Покорская Наталья Анатольевна,
учитель химии и биологии Береговой ООШ
Железинского района Павлодарской области
Урок № 27. Тема: Роль воды в жизнедеятельности растений.
Экологические группы растений по отношению к воде.
Цели:
Образовательная: сформировать знания о различных способах приспособления к среде обитания; создать условия для овладения знаниями о значении воды в жизни растений;
Развивающая: развивать познавательный интерес к многообразию растительного мира, умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
Воспитательная: воспитывать культуру поведения, любовь к окружающему миру, Родине; бережное отношение к природе.
Ход урока:
Организационный момент:
Приветствие учителя: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня урок биологии у вас проведу я – Покорская Наталья Анатольевна. Я вам желаю хорошего настроения и успешной работы. Для работы вам понадобятся учебник, ручка, дневник. У вас на партах приготовлены учебные листы со стикерами (Приложение 1). Пожалуйста, напишите на стикерах коротенькое пожелание себе, либо одноклассникам. Как вы хотите работать на уроке, каких добиться результатов.
С этого года вы изучаете новый предмет – биологию, а именно ботанику. Что изучает ботаника? Правильно, растения. А каково значение растений? Ответы учащихся. Хорошо, а что необходимо растениям для нормальной жизнедеятельности? (тепло, свет, почва, вода, питательные вещества, другие живые организмы и т.д.) Эти условия называются факторы среды. Запишем их в учебный лист. Как вы думаете, одинаковые ли условия нужны различным растениям? Нет. Растения, приспособленные к какому-либо одному фактору среды образуют экологическую группу растений.
Попробуйте угадать, о чём идёт речь. Загадки о воде (Приложение 2). Тема нашего урока: «Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде».
Что нам предстоит узнать в ходе урока? Как вы думаете? (Выход на цели урока).
Я вам представлю несколько фруктов и овощей (Среди них несколько вялых). Что между ними общего? В чём различие? Чем обусловлено это различие? Вопрос учителя: «Можете ли Вы сказать, для чего нужна вода в природе? в жизни растений?
Учащиеся называют значение воды, полученные при изучении курса «Естествознание».
Изучение нового материала.
Вода необходима для жизни любого организма. Вода – важнейшие условие всех процессов жизнедеятельности растения. Представленная в клетках, тканях и органах растений, она объединяет все части организма в единое целое. Вода – главный компонент в транспортной системе при перемещении веществ между клетками, тканями и между органами растения. От притока волы зависит жизнь растительного организма. Вода распределена по Земле неравномерно: где-то её больше, где-то меньше.
Учитель обобщает, дополняет ответы учащихся, знакомит со значением воды в жизни растений.
Презентация (Приложение 3)
Учащиеся записывают в тетради.
вода – важнейшее условие протекания всех процессов жизнедеятельности растения;
вода- главный компонент в транспортной системе веществ между клетками, тканями и органами растения;
от притока воды зависит жизнь растения;
в ходе эволюции у растений выработались приспособления для жизни в различных условиях обводненности.
Работа в группах. У вас на столах находится учебная информация об экологических группах растений по отношению к воде (Приложение 4). Ознакомьтесь с текстом и запишите в таблицу название экологической группы, особенность местопроизрастания, примеры.
Презентация группы с показом слайдов.
1 группа: слово ГИДАТОФИТЫ происходит от греческого гидатос – вода, фитон – растение. Их признаки:
полностью погружены в воду;
листья тонкие, питательные вещества поглощаются всей поверхностью;
стебли почти не имеют механической ткани; в тканях имеется много межклетников, заполненных воздухом. Примерами гидатофитов являются такие растения как элодея, кубышка, кувшинка.
2 группа: слово ГИДРОФИТЫ происходит от греческого гидрос – водный. Их признаки:
растения, частично погружены в воду;
обычно обитают по берегам водоемов на сырых лугах;
обладают крупными листьями, неглубокой и слаборазвитой корневой системой;
имеют воздухоносные межклетные полости;
срезанные побеги быстро вянут. Примерами гидрофитов являются такие растения как стрелолист, камыш, рогоз.
3 группа: слово ГИГРОФИТЫ происходит от греческого гигра – влага. Их признаки: растения влажных мест с высокой влажностью воздуха. Примерами гигрофитов являются - калужница, осока, циперус. Учитель обращает внимание учащихся на калужницу, она занесена в Красную книгу и ее нужно беречь. Интересное растение циперус. В дикой природе растёт по берегам Нила, образуя целые заросли. Из него изготавливали папирус предшественник бумаги. Интересно вегетативное размножение циперуса (демонстрация учителем).
4 группа: слово МЕЗОФИТЫ происходит от греческого мезос – средний.Их признаки:
живут в условиях умеренного увлажнения, умеренных температур и хорошего минерального питания;
растут в лесах, на лугах, в поле;
большинство – сельскохозяйственные растения;
лучше развиваются при дополнительном поливе. Примерами гигрофитов являются – ландыш, традесканция, дуб, яблоня.
5 группа: слово КСЕРОФИТЫ происходит от греческого ксерос – сухой. Их признаки:
растения, недостаточно увлажненных местообитаний, где воды в почве мало, а воздух горячий и сухой. Примерами ксерофитов являются – кактусы, толстянки. Данные растения – декоративные растения.
Физминутка.
Закрепление: Работа с карточками. (Приложение 5). Рассмотрите внимательно изображения растений, прочитайте описание и разложите карточки по экологическим группам. Что объединяет выбранные растения (черты строения, жизнедеятельности)? Взаимопроверка в группе (Приложение 6).
А как же поступает вода в растения? Благодаря корневому давлению.
Видео «Передвижение воды и минеральных веществ»
Австралийские эвкалипты – самые высокие в мире растения, достигающие 100 м. в высоту. Чтобы обеспечить дерево влагой до самой вершины, корневого давления не достаточно. С его помощью можно обеспечить водой дерево не выше 10 м. Каким же образом вода поступает к самым верхним ветвям эвкалипта? Растения не только поглощают воду, но и испаряют её.
Видео «Строение покровной ткани листа»
Какова биологическая роль испарения? Клетки растений при нагревании выше 50° С погибают. Спасает листья от перегрева испарение влаги, так как оно всегда сопровождается понижением температуры. Это можно проверить на себе, если намочить руки водой, а затем дать ей испариться с их поверхности. В жару мы потеем, и это спасает нас от перегрева, так как испарение пота связано с понижением температуры и охлаждением поверхности нашего тела. Испарение воды листьями имеет и другое немаловажное значение: оно способствует передвижению воды и растворенных в ней веществ от корней по стеблю к листьям. Испаряющую деятельность листьев можно сравнить с насосом, нагнетающим в клетки все новые и новые порции воды с растворами питательных солей, необходимых для образования органических веществ. Из 1000 г воды, поглощенной корнями, приблизительно 990 г испаряется, а 10 г задерживается в растении. |
В 30-х годах в Грузии было высажено большое количество эвкалиптовых деревьев для уничтожения Колхидских болот – крупного очага распространения малярии. Благодаря каким свойствам эвкалиптов стало возможно оздоровление этой местности? Самое большое количество испаряемой воды отмечено у листьев эвкалипта. В течении года одно растение способно транспортировать через устьица листьев до 14 тонн воды.
Ребята, попробуйте сделать задания на вашем учебном листе. Можно ответить устно.
– Мы сегодня говорили о том, что вода – это важнейшее условие существования жизни растений, животных и человека. А ещё вода – это красота!
Чистая вода – это богатство, которое ничем не заменишь. Тихие пруды и озёра, заводи и речки ласкают взоры, умиротворяют душу, несут нам живительную прохладу. Моря и океаны вбирают в себя многоцветие неба, сверкание звёзд и сияние Луны. Можно часами любоваться их изменчивой живописной палитрой. Воды не только видимы, но и слышимы нами: в журчании ручья, в мерных всплесках моря, в штормовом гуле океана и в шуме дождя чудится музыка планеты. У воды есть свой праздник – «День воды и водных ресурсов», который отмечается 22 марта.
Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Реки, горы и леса.
Вместе мы с тобой в ответе
За чудесное жильё.
Потому, что на планете
Всё твоё и всё моё.
И пушистые снежинки,
И река, и облака,
И тропинки, и травинки,
И вода из родника.
Нам с вами повезло жить на берегу прекрасной реки. Как сказал Виктор Фрелих:
Истории известны семь чудес,
Но как она несправедлива, -
Их восемь – есть Иртыш,
Его судьба нам подарила.
Но на нас возложена и большая ответственность – сберечь наш Иртыш.
В начале урока вы писали пожелания. Перед вами два облачка и туча. Пожалуйста, прикрепите ваши стикеры в соответствии с вашим настроением.
Оценки.
Домашнее задание: изучить по учебнику параграфы 14,19
Проработать материл урока, ответить на вопросы.
Выучить новые термины.
Дополнительно:
1. Опытный овощевод рекомендовал учащимся такие овощные растения, как салат, шпинат, срывать во второй половине дня (ближе к вечеру). Объясните, почему зеленые овощи лучше срывать для употребления в пищу вечером? В конце дня в листьях накапливается большое количество питательных веществ. Ночью идет отток их к стеблю, корням или цветкам. Поэтому лучше срывать листья салата, шпината в конце дня – тогда их листья более питательны.
2. А сейчас я предлагаю всем вместе сочинить сказку «Путешествие капельки». Я начну, а вы продолжите.