kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль и строение экосистемы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Роль и строение экосистемы

Цель урока: изучить строение экосистемы, рассмотреть пишевую цепь и энергию в экосистемем.

Задачи:

Обучающие: сформировать у учащихся знания о строении и роли экосистемы, показать зависимость одних видов от других.

Развивающие: развивать умения анализировать, делать выводы, а также развитие творческого мышления и интереса к экологии.

Воспитывающие: способствовать нравственному воспитанию учащихся, формированию чувства толерантности как основе доброжелательных отношений внутри классного коллектива.

Методы урока: словесный, проблемно-поисковый.

Межпредметные связи: биология, физика, литература

Тип урока: стандартный

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль и строение экосистемы »

Тема урока: Роль и строение экосистемы

Цель урока: изучить строение экосистемы, рассмотреть пишевую цепь и энергию в экосистемем.

Задачи:

Обучающие: сформировать у учащихся знания о строении и роли экосистемы, показать зависимость одних видов от других.

Развивающие: развивать умения анализировать, делать выводы, а также развитие творческого мышления и интереса к экологии.

Воспитывающие: способствовать нравственному воспитанию учащихся, формированию чувства толерантности как основе доброжелательных отношений внутри классного коллектива.

Методы урока: словесный, проблемно-поисковый.

Межпредметные связи: биология, физика, литература

Тип урока: стандартный

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, плакаты



Ход урока

I Организационный момент ( приветствие, отметка отсутствующих)

II Проверка ранее изученного материала

А) Фронтальный опрос

Что такое биотическое взаимоотношение?

Какие виды борьбы за существование вы знаете?

1).Какие  биотические   связи  характерны для   следующих  организмов:

1. береза-гриб-трутовик;

2. лиса-заяц;

3.волк-лиса

1.симбиоз           2. конкуренция

3. паразитизм      4. хищничество

1).Какие  биотические   связи  характерны для   следующих  организмов:

1. береза-подберезовик

2.паук-муха;

3.собака-блоха

1.симбиоз             2. комменсализм

3. паразитизм      4. хищничество

 2).Хищничество

1.любой способ питания одних организмов другими

2.способ питания, при котором одни организмы ловят и убивают других

3. характерно только для  животных

4.характерно   только для  растений

2). Паразитизм 

1. характерен только для  животных

2. характерен только для животных и растений

3. приводит к очень  быстрой смерти хозяина

4.способ питания, при котором один организм живет  за счет питательных веществ другого, не  убивая его

- В замечательном произведении Киплинга «Маугли» весьма тонко описаны конкурентные взаимоотношения трех хищников – тигра, медведя, волка. Однако в этой сказке допущены и литерные вольности: «Хорошие» волки и медведь с помощью человеческого детеныша одерживают победу над злымШарханом и изгоняют его из джунглей.

Вопрос: каким может быть исход этой конкуренции в реальной действительности?




III Изучение новой темы

Экосистема – это единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания. Биоценоз – это совокупность растений, животных и микроорганизмов, совместно обитающих в одинаковых природных условиях. Структура биоценозов и экосистем состоят из одинаковых компонентов. Например: экосистема суши. Если автотрофами (организмы, синтезирующие органические вещества) экосистемы суши являются растения с обыкновенными корнями, стеблями и цветами, то автотрофы в водной экосистеме это микрофлоры. Животные суши – позвоночные, млекопитающие и бактерии, в водной экосистеме – рыбы. Надо помнить, что движущей силой всех жизненных процессов во всех системах является солнечная энергия.

Пищевая цепь и энергия в экосистеме состоит из трех компонентов.

  1. Продуценты, или производители. К ним относятся зеленые растения. Зеленые растения образуют органические вещества и используют солнечную энергию.



2. Консументы, или потребители (гетеротрофные организмы). К ним относятся животные.

3. редуценты – разлагатели. К ним относятся микроорганизмы. Каждое предыдущее звено цепи питания является пищей для следующего звена.

Пусть одного человека в течение года можно прокормить 300 форелями. Для их питания требуется 90 тысяч головастиков лягушек. Чтобы прокормить этих головастиков, необходимы 27 000 000 насекомых, которые потребляют за год 1 000 тонн травы. Если человек будет питаться растительной пищей, то все промежуточные ступени пирамиды можно выкинуть и тогда 1 000 т биомассы растений сможет прокормить в 1 000 раз больше людей.



В биоценозе существует замкнутый круговорот веществ. Источником энергии этого круговорота служит световая солнечная энергия, которая преобразуется в механическую, тепловую. Все компоненты пищевой цепи связаны между собой и зависят друг от друга.

Экологическая пирамида – графические изображения соотношения между продуцентами и консументами всех уровней (травоядных, хищников; видов, питающихся другими хищниками) в экосистеме. Схематически изображать эти соотношения предложил американский зоолог Чарльз Элтон в 1927 году

Показатель каждого уровня экологической пирамиды приблизительно в 10 раз меньше предыдущего.Экологические пирамиды различают в зависимости от показателей, на основании которых строится пирамида. При этом для всех пирамид установлено основное правило, согласно которому в любой экосистеме больше растений, чем животных, травоядных, чем плотоядных, насекомых, чем птиц.

Пример: На основе правила экологической пирамиды можно определить или рассчитать количественные соотношения разных видов растений и животных в естественных и искусственно создаваемых экологических системах. Например, 1 кг массы морского зверя (тюленя, дельфина) нужно 10 кг съеденной рыбы, а этим 10 кг нужно уже 100 кг их корма - водных беспозвоночных, которым в свою очередь для образования такой массы необходимо съедать 1000 кг водорослей и бактерий. В данном случае экологическая пирамида будет устойчива.

Экологическая пирамида имеет три типа:

  1. Пирамида численности – выявлять численные показателей организмов.

  2. Пирамида биомассы- определяет общий сухой вес известного объема в определенном промежутке времени.

  3. Пирамида энергии – определят силу движения энергии или ее «продуктивность».

Выдающий русский ученый В.И. Вернадский доказал, что непрерывное развитие жизни в биосфере является результатом круговорота «живых веществ» в природе. Основной источник круговорота веществ в природе – явление фотосинтеза.Через круговорот проходят все живые организмы, поскольку весь кислород атмосферы обновляется один раз в 2000 лет, углекислый газ – 300 лет, а вода – в 2 млн лет. Также для биологического круговорота в мире необходима энергия. Основной источник энергии – солнечная энергия. Если 30% солнечной энергии рассеивается в атмосфере, то 20 % - в толщах атмосферы, а 50% уходит на согревание океанов и суши. И лишь 0,1-0,2 % приходится на долю зеленых растений.

IV Закрепление новой темы

Что такое биоценоз? Что такое экосистема?

Перечислите 3 компонента пищевой цепи

Что такое экологическая пирамида?



Для закрепления новой темы задание

Найдите лишнее понятие – третий лишний и объясните почему?

Продуцент, консумент, паразит

Пирамида энергии, пирамида численности, пирамида веществ

2000 лет, 2 млн. лет, 2 года

V Подведение итога урока

Домашнее задание , оценивание учащихся

Просмотр видеофильма «Экосистема».













Тип взаимоотношений


Определение


СИМБИОЗ







ХИЩНИЧЕСТВО





ПАРАЗИТИЗМ





НЕЙТРАЛИЗМ









НАХЛЕБНИЧЕСТВО





КВАРТИРАНТСТВО







КОНКУРЕНЦИЯ


♥ Особи одного вида предоставляют убежища особям другого вида, и это не приносит им ни вреда, ни пользы.

♥ Особи одного вида используют остатки пищи особей другого вида.



♥ Совместное взаимовыгодное сосуществование особей двух или более видов.

♥ Сожительство особей двух видов на одной территории, которое ни для одного из видов не дает ни положительных, ни отрицательных последствий.

♥ Особи одного вида поедают особей другого или того же вида.



♥ Особи одного или нескольких видов со сходными потребностями сосуществуют при ограниченных ресурсах, что приводит к снижению жизненных показателей взаимодействующих особей.



♥ Одни организмы получают от других необходимые питательные вещества и место постоянного или временного обитания.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль и строение экосистемы

Автор: Табылды?ызы Динара

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 174189

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок-исследование по теме "Прирожденные разрушители". УМК 2100 "
    ["seo_title"] => string(68) "urok-issliedovaniie-po-tiemie-prirozhdiennyie-razrushitieli-umk-2100"
    ["file_id"] => string(6) "145643"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418971121"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок окружающего мира по теме " Растения- производители" "
    ["seo_title"] => string(64) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-rastieniia-proizvoditieli"
    ["file_id"] => string(6) "109361"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404413616"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока окружающего мира. Тема "Грибы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-tiema-griby"
    ["file_id"] => string(6) "123037"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414403015"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа по биологии 7 класс "
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117246"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412752312"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по биологии 7 класс  на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-7-klass-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "117250"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412753116"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства