примерами гигрофитов являются - калужница, осока, циперус. Учитель обращает внимание учащихся на калужницу, она занесена в Красную книгу и ее нужно беречь. Интересное растение циперус. В дикой природе растёт по берегам Нила, образуя целые заросли. Из него изготавливали папирус предшественник бумаги. Интересно вегетативное размножение циперуса (демонстрация учителем).

4 группа: слово МЕЗОФИТЫ происходит от греческого мезос – средний.Их признаки:

  • живут в условиях умеренного увлажнения, умеренных температур и хорошего минерального питания;

  • растут в лесах, на лугах, в поле;

  • большинство – сельскохозяйственные растения;

  • лучше развиваются при дополнительном поливе. Примерами гигрофитов являются – ландыш, традесканция, дуб, яблоня.

5 группа: слово КСЕРОФИТЫ происходит от греческого ксерос – сухой. Их признаки:

  • растения, недостаточно увлажненных местообитаний, где воды в почве мало, а воздух горячий и сухой. Примерами ксерофитов являются – кактусы, толстянки. Данные растения – декоративные растения.



Физминутка.

Закрепление: Работа с карточками. (Приложение 5). Рассмотрите внимательно изображения растений, прочитайте описание и разложите карточки по экологическим группам. Что объединяет выбранные растения (черты строения, жизнедеятельности)? Взаимопроверка в группе (Приложение 6).



А как же поступает вода в растения? Благодаря корневому давлению.



Видео «Передвижение воды и минеральных веществ»

Австралийские эвкалипты – самые высокие в мире растения, достигающие 100 м. в высоту. Чтобы обеспечить дерево влагой до самой вершины, корневого давления не достаточно. С его помощью можно обеспечить водой дерево не выше 10 м. Каким же образом вода поступает к самым верхним ветвям эвкалипта? Растения не только поглощают воду, но и испаряют её.

Видео «Строение покровной ткани листа»



Какова  биологическая роль испарения? Клетки растений при нагревании выше 50° С погибают. Спасает листья   от перегрева испарение   влаги,   так   как   оно   всегда    сопровождается понижением температуры. Это можно проверить на себе,   если намочить   руки водой,   а затем  дать  ей   испариться  с  их  поверхности. В  жару  мы потеем,  и  это спасает нас от перегрева, так как испарение пота связано   с понижением температуры  и охлаждением поверхности нашего тела. Испарение воды листьями   имеет и другое   немаловажное значение: оно способствует передвижению воды и растворенных в ней веществ  от корней  по стеблю к листьям. Испаряющую деятельность   листьев можно сравнить с насосом, нагнетающим в клетки все новые и новые порции воды с растворами питательных солей, необходимых для образования органических   веществ. Из 1000 г воды, поглощенной корнями, приблизительно 990 г испаряется, а 10 г задерживается в растении.

В 30-х годах в Грузии было высажено большое количество эвкалиптовых деревьев для уничтожения Колхидских болот – крупного очага распространения малярии. Благодаря каким свойствам эвкалиптов стало возможно оздоровление этой местности? Самое большое количество испаряемой воды отмечено у листьев эвкалипта. В течении года одно растение способно транспортировать через устьица листьев до 14 тонн воды.



Ребята, попробуйте сделать задания на вашем учебном листе. Можно ответить устно.

– Мы сегодня говорили о том, что вода – это важнейшее условие существования  жизни растений, животных и человека. А ещё вода – это красота!

Чистая вода – это богатство, которое ничем не заменишь. Тихие пруды и озёра, заводи и речки ласкают взоры, умиротворяют душу, несут нам живительную прохладу. Моря и океаны вбирают в себя многоцветие неба, сверкание звёзд и сияние Луны. Можно часами любоваться их изменчивой живописной палитрой. Воды не только видимы, но и слышимы нами: в журчании ручья, в мерных всплесках моря, в штормовом гуле океана и в шуме дождя чудится музыка планеты. У воды есть свой праздник – «День воды и водных ресурсов», который отмечается 22 марта.



Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою – 
Реки, горы и леса.
Вместе мы с тобой в ответе
За чудесное жильё.
Потому, что на планете
Всё твоё и всё моё.
И пушистые снежинки,
И река, и облака,
И тропинки, и травинки,
И вода из родника.

Нам с вами повезло жить на берегу прекрасной реки. Как сказал Виктор Фрелих:

Истории известны семь чудес,

Но как она несправедлива, -

Их восемь – есть Иртыш,

Его судьба нам подарила.

Но на нас возложена и большая ответственность – сберечь наш Иртыш.



В начале урока вы писали пожелания. Перед вами два облачка и туча. Пожалуйста, прикрепите ваши стикеры в соответствии с вашим настроением.



Оценки.



Домашнее задание: изучить по учебнику параграфы 14,19

Проработать материл урока, ответить на вопросы.

