Цель урока: изучить строение экосистемы, рассмотреть пишевую цепь и энергию в экосистемем.
Задачи:
Обучающие: сформировать у учащихся знания о строении и роли экосистемы, показать зависимость одних видов от других.
Развивающие: развивать умения анализировать, делать выводы, а также развитие творческого мышления и интереса к экологии.
Воспитывающие: способствовать нравственному воспитанию учащихся, формированию чувства толерантности как основе доброжелательных отношений внутри классного коллектива.
Методы урока: словесный, проблемно-поисковый.
Межпредметные связи: биология, физика, литература
Тип урока: стандартный
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль и строение экосистемы »
Тема урока: Роль и строение экосистемы
Цель урока: изучить строение экосистемы, рассмотреть пишевую цепь и энергию в экосистемем.
Задачи:
Обучающие: сформировать у учащихся знания о строении и роли экосистемы, показать зависимость одних видов от других.
Развивающие: развивать умения анализировать, делать выводы, а также развитие творческого мышления и интереса к экологии.
Воспитывающие: способствовать нравственному воспитанию учащихся, формированию чувства толерантности как основе доброжелательных отношений внутри классного коллектива.
I Организационный момент ( приветствие, отметка отсутствующих)
II Проверка ранее изученного материала
А) Фронтальный опрос
Что такое биотическое взаимоотношение?
Какие виды борьбы за существование вы знаете?
1).Какие биотические связи характерны для следующих организмов:
1. береза-гриб-трутовик;
2. лиса-заяц;
3.волк-лиса
1.симбиоз 2. конкуренция
3. паразитизм 4. хищничество
1).Какие биотические связи характерны для следующих организмов:
1. береза-подберезовик
2.паук-муха;
3.собака-блоха
1.симбиоз 2. комменсализм
3. паразитизм 4. хищничество
2).Хищничество
1.любой способ питания одних организмов другими
2.способ питания, при котором одни организмы ловят и убивают других
3. характерно только для животных
4.характерно только для растений
2). Паразитизм
1. характерен только для животных
2. характерен только для животных и растений
3. приводит к очень быстрой смерти хозяина
4.способ питания, при котором один организм живет за счет питательных веществ другого, не убивая его
- В замечательном произведении Киплинга «Маугли» весьма тонко описаны конкурентные взаимоотношения трех хищников – тигра, медведя, волка. Однако в этой сказке допущены и литерные вольности: «Хорошие» волки и медведь с помощью человеческого детеныша одерживают победу над злымШарханом и изгоняют его из джунглей.
Вопрос: каким может быть исход этой конкуренции в реальной действительности?
IIIИзучение новой темы
Экосистема – это единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания. Биоценоз – это совокупность растений, животных и микроорганизмов, совместно обитающих в одинаковых природных условиях. Структура биоценозов и экосистем состоят из одинаковых компонентов. Например: экосистема суши. Если автотрофами (организмы, синтезирующие органические вещества) экосистемы суши являются растения с обыкновенными корнями, стеблями и цветами, то автотрофы в водной экосистеме это микрофлоры. Животные суши – позвоночные, млекопитающие и бактерии, в водной экосистеме – рыбы. Надо помнить, что движущей силой всех жизненных процессов во всех системах является солнечная энергия.
Пищевая цепь и энергия в экосистеме состоит из трех компонентов.
Продуценты, или производители. К ним относятся зеленые растения. Зеленые растения образуют органические вещества и используют солнечную энергию.
2. Консументы, или потребители (гетеротрофные организмы). К ним относятся животные.
3. редуценты – разлагатели. К ним относятся микроорганизмы. Каждое предыдущее звено цепи питания является пищей для следующего звена.
Пусть одного человека в течение года можно прокормить 300 форелями. Для их питания требуется 90 тысяч головастиков лягушек. Чтобы прокормить этих головастиков, необходимы 27 000 000 насекомых, которые потребляют за год 1 000 тонн травы. Если человек будет питаться растительной пищей, то все промежуточные ступени пирамиды можно выкинуть и тогда 1 000 т биомассы растений сможет прокормить в 1 000 раз больше людей.
В биоценозе существует замкнутый круговорот веществ. Источником энергии этого круговорота служит световая солнечная энергия, которая преобразуется в механическую, тепловую. Все компоненты пищевой цепи связаны между собой и зависят друг от друга.
Экологическая пирамида – графические изображения соотношения между продуцентами и консументами всех уровней (травоядных, хищников; видов, питающихся другими хищниками) в экосистеме. Схематически изображать эти соотношения предложил американский зоолог Чарльз Элтон в 1927 году
Показатель каждого уровня экологической пирамиды приблизительно в 10 раз меньше предыдущего.Экологические пирамиды различают в зависимости от показателей, на основании которых строится пирамида. При этом для всех пирамид установлено основное правило, согласно которому в любой экосистеме больше растений, чем животных, травоядных, чем плотоядных, насекомых, чем птиц.
Пример: На основе правила экологической пирамиды можно определить или рассчитать количественные соотношения разных видов растений и животных в естественных и искусственно создаваемых экологических системах. Например, 1 кг массы морского зверя (тюленя, дельфина) нужно 10 кг съеденной рыбы, а этим 10 кг нужно уже 100 кг их корма - водных беспозвоночных, которым в свою очередь для образования такой массы необходимо съедать 1000 кг водорослей и бактерий. В данном случае экологическая пирамида будет устойчива.
Экологическая пирамида имеет три типа:
Пирамида численности – выявлять численные показателей организмов.
Пирамида биомассы- определяет общий сухой вес известного объема в определенном промежутке времени.
Пирамида энергии – определят силу движения энергии или ее «продуктивность».
Выдающий русский ученый В.И. Вернадский доказал, что непрерывное развитие жизни в биосфере является результатом круговорота «живых веществ» в природе. Основной источник круговорота веществ в природе – явление фотосинтеза.Через круговорот проходят все живые организмы, поскольку весь кислород атмосферы обновляется один раз в 2000 лет, углекислый газ – 300 лет, а вода – в 2 млн лет. Также для биологического круговорота в мире необходима энергия. Основной источник энергии – солнечная энергия. Если 30% солнечной энергии рассеивается в атмосфере, то 20 % - в толщах атмосферы, а 50% уходит на согревание океанов и суши. И лишь 0,1-0,2 % приходится на долю зеленых растений.
IV Закрепление новой темы
Что такое биоценоз? Что такое экосистема?
Перечислите 3 компонента пищевой цепи
Что такое экологическая пирамида?
Для закрепления новой темы задание
Найдите лишнее понятие – третий лишний и объясните почему?
Продуцент, консумент, паразит
Пирамида энергии, пирамида численности, пирамида веществ
2000 лет, 2 млн. лет, 2 года
V Подведение итога урока
Домашнее задание , оценивание учащихся
Просмотр видеофильма «Экосистема».
Тип взаимоотношений
Определение
СИМБИОЗ
ХИЩНИЧЕСТВО
ПАРАЗИТИЗМ
НЕЙТРАЛИЗМ
НАХЛЕБНИЧЕСТВО
КВАРТИРАНТСТВО
КОНКУРЕНЦИЯ
♥ Особи одного вида предоставляют убежища особям другого вида, и это не приносит им ни вреда, ни пользы.
♥ Особи одного вида используют остатки пищи особей другого вида.
♥ Совместное взаимовыгодное сосуществование особей двух или более видов.
♥ Сожительство особей двух видов на одной территории, которое ни для одного из видов не дает ни положительных, ни отрицательных последствий.
♥ Особи одного вида поедают особей другого или того же вида.
♥ Особи одного или нескольких видов со сходными потребностями сосуществуют при ограниченных ресурсах, что приводит к снижению жизненных показателей взаимодействующих особей.
♥ Одни организмы получают от других необходимые питательные вещества и место постоянного или временного обитания.