Выучить новые термины.




Дополнительно:

1. Опытный овощевод рекомендовал учащимся такие овощные растения, как салат, шпинат, срывать во второй половине дня (ближе к вечеру). Объясните, почему зеленые овощи лучше срывать для употребления в пищу вечером? В конце дня в листьях накапливается большое количество питательных веществ. Ночью идет отток их к стеблю, корням или цветкам. Поэтому лучше срывать листья салата, шпината в конце дня – тогда их листья более питательны.



2. А сейчас я предлагаю всем вместе сочинить сказку «Путешествие капельки». Я начну, а вы продолжите.







Просмотр содержимого презентации
«pril 3»

Роль воды в жизнедеятельности растений

Роль воды в жизнедеятельности растений

Значение воды: Для многих растений она является средой обитания, источником кислорода. Испаряясь через устьица растений, вода выполняет терморегуляторную функцию. Без воды не может происходить размножение целого ряда растений (водоросли, мхи, папоротники). Вода – необходимый компонент процесса фотосинтеза.

Значение воды:

  • Для многих растений она является средой обитания, источником кислорода.
  • Испаряясь через устьица растений, вода выполняет терморегуляторную функцию.
  • Без воды не может происходить размножение целого ряда растений (водоросли, мхи, папоротники).
  • Вода – необходимый компонент процесса фотосинтеза.

С помощью воды набухают и прорастают семена, растения увеличиваются в размерах, наливаются плоды.
  • С помощью воды набухают и прорастают семена, растения увеличиваются в размерах, наливаются плоды.
Растения получают из почвы минеральные соли в виде водных растворов.
  • Растения получают из почвы минеральные соли в виде водных растворов.
Зимой растения, укрытые снеговой шубой, не вымерзают.
  • Зимой растения, укрытые снеговой шубой, не вымерзают.
Живые организмы потребляют большое количество воды. Так, посчитано, что для получения 1 тонны пшеницы нужно около 1500 тонн воды, 1 тонны хлопчатника – 10000 тонн воды.
  • Живые организмы потребляют большое количество воды. Так, посчитано, что для получения 1 тонны пшеницы нужно около 1500 тонн воды, 1 тонны хлопчатника – 10000 тонн воды.
Роль воды

Роль воды

  • Многие растения расселяются с помощью текущей воды ( осока, частуха подорожниковая, ивы , растущие по берегам реки др.). Ивы образуют много семян, но они очень быстро теряют всхожесть. Зато ивы могут размножаться вегетативным способом. Отломанная ветка упадет в воду и плывет, пока не попадает на влажную почву. На стебле образуются придаточные корни, и из обломившейся ветки вырастает ивовый куст или дерево (рис. 22). Вот почему по берегам многих рек почти сплошной полосой тянутся ивняки.
В пустынях Средней Азии встречаются высокие травянистые растения ферула и дорема . Листья их имеют большие емкости, размером и формой напоминающие чайные чашки (рис. 23). Во время дождя в них накапливается вода. Она поступает внутрь растения через тонкие оболочки клеток стебля. Собравшуюся в этих «чашках» дождевую воду иногда пьют копытные животные пустынь джейраны. Поэтому в народе эти растения называют «джейраньи чашки».
  • В пустынях Средней Азии встречаются высокие травянистые растения ферула и дорема . Листья их имеют большие емкости, размером и формой напоминающие чайные чашки (рис. 23). Во время дождя в них накапливается вода. Она поступает внутрь растения через тонкие оболочки клеток стебля. Собравшуюся в этих «чашках» дождевую воду иногда пьют копытные животные пустынь джейраны. Поэтому в народе эти растения называют «джейраньи чашки».
Экологические группы растений по отношению к воде : Гидатофиты. Гидрофиты. Гигрофиты. Мезофиты. Ксерофиты (суккуленты и склерофиты).

Экологические группы растений по отношению к воде :

  • Гидатофиты.
  • Гидрофиты.
  • Гигрофиты.
  • Мезофиты.
  • Ксерофиты

(суккуленты и склерофиты).

1. ГИДАТОФИТЫ – (от греч. гидатос – вода, фитон – растение) полностью погружены в воду; листья тонкие, питательные вещества поглощаются всей поверхностью; стебли почти не имеют механической ткани; в тканях имеется много межклетников, заполненных воздухом.

1. ГИДАТОФИТЫ – (от греч. гидатос – вода, фитон – растение)

  • полностью погружены в воду;
  • листья тонкие, питательные вещества поглощаются всей поверхностью;
  • стебли почти не имеют механической ткани;
  • в тканях имеется много межклетников, заполненных воздухом.

Гидатофиты : Элодея Кувшинка Кубышка

Гидатофиты :

Элодея

Кувшинка

Кубышка

2.ГИДРОФИТЫ   (от греч. гидрос – водный)  растения , частично погружены в воду; обычно обитают по берегам водоемов на сырых лугах; обладают крупными листьями, неглубокой и слаборазвитой корневой системой; имеют воздухоносные межклетные полости; срезанные побеги быстро вянут.

2.ГИДРОФИТЫ (от греч. гидрос – водный)

  • растения , частично погружены в воду;
  • обычно обитают по берегам водоемов на сырых лугах;
  • обладают крупными листьями, неглубокой и слаборазвитой корневой системой;
  • имеют воздухоносные межклетные полости;
  • срезанные побеги быстро вянут.

ГИДРОФИТЫ Стрелолист Рогоз Камыш

ГИДРОФИТЫ

Стрелолист

Рогоз

Камыш

3.ГИГРОФИТЫ  (от греческого гигра – влага) растения влажных мест с высокой влажностью воздуха.

3.ГИГРОФИТЫ (от греческого гигра – влага)

  • растения влажных мест с высокой влажностью воздуха.

ГИГРОФИТЫ: Калужница Осока Циперус

ГИГРОФИТЫ:

Калужница

Осока

Циперус

4.МЕЗОФИТЫ  (от греч. мезос – средний) живут в условиях умеренного увлажнения, умеренных температур и хорошего минерального питания; растут в лесах, на лугах, в поле; большинство – сельскохозяйственные растения; лучше развиваются при дополнительном поливе.

4.МЕЗОФИТЫ (от греч. мезос – средний)

  • живут в условиях умеренного увлажнения, умеренных температур и хорошего минерального питания;
  • растут в лесах, на лугах, в поле;
  • большинство – сельскохозяйственные растения;
  • лучше развиваются при дополнительном поливе.

МЕЗОФИТЫ Ландыш Традесканция

МЕЗОФИТЫ

Ландыш

Традесканция

МЕЗОФИТЫ Яблоня Дуб

МЕЗОФИТЫ

Яблоня

Дуб

5.КСЕРОФИТЫ  (от греч. ксерос – сухой) растения, недостаточно увлажненных местообитаний, где воды в почве мало, а воздух горячий и сухой. Среди них различают сухие (склерофиты) и сочные (суккуленты).Сочные могут запасать влагу, а сухие приспособлены к экономии влаги

5.КСЕРОФИТЫ (от греч. ксерос – сухой)

  • растения, недостаточно увлажненных местообитаний, где воды в почве мало, а воздух горячий и сухой.
  • Среди них различают сухие (склерофиты) и сочные (суккуленты).Сочные могут запасать влагу, а сухие приспособлены к экономии влаги

КСЕРОФИТЫ Кактусы Крассула портулаковидная

КСЕРОФИТЫ

Кактусы

Крассула портулаковидная

На верхней плоскости листа На нижней стороне листа Устьица могут по-разному располагаться на листьях различных растений.  На листьях, расположенных горизонтально, большинство устьиц находится на нижней стороне листа.  У листьев, растущих вертикально, – с двух сторон.  Существуют и такие плавающие на воде листья, например листья кувшинки, у которых устьица находятся на верхней плоскости листа. С двух сторон

На верхней плоскости листа

На нижней стороне листа

Устьица могут по-разному располагаться на листьях различных растений.

  • На листьях, расположенных горизонтально, большинство устьиц находится на нижней стороне листа.
  • У листьев, растущих вертикально, – с двух сторон.
  • Существуют и такие плавающие на воде листья, например листья кувшинки, у которых устьица находятся на верхней плоскости листа.

С двух сторон

ПОДУМАЙТЕ Лист кувшинки содержит много воздуха, а устьица на нем расположены не снизу, а сверху. Почему?

ПОДУМАЙТЕ

Лист кувшинки содержит много воздуха, а устьица на нем расположены не снизу, а сверху. Почему?

БАЛЬЗАМИНЫ

БАЛЬЗАМИНЫ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Роль воды в жизнедеятельности растений

Автор: Покорская Наталья Анатольевна

Дата: 04.01.2015

Номер свидетельства: 150063

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Роль воды в жизнедеятельности растений"
    ["seo_title"] => string(45) "rol-vody-v-zhizniedieiatiel-nosti-rastienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "143169"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418468288"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Роль воды в жизнедеятельности растений. "
    ["seo_title"] => string(43) "rol-vody-v-zhizniedieiatiel-nosti-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "106528"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403026677"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему: "Вода в жизни человека и растений". "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-voda-v-zhizni-chielovieka-i-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "217051"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433227568"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "презентация для урока биологии "Вода в жизни растений"6 класс "
    ["seo_title"] => string(68) "priezientatsiia-dlia-uroka-biologhii-voda-v-zhizni-rastienii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "225770"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1439885216"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект урока по теме: «Гидросфера». «Вода на Земле»."
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt_uroka_po_tiemie_gidrosfiera_voda_na_ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "348306"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476191966"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства